Михаил ларионов. Художник ларионов михаил федорович - натюрморты, женские портреты Ларионов картины

(1881, Тирасполь - 1964, Фонтенэ-о-Роз, близ Парижа). Живописец, график, xудожник театра.

М.Ф. Ларионов был сыном доктора медицины, военного формацевта. Он родился в Тирасполе, но с двенадцати лет жил в Москве, в Замоскворечье. В 1896 Ларионов поступил в МУЖВЗ, где занимался в пейзажном классе И.И. Левитана и в мастерских В.А. Серова и С.А. Коровина. В юные годы он испытал влияние искусства М.В. Нестерова, В.Э. Борисова-Мусатова и П.В. Кузнецова, в более поздние годы увлекся творчеством «барбизонцев» и Анри Тулуз-Лотрека. Ларионов находился в Училище довольно долго - до 1910. В 1902 он был временно отчислен за экспонирование на ученической выставке «картин непристойного содержания».

Однако, по воспоминаниям художника С.В. Романовича, в юности близко знавшего Ларионова, намерения шокировать публику у него не было. В начале XX в. в Училище не было предмета «Композиция», и студенты должны были самостоятельно осваивать это искусство и представлять работы на суд преподавателей: их развешивали в одном из залов Училища. На такой выставке и появились злополучные этюды натурщиц Ларионова, которые вызвали скандал. Еще в Училище художник увлекся современным французским искусством, а после отчисления и высылки в Тирасполь он всерьез обратился к импрессионизму (1901-1904). По примеру Клода Моне он писал один и тот же мотив в разное время суток («РОЗОВЫЙ КУСТ», «УГОЛ САРАЯ»). Его произведения, как живописные («МОРЕ», «РЫБЫ», «РЫБЫ ПРИ ЗАКАТЕ»), так и графические, получали высокую оценку современников. Их покупали знаменитые собиратели современного искусства А.И. Морозов. Н.П. Рябушинский, П.М. Третьяков. Ларионов принимал участие в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников и «Мира искусства» и вернулся заканчивать образование в Училище уже известным и признанным художником.

В 1906 году Ларионов по приглашению С.П. Дягилева принял участие в русской секции Осеннего салона и побывал в Париже, где познакомился с искусством постимпрессионистов. По возвращении он впервые в России опубликовал в журнале «Золотое руно» репродукции Сезанна, Ван Гога и Гогена и был в числе организаторов двух выставок современной французской живописи в салоне «Золотого руна». Но уже в 1907 году художник стал членом Общества свободной эстетики. Он обратился к искусству примитива, народного лубка и провинциальной вывески и принимал участие в выставках объединений «Венок», «Венок-Стефанос», «Звено». («ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ФРАНТИХА», 1907).

Ларионов Михаил Федорович, картина «КАЦАПСКАЯ ВЕНЕРА» (1912)

Увлечение искусством современных французских мастеров подтолкнуло Ларионова к работе над дальнейшим развитием их принципов. В 1909 он выставил полотно «СТЕКЛО», положившее начало первому абстрактному течению в искусстве России, которому Ларионов дал название «лучизм». По его определению - это искусство «беспредметных образов линейных устремлений, скрещиваний, метанирт, вызывающих ощущение динамики».В 1910 художник отбывал воинскую повинность и по возвращении к мирной жизни продолжал писать примитивы с оттенком гротеска на военную тему («ОТДЫХАЮЩИЙ СОЛДАТ», 1911, ГТГ; «КУРИЛЬЩИК*, 1911; «ПАРИКМАХЕРЫ», 1912; «ОТДЫХАЮЩИЕ СОЛДАТЫ», 1912) и современные жанровые композиции («ЦИРКОВАЯ НАЕЗДНИЦА», 1911; «ПРОХОДЯЩАЯ ЖЕНЩИНА», 1911; «ССОРА В КАБАЧКЕ», 1911; «КОШКА НА СТУЛЕ», 1911). Ларионов также откликнулся на поиски идеала национальной красоты, к которому обращались в своем творчестве Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова. Помимо цикла «ВЕНЕРЫ» (1912) Ларионову принадлежит полотно «КАЦАПСКАЯ ВЕНЕРА» (1912).

1910 г., Ларионов Михаил Федорович, автопортрет, холст, масло, 104х89 см .

Художник обладал большим организаторским талантом и вместе с Н. С. Гончаровой и другими единомышленниками он устроил первые авангардистские выставки в Москве. В 1910 состоялась выставка объединения «Бубновый валет», которая положила начало целому художественному направлению, сыгравшему определяющую роль в художественной жизни России 1910-х. Его мастера - И.И. Машков , А.В. Лентулов - обращались к новейшим достижениям европейского искусства: творчеству Сезанна, к кубизму, футуризму. Однако после выставки Ларионов отделился от «сезаннистов» и в 1912 организовал выставку «Ослиный хвост». На следующей выставке «Мишень» (1913) не только были представлены картины, но и был опубликован манифест художника «Лучисты и будущники». В том же зале проходила выставка иконописных подлинников и лубков, организованная Ларионовым. Четвертая выставка Ларионова «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» состоялась в 1914 году. В это время художник вместе со своей женой, Натальей Гончаровой , иллюстрировал футуристические книги, главным образом В.В. Хлебникова и А.Е. Крученых.

Началась Первая мировая война, и художник был мобилизован на фронт. Ларионов воевал в чине прапорщика, получил тяжелую контузию в Восточной Пруссии и несколько месяцев провел в госпитале. В 1915-м году он демобилизовался и вместе с Н.С. Гончаровой выехал в Швейцарию по приглашению С.П. Дягилева, а в 1918 поселился в Париже. В эмиграции искусство Ларионова не нашло отклика у публики, и на протяжении 1915-1930-х он работал в основном как сценограф, в том числе для Русского балета С.П. Дягилева. Он оформил такие постановки, как «Русские сказки» А.К. Лядова (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (1921), «Лисица» И.Ф. Стравинского (1922). В живописи художник вернулся к предметности, писал натюрморты («ВЕСЕННИЙ БУКЕТ», 1930: «НАТЮРМОРТ С ГРУШАМИ», 1920-е), интерьеры («АТЕЛЬЕ НА УЛИЦЕ ВИСКОНТИ», 1920-е), картины по мотивам театральных спектаклей.

Михаи́л Фёдорович Ларио́нов (22 мая (3 июня) 1881 года, Тирасполь, Херсонская губерния, Российская империя - 10 мая 1964 года, Фонтене-о-Роз) - русский художник, живописец, график, сценограф, теоретик искусства, один из основоположников русского авангарда.

Родился в Херсонской губернии, в уездном городе Тирасполе. Сын военного фельдшера, детство провёл на юге России в Тирасполе, куда затем часто возвращался на летние этюды.

В 1891 году Ларионовы приехали в Москву, и Михаил поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1898-1910 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана . Там же познакомился с Натальей Гончаровой , ставшей не только его спутницей жизни (официально брак был зарегистрирован только в 1955 году), но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900-х годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы, с творчеством которых впервые он познакомился в московском собрании Сергея Щукина.

В 1902-1906 годах работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»).

В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева участвовал в русской секции парижского Осеннего салона.

В 1907 году, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере , создавая запоминающиеся полотна, отличающиеся сочным цветом, резкими линиями и острыми сценами («Отдыхающий солдат», «Весна»).

К 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм , один из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, был призван на военную службу. Комиссовавшись по ранению, Ларионов поселился в Париже, где в 1915-1929 годах вместе с Гончаровой работал для Дягилева, создавая костюмы и декорации к постановкам его «Русских балетов». В живописи он вернулся к ранней, фигуративной, манере, камерному жанру и натюрморту. Из-за разразившейся Октябрьской революции в Россию больше не вернулся.

В 1955 году официально зарегистрировал свой брак с Натальей Гончаровой. После её смерти в 1962 году, женился на А. К. Томилиной, которая стала официальной наследницей художника.

Умер в парижском пригороде Фонтене-о-Роз в 1964 году. Похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен.

В Тирасполе есть улица, названная по фамилии художника.

Вместе с Натальей Гончаровой Ларионов был активным участником «левого направления» в искусстве, он инициировал серию громких выставок:

В 1980 году в Москве состоялась персональная выставка художника. В 1989 году картины Ларионова были переданы А. К. Томилиной-Ларионовой в дар Третьяковской галерее.

Активно работал с издательствами, в 1910-е годы исполнил иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов («Помада» Кручёных, издано в 1912).

1913 «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, уже после распада группы «Ослиный хвост».

6 декабря 2016 года «Марка Приднестровья» презентовала выпуск, посвященный художнику и одному из основоположников русского авангарда Михаилу Ларионову.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Родился в семье военного врача. В 1898 поступил в МУЖВЗ, учился у В.А.Серова и К.А.Коровина, окончил училище в 1910. В период обучения был «возмутителем спокойствия» и лидером художественной молодёжи. В 1900 познакомился в училище с Н.С.Гончаровой, своей единомышленницей в искусстве, ставшей его женой. В начале 1900-х летние месяцы проводил в доме своего деда в Тирасполе, активно занимаясь живописью. В ранние годы Ларионов работал в импрессионистической манере, отчасти близкой к пуантилизму «Союза русских художников». Отправной точкой для его исканий послужила живопись позднего импрессионизма и постимпрессионистическая живопись с развитой живописной фактурой. С характерными её особенностями Ларионов знакомился по произведениям позднего Клода Моне из цикла «Руанский собор» и другим полотнам в коллекции С.И.Щукина в Москве. На Ларионова также оказало влияние творчество Жоржа Сёра (оно заметно в картине «Ресторан на берегу моря» (1905–1906. Коллекция Б.А.Денисова) и других французских художников. Из наследия мастеров русской школы молодому Ларионову была особенно близка живопись В.Э.Борисова-Мусатова.

В Тирасполе им были созданы полотна из серии «Сад» («Сад весной (Весенний пейзаж)» (1904. ГМИИ РТ), «Сад» (1904. ГРМ) и др. Непосредственным восприятием натуры навеяны «Розовый куст после дождя» (1904. ГРМ), «Верхушки акаций» (1904. ГРМ). Цельность воплощения замысла и живописное мастерство проявились в «Рыбах при заходящем солнце» (1904–1905. ГРМ) и этюдах и картинах середины 1900-х с изображением купальщиц («Купальщицы». 1905–1906. ГТГ) и других. Сам Ларионов впоследствии сформулировал своё творческое кредо так: «Не пленэр, а жизнь снаружи».

М.Ф.Ларионов. Цветущий сад. 1920-е.Холст, масло. 71×81. Частная коллекция

М.Ф.Ларионов. Цирковая танцовщица. 1911.Холст, масло. 105×73,5. ОМИИ


М.Ф.Ларионов. Отдыхающий солдат. 1911. Холст, масло. 119×122. ГТГ


М.Ф.Ларионов. Курящий солдат.1911. Холст, масло. 100×72,7. ГТГ

В 1906 Ларионов по приглашению С.П.Дягилева вместе с другими русскими художниками совершил поездку в Париж, где принял участие в русской экспозиции Осеннего салона. Находясь в Париже, он внимательно изучал живопись постимпрессионистов – Сезанна, Ван Гога, Гогена. Ларионову также удалось на короткое время выехать в Лондон, где он увидел живописные работы Уильяма Тёрнера, которые произвели на него неизгладимое впечатление.

После возвращения в Москву в творчестве Ларионова начался новый этап. Художник стремился в своей живописи обобщить и синтезировать богатые впечатления от колоритной природы юга России (Тирасполя и Одессы), свои наблюдения над жизнью русской провинции с переосмысленными им достижениями постимпрессионистов и опытом зарождавшихся в тот же период фовизма и экспрессионизма. Во второй половине 1900-х он создал в Тирасполе ряд великолепных натюрмортов, свойственные жанру камерность и классичность органично сочетались в них с весьма изысканно разработанной цветовоздушной средой и тихим лиризмом в изображении плодов земли, цветов и окружающих человека повседневных предметов: «Натюрморт с колодой» (1907. ГТГ), «Натюрморт с грушами» (1907–1908. ГРМ), «Натюрморт с подносом и раком» (1907–1909. Музей Людвига, Кёльн), «Камбала» (1908–1909. Частная коллекция) и другие.

Примитивистский период творчества Ларионова (так его назвал И.М.Зданевич в 1913) длился с 1907 по 1912. Начинался он с серий «прогулок», изображения «бульварных» сцен колоритной жизни южных провинциальных городов, франтов и франтих. В пейзаже «Площадь провинциального города» (1907–1908. ГТГ) проявился уже подлинный, «взрослый» Ларионов, вполне достигший творческой зрелости. В «Прогулке в провинциальном городе» (1907–1909. ГТГ) среди персонажей пробегает свинья – и это не только юмор, но и характерный для Ларионова приём снижения. Вслед за «провинциальной» последовала серия «парикмахерских» картин, длившаяся до начала 1910-х. В ней Ларионов воспроизводил стиль и приёмы провинциальных вывесок: «Мужской парикмахер» (1908–1909. ГРМ), «Офицерский парикмахер» (1908–1909. Частная коллекция).

В декабре 1907 Ларионов совместно с Д.Д.Бурлюком организовал в Москве выставку картин «Стефанос» («Венок»). В последующие два года он сотрудничал с редакцией «Золотого руна» и принял участие во всех трёх выставках журнала: (1-й салон «Золотого руна». Апрель 1908; 2-я выставка картин «Золотого руна». Январь 1909; 3-я выставка картин «Золотого руна». Декабрь 1909).

В 1910 Ларионов, получив диплом и звание художника, начал отбывать воинскую повинность вольноопределяющимся (его воинская служба с перерывами включала в себя несколько лагерных сборов в 1910–1912). Впечатления от военной службы отразились в «солдатской» серии картин. Произведения из этой серии получили впоследствии большую известность: «Утро в казармах» (1910. ГТГ), «Залп» (1910. Центр Помпиду, Париж), «Курящий солдат» (1911. ГТГ), «Отдыхающий солдат» (1911–1912. ГТГ). Ларионов широко использовал в своих картинах элементы народного искусства – лубка, иконы, вывески, детского и народного рисунка и других источников, вплоть до жестяной таблички с указанием номера воинской части в «Солдате верхом» (1911–1912. Галерея Тейт, Лондон). Художник последовательно стирал границы между высоким искусством и проявлениями жизни, которые не было принято считать искусством. Ларионов вводил в картину надписи, заборные рисунки, изобразив даже пьяные выкрики персонажей в «Солдатах» (1911–1912. Музей искусств, Лос-Анджелес). Параллельно с движением от серии к серии нарастала и живописная изощрённость его произведений. Разнообразие и особую эпатажность приёмов искусства Ларионова примитивистского периода правомерно сближают с лубочным искусством и – шире – с народной смеховой культурой.

В начале 1910-х вокруг Ларионова в Москве сформировался круг молодых ищущих художников. Ларионов выступил инициатором и вместе с П.П.Кончаловским, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым организатором выставки новой живописи «Бубновый валет», состоявшейся зимой 1910–1911. Уже в 1911 проявились непримиримые разногласия между Ларионовым и группой художников во главе с Кончаловским, создавшими официальное художественное общество «Бубновый валет». Весной 1912 Ларионов организовал выставку «Ослиный хвост», в которой приняли участие также Гончарова, М.В.Ле-Дантю, А.В.Шевченко, К.С.Малевич, В.Е.Татлин и другие живописцы. Весной 1913 в Москве открылась третья из выставок Ларионова – «Мишень». В её экспозиции он продемонстрировал созданные в 1912 произведения «современного примитива» – четыре полотна серии «Времена года» и работы из серии «Венер» – «Еврейскую Венеру» (1912. ЕМИИ), «Венера и Михаил» (1912. ГРМ), а также свои лучистские полотна.

Эти выставки стали вехами в истории искусства русского авангарда, обозначив последовательное движение Ларионова и сформировавшегося вокруг него круга художников от примитивизма к лучизму – разработанной Ларионовым системе беспредметной живописи. В манере лучизма Ларионов работал с 1912 по 1914, последовательно продвигаясь от «реалистического» лучизма, в котором ещё присутствовали очертания предметного мира («Стекло». 1912. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Лучистые колбаса и скумбрия» (1912. Музей Людвига, Кёльн), к беспредметному лучизму. Для последнего характерны повышенное внимание к живописности и фактуре произведения и введение в живопись знаков – нот, точек, крестов, как в «Солнечном дне» (1913–1914. Центр Помпиду, Париж), «Лучизме» (1913–1914. Башкирский художественный музей, Уфа) и др.

Разнообразные новаторские приёмы своего искусства Ларионов использовал в работе над оформлением в 1912–1913 литографированных сборников футуристической поэзии: «Старинная любовь», «Полуживой», «Помада» А.Е.Кручёных, «Мiрсконца» Кручёных и В.В.Хлебникова, «Le Futur» Антона Лотова (псевдоним К.А.Большакова). Интерес художника к последним проявлениям современной жизни, стремление участвовать в них и самому её формировать отразился в попытках ввести в широкий обиход футуристический грим – в 1913 Ларионов и И.М.Зданевич опубликовали манифест «Почему мы раскрашиваемся». Также в январе 1914 Ларионов, Гончарова и кинопродюсер В.П.Касьянов поставили фильм «Драма в кабаре футуристов №13» (фильм не сохранился).

В 1914 Ларионов организовал в Москве очередную выставку живописи – «№4. Футуристы, лучисты, примитив». В мае вместе с автором декораций Гончаровой выехал в Париж на премьеру осуществлённой Дягилевым постановки «Золотого петушка» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. В июне 1914 в Галерее Поля Гийома в Париже открылась выставка произведений Гончаровой и Ларионова. В экспозиции были представлены произведения примитивистского и лучистского периода творчества художника, в том числе некоторые его «пневмолучистские» полотна. Предисловие к каталогу выставки написал выдающийся поэт и художественный критик Гийом Аполлинер, в своей статье он высоко оценил лучистские поиски Ларионова и подчеркнул их актуальность и важность для современного этапа европейского искусства.

После начала Первой мировой войны Ларионов вернулся в Россию, был призван в армию, в сентябре 1914 участвовал в военных действиях в Восточной Пруссии, после контузии из армии был демобилизован. В 1915 участвовал в «Выставке живописи 1915 год» в Москве, представив свою оригинальную кинетическую композицию «Лучист». В том же году Ларионов и Гончарова приняли предложение Дягилева постоянно работать в европейских постановках его «Русского балета» и выехали за пределы России, вскоре соединившись с рабочей группой Дягилева в Швейцарии. С 1917 и до конца жизни они проживали в Париже. В зарубежный период творчества Ларионов выступал как театральный декоратор и впоследствии сценограф. Среди наиболее известных его работ – оформление балета «Полнощное солнце» (1915) на музыку Римского-Корсакова, цикла «Русские сказки» (1916–1917) А.К.Лядова, постановки «Шут» (1921) на музыку С.С.Прокофьева, «Байка про лису» (1922, возобновлена в 1929) И.Ф.Стравинского. В 1920 Ларионов проиллюстрировал издание поэмы А.А.Блока «Двенадцать» и в 1922 после встречи с В.В.Маяковским в Париже – его «Солнце» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»).

Живописная активность Ларионова в поздний период значительно снизилась, он создал ряд превосходных, светоносных и тончайших по разработке цветовых нюансов картин – как, например, «Натюрморт с лимоном» (1930-е. ГРМ), – но, как правило, эти произведения были связаны с темами ещё московского периода жизни и творчества. В 1948 «лучистые» произведения Ларионова были показаны на выставке в Париже, и это послужило началом возрождения интереса к творчеству художника. С течением времени известность, престиж его искусства всё более возрастали.

Роль Ларионова в новейшей истории искусства ХХ века действительно была выдающейся. В начале 1910-х он одним из первых художников начал создавать беспредметную живопись. До своего отъезда в 1915 на Запад Ларионов был признанным лидером русского художественного авангарда, неутомимым организатором выставок, диспутов и других акций. Творчество Ларионова в разной мере повлияло на Бурлюка, Гончарову, Ле-Дантю, Малевича, С.М.Романовича, Шевченко, Татлина и др.

В Третьяковской галерее на Крымском валу проходит выставка, посвящённая 135-летию со дня рождения пионера русского авангарда, одного из основателей художественного объединения Бубновый валет , изобретателя лучизма, театрального художника, мужа и соратника амазонки авангарда Наталии Гончаровой Михаила Ларионова. На приглашение участвовать в ней откликнулись многие отечественные и европейские музеи: лондонские Галерея Тейт и музей Виктории и Альберта, парижский Центр Помпиду, венская Альбертина, кёльнский музей Людвига, частные коллекционеры.


Автопортрет в тюрбане, около 1907 года, фрагмент. ГТГ, Москва

Имя Михаила Ларионова слыло не так шумно и мощно, как имена таких асов русского авангарда, как Василий Кандинский или Казимир Малевич, а творчество для многих было не так эффектно, как живопись Павла Филонова, Владимира Татлина или его собственной супруги Наталии Гончаровой. Однако именно Ларионов стал первооткрывателем и основоположником, создателем фундамента русского авангарда, на базе которого развернули свой талант другие художники.


Дамы с зонтиками, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ

Не все фото тех картин, которых нет в сети, у меня получились прилично, но уж простите, какие есть.


Дама и кавалер, конец 1890-х – начало 1900 годов. ГТГ


Иллюстрация к арабским сказкам, 1898 год. Собрание Егорова, Москва


Женщина и фламинго, 1898 год. Иллюстрация к арабским сказкам.
Собрание Я. Рубинштейна, Москва


Цветущий куст на фоне неба, этюд, начало 1900-х годов. ГТГ


Пурга, начало 1900 годов. ГТГ


Зимний пейзаж с фигурой. 1900-е – после 1927 года. ГТГ


Натюрморт с сыром (Пивной натюрморт), 1903–1904 годы. ГРМ, Санкт-Петербург


Розовый куст после дождя, 1904 год. ГРМ
Этот пейзаж с бутонами-маячками, горящими в море зелени, очаровывает и завораживает...


Сад, средина 1900-х годов. ГРМ


Акации весной (Верхушки акаций), 1904 год. Государственный Русский музей

Для Михаила Ларионова белые акции, наполнявшие своим сладким ароматом сады и бульвары родного города, были деревом его детства наряду с абрикосовыми деревьями: Вся моя жизнь от рождения связана с этими двумя деревьями. Самая большая любовь и всё счастье, какие я себе мог вообразить, я несу к корням этих деревьев, чтобы они подняли в голубое небо. Кружевные ветки акаций и сердечки абрикосовых листьев в такое утро мне заменяют весь мир (Михаил Ларионов)


Абрикосовый сад, 1905–1907 годы. ГТГ


Дождь, 1904–1905 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Сад ночью, 1906–1907 годы. Частное собрание, Москва



Сад весной, 1906–1907 годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань


Рассвет. Голубой сад, 1907 год.
Михаил Ларионов первым из художников-авангардистов удостоился чести.
Эта работа была приобретена Третьяковской галереей ещё в 1907 году, когда ему было 26 лет.


Голубые розы, 1907 год. ГТГ


Рыбы при закате, середина 1900-х, ГРМ, Санкт-Петербург


Рыбы, 1905–1907 год. Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П. Пожалостина


Рыбы, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907 год. Собрание Петра Авена


Индюшка, 1905 год. ГРМ
Индюк, 1906 год.Северо-Осетинский государственный художественный музей имени М.С. Туганова, Владикавказ


Свиньи, 1906 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Волы на отдыхе, 1906 год. Государственная Третьяковская галерея


Верблюды, 1908 год. ГТГ


Портрет Наталии Гончаровой, 1907 год. Частное собрание


Купальщицы на закате. 1908 год. Частное собрание


Сквозь сети, 1904 год. Музей Альбертина, Вена
Сквозь сеть, 1908 год. ГТГ


Море, около 1910 года. Нижегородский государственный художественный музей


Купальщицы, 1907–1908 годы. ГТГ


Купальщицы (С голубой козой), 1910–1911 годы. ГТГ
Деревенские купальщицы, 1909 год. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
В этих постимпрессионистских купальщицах Ларионова словно смешаны Поль Гоген и Пабло Пикассо


Закат после дождя, 1908 год. ГТГ


Синяя свинья, 1909–1910 годы. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Провинциальный франт, 1907 год. ГТГ


Прогулка в провинциальном городе, 1909 год


Провинциальная франтиха, 1907 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань


Цветы на столе, 1907 год. ГРМ


Танцующие, 1909 год. ГТГ


Цирковая танцовщица, 1911 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Ларионов обожал свой родной Тирасполь, любил писать не только улицы, дворики, садики, кабачки города, но и его простых жителей: мелких ремесленников, трактирщиков, цыган, торговцев, крестьян, местных щёголей и щеголих, скучающих обывателей...


Цыганка в Тирасполе, 1908 год. Частное собрание, Париж


Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1909 год. Нижегородский государственный художественный музей


Ноги и листва, около 1908 года. Собрание Петра Авена


Окно. Тирасполь, 1908 год. ГТГ


Цветущее дерево. Тирасполь, 1909 год. Частное собрание. Москва


Проходящая женщина, 1909 год. Ульяновский музей современного искусства

Все было так мило и уютно в Тирасполе: кабачки, маленькие лавочки, двухэтажный трактир на площади, в котором мы обедали, с полногрудой красавицей, написанной прямо на стене... Бульвар в белых акациях, с круглым небольшим зданием ресторации, разнообразное по облику население, с преобладанием южных черт, а также военные (в то время около города стоял драгунский кавалерийский полк), а главное – солнце и благодатная черноземная почва, от которой как будто шел аппетитный теплый запах, сливающийся с запахом, идущим от булочных, греческих, турецких, еврейских, с запахом пыли и не мощеных улиц .
(Сергей Романович Дорогой художника ) Очень вкусно написано)))



Павлины, 1904 год. Волгоградский музей изобразительных искусств


Павлины, 1910 год. ГТГ


Павлин, 1907 год. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля


Павлин, 1910 год. Ульяновский областной художественный музей


Яблоня после дождя, 1906 год. ГТГ


Ларионов основал группу Бубновый валет , из которой позже вышли Малевич, Кандинский, многие другие. Его последователи устраивали публичные акции-перфомансы, гуляли с рисунками Ларионова на лице. И век спустя зрители с ними же расхаживают по выставке!)


Бульвар в Тирасполе. Пейзаж при свете луны, 1911 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Еврейская Венера, 1912 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Кацапская Венера, 1912 год. Нижегородский государственный художественный музей


Воображаемый пейзаж, 1908 год. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых


Турок и турчанка. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910 год. ГРМ
Турок. Из цикла Воображаемое путешествие в Турцию, 1910–1912 годы. ГТГ


Автор фото Максим Стулов, Ведомости


Зима. Цикл Времена года (Новый примитив), 1912 год ГТГ


Весна. Времена года (Новый примитив), 1912 год. ГТГ
Осень Из цикла Времена года (Новый примитив), 1912 год. Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж


Осень жёлтая (Осень счастливая), 1912 год, ГРМ


Венера и Михаил, 1912 год, ГРМ


Венера с птицей, 1928 год. ГТГ


Автопортрет, вторая половина 1920-х – первая половина 1930-х годов. ГТГ

Коллеги-художники относились к Ларионову по-разному: Александр Бенуа назвал его нелепой балаболкой , считал, что он мог бы создавать вместо этих кривляний в духе какого-то нового примитивизма законченные и совершенные произведения в прежнем духе , а Максимилиан Волошин резюмировал: В его талантливости есть что-то весело-дурацкое . И Ларионов жил весело, создав при этом немало серьезных вещей. Может, поэтому Николай Гумилев и писал о нем: Величье жизни настоящей У Ларионова сурово ...

Понравились ли вам работы Ларионова, если да, то какие?

Михаил Федорович Ларионов - русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства . Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма и фовизма, примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (вариант абстрактного искусства).

Михаил Ларионов родился 3 июня (22 мая по старому стилю) 1881 года, в Тирасполе Херсонской губернии. Его отец был военным фельдшером. С 12-летнего возраста Миша посещал реальное училище в Москве. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910 года; его педагогами были Исаак Ильич Левитан, Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Сергей Васильевич Иванов.

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период М. Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 году в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Наталией Сергеевной Гончаровой. С 1905 Михаил Федорович широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную Сергеем Павловичем Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно», где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна.

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины , основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

М.Ф. Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет»; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно Велемира Хлебникова и Алексея Елисеевича Крученых («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Михаил Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный Сергеем Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» Анатолия Константиновича Лядова (1917), «Шут» Сергея Сергеевича Прокофьева (1921), «Байка про лису» Игоря Федоровича Стравинского (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо Пабло и Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.