Дифференциация в устной и письменной речи. Что значит ТП? Балка – палка, пашня – башня, запор – забор

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

Профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие координации речи с движением;

Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

Развитие мелкой моторики;

Развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия .

Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(бочка)

На ветках -

Плотный комочек.

В нём дремлет

Зеленый листочек.

(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

Какими звуками отличаются эти слова?

Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

(Бабочка)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода -

И скорее с огорода.

(Пугало)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

(Блины)

3. Развитие логического мышления.

Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

ЗА__ОР __О__ЕЛКА

О__ЛАВОК ХЛО__ОК

5. Физминутка.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

Наклон вперед.

6. Самостоятельная работа.

Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

Ответы :

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п] .

«Поймайте звук [п] или звук [б] »

Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

«Цифровой ряд»

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

«Путаница»

Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

«Слоговая мозаика»

Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

«ПО» - «БО»

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка- балка

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

бочка - почка

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

забор - запор

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

забыть - запить

Ссору надо … .

Лекарство надо …. .

блещут - плещут

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

В последние годы в письменных работах учащихся мы все чаще встречаемся с ошибками, которые специалисты называют графическими. К ним относятся недописывание элементов буквы или наращивание лишних, смешение букв, сходных по оптическим или кинетическим характеристикам, зеркальное письмо. Такой вид специфических нарушений письма не связан с состоянием устной речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, как бы не видит и не чувствует разницы в начертании оптически и кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения процессом письма графические ошибки обычно вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых детей такие нарушения письма имеют устойчивый характер и требуют специальной коррекционной работы.
Данная разработка представляет собой блок из двух занятий по коррекции одного из видов графических ошибок – нарушения различения букв п т . Эти буквы имеют кинетическое и оптическое сходство, вследствие чего их часто смешивают в своих письменных работах учащиеся с недостаточно сформированными пространственными представлениями и затруднениями динамической и кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий является закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой. Для достижения этой цели включаются все анализаторы, согласованная работа которых обеспечивает процесс письма: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся 2-х классов и соответствуют среднему уровню развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут быть использованы в практической деятельности не только школьных логопедов, но и учителей начальных классов.

1-е занятие

Тема : Дифференциация букв п т .

Цели:

  • совершенствование навыков дифференциации букв п – т
  • развитие зрительно-пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • совершенствование способности к переключению внимания;

Оборудование:

  • рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
  • “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
  • карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
  • карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
  • индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

  • Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
  • Кто сидит справа от тебя?
  • Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
  • Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
  • Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).

II. Работа по теме.

1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )

Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)

– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )

– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)

– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )

– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)

Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.

2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.

Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”

– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )

– Давайте научимся их различать.

3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).

Логопед: У буквы п две (п ара) ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т т ри ножки. В слове “три” первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей карточки? (Рисунок 7)

Дети: Две. Пара.

Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?

Дети: п .

Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .

4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).

  • Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
  • Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
  • Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.

Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.

Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Вывод: запоминаем наши “опоры”:

Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).

Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).

IV. Физминутка

Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.

От топота копыт
Пыль по полю летит.

5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).

Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”

2 2 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3
п п т п т т п т т п п т

6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.

па – та
по – то
пу – ту
ты – пы
ап – ат
ип – ит
еп – ет
яп – ят

– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )

– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )

7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .

IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

    • Какие планеты вы знаете?

8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).

Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют

– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.

– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.

9. На доске записаны слова с пропущенными буквами

– Сколько слов записано на доске?

– Прочтите их вставив буквы п или т .

– Кто увидел здесь шесть слов?

Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)

V. Итог занятия.

– Что нового вы сегодня узнали на занятии?

– Чем отличаются буквы п и т ?

п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

2-е занятие

Тема: Дифференциация букв п – т .

Цели:

  • закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие памяти, контрольных действий;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание умения общаться в коллективе.

Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ;

  • карточки с буквами п, я, т, ь ;
  • предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент.

    Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”

    II. Повторение.

    На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.

    – Составьте из этих букв слово. (Пять)

    – Назовите согласные из этого слова. (П, т)

    – Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)

    – Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)

    – Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.

    – Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)

    – Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)

    – Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)

    Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:

    • звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
    • звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);

    III. Работа по теме.

    1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.

    Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .

    Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.

    – Сколько слов мы зашифровали? (Пять)

    – Сколько значков записали? (Шесть)

    – Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)

    – Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II п , III т .

    – Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)

    – Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.

    2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .

    – Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].

    – Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])

    – Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)

    Логопед убирает картинки или закрывает их.

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)

    – Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])

    – Какое слово мы не назвали? (Платье)

    3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .

    . ихонов . е . я
    . е . рова . аня
    . е . ухова . амара
    . имошенко . авел
    . ихомиров . оля

    – Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)

    – Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)

    – Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).

    IV. Физминутка.

    Потягушечка

    Потягуну-потягушечки
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растём, растём, растём!

    4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.

    Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).

    Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).

    5. Графический диктант.

    Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.

    Коллективная проверка выполнения задания.

    IV. Итог занятия.

    – Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)

    – Чем отличаются буквы п и т ?

    – Чем отличаются звуки [п] и [т]?

    Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.

    Материал для проверки

    Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п т ” можно дать следующее задание.

    – Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.

    (Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)

    Утром в класс пришёл доктор и сказал, что завтра ребятам будут делать уколы под лопатку. Надо приготовиться.
    На другой день Виталик принёс с собой пластмассовую лопатку.

    – Правильно ли Виталик понял доктора?

    – Почему вы думаете, что он не понял доктора?

    Литература:

    1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977

    2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994

    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991

    4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997

    5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965

    6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995

    7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000

    План-конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме «Дифференциация п-т».

    Тема занятия: Дифференциация согласных п-т.

    Цели:

    1. Закрепить у учащихся умение различать согласные п-т в устной и письменной речи.
    2. Развивать фонематическое восприятие.
    3. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
    4. Развивать зрительную память, мышление, внимание, слухомоторные координации.

    1. Мобилизирующий этап.

    Задача : эмоциональный настрой.

    Даются указания.

    Ребята, пожелайте другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)

    Учащиеся поочредно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    Желаю (соприкасаются большими пальцами)
    - успеха (указательными)
    - большого (средними)
    - во всём (безымянными)
    - и везде (мизинцами)
    - и удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

    2. Сообщение темы занятия.

    Сегодня к нам на занятие пришёл Мышка-Топтыжка.

    а) Сложите буквы из элементов (разрезная азбука). Какие буквы у вас получились?

    Сегодня на занятии мы продолжаем учиться различать согласные п, т.

    Характеристика звуков (звуковая опора т- зубы, п- губы)

    Буквы (зрительная опора — п — две ножки 2 пара, т — три ножки 3 три)

    б) найдите буквы п,т в рисунках и обведите по контуру букву п — зелёной пастой, т — синей.

    в) работа с наждачной азбукой, определить буквы на ощупь.

    3. Развитие слухоморных координаций.

    Когда я постучу 2 раза, вы произнесёте слог «пу» 1 раз, а когда я постучу 3 раза — скажите слог «ти» 3 раза.

    А теперь наоборот. Я буду говорить, а вы стучать.

    4. Дифференциация в слогах.

    а) работа по слоговой таблице.

    // а ы/// //а///
    /// о ю// ///о//
    //о а// //о///
    //а е/// ///а//

    • чтение шёпотом
    • чтение цепочкой
    • выборочное чтение: 1 строчка, 2строчка

    б) Игра «шифровка» (карточки «шифровки»)

    Запиши слоги разными пастами: с буквой п — зелёной пастой, с буквой т — синей.

    2а, 3о, 2о, 3а, 2у, 2ы, 3ы,2е, 3е

    5. Дифференциация в словах.

    а) прочитайте слова справа налево, заменяя цифры буквами (2-п, 3-т)

    оле3, ак2ел, накара3, акйе2ок, ленме3о2, лива3со2, йын3амо3, а3енал2, 3амо3ва

    Запишите слова правильно в тетрадь. Буквы подчеркните разными цветами.

    Проверка.

    б) Работа со словами-паронимами

    • тара — пара
    • торт — порт
    • тень — пень
    • стал — спал
    • почка — точка
    • толк — полк

    Вставить подходящие по смыслу слова.

    • Мало (толка, полка) от лентяев.
    • Над столом висит (полка, толка).
    • Теплоход приходит в (порт, торт).
    • Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
    • Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей.
    • Старенький дедушка (спал, стал) на полатях.
    • Словарная работа «полати».

    6. Физпауза. «Сова», «Слон».

    в) «Перепутаница».

    сторп, потор,тальпо, таспух,пюльтан, патки, торпрет, тростекп

    7. Дифференциация в словосочетаниях.

    Составить словосочетания, вставляя пропущенные буквы п, т.

    • _ё_лый _латок
    • _ала_ка _уристов
    • _лохой _оступок
    • жи_ели ланеты
    • _ачка ва_ы
    • _равый бо_инок
    • у_иная охо_а

    Проверка.

    8. Игра «Фотоглаз».

    «Лишнее слово»

    9. Работа с деформированным текстом.

    П…енец вс…орхнул и спря…ался за кус…ик. Над полями с…елился гус…ой …уман. Тёмная …уча …овисла над …олем. В …арке расту… с…арые то…ля.

    а) чтение текста
    б) вставить буквы п,т.

    Итог занятия.

    Климова Марина Валерьевна,
    учитель-логопед
    МБОУ г. Иркутска СОШ №67

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

    Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

    Пиши правильно

    Пиши правильно

    Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

    Различай количество элементов

    Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

    ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

    2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

    III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

    Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

    Т П П Т Определи место звука в слове

    П Т Т Т Определи место звука в слове

    ПТ Т П Определи место звука в слове

    Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

    Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

    На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

    ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

    получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

    Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

    Помоги медведям достроить мостики

    Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

    Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

    молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

    Молодцы! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

    Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2 класса.

    Тема: «Дифференциация букв п – т, П – Т по кинетическому сходству».

    Цели:

    1. Учить различать кинетически сходные буквы п — т, П – Т путём выработки чёткой зрительно – моторной координации изолированно, в слогах, словах.
    2. Закреплять умение работать над звукобуквенным, слоговым анализом и синтезом, 3. Закреплять умение пользоваться правилами, пройденными в классе.
    3. Развивать оптические представления, зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие, пространственную ориентировку, память, логическое мышление.
    4. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, желание работать над своей речью.

    Оборудование:

    • «Волшебный сундучок», изображения героев разных сказок, компьютер, презентация, таблички с символами занятий, наборная доска, буквы из бархатной бумаги, индивидуальные тетради для детей, зеркала, артикуляционные профили звуков [п] и [т], магнитофон, аудиозаписи, пчёлка, посылка от почтальона Печкина, раскраски, карточки с заданием.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    Л: Итак, начинается наше занятие. Чтобы настроиться на работу вспомним наш девиз.

    У: Слушай! Думай! Не ленись! Правильно писать учись!

    Л: Садитесь.

    II. Постановка цели занятия.

    Л: Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, где живут герои разных сказок. Сейчас, каждый из вас должен достать из «Волшебного сундучка» картинку и назвать сказочного героя, изображённого на ней.

    Дети достают картинку и называют сказочного героя: Айболит, Красная Шапочка, Золотая Рыбка, Кот в Сапогах, Буратино.

    Л: Все эти герои помогут нам сформулировать тему нашего занятия. В темах наших занятий всегда есть главное слово. Какое?

    У: Различаем.

    На доску вывешивается карточка со словом «Различаем».

    Л: А что мы сегодня будем различать, мы узнаем, если посмотрим на экран компьютера.

    На экране написаны названия героев сказок с пропущенными буквами п и т

    • Айболи-
    • Красная Ша-очка
    • Бура-ино
    • Золо-ая Рыбка
    • Ко- в Са-огах

    Л: Итак, ребята, какие буквы пропущены в именах сказочных героев?

    У: Пропущены буквы п и т.

    Л: Давайте проверим это.

    На экране компьютера появляются имена сказочных героев с вставленными буквами.

    • Айболит
    • Красная Шапочка
    • Буратино
    • Золотая Рыбка
    • Кот в Сапогах

    Л: Какие буквы мы будем сегодня различать?

    У: Мы будем различать буквы п и т.

    На доску вывешивается карточки с буквами П п — Т т.

    Л: Обратите внимание, ребята, что мы будем различать заглавные письменные буквы и строчные письменные буквы. Прочитаем тему занятия «Различаем П п — Т т»

    Л: Чем похожи и чем различаются эти буквы?

    У: Отвечают.

    Л: Обратите внимание на одинаковые элементы букв п и т: п — как бы «прячется» в т. А в т есть добавочный элемент, то есть различаются они количеством элементов.

    Л: Да, мы сегодня будем различать буквы п и т по написанию. Ребята, а почему я написала все эти слова с большой буквы?

    У: Потому что это имена сказочных героев. А все имена собственные мы пишем с большой буквы.

    III. Основная часть занятия.

    а) Установление связи кинема-графема. Анализ букв.

    Л: Ребята, давайте вспомним этого сказочного героя. Кто это? (изображение Незнайки на доске).

    У: Это Незнайка.

    Л: А из какой он сказки?

    У: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».

    У: Н. Н. Носов.

    Л: У Незнайки есть друг, Торопыжка. (Изображение на наборном полотне). Как вы, ребята, думаете, почему его так назвали?

    У: Потому что он всегда торопиться.

    Л: Правильно, сейчас, я расскажу вам историю, которая приключилась с Торопыжкой, а вы внимательно слушайте и запомните, что Торопыжка делал не так.

    Чтение сказки Л. Н. Ефименковой «Торопыжкина беда».

    Первого сентября вместе с другими мальчиками и девочками Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда. Из-за вечной своей торопливости не хватило у него терпения букве «т» третью ножку дописать. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету», а получается у него: «Я хочу конфепу». Пишет он другу записку: «Пойдем гулять!», а получается: «Пойдем гуляпь!» Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке (на наборное полотно выставляется изображение Знайки) и рассказал о своей беде. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в слове «три»? «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, - говорит Знайка, - что у буквы «т» три ножки, а у буквы «п» - пара ног, т. е. две. Помни об этом и перестань торопиться».

    Л: Ребята, какие ошибки допускал Торопыжка на письме?

    У: Он путал буквы п и т.

    Л: Что посоветовал ему Знайка? Вы запомнили как отличать буквы?

    У: Он научил его как не путать буквы. У буквы т, Т — три ножки, слово три начинается на т. А у буквы п, П — пара ножек.

    Л: Среди вас, ребята, тоже есть ученики, которые путают эти буквы. Поэтому сегодня мы выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы.

    Л: Давайте ещё раз повторим:

    У буквы т — три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.
    У буквы п – пара ножек (две), слово пара начинается на п, это простая буква.(плакат на доске).

    Л: Давайте напишем буквы пальчиком на парте: пишем строчную письменную букву т «раз-два-три» — получилась буква – т, «раз-два» — получилась буква – п.

    б) Игра «Волшебный сундучок».

    В игре происходит узнавание букв с опорой на кинетические ощущения. Дети достают из «Волшебного сундучка» буквы п и т, сделанные из бархатной бумаги, и узнавая их на ощупь, называют.

    Л: Как вы узнали букву? На что опирались при узнавании?

    Ответы учеников.

    в) Выполнение упражнения в тетради:

    Запиши под цифрами соответствующие буквы (упражнение в тетради для работ над различением кинетически и оптически сходных букв) упр. 1 стр. 9.

    г) Артикуляционная дифференциация звуков:

    Л: В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п] и [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?

    У: За верхними зубами.

    Л: А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?

    Л: Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть эти звуки голосом, значит они оба согласные. Если мы приложим руку к горлышку, то сможем определить звонкие они или глухие.

    Дети определяют.

    д) Развитие навыков слогового анализа и синтеза, выполнение упражнения в тетради:

    Л: Ребята, посмотрите, портрет, какого сказочного героя расположен у нас в тетради?

    У: У нас в тетради расположен портрет Старичка — Лесовичка.

    Л: Что он несёт в руках?

    У: Он несёт в руках ведёрки.

    Л: Что на них написано?

    У: Слоги па и та.

    Л: Что он нам предлагает сделать?

    У: Он предлагает нам вставить в слова слоги с буквами.

    Л: Давайте выполним первый столбик упражнения вместе (первый столбик слов написан на доске).

    Совместный разбор упражнения. Дети называют слог, который они будут вставлять на пропущенное место. Чтение слова целиком. Нацелить детей на то, что если слово будет написано неправильно, то весь смысл слова теряется. Вспомнить правило о написании имён собственных. Второй столбик упражнения дети выполняют самостоятельно, затем чтение слов с буквами п и т.

    е) Физминутка от Буратино.

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Руки в сторону развёл,
    Ключик видно не нашёл.
    Чтобы ключик нам достать
    Надо на носочки встать.

    (Дети декламируют стихотворение, выполняя движения).

    ж) Дидактическая игра «Пчёлка» (выделение букв в словах).

    Игра направлена на развитие зрительного восприятия. Звучит жужжание пчелы.

    Л: Что это за звук?

    У: Это пчела жужжит.

    Л: Верно. К нам прилетела пчелка! Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, у нее получится целое слово. Внимательно слушайте мои команды и записывайте буквы, на которых пчела делает остановку, - и в конце путешествия вы сможете прочитать полученное слово.

    Первая буква, на которую опустилась пчёлка находится в четвёртой строчке, третьего столбика –т. Дальше она перелетела на две буквы влево – р, потом она села на три буквы вправо – у, дальше пчела перелетела на три буквы вверх — д. Какое слово получилось? Труд.

    Первая буква, на которую опустилась пчелка находится в третьей строчке, пятого столбика - п., дальше пчела перелетела на на одну букву влево – о, затем на одну буквы влево и одну букву вверх – л, затем на одну букву вверх — е. Какое слово получилось? Поле.

    Первая буква, на которую опустилась пчелка находится в третьей строчке, пятого столбика- п. Дальше она перелетела на одну букву влево и остановилась - о, затем на две буквы вниз, влево - ч. Вверх - т. Вверх - а. Какое слово у вас получилось?

    У: Почта. (Один ученик записывает слово на доске, с большой буквы).

    Л: Какая буква в этом слове первая, какая четвертая?

    У: Первая буква п, а четвертая - т.

    з) Звукобуквенный анализ слов.

    Л: Что делают на почте? Кто разносит письма?

    У: Почтальон.

    Л: Ребята, кто-то принёс нам посылку (звучит аудиозапись из м\ф «Каникулы в Простоквашино») — показ письма.

    У: Посылку принёс нам Почтальон Печкин. (изображение героя)

    Л: Ребята, в имени этого героя есть буквы, которые мы сегодня различаем?

    Л: Ребята, но открыть посылку мы сможем только тогда, когда выполним задание. (Детям раздаются листочки с нанесённой на них сеткой из 2\4 клеток). Я буду диктовать слова, а вы должны записать из них только буквы п или т. Если в слове есть обе буквы или две одинаковые буквы, то их нужно писать в одной клетке.

    1 – ряд: пенал, палец, костюм, тапочки.
    2 – ряд: каток, капель, танк, попугай.

    Таблица для проверки на экране компьютера.