Собаки в искусстве. Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи Изображение маленьких собак на картинах 17 века


С доисторических времен собака была ближайшим к человеку животным – помощником, верным его спутником. Она прошла с ним все этапы его развития и до сих пор является самым близким четвероногим другом для многих из нас. Поэтомуобраз собаки тысячелетиями вдохновлял художников в их творчестве. И вряд ли кто возразит чешскому писателю-философу Иржи Мареку, который утверждал, что «жизнь собаки – составная часть истории человечества» и, что «нельзя написать историю человечества без истории собаки».

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи



Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.


В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.


И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то... кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-026.jpg" alt="«После охоты».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-003.jpg" alt=" «Дети короля Карла I.»

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219418362.jpg" alt="«Друзья».

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-013.jpg" alt="«Охотничьи собаки». " title="«Охотничьи собаки». " border="0" vspace="5">


В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-025.jpg" alt="«Утешитель».

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку - и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-016.jpg" alt="«По секрету».

Уж если любят - без корысти, уж если служат - от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши -
Все, независимо от роста, от возраста и от пород -
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки -
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-dog-009.jpg" alt="«Маленькие шпионы».

Собаки в живописи. Эволюция образа...

Этот пост никак не претендует на исследование, скорее - беглый взгляд, не более... Изображение животных в европейской живописной традиции - это отдельная большая тема, и даже рассмотрение ее частного случая - изображение собак - потребовало бы немало времени и усилий. А потому я лишь пунктирно намечу самые общие контуры этой темы. Начну с моего любимого художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 - 1569). Его знаменитая картина "Охотники на снегу" (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см)...

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов - всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути - деревню, в которую спускается группа. Возвращаясь к "героям" этого поста - собакам - можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым.

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)

На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель - огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится "опорной точкой" картины, постоянно приковывающей взгляд.

Антон Ван Дейк (1599 - 1641). Дети короля Карла I (1637)

Герард Терборх (17 в.) - один из главных мастеров голландской жанровой живописи, и на картине мы видим типичную жанровую сценку: женщина моет руки, служанка льет воду из ковшика, в нижнем левом углу картины пристроилась небольшая комнатная собачка. Небольшой размер, неподвижная поза, композиционное расположение в углу картины превращают ее почти что в элемент интерьера.

Герард Терборх (1617 - 1681). Женщина, моющая руки.

Никак не могу оторваться от нидерландской живописи!.. Еще один замечательный голландский художник 17 века - Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной "Вид в коридор". Взгляд буквально "проваливается" в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины. Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале). На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка. Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 - 1678). Вид в коридор.

Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

Ну а теперь - британцы!.. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764) написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, - тома Шекспира, Свифта и Мильтона - демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). На картине "Спасённая" собака и впрямь выглядит почти как человек...))

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная.

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример.

Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства...

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.

Артур Элсли (1860 - 1952). Спокойной ночи!


Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.

Незваный гость

Вечерний чай

Он не укусит тебя!

На картине "Собаки егеря", на мой взгляд, особенно хорошо видна "кукольность" лиц детей.

Собаки егеря

Новое платье

Я уделила столько внимания этому художнику не потому, что он мне нравится, а потому, что, на мой взгляд, Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. Как я уже писала выше, его работы носят промежуточный характер, причем, не все они равноценны. Некоторые работы "ближе" к собственно искусству, некоторые - тяготеют к кичу.

Домашние любимцы

Британский живописец Артур Вардл также, как и Элсли, прославился изображением животных. Только в отличие от Элсли, он писал не только домашних, но и диких животных. Но нас сейчас интересуют собаки...

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек. Легкий сюжет, безликая манера письма... Вовсю идет процесс коммерциализации искусства.

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка.

На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. Я сейчас имею в виду даже не манеру письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим)... Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема!..

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!

На мой взгляд, большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще... Манера письма - всё менее индивидуальной...

Чарльз Бартон Барбер (1845 – 1894). По пути из школы (1883).




Ну а эту картину я бы озаглавила "Здравствуй, кич!..". Вот он, дорогой наш... В чистом виде, кич как он есть)) Слащавый сюжет, кукольный персонаж, благостная атмосфера, безликая манера письма и явный расчет на эмоциональный отклик в широких массах))

Честно говоря, после этой картины мне захотелось вернуться в начало поста и "умыться" родниковой водой настоящей живописи... Вернуться к глубине и холодной строгости Брейгеля, тонкой и доброй улыбке Мурильо, ироничной и умной усмешке Хогарта... Возможно, это захотелось и не только мне...)


Собаки в живописи. Эволюция образа...

Этот пост никак не претендует на исследование, скорее - беглый взгляд, не более... Изображение животных в европейской живописной традиции - это отдельная большая тема, и даже рассмотрение ее частного случая - изображение собак - потребовало бы немало времени и усилий. А потому я лишь пунктирно намечу самые общие контуры этой темы. Начну с моего любимого художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 - 1569). Его знаменитая картина "Охотники на снегу" (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см)...

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов - всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути - деревню, в которую спускается группа. Возвращаясь к "героям" этого поста - собакам - можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым.

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)

На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель - огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится "опорной точкой" картины, постоянно приковывающей взгляд.

Антон Ван Дейк (1599 - 1641). Дети короля Карла I (1637)

Герард Терборх (17 в.) - один из главных мастеров голландской жанровой живописи, и на картине мы видим типичную жанровую сценку: женщина моет руки, служанка льет воду из ковшика, в нижнем левом углу картины пристроилась небольшая комнатная собачка. Небольшой размер, неподвижная поза, композиционное расположение в углу картины превращают ее почти что в элемент интерьера.

Герард Терборх (1617 - 1681). Женщина, моющая руки.

Никак не могу оторваться от нидерландской живописи!.. Еще один замечательный голландский художник 17 века - Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной "Вид в коридор". Взгляд буквально "проваливается" в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины. Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале). На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка. Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 - 1678). Вид в коридор.



Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

Ну а теперь - британцы!.. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764) написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, — тома Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). На картине "Спасённая" собака и впрямь выглядит почти как человек...))

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная.

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример.

Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства...

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.

Артур Элсли (1860 - 1952). Спокойной ночи!

Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.

Незваный гость

Вечерний чай

Он не укусит тебя!

На картине "Собаки егеря", на мой взгляд, особенно хорошо видна "кукольность" лиц детей.

Собаки егеря

Новое платье

Я уделила столько внимания этому художнику не потому, что он мне нравится, а потому, что, на мой взгляд, Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. Как я уже писала выше, его работы носят промежуточный характер, причем, не все они равноценны. Некоторые работы "ближе" к собственно искусству, некоторые - тяготеют к кичу.

Домашние любимцы

Британский живописец Артур Вардл также, как и Элсли, прославился изображением животных. Только в отличие от Элсли, он писал не только домашних, но и диких животных. Но нас сейчас интересуют собаки...

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек. Легкий сюжет, безликая манера письма... Вовсю идет процесс коммерциализации искусства.

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка.

На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. Я сейчас имею в виду даже не манеру письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим)... Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема!..

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!

На мой взгляд, большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще... Манера письма - всё менее индивидуальной...

Честно говоря, после этой картины мне захотелось вернуться в начало поста и "умыться" родниковой водой настоящей живописи... Вернуться к глубине и холодной строгости Брейгеля, тонкой и доброй улыбке Мурильо, ироничной и умной усмешке Хогарта... Возможно, это захотелось и не только мне...)

Императрица Екатерина II просто обожала собак, и на портрете она изображена с одной из своих левреток - Земирой или Герцогиней (мнения исследователей относительно «личности» собаки расходятся).

Музей-заповедник Царское Село в одной из своих инсталляций даже шутливо переиначил название картины: «Екатерина II и левретка Земира, дочь сэра Тома Андерсона и леди Андерсон рассуждают о геополитическом значении Чесменской битвы»

Слева - Земира, фарфоровая статуэтка по эскизу профессора Императорской Академии художеств Ж.-Д. Рашетта

О собаках Екатерины II известно многое - императрица постоянно писала о них в письмах. Особенную ее любовь снискал пес по имени Том Андерсон - царица даже просила придворных называть его сэром. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив множество потомков, некоторых из которых императрица отдала в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, а «двое отпрысков обосновались в Версале».

«Я всегда любила зверей... животные гораздо умнее, чем мы думаем, и если было когда-нибудь на свете существо, имевшее право на речь, то это, без сомнения, Том Андерсон» - писала Екатерина II о своей любимой собаке.

За «маленькими живчиками» наблюдал специальный паж. Собачки спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, которая обычно стояла в опочивальне императрицы. В Царском Селе она каждое утро гуляла вместе со всеми Андерсонами, которые носились вокруг нее по лужайке.

Своим питомцам императрица позволяла многое: «Вы простите меня, - замечала Екатерина в одном из своих писем, - за то, что вся предыдущая страница очень дурно написана: я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая из всех Томассенов садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет лапы на мою бумагу».

Валентин Серов «Портрет князя Феликса Юсупова», 1903

Феликс Юсупов известен прежде всего как убийца Григория Распутина. На портрете шестнадцатилетний князь изображен вместе со своим любимым французским бульдогом по кличке Клоун. Вот что сам он пишет о собаке в «Мемуарах»: «Однажды мы с матушкою оказались на рю де ля Пэ и встретили торговца собаками. Рыжый песик с черной мордочкой по кличке Наполеон так мне понравился, что я стал упрашивать матушку купить его. Матушка, к моей радости, согласилась. А вот собачью кличку я счел кощунственной и переименовал его в Клоуна.

Справа – Феликс Юсупов позирует для портрета художнику Валентину Серову

Восемнадцать лет Клоун не расставался со мной, был мне верным товарищем. Очень скоро он стал знаменит. Все, от членов императорской фамилии до последнего нашего холопа, знали и любили его. Он был как уличный парижский мальчишка, любил пофрантить и принимал важный вид перед фотографами. Обожал конфеты и шампанское. Когда пьянел, становился уморительным.

У Клоуна были свои симпатии, а также свои антипатии, совершенно неодолимые. Не любил - непременно задирал ногу на брюки или юбку врага. К примеру, так возненавидел одну матушкину приятельницу, что пришлось его запирать, когда та приходила к нам. Однажды она явилась в восхитительном вортовском платье розового бархата. К несчастью, Клоуна запереть забыли. Едва приятельница вошла, он бросился к ней и облил ей весь подол. С дамой случилась истерика.

Клоун мог бы выступать в цирке. В жокейском костюмчике он забирался на пони и с трубкой в зубах изображал курильщика. Был он и охотником неплохим и приносил дичь, как настоящая охотничья собака.

С Клоуном мы не разлучались. Он ходил за мной всюду, а ночью спал рядом на подушке. Когда Серов писал мой портрет, то просил, чтоб и Клоун сидел при мне непременно: говорил, это лучшая его модель.

Прожив восемнадцать лет, Клоун умер, и я похоронил его в саду нашего дома на Мойке».

Борис Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921

Этот знаменитый портрет Шаляпина был написан с натуры: сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Сам художник ходить не мог - последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому Шаляпин сам приходил в мастерскую. Комнатка была настолько маленькой, что картину приходилось писать по частям, и Кустодиев с трудом верил, что она будет удачно завершена.

Шаляпин же прилагал все усилия, чтобы подбодрить художника во время сеансов. Сын Кустодиева позже вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом:

«Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее. Собаку отец рисовал дней пять, по в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» - бульдог падал «замертво».

Изображенный на картине пес по имени Ройка принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине - он подарил ей его на день рождения. Кстати, хозяйка пса тоже есть на картине - это та девочка в черном пальто (в левом нижнем углу), идущая по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфой и шаляпинским секретарем, бывшим хористом Мариинского театра Исаей Дворищиным, с которым до революции певец ездил на гастроли по всему миру.

О любви Федора Шаляпина к собакам красноречиво говорит и подпись, которую он оставил на одной из своих фотокарточек, подаренной А. Маршаку: «Эх, как бы мы тоже были настоящими собаками!!!»

Портрет же был написан за два с половиной месяца, после чего Шаляпин купил его и увез в Париж.

Федор Решетников «Опять двойка», 1952

«Опять двойка» - это вторая часть «художественной трилогии»: первая - «Прибыл на каникулы», третья - «Переэкзаменовка». Сюжет картины прост: мальчик вернулся из школы с двойкой, укоризненно смотрит на него старшая сестра-пионерка; весело и немного с издевкой - младший брат-дошкольник, еще не знающий трудностей получения образования; и совсем тяжело - мать. И только один член семьи искренне рад приходу мальчика из школы - верный пес.

На заре истории собака стала самым близким к человеку животным – другом, помощником, спутником. Неудивительно, что изображения собак испокон веку встречались в изобразительном искусстве самых разных эпох, народов и стилей.
Одни из самых ранних изображений четвероногих питомцев оставила нам цивилизация Древнего Египта.

В то время образ собаки носил сакральный смысл – с собачьей головой представляли бога загробного мира Анубиса.


Искусство Древней Греции и Древнего Рима тоже не обходило вниманием псов – охотничьих, сторожевых, пастушьих и просто домашних любимцев. В период древности и античности появление собак в композиции носило символический характер. Их изображали графично, а моделями чаще всего служили гончие и сторожевые псы.


На другом конце света, в Древнем Китае, собаки тоже были частыми гостями на картинах старых мастеров. Тут спутники человека изображались в более реалистичной манере. Художникам удавалось передать не только внешний вид и естественность позы, но даже характер собаки.

В период Средневековья лейтмотивом европейской живописи стали религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко, как бы по ошибке, «забегали» на полотна и фрески, не играя в композиции существенной роли. Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, снова появляются на картинах эпохи Возрождения.

Антон Ван Дейк. Дети короля Карла I

Мощные бойцовские псы появляются на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляют компанию знатным дамам. Но везде – и в жанровых сценах, и на портретах знати, они являются лишь деталью обстановки, а не полноправными участниками событий.

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Только к XVII веку художники перестают видеть в собаках лишь предмет интерьера. На полотнах теперь отражается общение человека и животного, но главный акцент все равно делается на людях.

Мурильо. Мальчик с собакой

Еще столетие спустя англичане одни из первых стали смещать акценты в живописи с человека на животное. Впервые появляются портреты собак и полотна, на которых собаки играют ведущую роль.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки

Дальше – больше. Двести лет назад появились художники, в работах которых собаки не только играют главную роль, но и приобретают почти человеческие черты. Теперь четвероногим друзьям не отказывают в праве на характер, эмоции и даже мысли.

Эдвин Ландсир. Спасенная

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Набирающий силы средний класс хотел видеть сюжеты, близкие по духу и понятные каждому. Появляются художники, все творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление.

Артур Элсли. Спокойной ночи!

Артур Элсли. Вечерний чай

Не смотря на огромную популярность у современников, подобные полотна считаются некоторыми критиками не столько искусством, сколько тиражированием лакированных картинок. Впрочем, о вкусах не спорят.

Чарльз Бартон Барбер. По пути из школы

В отечественной живописи изображения собак прошли тот же путь, что и в европейском искусстве. Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны.

Особенно выделяются сцены, изображающие русскую псовую охоту, которая в то время была важной частью жизни дворянства.

П.П. Соколов. Охота на волка

К.П. Брюллов. Всадница

Только с XIX века в русской живописи начинают появляться портреты собак самих по себе – настолько же тонкие и психологичные, насколько может быть внутренний мир верного четвероногого друга.

И.Е. Репин. Друг человека

Специально для тех, кто хочет научиться рисовать лучших друзей человека, у нас скоро стартует курс:

Собаки и волки

Собаки - наши преданные друзья, а их собратья из дикого леса - страшные, но такие стильные и харАктерные серые волки. Они такие разные внутри, и такие, порой, похожие снаружи. Мы приглашаем вас на новый полный курс, чтобы пройти путь от беглых эмоциональных набросков до создания живого яркого образа.