Николай яворский. Николай Яворский – основатель балетной школы в Гаване

Русские в Латинской Америке Нечаев Сергей Юрьевич

Глава десятая НИКОЛАЙ ЯВОРСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ НА КУБЕ

Глава десятая

НИКОЛАЙ ЯВОРСКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ НА КУБЕ

В 1931 году гаванское Общество музыкального искусства (Sociedad Pro-Arte Musicale - SPAM) учредило при принадлежавшем ему театре «Аудиториум», построенном в 1928 году (после Кубинской революции он стал называться театром имени композитора Амадео Рольдана), платные курсы чтения и декламации, игры на гитаре, а также собственную балетную школу. За всю историю Кубы эта школа стала первым учебным заведением, профессионально и целенаправленно занявшимся преподаванием классического танца. Руководить школой пригласили случайно оказавшегося в то время в Гаване русского эмигранта Николая Петровича Яворского.

Этот человек родился в Одессе 23 февраля 1891 года. В молодости он брал уроки классического танца у солиста Одесского театра Казимирова. В годы Первой мировой войны Н. П. Яворский был офицером-артиллеристом, затем в Гражданскую сражался против Красной армии в составе Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). В 1920 году он эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, где стал танцевать на сцене Белградского народного театра. Потом он принимал участие в «Русской частной опере в Париже». И, наконец, в 1931 году он оказался на Кубе, в Гаване.

Алисия Алонсо

С первого дня организации балетной школы Н. П. Яворский активно взялся за работу. Первые уроки у известного иностранного преподавателя, выступавшего на самых знаменитых сценах Европы, надолго врезались в память его кубинских учеников. Многие из них стали впоследствии главными фигурами кубинского национального балета, и среди них выделялась выдающаяся кубинская балерина Алисия Эрнестина Мартинес (Алонсо), родившаяся в декабре 1921 года.

В конечном итоге Н. П. Яворский, благодаря присущим бывшему офицеру дисциплине, настойчивости и энтузиазму, стал настоящим подвижником развития балета на Кубе.

Уже 29 декабря 1931 года в театре «Аудиториум» с большим успехом прошло первое публичное выступление воспитанниц Н. П. Яворского. 9 января 1932 года в том же театре состоялось их повторное выступление с аналогичной программой. Юные кубинские танцовщицы вновь не подвели своего русского учителя и закрепили прошлогодний успех. Первый сезон балетной школы SPAM завершился 1 июня 1932 года, и тогда столичные газеты опубликовали сообщение о наборе на следующий год. Первым же кубинским балеринам теперь нужно было готовиться к новым постановкам и совершенствовать свое мастерство под неустанным руководством любимого преподавателя.

Ключевым спектаклем следующего сезона стала постановка полной версии балета П. И. Чайковского «Спящая красавица». Премьера состоялась 26 октября 1932 года. Н. П. Яворский адаптировал сложную хореографию Мариуса Петипа к весьма скромным пока еще техническим возможностям своих подопечных. Принцессу Аврору танцевала безусловная фаворитка Н. П. Яворского Дельфина Перес Гурри. Алисия Мартинес, которой едва исполнилось одиннадцать лет, выступала в сольной партии Голубой птицы. По воспоминаниям очевидцев, она прекрасно справилась с этой сложной мужской партией. Уже тогда она поняла, что балет - это вся ее жизнь. Костюмы и декорации кубинского художника Рохелио Далмау, с этого дня оформлявшего практически все балетные спектакли SPAM, добавили постановке изящества и очарования. Фоторепортажи о премьере долго не сходили со страниц модных иллюстрированных журналов «Сосьяль» и «Картелес».

Следующие несколько лет деятельности балетной школы SPAM прошли под знаком развития творческого потенциала прежних и новых учеников и учениц. К 5 ноября 1933 года Н. П. Яворский подготовил новую концертную программу, вновь представленную зрителям театра «Аудиториум». Буквально на глазах совершенствовавшая свою танцевальную технику Алисия Мартинес выступала в хореографических этюдах на музыку разных композиторов. В тот вечер отличились и некоторые из учениц Н. П. Яворского последнего набора: сестры Ольга и Элена Томсон, Хосефина де Карденас, Карола Панераи. В следующем году были поставлены «Голубой Дунай», «Полька-кокет», «Половецкие пляски». Эти спектакли стали свидетельством мощного творческого роста целой плеяды молодых кубинских артистов.

Афиша «Русского балета Монте-Карло»

Примерно в то же время, пользуясь краткой остановкой в Гаване одного из бывших директоров «Русской частной оперы в Париже» Василия Григорьевича Воскресенского, руководившего в те годы труппой «Русского балета Монте-Карло» (Ballet Russe de Monte Carlo), Н. П. Яворскому удалось договориться о включении наиболее способных своих воспитанниц в состав русской труппы. Там, по его мнению, они смогли бы окончательно занять позиции профессиональных танцовщиц, приобрести большой опыт выступлений за рубежом и серьезно повысить свой технический уровень. Первой в Европу, согласно подписанному в Гаване соглашению, в конце марта 1935 года отправилась Дельфина Перес Гурри. Примерно тогда же Гавану покинула и Марта Эндрюс, которой предстояло выступать в Нью-Йорке в ансамбле великого испанского танцовщика Висенте Эскудеро.

Оценивая работу Н. П. Яворского в балетной школе SPAM, можно сказать, что его педагогическая деятельность достигла кульминации к весне 1937 года. 10 мая его ученики представили на сцене театра «Аудиториум» «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Впервые в своей артистической карьере Алисия Мартинес исполняла партию Одетты-Одилии.

Последней крупной работой Н. П. Яворского для гаванского Общества музыкального искусства стала постановка балета-юморески «Времена года», созданного на музыку Фрица Крейслера, Лео Делиба, П. И. Чайковского и некоторых других композиторов. Она имела место в марте 1938 года.

Закончив очередной курс обучения весной 1939 года, Н. П. Яворский навсегда расстался с гаванским Обществом музыкального искусства. Если смотреть в ретроспективе, то за годы его работы в SPAM через школу прошло около полутора тысяч учеников, многие из которых уже тогда не без успеха начали карьеру профессиональных артистов балета.

Освободившись от опеки SPAM, Н. П. Яворский развернул активную деятельность по созданию собственной балетной школы, основной задачей которой должно было стать создание профессиональных балетных трупп, состоящих из кубинских артистов. Балетная студия Николая Петровича была торжественно открыта 27 июня 1939 года, и уже к осени 1940 года она могла похвастаться определенными успехами. 12 ноября ее ученицы выступали в балетной программе, приуроченной к открытию выставки автомобилей в фешенебельном гаванском отеле «Насьональ». Выпускницы Н. П. Яворского показали хореографическую фантазию на афрокубинские темы «Бабалао» в исполнении Маргариты Лекуона, а также балет-композицию «Автомобили люкс» на музыку разных композиторов. 27 декабря того же года на арендованной сцене театра «Аудиториум» ученицы школы Н. П. Яворского совместно с Гаванским хоровым обществом Марии Муньос де Кеведо показали большую программу, составленную из балетных номеров, чередующихся с выступлениями хора.

Н. П. Яворский руководил собственной частной балетной студией в Гаване до 1941 года. Потом он оставил ее на попечение Марты Эндрюс и уехал в Сантьяго-де-Куба, где ему предложили возглавить балетную школу.

В последние месяцы своей жизни Н. П. Яворский руководил балетной школой в маленьком городке Мансанильо. Там он и умер 9 октября 1947 года.

Считается, что Николая Петровича Яворского нельзя отнести к звездам мирового балета первой величины, однако все специалисты признают его неординарные педагогические заслуги как первого учителя целой плеяды выдающихся кубинских артистов. Фактически именно он стал основателем балетной школы на Кубе, и сделано это было в крайне неблагоприятных условиях. Для того чтобы понять, в каких, следует напомнить, что в 30–40-х годах прошлого века Куба, маленькая страна в Карибском бассейне, находящаяся под властью диктатуры Фульхенсио Батисты (он будет свергнут Кубинской революцией лишь в январе 1959 года). Все в стране было подчинено интересам США. Национальная культура, как и все национальное, правительством не поощрялась и не поддерживалась.

В эти годы создание национального балета не было первоочередной задачей. Более того, Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было своей школы балетмейстеров. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы вообще не были знакомы с этим видом искусства. Работать в таких условиях, естественно, было крайне сложно.

Самыми известными учениками Н. П. Яворского стали выдающаяся танцовщица Алисия Мартинес (по мужу Алисия Алонсо) и балетмейстер Альберто Хулио Райнери Алонсо (брат мужа Алисии Мартинес). Именно они в 1948 году организовали национальную труппу «Балет Алисии Алонсо» (с 1959 года - Национальный балет Кубы). Кстати сказать, именно Альберто Хулио Райнери Алонсо в апреле 1967 года по просьбе Майи Плисецкой поставил для нее в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина, ставший одним из важнейших событий в развитии российского балета середины XX века. В августе того же года он поставил в Гаване другую редакцию балета для Алисии Алонсо (ее партнером выступил брат Майи Плисецкой Азарий Плисецкий).

Из книги Берия. Лучший менеджер XX века автора Кремлев Сергей

Глава 17 ОСНОВАТЕЛЬ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ 21 АВГУСТА 1944 года в Думбартон-Оксе на окраине Вашингтона, в трехэтажном особняке, построенном в 1802 году и принадлежащем Гарвардскому университету, открылась конференция представителей СССР, США и Великобритании. Задачей конференции

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Выборы на Кубе - А вы почитайте, в каком положении Куба оказалась, - говорит Молотов. - Сейчас Куба живет по карточкам.- Они любят танцевать, работать мало любят, - говорит Шота Иванович.- Это обывательские разговоры. Нет базы, надо создавать базу. А там частники… Кто

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Ракеты на Кубе В январе 1959 года на Кубе было свергнуто правительство диктатора Батисты и установлена власть революционного правительства во главе с руководителем антибатистовского восстания Фиделем Кастро Рус. Отношения между Кубой и находившимися от нее всего в 180

Из книги Ришелье автора Беллок Хилэр

Глава 1. Ришелье - основатель современной Европы Когда размышляешь о современной Европе, замечаешь странное противоречие: налицо единство великой культуры и в то же время великий раздор, налицо мировое триумфальное первенство европейской цивилизации, но в то же время

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Глава 3 КИР ОСНОВАТЕЛЬ Союз с Вавилоном Теперь вместо своего отца Киаксара Мидией правил Астьяг. Его имя Арштивайга на иранском языке означало «копьеметатель», но оно совершенно не подходило для сына, который за время своего долгого правления (585–550 до н. э.)

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Долгоруковы. Высшая российская знать автора Блейк Сара

Глава 2. Юрий Долгорукий – основатель Москвы И хотя род Долгоруких вовсе не от него берет свое начало, рассказать о Юрии можно. Тем более, что Долгоруким он приходится ближайшим родственником, также как и он, династия Долгоруких берет свое начало от династии

Из книги Воздушный бой (зарождение и развитие) автора Бабич В. К.

Из книги Советские партизаны [Мифы и реальность] автора Пинчук Михаил Николаевич

Глава 5. Вильгельм Кубе и белорусы Правда о комиссаре-нацисте Все трагедии, произошедшие в оккупированной Беларуси во время войны многие авторы, писатели, пропагандисты, связывают с Вильгельмом Кубе (1887–1943). Например, вот что пишет Галина Кнатько в «Эниклопедии истории

Из книги Карибский кризис. 50 лет спустя автора Язов Дмитрий Тимофеевич

Глава 3 Группа советских войск на Кубе

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

Юлиан Яворский: жизнь в борьбе против ига Имя Юлиана Андреевича Яворского тоже известно сегодня немногим. Крупный ученый – историк и литературовед, публицист, общественный деятель, ныне он забыт, как и многие другие выдающиеся деятели. Забыт основательно и незаслуженно.

Из книги Российские предприниматели и меценаты автора Гавлин Михаил Львович

Основатель русской клинической школы Самую громкую известность из семьи Боткиных, затмившую даже славу его старшего брата, Василия, приобрел Сергей Петрович – выдающийся врач-терапевт с мировым именем, общественный деятель, основатель русской клинической школы. Он

Из книги Основатели США: исторические портреты автора Соргин Владимир Викторович

Глава I. Джордж Вашингтон: «отец-основатель» N 1 22 февраля 1982 г. США отметили 250 лет со дня рождения Джорджа Вашингтона.У Джорджа Вашингтона есть основания считаться не просто одним из «отцов-основателей» США, но «отцом-основателем» N 1. Он был главнокомандующим

Из книги Двенадцать поэтов 1812 года автора Шеваров Дмитрий Геннадьевич

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ ПРОКУРОР ОСТОЛОПОВ (Николай Федорович Остолопов. 1783–1833) Глава первая Цель поэзии - нравиться, возбуждая страсти. Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым. СПб., 1821 г. Вологодский муравейник. - Державин и карьера молодого

Из книги Жизнеописание Чжу Юаньчжана автора У Хань

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Император, основатель династии

) - кубинский педагог и балетмейстер русского происхождения.

Николай Петрович Яворский родился в Одессе в 1891 году. Учился в Одесском реальном училище Св. Павла, с 1909 года брал уроки классического танца у солиста Одесского театра Казимирова. Продолжил образование в, в период учёбы в Санкт-Петербурге не оставлял и занятия балетом.

Мы многим обязаны Яворскому, даже учитывая очевидный сейчас факт, что слабый технический уровень подготовки делал его не самым лучшим преподавателем. Однако он стал настоящим подвижником развития балета на Кубе благодаря присущим ему дисциплине, настойчивости и энтузиазму. Как танцовщик он, конечно, обладал довольно ограниченными возможностями и, хотя не могу этого точно утверждать, но почти уверен, что обратиться к искусству его вынудила эмиграция. В глубине души он всегда оставался военным. Поведение и манеры выдавали в нем привыкшего отдавать приказания офицера, причём эта авторитарность оказалась в высшей степени полезной для преподавания балета».

Среди учениц школы Н. П. Яворского была юная Алисия Мартинес-дель-Ойо, ставшая впоследствии известной как Алисия Алонсо . Впервые она вышла на сцену 29 декабря 1931 года в отчётном концерте балетной школы Общества музыкального искусства в театре «Аудиториум» . В следующем году в расчёте на учащихся школы Яворский сделал постановку балета П. И. Чайковского «Спящая красавица », и 26 октября 1932 года Алисия дебютировала в партии принцессы Флорины.

Благодаря знакомству с руководителями «Русского балета Монте-Карло », гастролировавшего в Гаване в марте 1936 года, Яворский смог обеспечить своим лучшим ученикам поездку во Францию и переход в эту известную и высокопрофессиональную труппу .

Н. П. Яворский преподавал в балетной школе гаванского Общества музыкального искусства до весны 1939 года. В 1939–1941 годах он преподавал в собственной частной балетной студии в престижном гаванском районе Ведадо . В начале 1941 года он был приглашен возглавить балетную студию Общества музыкального искусства в городе Сантьяго-де-Куба , куда и переехал.

В последние годы жизни Н. П. Яворский руководил балетной школой филиала Общества музыкального искусства провинции Орьенте . Умер 9 октября 1947 года в городе Сантьяго-де-Куба . Похоронен на муниципальном кладбище Санта-Ифихения.

Николая Яворского нельзя отнести к звездам мирового балета первой величины, однако необходимо признать его неординарные педагогические заслуги как первого учителя целой плеяды выдающихся кубинских артистов. К сожалению, усилия Николая Яворского по созданию национальной школы кубинского балета, дающие ему полное право занять достойное место в ряду её основателей, на «Острове Свободы» были преданы незаслуженному забвению. Возможно, что его собственные профессиональные качества хореографа не во всем соответствовали масштабу этой задачи, однако сам факт работы русского балетмейстера с афрокубинским фольклорным материалом достаточно красноречиво свидетельствует о его глубоком интересе и искренней привязанности к культуре далекой тропической страны, давшей ему пристанище. Не будет преувеличением утверждение, что подлинным памятником неустанным трудам и воистину подвижнической работе Н. П. Яворского на благо распространения искусства классического танца стала созданная его учениками кубинская национальная балетная школа, пользующаяся в наши дни признанием и славой во всём мире.

​Физматшколы и, в частности, новосибирская ФМШ, несмотря на высокую отдачу, существуют в России на правах нелюбимых детей... Однако физматшкола НГУ давно стала одним из наших бесспорных брендов. Сегодня она официально называется «Специализированный учебно-научный центр университета» (СУНЦ НГУ), хотя все по-прежнему и по-простому именуют ее ФМШ.

Директор СУНЦ НГУ , доктор физико-математических наук, профессор Николай Иванович Яворский в разговоре с корреспондентом «Новой Сибири» так прокомментировал реплику Грефа о физматшколах: «Возможно, кто-то и не ожидал от него такой позиции, но для меня она неудивительна. Он не просто так высказался, это - позиция экономического блока в правительстве России».

Николай Яворский напомнил, что это уже не первая атака на физматшколы. В 2012 году Рособрнадзор уже пытался фактически уничтожить ФМШ, запретив преподавать там профессорам НГУ . Дело решалось в судах. В результате СУНЦ выиграл, но противники нашли новый способ давления. Рассказывает Николай Яворский: «С 2016 года нам резко сократили финансирование, даже не предупредив об этом. Тогда нам помог НГУ , структурным подразделением которого мы являемся, закрыл эту брешь. С 2018 года Минобрнауки запретило университету делать это».

Интересно, что здесь речь идет только о финансировании учебного процесса - об интернатном содержании талантливых детей из других регионов никто уже давно не заикается - его оплачивают родители.

Почему же у современных правительственных технократов такое острое неприятие специализированных школ? Версий может быть много, но Николай Яворский определяет этот тренд так: «В голове у «экономического блока» только продажи и прибыль: если что-то не приносит измеримый доход, то это ничего и не стоит. Они считают, что ты успешен, когда у тебя есть деньги. Но деньги - это только эквивалент ценностей, а не сами ценности. Есть ценности, которые не продаются, и мы в ходе образовательного процесса их создаем: честность, порядочность, совесть, ответственность».

Интересно, что в СУНЦ-ФМШ именно математику и естественные науки видят в качестве основы таких ценностей. «Математика «ставит» мышление, а естественные науки закладывают основы взаимодействия с реальностью,- обосновывает этот подход Николай Яворский.- При помощи математики и естественных наук человек начинает понимать, что истинно, а что ложно. Здесь, если будешь врать, то эксперимент развалится и тебя уличат. Естественные науки - это основа гуманитарного знания».

Герман Греф, обосновывая свою позицию, заявляет, что в узкоспециализированных математических школах детей пичкают одним предметом, а школьники должны быть развиты равномерно «на 360 градусов». То есть такая очевидная отсылка к Козьме Пруткову с его «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Что на это отвечает Николай Яворский? «Флюс - это нарыв, который вреден для организма, а глубокое знание оказывает позитивное влияние на состояние всего организма. Оно рождает те человеческие качества, которые важны в социальной жизни и производственной деятельности».

Миф об оторванности выпускников физматшкол от реальной жизни директор СУНЦ НГУ разоблачает элементарными фактами. Во-первых, до 9-го класса ребята учатся в обычных школах, и только три последних года в ФМШ. Во-вторых, однобокости нет и на этом этапе. Конечно, профильные кафедры специализированной школы - физика, математика и информатика, химия. Но здесь есть кафедры гуманитарных наук, иностранных языков, русской словесности, естественных наук и даже (о, ужас ботана!) - кафедра физической и спецподготовки. Но главное даже не в том, что талантливый ученик получает здесь всестороннее и полноценное образование. Главное в социализации особых ребят, в наиболее полном раскрытии их потенциала.

Результат можно оценить в цифрах. За 55 лет существования СУНЦ-ФМШ из 15 тысяч выпускников каждый четвертый защитил как минимум кандидатскую диссертацию - такого показателя нет ни у одного вуза, даже зарубежного.

Результат можно оценить и в именах: академик Михаил Эпов , финансист Игорь Ким, адвокат Александр Балян. Два выпускника СУНЦ отвечают сейчас за развитие ядерных программ США и Великобритании. Без работ академика Василия Пархомчука еще неизвестно, когда бы открыли бозон Хиггса. Директор СО РАН академик Павел Логачев , также выпускник физматшколы, ведет в СУНЦ семинары для школьников. И именно такие преподаватели позволяют раскрыть потенциал учащихся - они не просто учителя, а ученые, которые и сами хорошо знают, и могут передать детям, что такое исследовательская работа. Такое непосредственное общение не заменишь интернетом и даже книгой, в которой уже есть готовые ответы. Это ближе к принципам духовного наставничества, когда непосредственное знание передается от Учителя к Ученику.

Что касается социализации юных «умников», то Николай Яворский объясняет ее важность уж совсем простым примером. Когда ты - первый интеллектуал на деревне (причем зачастую в буквальном смысле, ведь в ФМШ приезжают и из сельских школ), у тебя может возникнуть чувство превосходства. Это чревато очень большими разочарованиями. А если попадаешь в среду подобных себе, да еще и в условиях интерната, - это лучшая школа социализации. Не все, конечно, выдерживают, но даже те, кого отчисляют, не теряются и добиваются успехов выше среднего - такой импульс дают специализированные школы.

Еще один аргумент противников физматшкол в формулировке Германа Грефа звучит так: «Когда мы пытаемся сказать, что мы сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами». Но тут, считает Николай Яворский, в ловушку попадает сам Герман Оскарович. «В случае с юристами и экономистами речь шла о миллионах неприкаянных выпускников. Когда мы говорим о математиках, то это - несколько сотен ребят, которые уж точно не потеряются»,- говорит Николай Иванович.

Подходы и опыт ФМШ-СУНЦ давно используеются за рубежом - в частности, наши амбициозные юго-восточные соседи. «В Южной Корее сначала открыли школу по образу и подобию ФМШ. Сейчас она стала подразделением университета,- рассказывает Николай Яворский.- В Сингапуре появилась аналогичная школа. Там огромные кампусы, преподаватели не имеют финансовых проблем, и их ученики «звездят», хотя у наших потенциал выше. Недавно мы открыли школу в городе Карамай - в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Там обучение ведется на русском языке. У них есть потребность в получении знаний».

В общем, те, кому нужно, систему ФМШ оценили. А мы? Что имеем - не храним? Или сохраним?

Алексей САЛЬНИКОВ

  • Николай Яворский: научить можно только того, кто хочет

    ​Директор Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) Николай Яворский - о роли Всесибирской олимпиады в поиске талантливых школьников со всей России и о том, как учеба в СУНЦ помогает стать ближе к космосу.

  • Кто станет преемником Александра Асеева?

    Имя нового председателя Сибирского отделения Российской академии наук станет известно уже в марте этого года. Но предвыборный процесс уже вступил в активную фазу. На текущий момент публично выдвинуты три кандидата.

  • Школа, где дети любят учиться, а педагоги - учить. Интервью с Николаем Яворским

    ​В Сибири есть школа, где дети любят учиться, а педагоги - учить: "Специализированный учебно-научный центр НГУ" или СУНЦ, в просторечии - ФМШ. В Омске немало ее выпускников, и все на слуху: руководитель НОУ "Поиск" Руслан Симанчев, бизнесмен Геннадий Фридман, социолог и публицист Виктор Корб.

  • Энергия молодости как движущая сила науки

    Так же, как российское могущество прирастает Сибирью, могущество Сибирского отделения прирастает молодыми учеными. Они приходят в науку разными путями, но затем все эти тропинки сливаются в одну дорогу, ведущую в будущее.

  • Инженерам будущего мешают инфраструктурные проблемы

    ​Работодатели нередко отмечают недостаточный уровень подготовки молодых кадров - всего около 15 процентов из них готовы приступить к полноценной работе сразу после окончания вуза. Только 50-60 процентов тех, кто получает высшее образование, остаются в науке - это значительная часть выпускников факультетов физического, геолого-геофизического, естественных наук.

  • Николай Яворский – основатель балетной школы в Гаване

    Он был первым учителем целой плеяды выдающихся кубинских артистов

    В 1931 году гаванское Общество музыкального искусства ("Сосьедад Про-Арте Мусикале", СПАМ) учредило при принадлежавшем ему театре "Аудиториум" платные курсы чтения и декламации, игры на гитаре, а также собственную балетную школу. За всю историю Кубы школа СПАМ стала первым учебным заведением, профессионально и целенаправленно занявшимся преподаванием классического танца. Руководить школой пригласили случайно оказавшегося в Гаване русского эмигранта Николая Яворского.

    Николай Петрович Яворский родился в Одессе 23 февраля 1891 года. В юности он брал уроки классического танца у солиста Одесского театра Казимирова. В годы первой мировой войны Яворский – офицер-артиллерист, затем в гражданскую сражался против Красной Армии в составе Вооруженных Сил Юга России. Эмигрировав из страны, будущий балетмейстер вначале жил в Белграде, где танцевал на сцене Белградского народного театра. Потом было участие в "Русской частной опере в Париже". И, наконец, Гавана.

    С первого дня организации школы Николай Яворский активно принялся за работу. Первые уроки у заслуженного иностранного преподавателя, выступавшего на знаменитых сценах Европы и Америки, надолго врезались в память его кубинских учеников. Многие из них стали впоследствии одними из первых фигур кубинского национального балета, среди них – выдающаяся кубинская балерина Алисия Мартинес (Алонсо). Он стал настоящим подвижником развития балета на Кубе благодаря присущим ему дисциплине, настойчивости и энтузиазму. 29 декабря 1931 года в "Аудиториуме" с большим успехом прошло первое публичное выступление учениц Николая Яворского. 9 января 1932 года в том же театре состоялось повторное выступление учеников Яворского с прежней программой. Юные кубинские артисты вновь не подвели своего русского учителя и закрепили прошлогодний успех. Первый сезон балетной школы СПАМ завершился 1 июня 1932 года, когда столичные газеты опубликовали сообщение о наборе учеников на следующий год. А первым кубинским балеринам предстояло готовиться к новым постановкам и совершенствовать свое мастерство под неустанным руководством любимого преподавателя.

    Ключевым спектаклем следующего сезона Общества музыкального искусства стала постановка полной версии балета П.И. Чайковского "Спящая красавица". Премьера состоялась 26 октября 1932 года. Яворский адаптировал сложную хореографию М.Петипа к скромным пока еще техническим возможностям своих подопечных. Принцессу танцевала безусловная фаворитка учителя Дельфина Перес. Алисия Мартинес, которой едва исполнилось 11 лет, выступала в соло Голубой птицы. По воспоминаниям очевидцев, она прекрасн справилась с этой сложной мужской партией. Костюмы и декорации кубинского художника Рохелио Далмау, с этого дня оформлявшего практически все балетные спектакли СПАМ, добавили постановке изящества и очарования. Фоторепортажи о премьере долго не сходили со страниц модных иллюстрированных журналов "Сосьяль" и "Картелес".

    Следующие несколько лет деятельности балетной школы СПАМ прошли под знаком развития творческого потенциала прежних и новых учеников и учениц. К 5 ноября 1933 года Яворский подготовил новую концертную программу, вновь представленную зрителям театра "Аудиториум". На глазах совершенствовавшая свою технику Алисия Мартинес выступала в хореографических этюдах на музыку разных композиторов. В тот вечер отличились и некоторые из учениц Яворского последнего набора: сестры Ольга и Элена Томсон, Хосефина де Карденас, Карола Панераи. В следующем году были поставлены "Голубой Дунай", "Полька-кокет", "Половецкие пляски". Спектакли стали свидетельством дальнейшего творческого роста целой плеяды молодых артистов.

    Примерно в то же время, пользуясь краткой остановкой в Гаване одного из бывших директоров "Русской частной оперы в Париже" Василия Григорьевича Воскресенского, руководившего в те годы труппой "Бале рюс де Монте-Карло", Николаю Яворскому удалось договориться о включении наиболее способных своих учеников в состав русской труппы. Там они смогли бы окончательно утвердиться как профессиональные танцовщики, приобрести опыт выступлений за рубежом и серьезно повысить технический уровень своей подготовки. Первой в Европу, согласно подписанному в Гаване контракту, в конце марта 1935 года отправилась Дельфина Перес Гурри. Примерно тогда же Гавану покинула и Марта Эндрюс, которой предстояло выступать в Нью-Йорке в ансамбле известного испанского "байлаора" Висенте Эскудеро.

    Оценивая в ретроспективе работу Яворского в балетной школе СПАМ, можно сказать, что его педагогическая деятельность достигла кульминации к весне 1937 года. 10 мая его ученики представили на сцене театра "Аудиториум" "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Впервые в своей артистической карьере Алисия Мартинес исполняла партию Одетты-Одиллии. Последней крупной работой Яворского для гаванского Общества музыкального искусства стала постановка балета-юморески "Времена года", скомпонованного на музыку Крейслера, Делиба, Чайковского и некоторых других композиторов, поставленного его учениками 1 марта 1938 года. Завершив очередной курс обучения весной 1939 года, Яворский навсегда расстался с гаванским Обществом музыкального искусства. За годы работы в СПАМ через его школу прошло около полутора тысяч учеников, многие из которых уже тогда не без успеха начали карьеру профессиональных танцовщиков.

    Освободившись от опеки СПАМ, Яворский развернул активную деятельность на создание собственной балетной школы, основной задачей которой должно было стать создание профессиональных балетных трупп, состоящих из кубинских артистов. Балетная студия Николая Яворского была торжественно открыта 27 июня 1939 года. Уже к осени 1940 года она могла похвастаться определенными успехами. 12 ноября ее ученицы выступали в балетной программе, приуроченной к открытию выставки автомобилей в фешенебельном гаванском отеле "Националь". Выпускницы Яворского показали хореографическую фантазию на афрокубинские темы "Бабалао" в исполнении Маргариты Лекуона, а также балет-композицию "Автомобили люкс" на музыку разных композиторов. 27 декабря того же года на арендованной сцене театра "Аудиториум" ученицы школы Яворского совместно с Гаванским хоровым обществом Марии Муньос де Кеведо поставили большую программу, составленную из балетных номеров вперемежку с выступлениями хора.

    В 1941 году Яворский оставил свою гаванскую студию на попечение Марты Эндрюс и уехал в Сантьяго-де-Куба, где ему предложили возглавить балетную школу. В последние месяцы своей жизни он руководил балетной школой в маленьком городке Мансанильо. Там он и умер 9 октября 1947 года.

    Николая Яворского нельзя отнести к звездам мирового балета первой величины, однако необходимо признать его неординарные педагогические заслуги как первого учителя целой плеяды выдающихся кубинских артистов.

    В Омске немало ее выпускников, и все на слуху: руководитель НОУ «Поиск» Руслан Симанчев, бизнесмен Геннадий Фридман, социолог и публицист Виктор Корб… В Новосибирске систему обучения СУНЦа уже взяли на вооружение, начав создавать спецклассы в общеобразовательных школах еще в 2010 году. Почему омские школы не берут на вооружение этот опыт? Чего и кого не хватает? Это я хотела понять, разговаривая с директором СУНЦ, профессором, доктором физ-мат наук Николаем Яворским:

    За 50 с лишним лет наработали и передаем в виде наследия более 50 учебников, методических пособий, написанных нашими сотрудниками. Пора отдавать. Задачник Савченко переведен на несколько языков, и не по нашей инициативе. Учебник по биологии Дымшица есть в каждой школе страны. Новый проект реализуем - Открытая ФМШ, дистанционный учебный курс, воспользоваться которым может каждый. Если справится. А в СУНЦ отбор строгий. Собираем ребят по всей Сибири, Дальнему Востоку, меньше - Казахстану, есть из европейской части страны. Подобных школ-подразделений университетов всего 4 в России - при СГУ, СПбГУ, УрГУ и НГУ.

    - Николай Иванович, как вы подбираете педагогов, которым искренне хочется учить детей?

    У нас нет учителей, в смысле - получивших профессиональное педагогическое образование. Профессорско-преподавательский состав ФМШ - люди, профессионально занимающиеся исследованиями, сотрудники Сибирского отделения РАН. Совмещают. Я тоже ученый, у меня своя лаборатория физики в университете. Среди преподавателей - 40 процентов наших выпускников. Есть молодые, есть патриархи - сплав поколений. Не каждый ученый может работать с нашими ребятами. С такими, которым всегда что-то надо, которые задают неудобные вопросы, всегда сложно. А наши этих вопросов задают немеряно, еще и соображают быстрее взрослых. Они должны вас уважать. Не будут уважать - сделают все, что угодно, они же умные. У нас очень острые на словцо дети, прозвища дают точные, многие преподаватели ими гордятся.

    - Что нужно сделать педагогу, чтобы его уважали?

    Быть личностью. Отдавать частицу души. Преподаватели наши не за деньгами идут - за общением с детьми. Этого больше нигде не получишь. Кто понимает - это драйв. Многие ребята к нам возвращаются преподавателями. Почему? Вот есть день самоуправления, к примеру. Я ухожу из этого кресла, в него садится ученик и управляет школой. Дети заменяют преподавателей, читают лекции, ведут семинары, конечно, перед этим много готовятся с помощью педагогов, которые им это дело доверяют. Попробовали в ФМШ, развили в университете, студентами приходят работать с ребятами в нашу Летнюю школу. Надо большой путь пройти прежде, чем попасть к нам в преподаватели. Мы должны посмотреть на человека с разных сторон. Среди преподавателей - 25 докторов, 90 кандидатов наук. У нас 125 ставок, а преподавателей 260. Не синекура. Конечно, и избавиться нам от ненужных легче - просто не заключаем контракт на следующий год. Но пробовать надо. Молодым обязательно. Не всегда у них получается, но выработана специальная система работы. В подчинении лектора - «семинаристы», то есть те, кто ведут семинары. Каждый класс делится на две группы по 12-13 человек, лектор руководит «семинаристами» - подсказывает, какие задачи давать, как заинтересовывать, какие методические приемы использовать, они у каждого свои. Причем, раз все лекторы - личности, то все курсы авторские, несмотря на то, что программа одна, и ребятам это интересно тоже. У нас и гуманитарии высококвалифицированные. Заведующий гумкафедрой — Владимир Александрович Миндолин, доцент, кандидат исторических наук — последний первый секретарь обкома КПСС Новосибирской области. Это значит, что он передает историю из первых рук. У нас невозможно работать формально - сразу будут проблемы с ребятами, пойдет обратная реакция. А ребята у нас хорошие, добрые, замечательные! Очень важно - открытые. Они мотивированы к учебе, то есть готовы воспринимать. Тех, кто учиться не хочет, мы учить не умеем.

    - И такие бывают, хотя к вам так сложно поступить?

    Бывают амбиции родителей. Натаскивают детей, они достигают определенного уровня. А потом - интернат, реальная жизнь, когда ты сам за себя отвечаешь. Мы, конечно, помогаем - у нас есть воспитатели, психологическая, медицинские службы. Но 24 часа в сутки дети друг с другом. Детская среда - жесткая, они сразу скажут тебе, кто ты есть. Ребенок привык быть первым в своей школе, вокруг него - особая атмосфера. А здесь 500 талантливых! Драки запрещены - отчисляем сразу за любые намеки на дедовщину. Все иначе, все сам, ты не первый, двойки за то, за что в школе хвалили! Культурологический шок. Каждый это переживает сам.

    У нас тут можно многое, кроме учебы. Кроме базовых занятий, есть 140 курсов, которые все интересны! Несколько из них надо выбрать обязательно - это входит в учебный план. Самоуправление - командир класса, культорг, физорг, утренняя зарядка, ежедневная уборка комнаты… Очень тесное общение ребят из разных социальных слоев. Мы настраиваем на позитив, взаимопомощь у нас очень развита, ведь нагрузки большие. Так зарождается новая среда, новый социум. У нас множество и кружков, и секций - большие умственный нагрузки требуют больших физических. На кафедре физвоспитания 7 преподавателей - мастеров спорта. Но нагрузка бывает большой, когда неинтересно дело. А если интересно - время летит! Творчества много - песен, танцев. Никогда не приглашаем никаких артистов - наши выпускники сами все организуют, ребята пишут слова, музыку. Они здесь открывают новые таланты в себе, потому что все больше открываются, воспринимают новое. Это очень важно, совсем другая система отношений.

    - Трудно руководить коллективом, который состоит из таких личностей?

    Все таланты, чаще всего, и родители тоже. Но взрослые, как дети, открытые. Дети открыты, чтобы воспринимать, преподаватели - чтобы отдавать. Если они пришли за другим - им тут делать нечего. Инструментом приказывания нужно пользоваться только в крайних случаях. Любое действие, направленное на заставление без созидания людей закрывает, что категорически противопоказано исследователям. Нужно искать другие инструменты. На сам деле, выполнение приказа в любом случае внутренне соглашение по каким-то причинам. Если его нет, управлять невозможно, потому что руководитель один, а подчиненных много. Люди должны признавать авторитет. Если нет, все бесполезно.

    - Ваши ребята ведь не только умные, они хотят жить и работать на благо общества…

    Современная проблема как раз в том, что дети не подготовлены к жизни, живут в достаточно тепличных условиях, когда за них принимают решения старшие, поэтому встречаясь с жизненными проблемами, часто не справляются. А в интернате хочешь-не хочешь, но с 9 класса человек эту школу проходит. Это серьезно отражается на их будущем. Среди наших выпускников успешных людей - большинство. Каждый четвертый - кандидат наук, причем не только естественных. Это больше, чем в нашем университете. Но наши выпускники составляют костяк не только НГУ. Больше 500 докторов наук, членов РАН - около 10, военные, политики, бизнесмены, занимающиеся сложнейшим бизнесом. Михаил Иванович Эпов, академик, ученый-геофизик, заместитель председателя Сибирского отделения РАН - наш выпускник Сергей Валерьевич Головин, директор Института гидродинамики, Павел Логачев, директор Института ядерной физики. Направления разные. Команду КВН помните, где играли Татьяна Лазарева и Михаил Шац? Гремела по стране, половина - наши выпускники. Они и в ФМШ играют в КВН, брейн-ринг, в университет приходят уже заведенные. У нас приобрели навыки, в вузе развили.

    - Ваш опыт можно перенести на общеобразовательные школы?

    Мы это делаем. Мы предложили несколько лет назад губернатору Новосибирской области создать спецклассы в школах. Одним из первых он был создан в Первой гимназии Новосибирска. Стали учить физике, математике, биологии, химии по нашим программам. Первая стала в полном смысле первой - такой класс, как локомотив, вытягивает всю школу. Другие школы посмотрели - тоже захотелось. Есть проблемы, конечно. Надо классы делить на два, значит увеличивать количество учителей в два раза, в первой половине дня - уроки, потом - кружки, секции, спецкурсы, значит, надо увеличивать финансирование. Кадровый потенциал школ не всегда готов. Но есть замечательные талантливые учителя, которых тоже надо собирать вместе, как и детей, чтобы «заражались» и «заражали» других. Мы проводим курсы повышения квалификации для тех, кто хочет работать с такими детьми, как наши.

    - А зачем ученым вообще нужно возиться с детьми?

    Есть такое слово - служение, и служить можно только от сути. Михаил Алексеевич Лаврентьев, один из наших отцов-основателей, боролся за создание Института цитологии и генетики в то время, когда генетика была запрещена. Спорил с Хрущевым. Однажды его спросили, зачем он рисковал, и не только карьерой. Он ответил: «Ребята, это надо было делать! » Вот и все. Это надо делать!