Житие никиты. Великомученики никита и евстафий

28 сентября (15 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 17-й седмицы по Пятидесятнице (семнадцатой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается Попразднство Воздвижения Креста Господня, а также память 25 известных нам поименно святых и одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Великомученик Никита Готфский, Константинопольский, «Бесогон» . Святой страдалец из числа бывших язычников, принявших истинную веру и мученический венец за верность Христу и Его Церкви в 372 году от Рождества. Именно этого святого на Руси именовали «Никитой Бесогоном» (борцом против гонителей христиан, одержимых бесами), хотя существует версия, что образ «Никиты Бесогона» — вымышленный и никак не связан с великомучеником Никитой.

Святой Никита был из готфов (готов), крещеных готфским епископом Феофилом, участником I Никейского Вселенского Собора (325 года от Рождества Христова). Именно в эти годы среди готфов стало широко распространяться христианство, что привело к серьезным столкновениям между новообращенными христианами и готфами-язычниками.

Вождь язычников Афанарих сначала потерпел поражение и был изгнан, но в итоге смог добиться реванша, после чего организовал страшные антихристианские гонения, жертвой которых пал святой Никита, выдержавший страшные пытки, не предав Христа. В итоге страдалец был брошен в огонь, где и отдал душу Господу. Однако чудесным образом честные мощи святого оказались неповрежденными.

Обретение мощей святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинского . Этот святой III столетия прославился активной проповедью христианства среди язычников. Существуют житийные разночтения в том, какую епископскую кафедру он занимал, но в греческой традиции его почитают как святителя армянского города Мелитины. Святитель Акакий смело обличал идолопоклонников, однако разъяснял языческим властям, что христиане уважают власть императора и просят только оставить за ними право исповедовать свою религию. Епископ долгое время провел в тюремном заключении, однако избежал казни, а в итоге был освобожден и мирно отошел ко Господу в 251 году от Рождества Христова.

Мученики Максим, Асклиада (Асклипиодота) и Феодот . Святые страдальцы за Христа и Его Церковь начала IV столетия , принявшие мученические венцы в период антихристианских гонений императора-язычника Максимиана Галерия, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова. Мученики Максим и Асклиада были знатными жителями города Маркианополя, решительно отказавшимися предать свою христианскую веру, за что были публично избиты. Это увидел христианин Феодот, который укорил мучителей и также был схвачен и подвергнут пыткам и заточению. Позднее страдальцев бросили на растерзание диким зверям, но голодная медведица, напротив, начала ластиться к святым, а когда святую Асклиаду привязали к быку, тот встал как вкопанный. В итоге мученикам отсекли головы, а вскоре истязавшего их правителя Тириса поразила молния.

Первый страдалец за Христа: память первомученика и архидиакона Стефана

Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана . Честные мощи этого великого святого, одного из самых почитаемых угодников Божиих апостольского века, первым пострадавшего за христианскую веру, были обретены в 415 году от Рождества Христова. Святой апостол, первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Обретение мощей первомученика и архидиакона Стефана. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Иосиф, епископ Алавердский . Один из первых грузинских святых, сирийский (каппадокийский) старец, прибывший в земли Грузии вместе со своим учителем, святым Иоанном Зедазнийским , и основавший грузинское монашество. В Кахетии, в Алавердской степи, святитель Иосиф основал монастырь, а также обратил многих язычников ко Христу. Скончался святитель в глубокой старости около 570 года от Рождества Христова.

Пресвитер и чудотворец Филофей Мравинский . Святой праведник Х столетия , совершавший свои духовные подвиги в селе Мравино в малоазийской Вифинии. За праведную жизнь преподобный Филофей сначала был рукоположен в священнический сан, а затем получил от Господа дар чудотворений. Известно, что отец Филофей всегда помогал нуждающимся, кормил голодных. После блаженной кончины старца от его честных мощей стало истекать благовонное и целительное миро.

Святитель Симеон, архиепископ Солунский . Греческий святой XV столетия , приверженец исихазма, последователь богословия святителя Григория Паламы . Автор многих богословских трудов на литургические, канонические, догматические, апологетические, моральные, а также на исторические и даже политические темы. С 1416 года и вплоть до своей блаженной кончины в 1429 году святитель Симеон возглавлял древнюю Солунскую (Фессалоникийскую) кафедру. Владыка избежал искушения подчиниться Папе Римскому и перейти в католицизм ради защиты от турок. Сохранилось изречение святителя Симеона, которое стоит помнить всем православным христианам:

Истинное благо для людей — быть православными, а если не быть, то лучше умереть.

Священномученик Иоанн Ильинский, пресвитер (1918). Преподобномученица Евдокия (Ткаченко) (1918). Священномученики Андрей Ковалев, Григорий Троицкий, Григори Конокотин, Иоанн Яковлев, пресвитеры (1921). Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков) (1932). Священномученики Димитрий Игнатенко, пресвитер (1935), Иоанн Бороздин, Иаков Леонович, Петр Петриков, Николай Скворцов, пресвитеры, и Николай Цветков, диакон, преподобномученица Мария (Рыкова) и мученица Людмила Петрова (1937) . Святые страдальцы из числа священнослужителей, монашествующих и мирян, принявшие мученический венец во времена советских богоборческих гонений в разные годы. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Новоникитская икона Божией Матери . Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, одна из древнейших икон нашей Небесной Владычицы. Явилась в IV столетии от Рождества Христова во сне великомученику Никите, чья память также совершается сегодня.

Новоникитская икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань.
После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь. Частица святых мощей великомученика Никиты позднее перенесена в монастырь Высокие Дечаны, в Сербии.
Великомученику Никите было посвящено несколько русских монастырей (действующий Никитский в Переславле-Залесском, упразднённые Никитский в Москве, Александровский Никитский в Кашире, Никитский в Дмитрове). Московский Никитский монастырь дал название Большой Никитской и Малой Никитской улицам, Никитскому переулку; когда-то существовали названные в честь монастыря Никитские ворота Китай-города, благодаря которым появились названия Площадь Никитских ворот и Театр у Никитских ворот.

Тропарь, глас 4:

           Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, / и к борению врагов притекл еси, / и за Христа пострадав, / последи огнем священную твою душу Господу предал еси, / отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прия ти, /
великомучениче Никито. / Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

           Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.

Молитва 1-я:

           К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.
Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.
От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я:

           О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Св.Никита Готфский.
Молитва 3-я:

           О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.

Молитва 4-я:

           О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.
О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(days.pravoslavie.ru; ru.wikipedia.org; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; www.nikita-bywalino.ru; www.photoshare.ru; ru.wikipedia.org; bibliotekar.ru; berezovo.z16.ru; www.icon-art.info; lh4.ggpht.com; pereslavl.goldentown.ru).

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во времена царствования Константина Великого и был крещен епископом Феофилом († около 340 года), известным просветителем готов, который принимал участие в первом Никейском Соборе.
В конце IV века, во времена правления Атанариха, со стороны язычников готов начались гонения на христиан. Однако Атанарих был побежден вождем готов Фритигерном, который в битве с Атанарихом при переходе Истра (Дуная), подобно Константину Великому, приказал сделать изображение Креста и носить его перед своими полками и так победил Атанариха.
После победы Фритигерна для Церкви наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383 гг.) создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. В то время святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.
Спустя несколько лет Атанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова началась междоусобная война. Одолев Фритигерна, Атанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Атанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он принял мученическую кончину за Христа 15-го сентября 372-го года где-то в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии.
Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления.
В VII веке мощи были перенесены в Константинополь. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии…
С подвигом святого связана одна из чтимых икон Пресвятой Богородицы, Новоникитская, которая явилась в 372 году святому великомученику. На ней изображается Божия Матерь с Предвечным Младенцем, стоящим и держащим крест в руках. Святой Никита, будучи веден на мучения, имел эту икону на груди под одеждой. Такое же изображение находилось в Москве, у Никитских ворот.
На Руси святой великомученик Никита всегда был особо почитаем. В его честь и память было построено множество храмов. В монастыре в честь великомученика Никиты у Переславля-Залесского подвизался, например, известный русский святой преподобный Никита Столпник. Когда русские войска шли в бой за Веру, Царя и Отечество, то вместе с иконами Архангела Михаила и Георгия Победоносца они несли образ святого Никиты.
Память святого празднуется Церковью 15 сентября по старому стилю (28 сентября нов. ст.).

Тропарь великомученику Никите:

Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов прителкл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу передал еси: отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

September 28th, 2014 , 05:24 pm


Сегодня День святого Никиты. Имя в современном мире у русских людей очень распространено и многих детей называют этим именем. Потому этот материал может быть наиболее будет полезен тем, кто носит имя Никита.

Это имя вовсе не современное, и жил такой святой человек с этим именем ещё аж в четвёртом веке. По своему происхождению святой великомученик Никита был гот (готы - это была такая народность) и жил он на территории современной Румынии, на берегу реки Дунай.

Мученик Никита, бывший воин и ученик Феофила, епископа готфского, еще до принятия им Крещения, видел однажды во сне Отрока, державшего в руке Своей Крест. Проснувшись, он долго размышлял над смыслом видения. Одна девушка-христианка, по имени Иулиания, по откровению от Бога, сказала юноше, чтобы он обратил свой взор на собственную грудь. К несказанному удивлению он обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке Крест. «Это же самое изображение я видел во сне!» - воскликнул святой Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял святое Крещение.

Эта икона стала называться НОВОНИКИТСКАЯ и её праздничный день в День празднования святого Никиты. А потому всем Никитам, кто празднует именины 28 сентября было бы замечательно вместе с иконой святого великомученика Никиты иметь и икону Богородицы Новоникитскую.

Крещение святой Никита принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора . Никита участвовал в распространении христианства среди своих соплеменников. Но четвёртый век было время страшное, ещё царило язычество и Никита за свою христианскую веру был взят под стражу и предан мучениям. От него требовали отречься от христианской Церкви. Никита выдержал все пытки и умер мученической смертью. Тело его бросили в костёр.

Никита был казнён в 372 году через сожжение. Согласно житию, огонь не опалил тело святого и оно было погребено в Киликии (это было такое древнее государство) в городе Мопсуестия его другом Марианом. Позднее мощи были перенесены в Константинополь (нынешний Стамбул в Турции), а часть мощей в сербский монастырь Высокие Дечаны .

Конечно, каждый христианин желает поклониться мощам своего святого покровителя или побывать на месте его жительства. Чтобы поклонится мощам святого великомученика Никиты Готского, для этого надо поехать в Сербию, в монастырь Высокие Дечаны . Этот монастырь находится в Косово в 12 км. от города Печ, не далеко от границ Черногории и Албании. Кстати, Печ, это город-побратим российскому Тобольску. В древности в городе Печ распологалась резиденция Печского Патриарха и Печский Патриарх как раз жил в этом монастыре. Теперь такого Патриархата больше нет, его место занял Сербский Патриархат которому и принадлежит монастырь.

Монастырь этот очень древний, его основал ещё Сербский Король, Стефан Урош Третий и в 1327 году этот монастырь уже упоминается в летописи. Король Стефан Урош, создатель монастыря и похоронен в монастырском соборе. По сей день, главный соборный храм монастыря в честь Спаса Вседержителя, это самая большая православная Церковь на Балканах.

В 2004 году монастырь был внесен в перечень объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Правда, в истории монастыря бывали тяжёлые времена. Его грабили турки. И даже сейчас паломникам небезопасно пребывать в Косово. Не смотря, что Сербия страна православная, всё же ригон Косово, это автономный край в котором более 80% живут мусульман косовских албанцев, а они православные святыни не жалуют. Точнее сказать косовские албанцы в Косово уже уничтожили более ста православных храмов.

Так с 2006 года албанские боевики желают уничтожить монастырь и 30 марта 2007 года рядом с монастырём раздался взрыв. Сегодня монастырь охраняют чуть более десятка вооружённых итальянских миротворцев на двух БТРах. Утром перед каждой литургией они обходят весь монастырь и проверяют нет ли взрывчатки. Эти местности албанскими боевиками постоянно обстреливаются и несколько итальянских миротворцев, которым запрещено открывать ответный огонь, уже погибло.



Епископ Феодосий Шиблач, он же с 1992 года настоятель монастыря, констатировал, что взрыв — следствие миномётного обстрела албанцев .

Однако, сербские монахи сохраняют это святое место в таком непростом регионе Европы. И в этом монастыре сохраняются и мощи святого великомученика Никиты. Там есть и другие святыни, это и мощи святого короля Сербского Стефана и даже частица животворящего креста .

Если быть откровенно честным, то в этом сербском монастыре нет самого тела святого Никиты в гробнице, а в ковчежице монахи свято хранят только руку святого Никиты. Ибо как помните, тело Никиты предовалось огню, потом погребалось в земле. И вот теперь только рука святого Никиты хранится в монастыре у сербов как великая святыня монастыря да и можем сказать, что это святыня всего христианского мира. Так как святого Никиту почитают не только русские и сербы, но весь Православный мир, все народы, а так же его память почитает Католическая Церковь во всём мире. А потому сербы гордятся, что эта часть святых мощей находится именно у них, православных сербов.

Конечно, не все кто почитает память святого великомученика Никиты, может поехать в Сербию, в опасный регион Косово. Однако в 140 км. от Москвы есть Никитский моностырь в городе Переславль-Залесский .


Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику . Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители.


Правда этот монастырь связан ещё с одним святым Никитой, который был русским монахом, жил в уединении, носил на себе тяжёлые вериги, а после смерти был канонизирован в этом монастыре, как святой преподобный Никита Столпник .

В дореволюционной России было несколько монастырей посвящённых святому великомученнику Никите Готскому.

В частности такой монастырь был и в Москве на месте нынешней Никитской электроподстанции. Отца Московского Патриарха Филарета Романова звали Никита, он и пострил Никитский монастырь своему небесному покровителю в Москве. В этот московский монастырь Сербия даже присылала часть мощей святого Никиты в виде перста (укозательного пальца святого). Однако в 1920 году монастырь был закрыт, мощи утрачены и сегодня о нём напоминают лишь небольшой фрагмент монастырской ограды и один корпус келий, занятый с 1990 года Центральным управлением рыбной экологии и нормативов.

Монастыри святого великомученика Никиты до революции были так же в городах Кашира, на месте монастыря сохранился только Никитский храм и в городе Дмитров где от монастыря тоже сохранилась церковь.


В современной Москве, прямо в центре не далеко от Кремля имеются две улицы, которые тоже связаны с именем непосредственно великомученика святого Никиты Готского, этоБольшая Никитская и Малая Никитская улицы . Свои названия они берут от того, что на этих улицах до революции и распологался Никитский монастырь.

А ещё в Москве есть Никитский переулок , который так же назван так в честь некогда стоящего там Никитского того самого монастыря. отсюда же берут название площадь Никитские ворота (Китай-города) и даже Московский государственный театр "У Никитских ворот". Всё это непосредственно имеет связь с именем всё того самого одного святого великомученика Никиты Готского жившего в Румынии в четвёртом веке и мощи которого в виде руки находятся сегодня в Сербии.

Сегодня в Москве имеется один храм, который носит названия: храм великомученика Никиты. Он находится в Старой Басманной слободе по адресу Москва, ул. Старая Бассманная, 16/1. Правда главный предел этого храма освящён в честь Владимирской иконы Богородицы, так как храм построен в 1635 году на месте деревянного храма 1517 года в честь пребытия в Москву Владимирской иконы Богородицы, потому храм имеет второе название, храм Владимирской иконы. Однако официально он освещён в честь великомученика Никиты, так как Москва провожала из Москвы Владимирскую икону спустя год в день святого великомученика Никиты. Благодаря чему церковь имеет предел этого святого и третий предел в честь праздника Рождества Иоанна Крестителя.

Исторически храм известен тем, что в нём отпевали 20 августа 1830 года дядю поэта Пушкина - Василия Львовича Пушкина . Он же был и сам поэтом. После отпевания на котором присутствовал и Александр Сергеевич Пушкин, Василий Львович был похоронен на Донском кладбище где ныне и покоится его прах.

А теперь вернёмся к самому великомученику Никите . Именно этому святому многие родители молятся за своих детей. Почему? Святой великомученик Никита является небесным заступником и помощником детей пребывающих в порче. Он снимает с детей порчу и сглаз! Вот почему этого святого особенно почитали на Руси! Это сейчас мы знаем медицинские термены "пневмания", "энурез" и т.д. А в старые времена восполение лёгких, недержание мочи, страх темноты у детей считалось просто ДЕТСКОЙ ПОРЧЕЙ насланной на детей за грехи родителей. И тогда за таких "порченных" детей молились ко святому великомученику Никите Готскому и получали реальную помощь, дети переставали мочится и боятся темноты, выздоравливали от простуд, исцелялись бронхи и лёгкие. Потому этот святой был дорог для каждого у кого в семье были маленькие дети.

Может быть многим родителям маленьких детей и сейчас это стоит взять на заметку и почитать этого святого. Да и само имя Никита, оно греческое и переводится на русский язык, как ПОБЕДИТЕЛЬ! Если будет вера, то святой Никита обязательно поможет одержать победу над всеми недугами, и несчастьями.

По вере вашей и дано будет вам!

Молитва:

О, великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никито! Припадающе ко святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твоё к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити: но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. И всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им во смирении и терпении носити иго Христово, и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами: да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя .

Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.

Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и готской стране , по ту сторону реки Истра (Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил , принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Спустя немного времени, древний завистник - диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них.

В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента ; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну.

После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха.

Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил , муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.

Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.

Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.

Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии . По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою.

И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.

При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.

Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика . Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений.

Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.

Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника , отправил послание в город Аназарву , где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты.