Критерии написания эссе по истории егэ. ЕГЭ по истории

Сочинение по истории пишется по определенному значимому этапу в истории. Это может быть период правления монарха, война, цикл деятельности какого-либо общественного движения. К примеру, в тестах можно встретить такую дату: октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г. Это период Гражданской войны, а значит она будет темой сочинения.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В демо-версии 2019 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
  5. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, план сочинения по истории может быть таким:

  1. Краткая характеристика периода (следует дать название тому, что скрывается под датой: война, период правления, революция и т.п.).
  2. Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  3. Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.
  4. Оценка значимости данного периода для истории страны.

Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов.

Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное - это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории.

Разбор сочинения по истории

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения , написанный по предложенному нами плану и разберем его.

Период истории России: 1928 - 1940 гг.

Первый пункт нашего плана гласит: "Краткая характеристика периода". Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне.

Второй пункт нашего плана: "Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация - это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства.

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень.

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни - 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало "холодильной технике" (не "холодильники в каждый дом", это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов.

Третий пункт плана: "Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела".

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней.
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов.

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с "чистки" самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу.

Четвертый пункт плана: "Оценка значимости данного периода для истории страны".

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета.

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл (11 баллов)

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации "Народная воля". Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили.

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок.

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг - отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать.

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век.

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

К1. Указание событий, явлений

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2 балла: правильно указаны две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период.

К4. Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1 балл: дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков.

К5. Использование исторической терминологии

1 балл: при изложении корректно использована историческая терминология.

К6. Наличие фактических ошибок

2 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

К7. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов !

Если критерии выполнены не полностью, то быллы снижаются.

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг.

Что поможет написать сочинение хорошо :

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность ()
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний ().
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры ().

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

«1645–1676 гг. - это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов - Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство. Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события - и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа - были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода - 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец - Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича - это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

Прежде чем приводить примеры эссе по истории, попробуем понять суть данного термина. В энциклопедическом словаре под эссе подразумевается философский жанр публицистической, историко-биографической прозы, который включает в себя собственную позицию автора.

Эссе по истории России является прозаическим произведением несущественного объема. Оно имеет свободную композицию, является попыткой автора передать собственные соображения и впечатления.

Признаки

Что необходимо включать в эссе по истории? Шаблон написания предполагает использование определенных параметров:

  1. Конкретную тему либо вопрос.
  2. Собственное восприятие раскрываемой проблемы.
  3. Минимальный объем.

Как подобрать тему эссе по истории? На ЕГЭ предлагаются выпускникам конкретные задания, в которых предполагается раскрытие особенностей исторических личностей, определенных событий.

Особенности

Чтобы успешно справится с заданиями, предлагаемыми на выпускном экзамене по истории, на уроках ребята вместе с педагогом рассматривают примеры эссе по истории, учатся аргументировать свою точку зрения. Работа считается успешной только в том случае, если автору удается показать индивидуальность своей позиции, отношение к описываемому периоду, личности.

Отдельное внимание уделяется логике изложения материала, речи, уровню пространственного мышления.

Величина работы

Рассуждая над тем, как писать эссе по истории, отметим, что есть ограничения по объему работы. Каких-то жестких рамок не предполагается, но, как правило, историческое размышление желательно уместить в две-три страницы рукописного текста формата А4. Такая особенность связана с временными ограничениями, так как выпускнику еще необходимо предоставить ответы на другие вопросы.

Структура работы

Продолжим разговор о том, как писать эссе по истории. Во французском языке слово «эссе» означает "набросок", "попытка", "проба пера". Этот необычный жанр стал особенно популярным в последнее время. Именно поэтому его стали использовать для оценки индивидуальности мышления школьников, включив в выпускной экзамен по истории в 11 классе.

Анализируя разные примеры эссе по истории, можно выделить два жанра, которые противоположны по целям друг другу.

Первый вариант можно рассматривать в качестве творческой работы, предназначенной людям, увлекающимся историей. Рамки такого эссе не ограничены, поэтому оно напоминает подробный реферат по конкретному историческому вопросу. У автора подобного сочинения есть все возможности продемонстрировать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе, доказать позицию. Также под творческой работой подразумевают строгую форму изложения знаний в том случае, когда есть жесткие ограничения по времени. Как должно быть построено такое эссе по истории? Шаблон работы на ЕГЭ предполагает логичное и краткое изложение позиции автора по конкретной тематике. Обязательным является применение нескольких аргументов для подтверждения своей точки зрения.

Требования к школьной работе

Как составить план эссе по истории? Сначала необходимо определиться с темой работы. Далее важно выделить основную идею эссе, подобрать исторический материал, на основе которого оно будет написано. Позиция автора должна быть мотивирована, поэтому в историческом эссе должны быть приведены четкие аргументы, являющиеся неоспоримым доказательством рассматриваемой точки зрения. Перечисление таких фактов допускается в свободной форме, но с обязательным комментированием автора.

В качестве формального требования к работе отметим одно - наличие темы эссе по истории.

Допускается использование произвольной внутренней структуры. Так как подобный материал считается малой формой письменной работы, он не предполагает обязательного повтора выводов в заключительной части, их вполне можно включить в основной текст или в название работы. Все примеры эссе по истории, рассматриваемые старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ, содержат несколько аргументов.

Полезные факты

Что предполагает план эссе по истории? Если в реферате допустимо использование разнообразных вводных слов, например, «я хочу рассказать…», «я пришел к определенным выводам», то в эссе не предполагается загромождение работы лирическими отступлениями. Например, М. Эпштейн, анализируя особенности написания исторического эссе, отмечал, что его содержание должно быть конкретным и логичным, содержащим личную позицию автора, подкрепленную несколькими убедительными аргументами.

Что важно учесть в эссе

При формулировке темы рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, что для исторического эссе характерна определенная тема, которая раскрывается автором в полном объеме. Допустим, автором выбран для работы материал с 1019 по 1936 года. В это время Русь была поделена между Мстиславом Храбрым и Ярославом Мудрым по Днепру. Назвать эссе можно «Лучше храбрость, чем великая мудрость», доказав в ходе рассуждений, что Мстислав в качестве правителя был оптимальным выбором для Руси. В этой же исторической эпохе интересным будет рассмотрение положения Руси под властью татаро-монгольского ига.

Также можно выбрать для написания творческой работы личность Петра I, составив интересное по содержанию эссе. Личность в истории неординарная, поэтому материал будет по-настоящему интересным и актуальным.

Например, в качестве материала для работы можно взять тот период, когда молодой царь создавал свой первый флот. Название такого эссе «Детское увлечение во благо процветания России» станет отражением того вклада, который внес Петр I в развитие российского флота.

Так как эссе является субъективным жанром, то и его оценка зависит от убедительности автора, тех аргументов, что были приведены им для подтверждения выбранной позиции.

Только в том случае, если используется корректное цитирование источников, аргументированы собственные выводы, можно рассчитывать на получение высокого балла за работу на выпускном экзамене по истории.

Проблематика и парадоксы в историческом эссе

Лучшим способом научиться писать хорошие работы будет следование готовым образцам. Проведем краткий анализ нескольких работ, признанных удачными, чтобы понять, на какие моменты важно уделить особое внимание.

К примеру в эссе по теме «Когда на сцене появляется другой», предполагает рассмотрение нравственных аспектов, связанных с историческим периодом смены власти в государстве. Чтобы получить за работу положительную отметку, важно привести 2-3 аргумента. Что для этого требуется? Владение информацией об основных реформах, проводимых в стране, последствиях смены власти. Нет необходимости делать конкретный отдельный вывод, достаточно соблюдать логичность изложения материала в структуре работы.

К примеру, название работы «Осмысление войны» говорит о том, что акцент автор делает на события, связанные с боевыми действиями, тяготами и лишениями для мирного населения.

Эссе о фашизме предполагает приведение в качестве аргументов не только периода 1941-1945 годов, но и современности.

Эссе «Развал СССР: катастрофа или благо 20 века?»

В незначительный промежуток времени наблюдалось серьезное крушение коммунистической страны. Советский Союз превратился в финансового банкрота, а потому исчез с политической карты мира. 15 союзных республик, входящих в его состав, получили независимость, стали выбирать новый путь развития.

В чем причина подобного развала? В первую очередь можно вести речь об экономических показателях. После открытий и освоения нефтяных месторождений, расположенных на территории Сибири, строительства газопровода из СССР в Европу, страна получила новый вид доходов - от экспорта газа и нефти.

Высокая доходность такого «бизнеса» скрывала проблемы, существующие в сельском хозяйстве, научной отрасли, пищевой промышленности. В стране не принимались меры по разработке и внедрению в производство новых достижений научно-технического прогресса, не было стимула для повышения производительности труда.

Для решения всех социальных задач использовались именно доходы, получаемые при реализации газа и нефти, они покрывали и недостаток собственного продовольствия.

Есть версия, что основной причиной гибели СССР стала гонка вооружений. Страна, имеющая огромный потенциал, приобретала мясо и зерно за рубежом, импортировала оборудование, которое не выпускалось внутри страны. Будущее великой державы зависело только от стоимости нефти и газа.

Американские аналитики, рассматривая объемы денежных средств, которые Советский Союз тратил на военные расходы, считали, что СССР стремится развязать войну в Европе, является угрозой для безопасности других держав.

Военные расходы негативно отражались на экономическом положении страны. Причина банкротства - не в личных качествах Михаила Горбачева, не в затхлости партийной верхушки, а в неэффективности советской политической и экономической системы.

Основными причинами кризиса и разрушения СССР стала индустриализация страны при уничтожении независимости крестьянства, превращение страны в крупного импортера продовольствия, огромные расходы на гонку вооружений. Сыграла свою роль и попытка разрешения проблем путем разделения единого государства на независимые республики.

Выше приведен один из примеров написания эссе на экзамене после окончания школы. Можно рассматривать его более подробно.

Правильное написание эссе по истории - это необходимое условие для получения высокой оценки по истории на выпускном экзамене.

  • Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

    Особенности эссе по истории

    Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

    Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

    Критерии оценки эссе на ЕГЭ

    Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

    • Древняя история Руси и средневековье.
    • Новая история (конец XVII – конец XIX).
    • Новейшая история (XX век).

    Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
    Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
    На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

    • два и более эпизода/события прошлого;
    • две значимые личности конкретного временного промежутка;
    • каузальность исторических явлений определенного периода;
    • оценочная значимость данного этапа истории;
    • тактичное применение предметных терминов/понятий.

    Из чего состоит эссе по истории

    Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

    Исторические факты

    События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

    Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

    Оценочные знания

    Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

    Характеристика исторической личности

    Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

    Причинно-следственные связи

    Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

    К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

    Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

    • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
    • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
    • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

    Алгоритм написания эссе по истории

    Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

    1. Выбор периода.
    2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
    3. Называем период, учитывая его специфичность.
    4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
    5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
    6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
    7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
    8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
    9. Собранная информация систематизируется.
    10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  • Делаем проверку и необходимую доработку.
  • Как написать эссе по истории правильно

    Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

    • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
    • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
    • Текст разбейте на смысловые абзацы;
    • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
    • Применяете термины, значение которых вы знаете.

    Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

    Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

    Пример и план эссе по истории

    1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
    2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
    3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
    4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
    5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

    Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

    1. Общая характеристика временного промежутка истории.
    2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
    3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
    4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

    Подведем итоги

    Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
    Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

    Здравствуйте друзья. На связи Иван Некрасов, тот самый, который не пишет блог неделю. Куда я пропал? Никуда. Готовим бомбезный материал для школы подготовки к ЕГЭ по истории и обществу. До закрытия набора остались считанные недели. Все силы и время уходит именно туда, поэтому немного некогда вам писать регулярные статьи, уж извините. Так же уже ждем старта основного этапа ЕГЭ 2017 года и результатов моих выпускников.

    Записаться на курсы по истории

    Записаться на курсы по обществознанию

    В данной статье я развенчаю все Ваши сомнения по поводу задания 25 по истории, расскажу об обновленных критериях написания исторического сочинения, научу обманывать эксперта при написании своей работы и выполнении критерия К4 и так далее. Интересно? Тогда читай статью далее!

    Историческое сочинение изменилось?

    Итак, буквально вчера, мне в личные сообщения ВКонтакте отправили набросок сочинения такого типа по периоду 1125—1132 гг.:

    1125—1132 гг.

    Период истории Руси 1125—1132 гг. называют периодом феодальной раздробленности.
    Основные причины феодальной раздробленности:
    — княжеские междоусобицы, стремление князей укрепить и расширить свои владения;
    — формирование местных княжеских династий;
    — рост городов, превращение их в центры отдельных территорий;
    — укрепление местного боярства, стремление бояр и местных князей укрепить и расширить свои владения.
    Годы 1125—1132 гг. — приходятся на правление Мстислава Великого, сына знаменитого Владимира Мономаха, деятельность которого была связана с прекращением княжеских усобиц, зашита русских границ от набегов кочевников.

    Проверим историческое сочинение онлайн

    Давайте разберемся, т.к. в пяти сочинениях из шести были подобные вопросы и ошибки. Что необходимо сделать? Для начала — это скачать демоверсии ФИПИ ЕГЭ по истории 2017 года и обратиться к формулировке самого задания:

    1) 1125–1132 гг.; 2) 1825—1855 гг.; 3) 1945—1953 гг.

    В сочинении необходимо:
    к данному периоду истории;
    и, используя знание
    истории.

    Давайте проверим данную работу и выявим все ошибки + дадим ответ на вопрос о форме написания работы.

    Работа с критериями

    Смотрим К1 — все отлично, указано больше двух явлений и процессов. Проверить данный критерий всегда было очень просто - вам просто нужно найти в работе две исторические даты. Если они есть, вы ставите два балла.

    К2 — Мономах и Мстислав на месте. В прошлом году данный критерий был бы зачтен, но сейчас в критериях есть поправка, гласящая, что деятели должны иметь комментарий, содержащий их роль в истории России. Как написать и выделить роль? Для это используется глагол, например издал, повелел, руководил, возглавил и т.д.

    В данной работе роли деятеля нет - 0 баллов.

    Пример причинно-следственной связи

    К3 - Причинно-следственных связей в работе аналогично просто нет. Что это такое?

    Причинно-следственные связи — это вообще положение, когда показывается влияние периода на последующие годы развития государства. То есть Вы берете итоги и продолжаете мысль, глядя уже за 1132 год. Ключевой вопрос: к чему привело? На своих курсах я рекомендую использовать перекрестную модель написания причинно-следственных связей, используя ключи ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ.

    Пример причинно-следственной связи. Синим цветом выделена роль Василия Голицына:

    Во внешнеполитической жизни страны особую роль играл Василий Голицын, являвшийся фаворитом Софьи. В 1686 г. Голицын выступил инициатором заключения «Вечного мира» между Польшей и Россией. Причиной данного события стала необходимость окончательного разделения Украины между сферами влияния России и Польши. Следствием данного мира окончательное признание Левобережной Украины и Киева за Россией. Кроме того, Россия вступила в антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Венгрией. В этой коалиции России отводилась второстепенная роль: борьбы с Крымским ханством.

    Итог: 0 баллов

    К4 - Следствие периода на будущую историю. В прошлом году историческое сочинение требовало знание историографии выпускником. Это историческая оценка от лица знаменитого историка, например Карамзина. В этом году подобного не требуют. Необходимо написать на что повлиял период в будущем

    Пример правильно раскрытого К4:

    Данный период весьма противоречиво оценивается в отечественной историографии. Например, Л. Кацва считает, что данный период был благоприятен для государства, но в то же время, в данные годы не учитывалось воля народа. Мне же кажется, что данный период- период весьма смелых преобразований, которые должны были свершиться рано или поздно. «Перестройка» в дальнейшем привела к распаду такого государства, как Советский Союз, и созданию России, в которой мы живем сегодня.

    Как вы видите - тоже 0 баллов.

    К5 - Использование исторического термина. В данном случае это междоусобица. Плюс один балл.

    К6 подразумевает отсутствие фактических ошибок, как и критерий К7 - форму работы, как сочинение. Таким образом, отвечая на вопрос, писать ответ на задание 25 нужно, как сочинение по русскому языку и литературе без использования пунктов и подпунктов.

    Здесь этого не соблюдено: 0 баллов.

    Выступление Артасова - видео с курсов для экспертов ЕГЭ

    Таким образом данное сочинение можно оценить на минимальное количество баллов, но это очень просто исправить. Сейчас я предлагаю выполнить Вам подобное задание и отправить его мне в личные сообщения ВКонтакте . Кроме того, настоятельно советую посмотреть комментарий составителя ЕГЭ-2017 года на предмет изменений в историческом сочинении - закрепите изученный материал.

    Попрактикуйтесь самостоятельно!

    Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

    1) 1237–1240 гг.; 2) 1881—1894 гг.; 3) 1953—1964 гг.

    В сочинении необходимо:
    – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
    – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
    Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
    В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

    Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на обновления блога . На этом статью заканчиваю

    Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

    С уважением, Иван Некрасов

    Похожие материалы