Образовать родительный падеж множественного числа. Нормативное образование форм именительного падежа множественного числа некоторых имен существительных

Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.

Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?

Почему мы говорим армян , но монголов?

Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?

При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носков .

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негров.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов , калмыков , таджиков , узбеков , монголов , якутов .

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров , 5 гардемаринов , 6 гусаров , 7 уланов .

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов , мандаринов , бананов , помидоров , баклажанов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей , граблей , простыней .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий , академий , консерваторий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побережий , захолустий , снадобий .

3. Существуют также формы на -ев:устьев , болотцев , верховьев , низовьев .

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозков ;

-ей : будней , яслей , саней .

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.

1. В родительном падеже множественного числа у существительных с основой на шипящую не пишется ь : дач, рощ, зрелищ, пожарищ.

2. В безударном окончании родительного падежа множественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется -ий : станция - станций, певунья - певуний, селение - селений, поместье - поместий (но: ружьё - ружей, платье - платьев, устье - устьев; также подмастерье (сущ. муж. рода) - подмастерьев).

3. В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь : черешен, боен.

Исключение : барышень, боярышень, деревень.

205. Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление буквы ь после шипящих.

Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, непромокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строительство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).

206. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Объясните их правописание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнездовье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки полевых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

207. От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосочетаний с образованными словами.

1) Башкиры - башкир , болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.

2) Киргизы - киргизов , казахи, узбеки, таджики, якуты.

3) >Валенки - валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремешки - ремешков , носки.

4) Вольты - вольт , амперы, микроны, аршины. Метры - метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон - лимонов , апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

208. От следующих существительных среднего и женского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 10 словосочетаний с образованными словами.

I. Существительные среднего рода:

1) Окошки - окошек , зёрнышки. Войско - войск , яблоко. 2) Число - чисел , кресло, бревно, полотно, волокно, ребро, ядро. 3) Одеяльце - одеялец , полотенце, блюдце. Болотце - болотцев , кружевце, копытце, корытце.

II. Существительные женского рода:

1) Ставня - ставен, басня, песня, домна. Ступня - ступней, западня, ноздря. 2) Кегля - кеглей, сакля, распря. Вафля - вафель, туфля, оглобля. Свадьба - свадеб, усадьба.

209. Образуйте форму родительного падежа от следующих существительных, употребляющихся только во множественном числе. Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образованными словами.

1) Часы́ - часо́в , щипцы, мостки, очки, тиски. За́морозки - за́морозков , мемуары, плоскогубцы, счёты. Обо́и - обо́ев , побои.

2) Бры́зги - бры́зг , брюки, бусы, каникулы, макароны. Де́ньги - де́нег , потёмки, носилки, салазки.

3) Бу́дни - бу́дней , клещи, ясли. Дро́жжи - дрожже́й , люди, отруби, сани.

210. Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являются выделенные существительные. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Музыка это как бы душа песни ее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженер попросил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юноша воин на битву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Старинные липы современницы Петра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)

211. Спишите предложения, употребляя существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Обозначьте основу и окончание у этих существительных.

1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан - в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (Л.) 3) Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных палаток. (Арс.) 5) Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёздных - август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

    Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.

    Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, клеймо – нет клейм, яблоко – нет яблок.

    Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья , -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья – нет вещуний, взгорье – нет взгорий, гнездовье – нет гнездовий, захолустье – нет захолустий, копьё – нет копий, кушанье – нет кушаний, новоселье – нет новоселий, оладья – нет оладий, побережье – нет побережий, сна́добье – нет сна́добий.

    Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

один солдат – несколько солдат; один грузин – несколько грузин, один цыган – несколько цыган.

    С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

слова женского рода: дол я – несколько дол е́й , кегл я – несколько ке́гл ей ; слова среднего рода: боло тце – несколько боло́т цев , верховь е – нет верхо́вь ев , д но сосуда – нет до́нь ев , дре́вк о – нет дре́вк ов , личик о – несколько личик ов , остри ё – нет остри ёв , плать е – несколько пла́ть ев , усть е – несколько у́сть ев , шил о – несколько ши́ль ев .

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых, окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

Например: в просторечии – много людёв вместо нормативного много люд ей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

    Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых, в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта – 10 гектар ов земли.

    Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно – для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! – в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

– В трамвае нет местов . – Не местов , а мест. Падежов не знаете. – А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

    у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

много шофёр ов , бойц ов , гени ев ;

    у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

много жител ей , пол ей , падеж ей ;

    у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин – нулевое окончание с отсечением -ин :

много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидор ов , пять апельсин ов , пять баклажан ов (допустимо – пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

    названия парных предметов:

пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфорт ов , пара бот ов (допустимо – пара бот), нет рельс ов (допустимо – нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта –нет вязаных носок и носк ов ;

    названия национальностей с финалями , :

нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуин ов , нет бушмен ов , нет сван ов ;

    наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёр ов , нет минёр ов , нет гусар и гусар ов , нет драгун и драгун ов , нет гренадер игренадер ов , нет кирасир и кирасир ов , нет улан и улан ов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

    У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов . Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов .

Да в этом колхозе не только грамм ов , но и килограмм ов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акр ов ), гектар (10 гектар ов ), дюйм (5 дюйм ов ), литр (10 литр ов ), метр (5 метр ов ), километр (5 километр ов ), миллиметр (10 миллиметр ов ), сантиметр (10 сантиметр ов ), пуд (10 пуд ов ), фунт (10 фунт ов ), фут (5 фут ов ), ярд (5 ярд ов ).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять доллар ов ), динар (пять динар ов ) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля – пара ту́фель, я́блоня – пять я́блонь, цап́ля – пять ца́пель, сва́дьба – пять сва́деб, ра́туша – несколько ра́туш, но: до́ля – пять дол е́й ; дя́дя – нет дяд е́й и дядь ёв ; ке́гля – пять ке́гл ей ; при́горшня – пять при́горшн ей и приго́ршен; ро́хля – нет ро́хл ей , ю́ноша – пять ю́нош ей .

    Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

свеча́ – пять свеч е́й , статья́ – пять стат е́й , семья́ – пять сем е́й , бадья́ – нет бад е́й , бахча́ – нет бахч е́й , простыня́ – пять просты́нь и пять простын е́й , но: кочерга́ – пять кочерёг, огло́бля – пять огло́бл ей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа – нет барж е́й и ба́рж, петля́ и пе́тля – нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны – нет макарон, деньги – нет денег, опилки – нет опилок, чернила – нет чернил.

    Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

джинсы – нет джи́нс ов (!), клипсы – нет кли́пс ов , обои – нет обо́ ев , бронхи – нет бро́нх ов .

    Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

ро́звальни – нет ро́звальн ей , схо́дни – нет схо́дн ей , я́сли – нет я́сл ей (!), ку́дри – нет кудр е́й , гу́сли – нет гу́сл ей .

    Как равноправные функционируют варианты: гра́бли – нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли – нет ходу́л ей и нет ходу́ль, бу́дни – нет бу́дн ей ибу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (ду пл о, полоте нц е, пе сн я, ку кл а ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

нет дуп е л, нет полотен е ц, нет пес е н, нет кук о л, нет ро́з о г, нет дос о́ к (допустимо – до́с о к), нет дерев е́ нь, нет са́б е ль, нет ту́ф е ль, нет ку́х о нь, нет су́мер е к, нет со́п е л и сопл, но: такса – нет такс, утро – несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят – нет бур я́ т и буря́т ов , зять – нет зять ёв , коммента́рий – нет коммента́ри ев , копы́тце – нет копы́тц ев и копы́тец, корректи́в – нет корректи́в ов , низо́вье – низо́вь ев и низо́вий, подмасте́рье – нет подмасте́рь ев , поле́нце – нет поле́нц ев и поле́н ец , ту́рок – нет ту́рок, у́хо – без уш е́й , ши́ло – нет ши́ль ев .

Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:

    названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

    названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

    названия промежутков времени:

(сутки, будни, каникулы)

    названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)

    названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

    некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки).

Варианты окончаний предложного падежа, единственного числа существительных мужского рода

Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

  • Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.

  • Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, клеймо – нет клейм, яблоко – нет яблок.

  • Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

Обратите внимание

Существительные женского и среднего рода на -ья, -ье подчиняются общему правилу и имеют в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание. Финаль -ий в этой форме не является окончанием, а входит в основу слова: вещунья – нет вещуний, взгорье – нет взгорий, гнездовье – нет гнездовий, захолустье – нет захолустий, копьё – нет копий, кушанье – нет кушаний, новоселье – нет новоселий, оладья – нет оладий, побережье – нет побережий, сна́добье – нет сна́добий.

  • Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

один солдат – несколько солдат; один грузин – несколько грузин, один цыган – несколько цыган.

  • С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

слова женского рода: доля – несколько доле́й, кегля – несколько ке́глей ; слова среднего рода: болотце – несколько боло́тцев, верховье – нет верхо́вьев, дно сосуда – нет до́ньев, дре́вко – нет дре́вков, личико – несколько личиков, остриё – нет остриёв, платье – несколько пла́тьев, устье – несколько у́стьев, шило – несколько ши́льев.

В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

Во-первых , окончание -ов/-ев, присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей).

Например: в просторечии – много людёв вместо нормативного много людей ; нет местов вместо нормативного нет мест .

  • Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

Во-вторых , в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта – 10 гектаров земли.

  • Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно – для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! – в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

– В трамвае нет местов.
– Не местов, а мест. Падежов не знаете.
– А вам нет делов, что мы не знаем падежов.

При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в, -ей распределяются следующим образом:

  • у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев:

много шофёров, бойцов, гениев;

  • у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей:

много жителей, полей, падежей;

  • у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин , которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин – нулевое окончание с отсечением -ин:

много славян, татар, бар, граждан.

2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

пять помидоров, пять апельсинов, пять баклажанов (допустимо – пять баклажан );

б) нулевое окончание обычно имеют:

  • названия парных предметов:

пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфортов, пара ботов (допустимо – пара бот), нет рельсов (допустимо – нет рельс ); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта – нет вязаных носок и носков ;

  • названия национальностей с финалями -н, -р:

нет цыган, нет румын, нет осетин , но: нет бедуинов, нет бушменов, нет сванов ;

  • наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёров, нет минёров, нет гусар и гусаров, нет драгун и драгунов, нет гренадер и гренадеров, нет кирасир и кирасиров, нет улан и уланов ;

в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

  • У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

Обратите внимание

Формы с -ов воспринимаются как более официальные. Поэтому, если в литературном языке допустимыми признаются обе формы, то в письменной речи рекомендуется использовать варианты с окончанием -ов. Не в счётной форме (не при указании на количество) эти существительное обязательно имеют окончание -ов.

Да в этом колхозе не только граммов, но и килограммов потерь не считают!

Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

акр (10 акров), гектар (10 гектаров), дюйм (5 дюймов), литр (10 литров), метр (5 метров), километр (5 километров), миллиметр (10 миллиметров), сантиметр (10 сантиметров), пуд (10 пудов), фунт (10 фунтов), фут (5 футов), ярд (5 ярдов).

Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

доллар (пять долларов), динар (пять динаров) и др.

3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

ту́фля – пара ту́фель, я́блоня – пять я́блонь, цап́ля – пять ца́пель, сва́дьба – пять сва́деб, ра́туша – несколько ра́туш, но: до́ля – пять доле́й; дя́дя – нет дяде́й и дядьёв; ке́гля – пять ке́глей; при́горшня – пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля – нет ро́хлей, ю́ноша – пять ю́ношей.

  • Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

свеча́ – пять свече́й, статья́ – пять стате́й, семья́ – пять семе́й, бадья́ – нет баде́й, бахча́ – нет бахче́й, простыня́ – пять просты́нь и пять простыне́й , но: кочерга́ – пять кочерёг, огло́бля – пять огло́блей и огло́бель.

Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа существительных, имеющих в начальной форме акцентологические варианты: баржа́ и ба́ржа – нет барже́й и ба́рж, петля́ и пе́тля – нет пе́тель.

4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

макароны – нет макарон, деньги – нет денег, опилки – нет опилок, чернила – нет чернил.

  • Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

джинсы – нет джи́нсов (!), клипсы – нет кли́псов, обои – нет обо́ев, бронхи – нет бро́нхов.

  • Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

ро́звальни – нет ро́звальней, схо́дни – нет схо́дней, я́сли – нет я́слей (!), ку́дри – нет кудре́й, гу́сли – нет гу́слей.

  • Как равноправные функционируют варианты: гра́бли – нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли – нет ходу́лей и нет ходу́ль, бу́дни – нет бу́дней и бу́ден.

5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (дупло, полотенце, песня, кукла ), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е:

нет дупел, нет полотенец, нет песен, нет кукол, нет ро́зог, нет досо́к (допустимо – до́сок), нет дереве́нь, нет са́бель, нет ту́фель, нет ку́хонь, нет су́мерек, нет со́пел и сопл, но: такса – нет такс, утро – несколько утр.

6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

бурят – нет буря́т и буря́тов, зять – нет зятьёв, коммента́рий – нет коммента́риев, копы́тце – нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в – нет корректи́вов, низо́вье – низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье – нет подмасте́рьев, поле́нце – нет поле́нцев и поле́нец, ту́рок – нет ту́рок, у́хо – без уше́й, ши́ло – нет ши́льев.

Источник http://www.licey.net/russian/culture/2_2_3