Военно-морская мощь китая. Военно-морская мощь китая Флот китая состав кораблей

В последние годы на фоне ударных темпов роста экономики в КНР происходит модернизация вооруженных сил. За прошедшие десять лет военный бюджет КНР в долларовом выражении удвоился и составил по данным Стокгольмского института исследования проблем мира в 2014 году — 216 млрд. долларов. Для сравнения: расходы США на оборону составляли — 610 млрд. долларов, а России – 84,5 млрд. долларов.

Вместе со стратегическими ядерными силами, сухопутными войсками и авиацией активно развивается и военно-морской флот. Начиная с 90-х годов, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая активно пополнялся за счёт закупки боевых кораблей в России. Но в последние несколько лет эта практика ушла в прошлое. В КНР ежегодно передаются флоту несколько крупных боевых кораблей собственной постройки, в том числе дизельные и атомные подводные лодки, фрегаты и эсминцы с управляемым ракетным оружием.

С учётом иностранного опыта, разработаны и серийно строятся на китайских предприятиях: ракетные катера, фрегаты, эсминцы и большие десантные корабли. При этом в Китае считают, что в деле укрепления обороноспособности страны «все средства хороши». При проектировании боевых кораблей китайцы не брезгуют идеями и техническими решениями, добытыми с помощью «технического шпионажа». Современные эсминцы, корветы и большие десантные корабли, построенные в последнее время в КНР, представляют собой причудливую смесь советских и западных технологий с национальным китайским колоритом.

В настоящее время Китай уходит от имевшей в прошлом место практики закупки боевых кораблей за рубежом, предпочитая тратить финансовые ресурсы и создавать рабочие места внутри страны, обеспечивая заказами собственные судостроительные верфи. В последние годы в России китайцы покупают не боевые корабли целиком, а лишь некоторые узлы, оборудование и вооружение. В основном это современные противокорабельные и противовоздушные системы. В тоже время в КНР активно ведётся создание собственных аналогов. В отличие от прошлых лет, теперь это не «китаизированные» копии, а зачастую оригинальные разработки, созданные многочисленными китайскими НИИ.

На тихоокеанском направлении конкуренцию ВМФ НОАК из флотов региональных держав могут составить только боевые корабли Морских сил самообороны Японии . Но трудно себе представить, что руководство Японии решится на обострение отношений с КНР без поддержки и одобрения США. Таким образом, основным потенциальным противником по-прежнему является 7-й оперативный флот ВМС США . Штаб командующего 7-м американским флотом расположен в военно-морской базе Йокосука (Япония).

В составе 7-го флота на постоянной основе присутствует, как минимум, один атомный авианосец типа «Нимиц» и десять крейсеров и эсминцев УРО типа «Тикондерога» и . В авианосную ударную группу так же обычно входят несколько многоцелевых атомных подводных лодок. Американские ракетные крейсера, эсминцы и АПЛ, помимо другого оружия, несут так же крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk с дальностью пуска в модификации Tomahawk Block IV до 1600 км. На борту авианосца типа «Нимитц» имеется 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет» и «Супер Хорнет».

За прошедшие 20 лет китайские ВМС превратились из флота прибрежного плавания, основной задачей которого была оборона побережья, в полноценный океанский флот. Текущей целью ВМФ НОАК является построение ближнего оборонительного периметра, который Китай выстраивает вдоль своего морского побережья. В КНР его называют «первая островная цепь». Он включает в себя Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Желтое моря.

Дальний периметр обороны простирается в открытый океан, на расстояние до 1500 морских миль от берега. Главная цель присутствия китайского военного флота в этой зоне – противодействие иностранным боевым кораблям-носителям крылатых ракет, а также авианосцам, на которых базируется ударная палубная авиация.

Главным образом, перед китайским флотом стоит задача защиты побережья КНР, вдоль которого в благоприятных климатических условиях проживает большая часть населения и расположено около 70% промышленных предприятий. Это хорошо видно по тому, как на территории КНР прикрыты средствами ПВО административно-промышленные и оборонные объекты.

Схема расположения РЛС и ЗРК на территории КНР (синие ромбы – РЛС, цветные фигуры – ЗРК)

Кроме того с недавнего времени морская компонента китайских СЯС — ПЛАРБ типа 094, которые несут 12 баллистических ракет JL-2 с дальностью действия 8 000 км, стали вести боевое патрулирование в районах контролируемых китайскими надводными силами и авиацией.

Китайские военно-морские силы состоят из 3 оперативных флотов: Северного, Восточного и Южного. По состоянию на начало 2015 года в составе ВМФ НОАК имелось - 972 корабля, в том числе: один авианосец, 25 эскадренных миноносцев, 48 фрегатов и 9 атомных и 59 дизельных подводных лодок, 228 десантных кораблей, 322 патрульных корабля береговой охраны, 52 минных тральщика и 219 вспомогательных судов .

Как уже говорилось, в XXI веке китайский военный флот из прибрежного стал океанским. В 2002 году эскадра ВМФ НОАК совершила первое в истории китайского военного флота кругосветное плавание по Тихому, Индийскому и Атлантическому океану. В 2012 году ВМФ НОАК получил первый авианосец, что ознаменовало новый этап развития. Всё это демонстрирует усиление роли флота в деле обеспечения безопасности страны. К тому же китайский флот всё больше становиться инструментом политического влияния и весомым аргументом в многочисленных территориальных спорах с соседями.

Надводный флот. Эсминцы, фрегаты и корветы

В 70-90-е годы в КНР велось строительство эсминцев пр. 051 типа «Люйда», которые представляли собой переработанный в КНР советский пр. 41. В отличие от СССР, где по этому, не слишком удачному проекту был построен всего один корабль, верфи КНР сдали китайскому флоту 17 эсминцев. Последний из кораблей, достроенный по проекту 051G, поступил в состав Южного флота в 1993 году. Если верить справочникам, то большая часть китайских эсминцев этого проекта до сих пор формально находится в составе флота.

ЭМ пр. 051

Основным ударным оружием ЭМ пр. 051 являлся противокорабельный комплекс HY-2 (C-201) с дальностью пуска в модернизированном варианте до 100 км. Ракета HY-2 создана на базе советской ПКР П-15 и в данный момент считается устаревшей в виду необходимости заправки жидким топливом и агрессивным окислителем, дозвуковой скорости полета и низкой помехозащищённости.

Пуск ПКР HY-2

По всей видимости, ПКР этого типа будут отправлены в отставку вместе с носителями, не модернизированными ЭМ пр. 051 в течение ближайших нескольких лет.

Пуск ПКР YJ-83

К началу 2000-х часть кораблей этого проекта были модернизированы по проекту 051G. Ранее установленные 2х3 ПУ ПКР HY-2 были заменены на более современные — 4х4 ПУ ПКР YJ-83(C-803) с дальностью пуска 160 км. Это достаточно современная ракета с активной радиолокационной ГСН и турбореактивным двигателем разгоняется на заключительном этапе полёта до сверхзвуковой скорости.

В 1994 и 1996 годах в состав китайского флота вошли два эсминца пр. 052 (типа «Люйху»). По сравнению с ЭМ пр. 051 они были крупнее, лучше вооружены и имели большие дальность плавания и мореходность. Корабли предназначались для нанесения ударов противокорабельными ракетами по надводным кораблям противника, противолодочной обороны, а также для огневой поддержки десанта и обстрела береговых целей. Для самообороны на них есть ЗРК ближней зоны HQ-7, созданный на базе французской противовоздушной системы Crotale. Основным средством борьбы с надводными целями является противокорабельный комплекс YJ-83 с шестнадцатью ПКР.

ЭМ пр.052

Проектирование этих эсминцев велось в начале-середине 80-х, во времена улучшения отношений между КНР и западными странами. При создании эсминцев китайцы рассчитывали на американскую, британскую и французскую техническую помощь. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь и последовавшего за этим западного эмбарго на поставку вооружения и технологий двойного назначения рассчитывать пришлось на свои силы. Это существенно увеличило сроки постройки кораблей и ограничило серию.

Первыми надводными боевыми кораблями в составе китайского флота, способными наносить по настоящему эффективные удары по АУГ на значительном удалении от своего берега, стали поставленные из России эсминцы пр. 956Э, вооруженные сверхзвуковыми ПКР П-270 «Москит». Первый корабль «Ханьчжоу» передан КНР в конце 1999 года, а второй «Фучжоу» в конце 2000 года. В 2005-2006 годах боевой состав ВМФ НОАК пополнили ещё два эсминца «Тайчжоу» и «Нинбо», построенные по усовершенствованному проекту пр. 956ЭМ. В общей сложности эти четыре эсминца, способные действовать в океанской зоне, несут 32 ПКР с дальностью пуска до 120 км и максимальной скоростью около 2,8М.

Китайские эсминцы пр. 956Э и 956ЭМ

С поставленными из России эсминцами пр. 956Э связан инцидент, произошедший 1 апреля 2001 года в 100 км от китайского острова Хайнань. Американский самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Эйриз II», осуществлявший наблюдение за этими кораблями, при попытке его вытеснения из района учений столкнулся в воздухе с китайским истребителем-перехватчиком J-8II . В результате столкновения китайский самолёт упал в море, а его пилот погиб. Американский «электронный шпион» под угрозой применения оружия был посажен на аэродроме Линшуй на китайском острове Хайнань.

Впоследствии американская сторона принесла извинения за инцидент и выплатила денежную компенсацию вдове погибшего китайского пилота. Китайцы смогли детально ознакомиться с американской разведывательной и шифровальной аппаратурой, установленной на ЕР-3Е «Эйриз II». Лишь в июле 2001 года ЕР-3Е фактически в виде металлолома был возвращен в США на борту российского транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Полет».

В советском и российском флоте эсминцы пр. 956 имели сомнительную славу кораблей с очень капризной, предъявляющей высокие требования по грамотности эксплуатации и техническому обслуживанию, главной энергетической установкой. Однако опыт применения этих эсминцев в ВМФ НОАК демонстрирует то, что при надлежащей исполнительской дисциплине, регулярном обслуживании и ремонте – это вполне надёжные и дееспособные боевые корабли.

Дальнейшим развитием китайских эсминцев флота проект 051В (типа «Люхай»). Китайские кораблестроители при сохранении функционального назначения корабля, за счёт увеличения геометрических размеров корпуса попытались существенно увеличить дальность плавания и автономность.

Эсминец «Шеньчжень» проекта 051В

Опыт оказался не слишком удачным, был построен всего один корабль – «Шеньчжень», переданный ВМФ НОАК в 1999 году. Тем не менее, этот эсминец активно участвовал в ряде длительных походов. В 2000 году он посетил ряд портов в Африке, а в 2001 году посетил порты Великобритании, Германии, Италии и Франции. Его главным ударным оружием, так же как и на ЭМ пр. 051G, являются 16 ПКР YJ-83 в 4х4 ПУ.

В 2007 году в состав китайских ВМС ступили два эсминца пр. 051С: «Шеньян» и «Шицзячжуан». При сохранении архитектурно-конструктивных черт проекта 051В главный упор при создании этих кораблей был сделан на усиление их противовоздушных систем. Основным назначением эсминцев пр. 051С является обеспечение ПВО оперативных соединений надводных кораблей.

Эсминец пр. 051С

Особенностью эсминцев пр. 051С является наличие пусковых установок ЗРС С-300Ф («Риф-М») российского производства. Всего на борту имеется шесть ПУ с 48 готовыми к пуску ЗУР с дальностью до 90 км и высотностью до 30 км.

Проект 052 послужил базой для ряда более совершенных в плане оборудования, вооружения и мореходных качеств кораблей. Эсминцы проектов 052В и 052С стали гораздо крупнее своего «предка». Основным отличием пр. 052В и пр. 052С стало функциональное назначение кораблей, имеющих много общего в плане корпуса и энергетической базы.

Эсминцы пр. 052В (типа «Гуанчжоу») несут 16 ПКР YJ-83, ПВО корабля обеспечивается двумя ПУ ЗРК «Штиль» с дальностью поражения воздушных целей до 50 км. Головной корабль «Гуанчжоу» и, последовавший за ним «Ухань», вступили в строй в 2004 году.

ЭМ пр. 052С

Эсминцы пр. 052С – это корабли, созданные для обеспечения групповой ПВО эскадры надводных кораблей. По этому проекту построено два эсминца, вступившие в строй в 2004-2005 годах. Они вооружены ЗРС китайского производства HQ-9, которая создана на базе российской C-300Ф. Количество ПУ ПКР YJ-62 (C-602) на борту сократилось до восьми. Впрочем, YJ-62 по сравнению с ПКР YJ-83 имеет значительно большую зону поражения (400 против 160), но YJ-62 имеет дозвуковую скорость полёта, что существенно увеличивает её уязвимость от средств ПВО.

Пуск ПКР YJ-62

Ракета поступила на вооружение ВМФ НОАК в 2004 году. При её создании использовались технические решения советской КР Х-55, образцы ракеты и техническая документация были получены от Украины.

Вершиной эволюции китайских эсминцев на сегодняшний день является «иджисоподобный» пр. 052D, он имеет новую многофункциональную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, а также современную интегрированную систему управления вооружением.

ЭМ пр. 052D

Благодаря увеличению длины и ширины, на борту размещены 64 модуля ПУ вертикального пуска (две УВП по 32 ячейки) с ЗУР HQ-9А, ПКР с увеличенной дальностью стрельбы и КР для поражения целей на суше. Таким образом, в составе китайского флота в ближайшее время появятся универсальные корабли, способные выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым объектам.

Фрегаты являются самым многочисленным классом крупных боевых кораблей в составе ВМФ НОАК. Наряду с эсминцами они способны решать задачи противолодочной обороны, борьбы с надводными кораблями, уничтожать воздушные цели в ближней зоне ПВО корабельных групп и обеспечивать защиту экономической зоны КНР. На долю фрегатов китайского флота приходится около18% от общего количества ПКР, размещённых на боевых кораблях ВМС КНР.

В период с 1986 по 1993 годы на базе советского СКР пр. 50 строились фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»). Главным их назначением была борьба с надводными кораблями в прибрежной зоне КНР. Для этого на фрегатах имелось две спаренные ПУ ПКР HY-2.

Между собой фрегаты различных серий пр. 053 отличались составом бортового оборудования, средствами связи и навигации, а так же различными вариантами артиллерийского вооружения. Часть фрегатов в первой половине 2000-х была перевооружена ПКР YJ-83 4х2 ПУ.

Фрегат пр. 053

Фрегаты первых модификаций пр. 53 в настоящее время считаются устаревшими, их справедливо критикуют за неэффективные ПКР, отсутствие ЗРК и площадки для вертолета. Частично эти недостатки устранены в модернизированном фрегате УРО пр. 053Н2 («Цзянху-3»). Конструктивно-архитектурный вид корабля был видоизменен и внешне он стал напоминать фрегаты следующего поколения. По этому проекту было построено семь фрегатов.

Фрегат пр. 053H2G

В 1990-1994 годах была построена серия из четырёх фрегатов пр. 053H2G. В состав вооружения кораблей этого типа входит 3х2 ПУ ПКР YJ-82 (C-802) и ЗРК ближней зоны HQ-61, в кормовой части предусмотрена площадка для противолодочного вертолёта.

Фрегат пр. 053H3

С 1995 по 2005 годы было построено 10 фрегатов пр. 053H3 (типа «Цзянвей-2»). Эти корабли вооружены ближним ЗРК HQ-7 с 8 ЗУР и 2 ПУ по 4 ПКР YJ-83.

С 2002 года на верфях Китайской государственной кораблестроительной корпорации ведётся строительство фрегатов УРО пр. 054. Этот проект разработан для замены устаревших фрегатов пр. 053H. В кораблях пр. 054 внедрён ряд технических решений, характерный для современных кораблей этого класса, на них были использованы технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности, установлены вертикальные ПУ ЗУР.

Пуск ЗУР HQ-16 с борта китайского фрегата 054A

По состоянию на середину 2013 года в состав китайского флота судостроительными предприятиями, расположенными в городах Шанхай и Гуанчжоу, передано 2 фрегата пр. 054 и 15 фрегатов пр. 054A. На фрегатах, построенных по улучшенному проекту 054A, устаревшие ЗРК HQ-7 заменены на ЗРК HQ-16 (32 ЗУР, 2х16 ВПУ), который является аналогом российского комплекса «Штиль-1». На фрегате имеется вертолётная площадка и ангар. Главным противокорабельным оружием являются 8 ПКР YJ-83 в двух четырёх зарядных ПУ.

В феврале 2013 года в строй вступил первый корвет пр. 056. Проект этого корабля был разработан на базе экспортного корвета типа Pattani для ВМС Таиланда. Потребность в патрульном корабле прибрежного плавания с мощным ударным вооружением и хорошими условиями обитаемости для экипажа, с водоизмещением в пределах 1300-1500 тонн назрела ещё в 80-е годы.

Корвет пр. 056

Корпус корвета выполнен с использованием элементов, обеспечивающих снижение радиолокационной заметности. Корабли пр. 056 являются первыми боевыми кораблями модульной конструкции, разработанными в КНР. Это позволяет в случае необходимости достаточно легко менять состав оборудования и вооружения, без внесения изменений в основную конструкцию корвета. Подбор модулей позволяет создавать различные варианты на основе одного корпуса. Разработаны и предлагаются потенциальным покупателям следующие версии корвета: патрульная, противолодочная, ударная, с усиленными системами ПВО, штабная и многоцелевая.

В типовой состав вооружения многоцелевой версии, помимо торпедного и артиллерийского вооружения, входит новый китайский ЗРК ближней зоны HHQ-10 с дальностью пуска 9000 м и 2х2 ПУ ПКР YJ-83. На ближайшее десятилетие в КНР для защиты побережья и охраны экономической зоны запланирована постройка более 50 «стелс-корветов» пр. 056 в различной конфигурации.

Подводный флот

Подводные силы ВМФ НОАК являются одними из крупнейших в мире (по количеству ДЭПЛ первые) и занимают третье место после США и России. В настоящее время в боевом составе ВМС КНР насчитывается около 70 субмарин . Китайские подводные лодки несут около 15 % имеющихся в ВМФ НОАК ПКР, приблизительно 80% торпед и 31% минного вооружения.

Вначале 60-х, несмотря на начавшееся ухудшение отношений в КНР, была передана документация ДЭПЛ пр. 633. Строительство этих подлодок по пр. 033 велось в КНР до 1983 года. Всего было построено 84 лодки этого типа, часть из них поставлена на экспорт. В настоящее время лодки пр. 633 являются устаревшими. В ходе строительства и эксплуатации ДЭПЛ пр. 033 неоднократно модернизировались. На них устанавливались батареи повышенной емкости, французские гидроакустические комплексы и современное радиоэлектронное оборудование. Но состав основного оборудования и вооружения особых изменений не претерпел. Почти все субмарины этого типа выведены из боевого состава ВМФ НОАК, некоторое количество их может использоваться в учебных целях.

ДЭПЛ пр. 035

На базе ДЭПЛ пр. 033 в КНР строились лодки пр. 035 (типа «Мин»). От предыдущего проекта «Мин» отличается другой конструкцией корпуса и энергоустановки. Всего с 1975 по 2000 годы было построено 25 ДЭПЛ пр. 035. В настоящее время количество лодок этого проекта в составе китайского флота оценивается в 20 единиц. Модернизированные лодки обозначались как пр. 035G и 035В. На них установлены французские пассивные ГАС и усовершенствованная система управления огнём. Против современных боевых кораблей лодки пр. 035 ограниченно дееспособны в прибрежных районах, они также могут привлекаться в скрытных минных постановок. Часть лодок используется в качестве учебных и опытовых для испытания новых образцов вооружения.

Последним достижением китайских инженеров в области создания дизель-электрических подводных лодок стали ДЭПЛ пр. 039 (типа «Сун»). Эта лодка создавалась с учётом собственного и частично советского опыта, также использовались элементы архитектуры французской субмарины типа Agosta.

ДЭПЛ пр. 039

Особое внимание при создании этого китайского проекта было уделено снижению уровня акустической сигнатуры и повышению ударных характеристик. Корпус китайской ДЭПЛ покрыт специальным противоакустическим плиточным покрытием, как на российских лодках пр. 877.

Создание и доводка лодки шли тяжело. Из-за серьёзных ошибок в расчётах и новизны многих технических решений, шумность и некоторые другие характеристики первой лодки не соответствовали запланированным. Большие нарекания вызывали работа аппаратуры БИУС и ГАС.

Первая лодка пр. 039, спущенная в мае 1994 года, проходила испытания, доработку и устранение недостатков в течение 5 лет. Руководство КНР приняло решение не строить лодки этого типа, пока головная субмарина не достигнет удовлетворительного уровня боевых и эксплуатационных характеристик. Только после доработки проекта, получившего обозначение пр. 039G, была заложена серия из 15 лодок, последняя из которых вступила в строй в 2007 году.

В целом ДЭПЛ пр. 039G соответствуют уровню французских и немецких лодок середины 80-х годов. Кроме торпед разного типа из стандартных 533 мм торпедных аппаратов возможен подводный запуск ПКР YJ-82 с дальностью 120 км. Эта китайская ПКР по своим характеристикам близка к американской UGM-84 Harpoon ранних модификаций.

Начало серийного строительства и принятие на вооружение в КНР лодок типа «Сун» заставило американских адмиралов пересмотреть свои взгляды на возможности судостроительной отрасли КНР по созданию современных субмарин и на степень «китайской подводной угрозы».

Происшествие, случившиеся 26 октября 2006 года, подтвердило, что опасения американцев по поводу усиления возможностей подводного флота КНР вполне обоснованы. Тогда китайской подводной лодке пр. 039G, оставшись незамеченной, удалось приблизиться на дистанцию торпедного залпа к американскому авианосцу «Китти Хок», который находился в этот момент в международных водах Южно-Китайского моря. После этого лодка демонстративно всплыла неподалёку от американской эскадры. Китайская субмарина не была обнаружена противолодочными силами АУГ вплоть до момента ее всплытия.

Моральное и физическое устаревание лодок пр. 033 и 035, а так же неопределённость с новой лодкой собственной разработки вынудили китайское руководство начать закупку ДЭПЛ в России. Первые две лодки пр. 877 ЭКМ поступили в 1995 году. За ними в 1996 и 1999 годах поступили ещё две лодки пр. 636. Отличием ДЭПЛ пр. 636 от пр. 877 ЭКМ является применение новых технологий снижения шумности и современного бортового оборудования.

Погрузка торпеды 53-65КЭ на ДЭПЛ пр.877ЭКМ ВМФ НОАК

В начале 2000-х было объявлено о заказе в России ещё восьми лодок пр. 636М, которые были «заточены» под ПКР 3M54Э1 Club-S , запускаемые в подводном положении с глубины 30-40 м. ПКР Club-S с дальностью действия до 300 км представляют собой экспортный вариант российского ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Ракета оснащена активной помехозащищённой радиолокационной ГСН, которая осуществляет захват цели на дальности около 60 км.

Большую часть своего пути к цели она проходит на высоте 15-20 м на крейсерской дозвуковой скорости. На дальности около 20 км от цели ракета начинает разгон до скорости около 3М, при этом она выполняет зигзагообразный противозенитный манёвр. В случае атаки крупных надводных целей возможен залповый запуск нескольких ПКР, которые будут атаковать цель с разных направлений.

В 2004 году в КНР начались испытания подводной лодки пр. 041 (типа «Юань»). «Китайские товарищи» попытались воплотить в этом проекте лучшие качества российского проекта 636М с учетом собственных возможностей. Изначально лодку планировалось оснастить вспомогательной воздухонезависимой энергетической установкой. В состав боекомплекта «Юань» входят ПКР YJ-82 или CX-1, запускаемые через торпедные аппараты.

ДЭПЛ пр. 041

Судя по всему, превзойти российские лодки пр. 636М китайской субмарине пр. 041 не удалось. Во всяком случае, пока ничего о массовом строительстве этих лодок для ВМФ НОАК не слышно. В тоже время пр. 041 активно предлагается на экспорт.

В 1967 году в КНР была заложена первая китайская торпедная АПЛ пр. 091 (типа «Хань»), формально в строй она вошла в 1974 году. Но устранение многочисленных дефектов, в том числе и в ядерной энергоустановке заняло ещё 6 лет, и к несению боевой службы лодка приступила только в 1980 году.

АПЛ пр. 091

Всего до 1991 года китайский флот получил пять АПЛ этого типа. Несмотря на модернизацию ряда агрегатов, бортового оборудования и вооружения лодки этого типа к началу XXI века безнадёжно устарели. Введение в состав вооружения наиболее свежих атомоходов ПКР YJ-8Q не сильно усилило их возможности по борьбе с надводными кораблями противника. Поскольку запуск ракет возможен только в надводном положении, а по уровню шумности АПЛ пр. 091 в 2,5-2,8 раза уступают зарубежным лодкам аналогичного класса. Несколько АПЛ типа «Хань» всё ещё находятся в составе ВМС, но время их ушло и эти первые лодки с ядерными реакторами, ставшие «учебной партой» для нескольких поколений китайских подводников, вскоре уйдут в прошлое.

В начале 2007 года в строй вступила головная многоцелевая АПЛ пр. 093 (типа «Шань»). Она была разработана для замены устаревших АПЛ пр. 091. По своим основным характеристикам эта китайская лодка примерно соответствует советским многоцелевым атомоходам пр. 671РТМ. По состоянию на начало 2014 года в составе ВМС КНР было две АПЛ пр. 093, поступление ещё двух построенных по усовершенствованному проекту ожидается в ближайшее время.

АПЛ пр. 093

АПЛ пр. 093 имеют возможность запускать через торпедные аппараты противокорабельные крылатые ракеты YJ-82, находясь в подводном положении. Также имеется информация, что на этих АПЛ используются новые YJ-85 (С-705) с дальностью пуска до 140 км. На ПКР YJ-85, в зависимости от модификации, применяются активные радиолокационные или инфракрасные ГСН. Коррекция курса на маршевом участке полёта происходит по сигналам спутниковой системы позиционирования.

Согласно десятилетней программе, ожидается, что в ближайшие 10 лет будет построено ещё 6 лодок типа «Шань». Кроме того, в КНР ведётся проектирование АПЛ нового поколения, которые по своим характеристикам должны вплотную приблизиться к российским и американским атомным субмаринам.

З а время строительства авианосца «Ляонин» и формирования первой боеспособной АУГ кораблестроители и командование ВМС Китая получили достаточный технологический и оперативный опыт. Дальнейшее развитие событий показывает, что авианесущие корабли могут стать ведущей ударной силой НОАК в мировом океане.

Авианосец «Шаньдун»

В 2012 г. китайским судостроителям стало понятно, что они смогут самостоятельно построить однотипный корабль, и в августе 2013 г. была начата резка металла для корпуса второго авианосца, который получил наименование «Шаньдун» и бортовой номер 17. В ноябре 2013 г. китайские специалисты приступили к сборке крупных секций в закрытом цехе, а в марте 2015 г. началась сборка корпуса в сухом доке. Корпус был полностью сформирован к 27 октября 2016 г.

Одновременно велась работа над проектированием основной мачты корабля, которую решили заимствовать у эскадренных миноносцев проекта 052D. В ноябре 2016 г. была завершена установка основного бортового оборудования, что позволило за период с 11 по 17 марта 2017 г. провести подготовку к спуску на воду. Спуск корабля на воду состоялся 23 апреля 2017 г. Через три дня официально на авианосце был поднят флаг ВМС НОАК.

Впервые силовые установки «Шаньдуна» были запущены в тестовом режиме 10 июля 2017 г., в сентябре корабль самостоятельно выполнил отход от причальной стенки и швартовку при помощи буксиров.

Авианосец «Шаньдун» выходит из сухого дока к достроечной стенке

По данным из китайских источников, в период с 16 по 20 апреля 2018 г. приемо-сдаточная команда «Шаньдуна» подготовила корабль к первому ходовому испытанию. Проверка состоялось в заданном квадрате Желтого моря в период с 20 по 27 апреля 2018 г. Фактически корабль впервые вышел в море 23 апреля 2018 г. Известно, что в рамках первого выхода в море на палубу корабля совершил посадку вертолет ПЛО «Чжи-18F».

В настоящее время «Шаньдун» направлен в первый межфлотский переход и следует в Южно-Китайское море. В процессе перехода экипаж проведет испытания силовой установки – корабль будет периодически развивать максимально возможную скорость и поддерживать ее в течение не менее шести часов. Кроме того, летчики палубной авиации выполнят серию взлетов и посадок с палубы. Проверять функциональные возможности системы управления полетами (СУП) корабля, тормозную систему и другие компоненты – авиационные лифты, систему заправки топливом, газоотбойные щиты и т.д.

Основные районы проведения испытаний авианесущих кораблей ВМС НОАК, построенных в г. Далянь

Особенности конструкции

По оценкам китайских и иностранных специалистов, основное изменение, внесенное в конструкцию авианосца – это форма и размеры палубной надстройки корабля. По сравнению с проектом «Ляонина» она уменьшена на 10–15%, что позволило выделить два дополнительных места для палубных истребителей.

Китайские специалисты перепроектировали внутренние помещения надстройки. Они разделили ходовой мостик на верхнюю и нижнюю секции, что положительно сказалось на размещении группы управления действиями авиации.


Проекции авианосца «Шаньдун»

К внешним отличиям следует также отнести размещение новых РЛС наблюдения за воздушной обстановкой H/LJG-346A (S-диапазон). Станции заимствованы у эскадренных миноносцев проекта 052D. Кроме того, китайские специалисты внесли некоторые изменения в компоновку кормовой части летной палубы, что позволило увеличить ее полезную площадь.

По данным китайских источников, по сравнению с «Ляонином» конструкторам удалось увеличить на 25% вместительность авиационного ангара и емкость танков для авиационного топлива.

Стоимость строительства «Шаньдуна» оценивается в 50 млрд. юаней. При этом, стоимость бортового радиоэлектронного оборудования достигает 10 млрд. юаней. Для сравнения: общая стоимость палубной авиагруппы в составе 28 истребителей «Цзянь-15» и 16 вертолетов составит 20 млрд. юаней.

Авианесущие корабли – основа будущих АУГ

В настоящее время на судостроительном предприятии «Цзяннань Чансин» в г. Шанхай заложен третий и, вероятно, атомный авианесущий корабль для ВМС НОАК.

По оценкам обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, если судостроительные предприятия продолжат строить один авианосец каждые пять–шесть лет, то поскольку, третий заложен в 2018 г., соответственно четвертый и пятый авианесущие корабли будут заложены в 2024 г. и 2030 г. Значит, строительство шестого корабля начнется в 2036 г.


Однако, существует вторая точка зрения. Согласно ей китайские судостроительные предприятия выполнят программу создания шести авианосных ударных групп (АУГ) из расчета, что строительство четвертого, пятого и шестого авианесущих кораблей начнется в 2024, 2027 и 2030 гг. соответственно. Таким образом, крайняя АУГ достигнет полной боеготовности не позднее 2035 г.

Третий и четвертый авианосцы при полном водоизмещении около 80 тыс. тонн получат прямую взлетную палубу с двумя или тремя электро-магнитными катапультами (ЭМК). При этом, пока не удается установить тип силовой установки. По оценке спецслужб США, полное водоизмещение пятого и шестого кораблей может достигнуть 110 тыс. тонн.

Авианесущие корабли полной боеготовности

Следует отметить, что процесс получения статуса «полная боеготовность» рассчитан из срока 41 месяц, который состоит из следующих этапов:

  • проверка всех элементов и возможностей авианосца в заданных морских районах – 21 месяц;
  • проведение контрольных межфлотских походов – 2 месяца;
  • слаживание состава палубной авиагруппы в дивизионном учебном центре и в процессе походов – 10 месяцев;
  • учебно-контрольные мероприятия экипажа авианосца – 5 месяцев;
  • слаживание действий экипажа авианосца с экипажами других кораблей АУГ – 3 месяца;
  • участие в межвидовых учениях – 1 месяц.

Организация учебно-контрольных мероприятий боевой подготовки АУГ ВМС НОАК в апреле 2018 г.

Период учебного мероприятия Координаты морского учебного района (МУР) Задачи Примечание
05.04.2018 – 11.04.2018 19°16.5′ — 110°38.5′
19°13.0′ — 110°53.5′
18°55.0′ — 110°48.5′
19°00.5′ — 110°31.5′
(побережье провинции Хайнань)
Проверка слаженности действий экипажей кораблей АУГ и палубной авиагруппы по:
– отражению массированных авиационных и ракетных налетов с разных направлений;
– обнаружение и «уничтожение» подводных лодок вероятного противника;
– оборона стратегического объекта на суше;
– прикрытие действий морского десанта
МУР открыт впервые
11.04.2018 – 13.04.2018 18°15.30′ — 109°49.72′
18°15.30′ — 110°09.10′
17°37.0′ — 110°09.10′
17°37.0′ — 108°55.92′
18°13.00′ — 108°55.92′
18°13.00′ — 109°24.73′
18°11.30′ — 109°28.80′
(побережье провинции Фуцзянь)
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК
Демонстрация корабельного состава АУГ и КПУГ и морских десантных групп ВМС НОАК Председателю КНР Си Цзиньпину
МУР открыт повторно с 1996 г.
18.04.2018 – 23.04.2018 24°52.9′ — 118°50.0′
24°52.9′ — 118°55.9′
24°42.6′ — 118°55.9′
24°42.6′ — 118°55.0′
(морской район Хуаняндао в районе г.Чжоушань)
МУР эпизодически используется для испытаний корабельного вооружения
24.04.2018 –
25.04.2018
30°08.47′ — 122°32.94′
30°04.13′ — 122°31.16′
30°04.08′ — 122°39.94′
30°00.69′ — 122°35.88′
Боевые стрельбы палубной авиации и кораблей АУГ и КПУГ ВМС НОАК В указанном МУР систематически проходят учебно-контрольные мероприятия боевой подготовки

Совместные учения ВМС и ВВС Китая

По данным китайских источников, в период с 5 по 11 апреля 2018 г. состоялись крупнейшие межвидовые учения ВМС и ВВС НОАК. В мероприятии приняли участие 78 летательных аппаратов как береговой, так и морской авиации (МА). Известно об участии следующих типов самолетов:

– 10 истребителей-бомбардировщиков МА ВМС НОАК «Цзяньхун-7»;
– 4 истребителя МА ВМС НОАК «Цзянь-10АН»;
– 8 истребителей ВВС НОАК «Цзянь-11ВН»;
– 8 истребителей МА ВМС НОАК «Cу-30МК2»;
– 9 палубных истребителей «Цзянь-15» (АУГ «Ляонин»);
– 6 стратегических бомбардировщиков ВВС НОАК «Хун-6М»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Хунёу-6»;
– 3 самолета-заправщика ВВС НОАК «Ил-78»;
– 2 самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) «Кунцзин-200» и один «Кунцзин-500»;
– 3 самолета ПЛО МА ВМС НОАК «Гаосинь-6».

Сценарий и задачи

Истребители-бомбардировщики «Цзяньхун-7», действуя под прикрытием легких истребителей «Цзянь-10АН», имитировали налеты на АУГ ВМС НОАК и пуски противокорабельных ракет (ПКР). Более тяжелые истребители «Цзянь-11ВН» обеспечивали прикрытие стратегических бомбардировщиков «Хун-6М», которые имитировали действия сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В «Фехтовальщик» ВВС США.


Следует отметить, что если «Цзяньхун-7» совершали налет со стороны о. Хайнань, то «Хун-6М» выполняли заход на цель с максимально «правдоподобного направления» – из воздушных районов над акваторией Южно-Китайского моря.

Дозаправку бомбардировщиков обеспечивали самолеты-заправщики «Хунёу-6». Истребители же «Цзянь-11ВН» и «Цзянь-10АН», при необходимости, получали топливо от трех Ил-78, которые передислоцированных из Центрального военного округа. Истребители Су-30МК2 МА ВМС НОАК задействовались для отработки учебных воздушных боев на средней и малой дистанциях.

Самолеты ДРДиН использовались в интересах отработки действий при обороне АУГ в ближнем морском районе, тогда как самолеты ПЛО «Гаосинь-6» выполняли поиск подводных лодок вероятного противника. Действия противника поочередно имитировали три атомные подводные лодки (одна проекта 094 и две проекта 093В) и три дизель-электрические ПЛ проекта 039 в модификациях А,В и G.

Подготовка личного состава авианесущих кораблей

Подготовка экипажей авианосцев организована на двух судах обеспечения учебного процесса (СОУП) с бортовыми номерами 88 и 89. Суда построены на верфях компании Guangzhou Shipyard International Company Limited (ранее – 433-й судостроительный завод ВМС НОАК), входящей в состав Китайской государственной кораблестроительной корпорации.


Известны следующие ТТХ судов обеспечения учебного процесса: длина – 219 м, ширина – 28 м, осадка – 8 м, полное водоизмещение – 23200 тонн.

В качестве силовой установки СОУП используются два дизельных двигателя, которые передают крутящий момент на два вала с винтами постоянного шага. Максимальная скорость судна 17 узлов (по другим данным – 20), дальность плавания экономичным ходом 8 тыс. миль.

На борту оборудованы классы для команды авианосца, а для летчиков палубной авиации установлены пилотажные тренажеры. На время учебного похода на судне возможно размещение 2,5 тыс. военнослужащих. Запасов продовольствия и топлива достаточно для плавания продолжительностью в 21 день.


Задачи и перспективы действий палубной авиационной группы (ПАГ) ВМС НОАК

Командир авианосца «Ляонин» получает приказ о выходе в море только от Командующего ВМС НОАК. Это полностью соответствует руководящему принципу «Основное руководство у Центрального Военного Совета, Основные боевые действия в море, Строительство вида вооруженных сил как главное », сформулированному Председателем КНР Си Цзиньпинем.


К настоящему моменту китайские стратеги определяют следующие задачи для палубной авиационной группы ВМС НОАК:

  1. Взаимодействие с авиационными подразделениями/соединениями ВВС НОАК в Тайваньском проливе.
  2. Патрулирование и перехват самолетов-нарушителей над акваторией Южно-Китайского моря.
  3. Обеспечение безопасности мореплавания в акватории Индийского океана.
  4. Демонстрация военного присутствия у берегов государств Ближнего Востока и Африки, защита национальных интересов и инвестиций, прикрытие действий морского десанта.

В случае необходимости выполнения любой из указанных задач в ближайшие пять лет командир авианосца должен осознавать, что его ПАГ не является полноценной, поскольку оборонно-промышленный комплекс КНР пока не начал серийный выпуск самолетов РЭБ и ДРДиН (). В этой связи выделим возможные этапы эволюции тактики действий ПАГ ВМС НОАК.

Эволюция тактики палубных авиационных групп

Этап первый (5–10 лет)

Вполне вероятно, что к 2020–2022 гг. первые палубные самолеты РЭБ «Цзянь-15D» поступят на вооружение ВМС НОАК. Тогда в составе каждой ПАГ будут две дежурные пары истребителей «Цзянь-15» и дежурная пара самолетов РЭБ «Цзянь-15D». Такое общее количество дежурных самолетов обусловлено размерами палубы «Ляонина» и возможностями безопасного размещения и старта самолетов.

По мере отработки наиболее оптимального порядка размещения самолетов в ангаре и порядка действий палубной команды и летчиков (вероятно к 2025 г.) возможно увеличение дежурных сил истребителей до 10 ед., а самолетов РЭБ до 4–6 ед.

По мере необходимости палубная команда начнет готовить самолеты-заправщики с подвесными агрегатами заправки. Одновременно предприятия ОПК КНР будут активно вести работу по подготовке малозаметных палубных истребителей, разведывательно-ударных БПЛА, а также дронов-заправщиков. Последние обеспечат увеличение боевого радиуса для пилотируемой авиации.

Этап второй (10–15 лет).

К 2030 г. на палубе авианосца будут на постоянной основе размещать шесть дежурных истребителей. Однако, в первой «волне» палубная команда обеспечит вылет 16 боевых машин двух типов – «Цзянь-20Н» и «Цзянь-15G».

Этап третий (15–20 лет)

К 2035 г. в состав ПАГ войдут два типа БПЛА – разведывательный и воздушный танкер. Аппараты первого типа выполняют передовую разведку и наблюдение. БПЛА второго типа находятся в зоне ПВО кораблей АУГ и обеспечивают дозаправку пилотируемых истребителей.

Из расчета 16 истребителей в воздухе должно быть не менее 4 беспилотных заправщиков. Разведывательные БПЛА обеспечивают обнаружение надводных целей и наведение на них ПКР, которыми вооружены пилотируемые истребители.


Этап четвертый (20–25 лет)

К 2040 г. в составе ПАГ останутся разведывательно-ударные БПЛА, беспилотные заправщики, а из пилотируемых летательных аппаратов только палубные самолеты ДРДиН.


Соотношение пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, поднимаемых в первом эшелоне, с учетом одновременного действия двух авианосцев на разных этапах

Процесс эволюции ПАГ ВМС НОАК с учетом принятия на вооружение двух новых атомных авианосцев с катапультами до 2035 г.

По материалам журнала «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

Тип летального аппарата/Этап Первый Второй Третий Четвертый
Истребитель «Цзянь-15» 20 30 20
Самолет РЭБ 4 4
Самолет ДРДиН 4 4 4
Вертолет ДРДиН 4
Малозаметный истребитель «Цзянь-20н» 10 15
Разведывательный БПЛА 6
БПЛА воздушной заправки

Азиатско-Тихоокеанский регион многими экспертами признан одним из самых важных в ближайшие десятилетия. Здесь и важные транспортные пути, и динамично развивающиеся страны со все возрастающими амбициями, и самые могущественные флоты. В том, что флот является наиболее перспективным способом проекции силы в любую точку Земли, никто сегодня не сомневается, и Китай уделяет его развитию все большее внимание, так как ВМФ Китая должен составить конкуренцию американскому. Связано это с радикальным изменением стратегии Китайской Народной Республики.

Международный опыт и сотрудничество

Есть расхожее мнение о том, что поведение Китая традиционно не экспансионистское, и никаких намерений решать споры военными средствами у него нет. Однако это не означает, что власти КНР не осознают всей важности развития Вооруженных Сил. ВМФ Китая сегодня представляет многочисленный и динамично развивающийся род ВС, которому уделяется все большее внимание, и его значение только возрастает по мере повышения рисков судоходства в Мировом океане.

Китайская культура, однако, славится тем, что прекрасно усваивает чужой опыт, извлекая из него максимальную выгоду. В случае с реализацией амбициозного плана по строительству флота, который мог бы конкурировать с США, на помощь приходит международное сотрудничество.

Однако в деле построения могущественного флота не обойтись без авианесущих крейсеров, которых у Народной республики до недавнего времени не было. Для того чтобы эту ситуацию исправить, пришлось обратиться к помощи Украины, у которой и был куплен авианосец "Варяг", позже переименованный в "Ляонин".

Технологии и деньги

Китайские власти привыкли, что практически все, что им нужно, они могут купить на мировом рынке, развинтить это и извлечь оттуда нужную им технологию. Однако такой способ работает лишь до известного предела, за которым начинаются сложности, едва ли устранимые благодаря обычному шпионажу.

Ведь мало получить готовый авианосец, нужно еще четко понимать, как он будет функционировать, обеспечить ему необходимую базу снабжения и ремонта. А технологическое развитие требует не только огромных денежных вливаний, но и значительной интеллектуальной традиции, направленной на решение определенной задачи.

Учитывая тот факт, что столь активно свой ВМФ Китай начал развивать относительно недавно, можно предположить, что до превосходства над другими морскими державами ему еще далеко. Однако до численного паритета дело действительно может дойти. По официальным данным, которым, возможно, и не стоит полностью доверять, республика тратит на Вооруженные Силы порядка двухсот миллиардов и эта цифра будет, вероятно, существенно расти в ближайшее десятилетие.

В то же время численность кораблей должна достигнуть 350 единиц, среди которых будут и новые авианосцы.

Состав ВМФ Китая

Китайский флот состоит из 183 судов, многочисленной морской авиации и 215 тысяч военнослужащих, которые обслуживают всю эту мощь. Стоит отметить, что у США - самой мощной военной державы - 188 судов различных классов. Однако сравнивать лишь численность не имеет смысла, ведь свои корабли ВМФ Китая использует иначе. И ориентируется Поднебесная на другие задачи.

С организационной точки зрения, ВМФ Китая делится на три флота:

  • Северный, действующий в Желтом море и Бохайском заливе.
  • Восточный, зоной ответственности которого является Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив.
  • Южный, функционирующий в Южно-Китайском море.

Несмотря на то что каждый из этих флотов важен для обороноспособности страны, Южный имеет особое значение, так как именно в этом регионе расположены спорные территории, из-за которых постоянно возникает напряжение между КНР и США, а также другими региональными игроками, среди которых Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

На этом месте стоит сделать остановку и подробнее описать, как до недавнего времени в Китае представляли сферу своих интересов, и как представления о ней изменяются в современном мире.

Эсминцы ВМФ Китая охраняют экономическую зону КНР в Южно-Китайском и Желтом морях, обеспечивают присутствие в Тихом, а в последнее время еще и в Индийском океане.

Битва за море. Новые хозяева Индийского океана

Если китайское правительство планирует действительно увеличить свою мощь за счет морского флота и наличия его представителей в наиболее важных региона мира, то без строительства военно-морских баз ему не обойтись.

То, что власти в полной мере осознают этот факт, подтверждает начало строительства новых баз ВМФ Китая в Индийском океане.

Предполагается, что с окончанием строительства китайский флот будет держать под контролем весь океан, а кроме того, иметь больший политический вес в тех странах, где будут построены военные базы. Среди стран, откликнувшихся на предложение китайских властей о строительстве, числятся Танзания, Кения, Бурунди, Сейшелы, Пакистан, Оман, Мальдивы, Шри-Ланка, Бангладеш и Мьянма.

Таким образом, ВМФ Китая будет иметь одну из самых обширных сетей военно-морских баз, с которой смогут конкурировать только США.

История китайского флота

Китай, ВМФ которого столь активно развивается, вызывает все большее беспокойство соседей, но планы свои менять, вероятно, не собирается. Помня о былых поражениях, власти страны намереваются сделать КНР одной из ведущих держав современности.

ВМФ Китая в 19в. представлял удручающее зрелище - устаревшие деревянные лодки были оснащены не менее устаревшей артиллерией. Именно такое состояние вооруженных сил привело страну к поражению сначала в Опиумных войнах, затем к свержению монархии, а затем и к гражданской войне.

Однако уже в середине двадцатого века, не без помощи СССР, ситуация начала исправляться, и у Китая появилось современное вооружение, однако внутренние потрясения не создавали предпосылок для динамичного развития флота.

Ситуация сильно изменилась в конце 1980-х, когда флот возглавил Лю Хуацин. Под его руководством ВМФ Китая, состав которого был значительно увеличен еще десятилетие назад, сосредоточился на повышении качества и технологических разработках, которые были призваны повысить боевую мощь страны и увеличить ее представительство на мировой арене.

В качестве приоритета технологического развития было выбрано направление ракетостроения. Были разработаны новые типы ракет, которые должны были усилить не только эсминцы ВМФ Китая, но и авиацию флота.

Однако, несмотря на значительные успехи в корабельном строительстве, Китай все еще придерживался стратегии регионального игрока, крайне редко выводя флот в отдаленные акватории. Ситуация начала меняться в XXl веке, когда к власти пришло новое поколение политиков, настроенное экспансионистски.

Вызов мировому сообществу

С тех пор как КНР начала активно увеличивать армейское финансирование, у многих специалистов по международной политике появились оправданные опасения, что власти страны захотят рано или поздно бросить вызов существующей системе распределения сил не только в регионе, но и в мире.

Однако главным двигателем значительных перемен, произошедших с китайским флотом, является вовсе не политика, а экономика. Большинство энергетических ресурсов и другого сырья Поднебесная получает в качестве импорта из других стран. Большинство грузоперевозок осуществляются по морю, так как это наиболее дешевый способ, который довольно часто бывает небезопасен в тех регионах, по которым проходят самые важные для КНР морские коммуникации.

Пиратство и территориальные споры очень часто ставят под угрозу морские перевозки, и именно для обеспечения безопасности мореходства в Индийском океане Китай строит все новые базы на его берегах.

Покупка технологий

Опыт технологического сотрудничества с другими странами у Китая огромен. Во время гражданской войны Вооруженные Силы этой страны получали значительную техническую и информационную поддержку от Советского Союза.

Самым значительным подарком от советской власти была атомная бомба, которая ввела Китай в клуб наиболее могущественных держав планеты. Однако и после распада СССР сотрудничество продолжилось, но уже на более взаимовыгодной основе. Китай начал закупать у России готовое вооружения и лицензии на его производство. Кроме того, КНР получила доступ к советским технологиям через покупку образцов вооружения у некоторых постсоветских стран.

В XXl веке очевидные преимущества обнаружились у формы сотрудничества, при которой создаются совместные предприятия с участием китайского капитала и российских технологий. По такой схеме производятся и разрабатываются истребители в КНР и Индии.

Однако сотрудничество РФ и Китая не ограничивается только самолетостроением и производством авиационных двигателей. Начиная с 1990 года Россия поставляет в КНР различные подводные лодки, стоимость которых на 2002 год превысила полтора миллиарда долларов.

Помимо подводных лодок, флаг ВМФ Китая поднялся над двумя российскими эсминцами, переданными китайским партнерам в 1999-2000 годах. Во всех случаях решающими для российской стороны являлись экономические интересы, в то время как Китай руководствовался интересами технологического и военного развития. Однако ситуация заметно изменилась после публикации в 2017 году документа, регламентирующего развитие ВМС России до 2030 года.

Конкуренция за океан

Как уже стало понятно, не только Китай стремится к доминированию в море, но и другие страны. Президентом России было приказано ВМФ РФ догнать и перегнать Китай по тоннажу флота, то есть занять вторую строчку после США, с которыми конкуренция практически невозможна.

Таким образом, основная борьба развернется за региональное лидерство, так как проекция силы на значительные расстояния требует наличия мощных авианесущих групп, включающих как современные авианосцы, так и корабли поддержки, а также авиацию, отвечающую требованиям, предъявляемым к современным боевым машинам.

Несмотря на то что не так давно Китай обзавелся своим первым авианесущим крейсером, он все еще значительно отстает в плане технологий и авионики. Например, после реконструкции на "Ляонине" все еще используются многочисленные устаревшие установки, среди которых есть одна наиболее важная - катапульта, разгоняющая при взлете самолеты до необходимой скорости.

Поскольку "Ляонин" представляет собой всего лишь немного обновленный советский авианосец, то и технологии на нем используются соответствующие. Очевидно, что за столь короткий срок китайским инженерам не удалось совершить технологического прорыва, поскольку основные силы ушли на то, чтобы освоиться с техническим наследием СССР.

Известно, что китайские дипломаты и военные долгое время старались выкупить у ВМС России авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", однако по политическим соображениям Россия от этой сделки отказалась, отдав предпочтение индийским партнерам, которые получили этот корабль формально бесплатно, но с обязательством оплатить российским предприятиям модернизацию и строительство портовой инфраструктуры.

Этот случай свидетельствует о том, что вопрос владения технологиями в современных условиях является наиболее важным и превосходит по значимости простое владение военной техникой. Ведь и Китай, и Индия конкурировали не столько за владение корпусом корабля, который они могли бы построить и сами, но и за современное высокотехнологичное оборудование. Кроме оного, в таких вопросах имеет значение и бесценный опыт, которым владеют российские корабелы.

Есть проблемы также и с системами наведения для корабельных ракет, запуски которых далеко не всегда бывают удачными. Впрочем, подобные трудности можно списать на технические неполадки и новизну разработок, которые прошли еще не все ступени испытаний. Сравнение ВМФ России и Китая в условиях чрезмерной закрытости китайского военного бюджета кажется затруднительным, однако неоднократные совместные учения и общая не слишком агрессивная обстановка позволяют надеяться, что противостояния между двумя флотами не произойдет в ближайшее время.

Символика флота

Как и любой другой флот, китайский имеет свои символы. Флаг ВМФ Китая представляет собой красное полотнище с соотношением сторон 5:4 и с красной звездой и иероглифами, обозначающими дату 01.08.1927, которая имеет большое значение в истории флота Поднебесной. Красный цвет стяга означает доблесть, отвагу и кровь, пролитую китайскими военнослужащими в боях с войсками Чан Кайши.

Стоит отметить, что Днем ВМФ в Китае считается 23 апреля, именно в этот день в 1949 году был основан флот нового государства. И тогда же произошло знаменитое Наньчанское восстание, которое положило начало долгой и кровопролитной, но освободительной войне. Борьба китайских коммунистов позволила Китайской компартии установить власть Советов на территории всего Китая, исключая остров Тайвань, до сих пор не желающий подчиняться центральному правительству КНР.

Спорные территории

Однако самой главной задачей обновленного и заметно усиленного флота будет защита суверенитета КНР и ее экономических интересов в Юго-Восточной Азии.

В акватории КНР имеется несколько спорных участков, на которые претендуют соседние государства, и некоторые из них, кстати, поддерживаются Соединенными Штатами. К наиболее крупному и принципиальному предмету споров относятся несколько островов в Южно-Китайском море.

Эти острова, известные под названием Спратли, расположились в юго-западной части Южно-Китайского моря. На них претендуют несколько государств уже не одно десятилетие. В тот или иной момент и с разной интенсивностью в споре участвовали шесть государств: Вьетнам, Китай, Тайвань, Султанат Бруней, Малайзия и Филиппины.

Китай старается доказать, что китайские мореплаватели первыми открыли этот архипелаг. Однако научно подтвержденных фактов не приводит. Между тем, достоверно известно, что первыми владельцами острова были испанцы, открывшие их для европейцев в 1929 году.

Острова вызывают ожесточенные споры и перепалки между представителями американских и китайских военных. В то время как американские моряки стараются отстоять право прохода в нейтральных водах, китайские власти настаивают на суверенитете акватории островов.

В своем стремлении закрепиться на островах ВМФ Китая начал строить искусственные сооружения на рифах и атоллах Спратли, что напрямую запрещено международным законодательством и вызывает агрессивное противодействие со стороны Филиппин, которым активно покровительствуют США.

Столь большое внимание архипелагу страны Азии уделяют из-за огромных запасов нефти и газа, которые, по мнению геологов, содержатся на дне Южно-Китайского моря, однако для Китая это еще и вопрос престижа и безопасности мореходства, ведь в этом районе время от времени случаются вылазки пиратов, которые могут помешать транзиту китайских грузов в Европу и экспорту в КНР сырья и топлива.

В ближайшее время следует ожидать продолжения трений между американскими и китайскими политиками, каждый из которых будет стараться отстоять интересы своего государства, и исход этого противостояния сложно предсказать, так как у каждой из сторон немало своих интересов, сторонников и противников.

Одним из способов наиболее доступно донести свою позицию до партнера является парад ВМФ Китая, который реулярно проводится и приурочивается к различным государственным праздникам и ко Дню основания китайского флота. Однако часто поводом для смотра войск могут служить и международно значимые даты. Например, в 2017 году был проведен парад ВМФ Китая по случаю окончания Второй мировой войны.

В китайском порту Циндао прошел морской парад, посвященный 70-летию образования военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК). В нем приняло участие свыше 30 китайских кораблей и 39 воздушных судов, а также порядка 20 иностранных военных кораблей более чем из десяти стран мира и делегации 60 государств Азии, Африки, Европы, Америки и Тихоокеанского региона. Также в торжествах приняли участие и корабли российского флота во главе с фрегатом "Адмирал Советского Союза Горшков".

Как проходило становление флота

  • До конца гражданской войны в Китае (1927–1950; между сторонниками Коммунистической партии Китая, КПК, и партии Гоминьдан) НОАК не имела флота, т.к. боевые действия велись главным образом за контроль над континентальной частью страны. Отсутствие мощного флота в 1950 году не позволило НОАК взять под контроль о. Тайвань, куда эвакуировалось гоминьдановское правительство (КНР ограничилась о. Хайнань, куда армейские части десантировались на джонках).
  • Датой основания ВМС НОАК считается 23 апреля 1949 года, в этот день на сторону КПК перешли несколько кораблей ВМС Китайской Республики (правительства партии Гоминьдан). В ноябре того же года в Даляне была создана Военно-морская академия (с преподавателями из СССР). По оценкам историков, в середине 1950-х годов в Китае было около 2,5 тыс. советских военных специалистов, оказывавших стране содействие в строительстве современного флота.
  • Как отдельный вид вооруженных сил ВМС были учреждены в сентябре 1950-го, когда было создано отдельное командование при Генеральном штабе НОАК.
  • Первым боевым применением ВМС КНР было участие нескольких кораблей в подавлении беспорядков в городе Ухань в 1967 году во время "культурной революции" (1966–1976). Впоследствии китайский флот одерживал победы в столкновениях с вьетнамскими кораблями в районе спорных островов в Южно-Китайском море (в 1974 году у Парасельских и в 1988 году у островов Спратли).
  • К 1970 году КНР уже располагала современным флотом. В 1974-м Китай ввел в строй первую атомную подводную лодку (АПЛ, проект 091 "Хань"), в 1982-м впервые успешно запустил баллистическую ракету с подводной лодки.

В 2002 году эскадра ВМС КНР совершила первое в истории военного флота Китая кругосветное плавание.

В 2012 году был провозглашен курс на становление Китая в качестве сильной морской державы. В "Белой книге" правительства КНР 2015 года подчеркивается необходимость перехода от защиты исключительно прибрежных территорий к комплексному обеспечению безопасности как в прибрежных районах, так и в открытом море.

В настоящее время военная стратегия КНР выделяет морское направление развития вооруженных сил как одно из четырех ключевых (наряду с космосом, киберпространством и ядерной сферой).

Из чего состоит флот

  • Организационно ВМС НОАК делятся на три флота: Северный (зона действия - Желтое море и Бохайский залив), Восточный (Восточно-Китайское море, включая Тайваньский пролив) и Южный (Южно-Китайское море). Штабы флотов располагаются соответственно в городах Циндао, Нинбо и Чжаньцзян.
  • В начале 2016 года три флота были включены в состав одноименных командований, которые были созданы в ходе военной реформы.
  • Командующий ВМС НОАК - вице-адмирал Шэнь Цзиньлун.
  • ВМС НОАК включают подводные и надводные силы, военно-морскую авиацию, силы береговой обороны и морскую пехоту. Численность личного состава - около 324 тыс. ВМС НОАК занимают первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных и сторожевых катеров, десантных кораблей (но уступают ВМС США по общему тоннажу и вместимости десантных кораблей).

Подводный флот

Согласно The Military Balance (Международный институт стратегических исследований, IISS), в 2018 году КНР обладала 62 подлодками, сравнявшись по численности с российским подводным флотом и уступив только американскому (68 подлодок). Морской компонентой сил ядерного сдерживания КНР являются четыре атомных подводных ракетоносца проекта 094 "Цзинь" (введены в строй в 2006–2015 годах), каждый с 12 баллистическими ракетами JL-2 и с противокорабельными ракетами. Достраиваются две атомные субмарины проекта 094В , каждая из которых будет нести по 16 ракет JL-2.

На смену устаревшим атомным подводным лодкам проекта 091 "Хань" (три единицы в составе СФ) построено шесть новых - проекта 093 "Шан" . Ведется строительство новых атомных субмарин проекта 095.

Наиболее современными из китайских дизельных подводных лодок являются 13 субмарин проекта "Юань" (четыре - типа 039А, девять - 039B). Начато строительство усовершенствованных подводных кораблей проекта "Цин" (типа 032, один уже проходит стадию испытаний).

На вооружении также стоят 12 дизель-электрических подлодок российской постройки - проектов 877, 636 и 636М ("Варшавянка" ). Кроме того, имеется 12 субмарин проекта 039G "Сун" китайского производства.

Боеспособными остаются подлодки проекта 035 "Мин" (11 единиц).

Надводные корабли

  • Авианосцы

Единственный на данный момент китайский авианосец "Ляонин" (в составе флота с 2012 года) - это бывший советский авианесущий крейсер "Варяг" проекта 11436, приобретенный в 1998 году на Украине недостроенным. На корабле может быть размещено до 24 истребителей "Шэньян" J-15 (скопированы с купленного на Украине Су-27К) и до 17 вертолетов (российские Ка-31 радиолокационного дозора, противолодочные Ка-28 и китайские транспортные Z-8).

В апреле 2017 года был спущен на воду второй авианосец, аналогичный "Ляонину" (проект 001А). Ожидается, что он будет введен в строй в 2020-м.

В настоящее время ведется строительство третьего авианосца (тип 002). Это новый проект. Высказывались предположения, что авианосец может быть оснащен ядерной силовой установкой и несколькими паровыми катапультами.

" ТАСС/Reuters/CCTV"

  • Эсминцы

ВМС НОАК, по сведениям китайских СМИ, эксплуатируют 28 эскадренных миноносцев (по данным The Military Balance, на 2018 год - 23; третье место после ВМС США и Японии, 64 и 32 соответственно):

  • четыре корабля российских проектов 956Э (две единицы) и 956ЭМ (две единицы), поставленные в КНР в конце 1990-х - начале 2000-х годов;
  • три корабля проектов 051С и 051B, построенных в тот же период;
  • десять кораблей проектов 052, 052В, 052С.

В 2014 году в состав китайского флота принят первый эсминец проекта 052D "Куньмин" (по данным китайских СМИ, 11 судов принято на вооружение, еще 15 - в разной степени готовности).

  • Фрегаты

Наиболее многочисленным классом надводных кораблей ВМС НОАК (59 единиц) являются фрегаты. Шесть самых старых из них - проекта 051 типа "Люйда" (модификации советских проектов 1950-х годов, строились с начала 1970-х по начало 1990-х).

Также ВМС НОАК эксплуатируют 26 кораблей проекта 053Н разных модификаций (созданы на основе советского сторожевого корабля проекта 50 "Горностай"). Эти фрегаты (кроме наиболее современной модификации 053Н3) постепенно выводятся из состава ВМС, часть из них продается другим странам или передается береговой охране. На замену им начиная с середины 2000-х годов были построены два фрегата проекта 054 и 25 фрегатов проекта 054А. Установки вертикального пуска зенитных управляемых ракет на фрегатах проекта 054А созданы на основе российского зенитного ракетного комплекса "Штиль".

  • Корветы, катера и тральщики

В 2012 году в КНР было начато строительство корветов проекта 056 . В настоящее время уже введено в строй 37 кораблей этого типа, из которых 16 - противолодочные 056А. Планируется, что общее количество таких кораблей составит не менее 50 единиц.

ВМС НОАК занимают первое место в мире по числу боевых катеров (более 200). Имеется порядка 100 ракетных катеров (проекты 022, 037-II, 037-IG ) и примерно столько же сторожевых катеров (проекты 037-I, 037, 062-I ).

Минно-тральные силы представлены единственным минным заградителем проекта 918 "Волэй" и 42 тральщиками проектов 081, 082 и 082А .

  • Десантные корабли

Включают четыре универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 071 типа "Циньчэньшань" , 30 больших десантных кораблей проекта 072 четырех модификаций, 11 средних десантных кораблей проекта 073, около 60 малых десантных кораблей (проекты 074А, 074, 079-II), а также восемь десантных кораблей типа 726 (включая две единицы типа "Зубр", построенных на Украине) и 12 катеров на воздушной подушке типа 724.

Морская авиация

Организационно состоит из шести авиадивизий, по две в каждом из флотов. По данным The Military Balance, на вооружении морской авиации ВМС стоят 374 военно-воздушные единицы (вторая в мире по этому показателю после американской), среди них:

  • 27 бомбардировщиков "Сиань" Н-6 G (собственная модификация советского Ту-16);
  • 120 истребителей "Сиань" JH 7 иJH -7А .

Истребители представлены 24 бортами Су-30МК2 российского производства и копиями Су-27СК - 72 бортами "Шэньян" J -11В иJ -11 BS . На вооружении также состоит не менее 20 палубных истребителей "Шэньян" J -15 .

Кроме того, морская авиация располагает 23 многоцелевыми истребителями "Чэнду" J -10 и 24 единицами "Шэньян" J -8 . Производство J -11 иJ -10 продолжается, их количество будет увеличиваться.

Противолодочная авиация представлена тремя самолетами-амфибиями собственного производства SH -5 и 28 вертолетами (14 российских Ка-28 , 14 китайских "Харбин" Z -9 C , созданных на основе французского AS 365 ).

На вооружении ВМС НОАК также состоит около 30 многоцелевых самолетов Y -8 . Из них семь бортов используются в варианте самолетов радиоэлектронной разведки, четыре - как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Y -8 J . Также имеется 36 транспортных самолетов Y -7 и более 100 учебных самолетов.

В составе морской авиации НОАК также не менее десяти вертолетов ДРЛО (девять единиц Ка-31 и не менее одного типа "Чанхэ" Z -18 ), 38 транспортных вертолетов (восемь российских Ми-8 , 22 китайских Z -8 , созданных на базе французского SA-321; восемь собственно SA -321 ).

Морская пехота

Морская пехота ВМС КНР состоит из трех бригад. В частности, китайские морские пехотинцы несут гарнизонную службу на спорных с Вьетнамом Парасельских островах в Южно-Китайском море.

На вооружении бригад морской пехоты состоят:

  • 73 легких танка ZTD -05 и 152 БМП ZBD -05;
  • 60 бронемашин типа ZBL -08 и 30 - типа ZTL -11 .

Самоходная артиллерия насчитывает более 20 САУ "Тип-07" калибра 120 мм и более 20 устаревших САУ "Тип-89" . Также морская пехота НОАК располагает реактивными системами залпового огня "Тип-63" , противотанковыми ракетными комплексами HJ -73 и HJ -8 , переносными зенитными ракетными комплексами HN -5 и минометами калибра 82 мм.

Материал подготовлен по данным "ТАСС-Досье"

Флотилия подводных лодок военно-морских сил Китая в Южно-Китайском море в этом месяце впервые пополнилась поисково-спасательным отрядом. Это второе подразделение такого рода в ВМС Китая. До этого подобный отряд был создан в 2011 году на Северном флоте, но он выполнял операции в интересах всех ВМС, на что у него с трудом хватало сил. Появление нового подразделения, которое прозвали «подводной скорой помощью», связывают со все более увеличивающейся активностью Китая в южных водах в районах спорных островов и с увеличением числа китайских подводных лодок в регионе. Отряд призван оказывать помощь подводным лодкам в море в случае аварий и неполадок, проводить спасение экипажей и самые простые ремонтные работы.

Китайские военные с одной стороны говорят, что с ростом подводных флотов других стран в регионе растет и риск аварий для субмарин, с другой стороны не скрывают, что новый отряд теперь позволит действовать ВМС Китая на более дальних расстояниях в Тихом и Индийском океанах и что он просто является насущной необходимостью в случае военных действий.

В сентябре в Китае в военно-морские силы передали и новую атомную подводную лодку, вооруженную межконтинентальными баллистическими ракетами. Об этом отчиталась крупнейшая судостроительная компания Китая China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC). Класс лодки не уточняется, но скорее всего это подлодка проектов 093 или 094. Лодка проекта 094 способна нести до 12 межконтинентальных баллистических ракет JL-2. Хотя существуют и предположения, что это может быть и новейшая лодка проекта 096. Американские военные эксперты считают, что современные лодки проекта 096 будут введены в строй не ранее чем в 2020-х, но ряд китайских аналитиков сообщают, что создание новых субмарин может идти ускоренными темпами. Министерство обороны Китая не стало комментировать информацию о вводе в состав флота новой атомной подводной лодки.

Лондонский Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) опубликовал свой краткий обзор подводного флота Китая. По данным института, Китай обладает четырьмя атомными лодками проекта 094 («Цзинь»), вооруженными межконтинентальными баллистическими ракетами (а с учетом предыдущей новости, то, возможно, уже пятью лодками этого проекта), тремя атомными лодками проекта 091 («Хань»), двумя атомными лодками проекта 093 («Шань-I») и четырьмя атомными лодками 093А («Шань-II»), вооруженными крылатыми ракетами. Институт, ссылаясь на Пентагон, сообщает, что до 2020 года Китай вряд ли введет в строй еще хоть одну новую атомную подводную лодку. Лодки «Хань» будут постепенно заменены на субмарины «Шань-II» и выведены из состава подводного флота Китая, но это объясняется даже не столько устаревшей техникой, а недостатком квалифицированных моряков-подводников, чтобы оставить одновременно лодки обоих проектов в строю.

Контекст

Насколько опасны субмарины России и Китая?

The National Interest 14.09.2017

Российский флот боеспособнее, чем кажется

The National Interest 24.08.2017

Азия вооружается для подводной войны

ИноСМИ 08.06.2017
Что касается дизель-электрических подводных лодок, то каждый флот ВМС Китая (Северный, Восточный и Южный) оперирует двумя флотилиями подводных лодок по восемь лодок в каждой. Для постоянного поддержания такой оперативной и боевой способности ВМС Китая обладают 54 лодками. Сегодня в ВМС Китая стремятся модернизировать подводный флот и ввести в строй современные подводные лодки взамен устаревающих, а не наращивать общее число лодок, тем более что у Китая не хватит на значительное увеличение ни подготовленных экипажей, ни мест базирования.

По данным Международного института стратегических исследований, сегодня состав подводных флотилий представляет из себя следующее:

. Северный флот — 8 лодок проекта 039 («Сун»), 3-4 лодки проекта 039В («Юань») и 3-5 лодок проекта 035 («Мин»).

. Восточный флот — 8-9 лодок проекта 039А/В («Юань») и 8 проекта 877 (экспортный вариант российской лодки проекта 636 «Варшавянка»).

. Южный флот — 8 лодок проекта 035 («Мин»), 4 лодки проекта 039 («Сун») и 4 лодки проекта 877 (экспортный вариант российской лодки проекта 636 «Варшавянка»).

Судостроительная индустрия Китая способна производить до трех лодок проекта 039А/В («Юань») в год. К 2020 году ожидается, что в строю будут 20 субмарин этого класса. Общее число всех боеспособных лодок в Китае к этому году составит 58 единиц.

Издание The National Interest отмечает , что атомные подводные лодки следующего проекта 096 («Тан») будут вооружены 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с дальностью действия до 10 тысяч километров, что позволит Китаю поражать цели на территории США, совершая запуски рядом со своим побережьем. Издание рассуждает, какую стратегию использования подлодок выберет Китай: советскую стратегию или американскую. «Советская» стратегия (американцы называют ее «бастион») подразумевает, что атомные ракетоносцы будут надежно защищены самым различными средствами для «боевой устойчивости», иметь мощные укрытия, базы, поддерживаться остальным флотом. По мнению американцев, это обуславливается тем, что шумные советские подводные лодки могли быть легко найдены и уничтожены в океане, поэтому требовали большей защиты. Концепция создания «Северного стратегического бастиона», кстати, была действительно разработана, но уже в 1996 году Министерством обороны России и озвучено в 1998 году. «Американская» же стратегия подразумевает, что новые атомные лодки Китая будут технологически более совершенными и малошумными, а значит смогут уходить на длительный срок в автономное плавание для патрулирования вод мирового океана.

Надо отметить, что китайские подлодки уже широко осваивают водный мир. К примеру, в сентябре, возвращаясь с патрулирования в Аденском заливе, китайская подводная лодка посетила Малайзию, что стало вторым визитом ВМС Китая в эту страну за 2017 год. С точки зрения расширения военно-морского присутствия одним из главных достижений ВМС Китая можно считать открытие первой зарубежной военно-морской базы в Джибути. По официальной версии база понадобится для снабжения и обслуживания китайских кораблей, которые борются с пиратами в Аденском заливе. Китай постоянно на ротационной основе держит там около пяти кораблей и одну подводную лодку. По данным индийских ВМС, которые этот мини-флот откровенно нервирует, Пекин использует Аденский залив как полигон для обучения своих моряков. При этом особо отмечается активность китайских подводных лодок, чьи экипажи знакомятся с Индийским океаном, собирают информацию об операционной среде, условиях судоходства и действиях ВМС других стран.

В октябре западные эксперты отметили и появившиеся фотографии возможного испытательного запуска дозвуковой/сверхзвуковой тактической крылатой противокорабельной ракеты YJ-18 с подводной лодки. Современная YJ-18 — это модификация российской системы «Калибр», но есть мнения, что китайская ракета имеет ряд преимуществ, включая дальность действия в 400-500 километров. По данным China Space News, ракета поставила рекорды по высоте полета над морем (летит низко над водой, что затрудняет ее пеленг), по глубине запуска и поражающей мощности. Модифицированная YJ-18 для подводных лодок также стала первой в истории Китая ракетой, двигатели которой стартуют под водой и позволяют контролировать траекторию ракеты до ее выхода на поверхность.

Стоит отметить, что сегодня Китай не только развивает свой подводный флот но также занялся и экспортом военных субмарин. В октябре пришло подтверждение , что Пакистан будет придерживаться соглашения о закупке у Китая восьми подводных лодок на сумму от четырех до пяти миллиардов долларов. Первые четыре лодки должны быть поставлены к 2023 году, а еще четыре будут собраны уже в Карачи к 2028 году. Аналитики считают, что речь идет об экспортном варианте дизель-электрической лодки проекта 039/041 («Юань»). В этом же году Бангладеш ввел в строй две подводные лодки, закупленные у Китая. Таиланд тоже присматривается к китайским субмаринам еще с весны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.