Что является показателем социальной компетенции. Понятие социальных компетенций

Выходные данные сборника:

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ

Нефёдова Наталья Владимировна

руководитель управления по защите прав детей Павлодарской области, Республика Казахстан, г. Павлодар

E-mail:

FORMATION AND DEVELOPMENT ISSUES OF SOCIAL COMPETENCE OF SCHOOL-AGE YOUTH

Nefedova NataliaVladimirovna

head of Pavlodar regional Department for the Protection ofchildren"s rights, Republic of Kazakhstan , Pavlodar

АННОТАЦИЯ

Большинство молодежных организаций занимаются такими вопросами как здоровый образ жизни, трудовое, патриотическое, гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание. Социально-ориентированных молодежных организаций, современных мероприятий, интересных для молодежи, очень мало. В предлагаемой статье анализу подвергается проблема формирования социальной компетентности школьной молодежи. В процессе изучения теоретического материала по данному вопросу, предпринята попытка уточнить само понятие социальной компетентности, его структуру, компоненты. Представлены базисные составляющие социальной компетенции.

ABSTRACT

Most of the youth organizations deal with such issues as healthy lifestyle, labor, patriotic, civic, legal, moral and aesthetic education. The general amount of socially-oriented youth organizations or interesting to young people modern activities is very small. In the present article we analyze the problem of formation of social competence of school-age youth. During the study of theoretical material on the subject, an attempt to clarify the notion of social competence, structure and its components has been taken. Therefore the basic components of social competence are presented to the reader’s view.

Ключевые слова: молодежные организации; социальная компетентность; школьная молодежь; социально значимая деятельность; социальные знания; социальные умения; личностные характеристики; способности.

Keywords: youth organizations; social competence; school-age youth; socially significant activity; social knowledge; social skills; personality characteristics; abilities.

В последнее время особый интерес вызывают вопросы формирования общекультурных компетенций, главной составляющей которых является социальная компетенция как интегральное качество, которое обеспечивает позитивное влияние на межличностные отношения в обществе.

В профессиональном образова­нии Европейского сообщества особое значение придается формированию «ключевых компетенций», которыми являются:

·компетентность социальная (ответственность за свои поступки, выработка решения и его реализация, толе­рантность к людям разных национальностей и религиям, учет собственных интересов с потребностями общества);

·компетенция коммуникативная (способность общаться устно и письменно на различных языках, а также на языке компьютерного программирования);

·компетенция социально-информационная (информационная грамотность технологиями и критиче­ская оценка социальной информации, рас­пространяемой средствами массовой информации);

·компетенция когнитивная (персональная) (постоянное повышение образователь­ного уровня, потребность в реали­зации личностного потенциала и в актуализации, способ­ность овладевать новыми знаниями и умениями самостоятельно, саморазвитие);

·компетенции межкультурные;

·компетентность в сфере самостоятельной позна­вательной деятельности;

·компетенция специальная (самостоятельное выполнение профессиональ­ных действий, оценка результатов личного труда).

Привлечение молодежи различных субкультур в социально значимую деятельность по реализации региональных проектов является проблемой, так как молодежь стремится к преодолению зависимости от взрослых, к полной свободе. Молодежные организации и в России, и в Казахстане есть, действуют, ведут интересную, разнообразную работу, однако их деятельность не направлена на формирование социальных компетенций. В основном молодежные организации занимаются общепринятыми понятиями: здоровый образ жизни, трудовое, патриотическое, гражданское, правовое, нравственное, эстетическое воспитание. Социально-ориентированных молодежных организаций, современных мероприятий, интересных для молодежи, очень мало.

Вопросам формирования и развития социальной компетентности уделяется много внимания как зарубежными, так и отечественными авторами. Одни авторы (Дж. Равен, О.В. Бондаревская) социальную компетентность трактуют как владение эмоциональными, когнитивными, моторными способами поведения, которые в различных ситуациях приводят к выгодному соотношению положительных и отрицательных последствий. Другие авторы (Х. Шредер, М. Форверг) отмечают, что в структуре социальной компетентности участвуют такие черты личности, как: решимость на создание социальных отношений, коммуникабельность, способность убеждения и внушения, «Я-концепция», влиятельность» .

Г.Э. Белицкая социальную компетентность трактует как наивысший уровень социальной активности личности - освоение и развитие социальной действительности, достигаемый в ходе деятельности, общения. По В.Н. Кунициной социальная компетентность понимается как система знаний о себе, о социальной действительности, система сложных социальных знаний, умений, навыков взаимодействия, способов поведения в различных социальных ситуациях, позволяющих приспосабливаться, принимать решение, извлекать максимальную возможность из обстоятельств дела. Е.В. Коблянская видит социальную компетентность как понимание отношения «Я»-общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры в своей деятельности. По мнению В.В. Цветкова социальную компетентность следует рассматривать с позиции теории социальных ролей: «социальная компетентность - это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально-значимых проектах». Г.И. Сивкова социальную компетентность понимает как наличие «твердого» поведения, реализующегося посредством автоматизированных навыков, позволяющих личности гибко менять поведение в зависимости от сложившейся ситуации. В работах В.Г. Ромека, в состав социальной компетентности включается возможность гибко менять стратегию поведения человека с учетом широкого (социальные условия, нормы) и узкого (особенности социальной ситуации) контекстов деятельности .

Социальная компетентность - детерминированная категория, и её структура включает три составляющих:

1. социально-личностную;

2. социально-деятельностную;

3. социально-профессиональную компетенции.

В структуру социальной компетенции входят следующие компоненты: знания, умения, навыки, личностные характеристики (качества личности), а также способности, которые формируются вышеназванными составляющими. Обобщая мнения различных авторов, мы отмечаем, что социальная компетентность - это комплекс свойств личности, на основе указанной структуры знаний, умений, навыков и освоенных социальных норм и ценностных ориентиров, позволяющий достигнуть высокого уровня подготовленности к деятельности и к жизни в обществе, благотворно взаимодействовать с социальной средой.

По мнению Е.В. Бондаревской можно выделить три основные группы компетентностей:

1. относящиеся к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности;

2. относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

3. относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее формах и типах .

Е.В. Бондаревская утверждает, что все компетентности формируются в социуме, следовательно, они социальны по содержанию и проявляются в нем. И.А. Зимняя отмечает, что ключевые компетентности - это обобщенные компетентности, которые обеспечивают естественную жизнедеятельность в социуме; учебные и профессиональные компетентности - формируются и проявляются в разных видах деятельности человека; социальные (в узком смысле слова) компетентности, характеризующие взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми. При этом автор выделяет пять собственно социальных компетентностей: гражданственности, здоровьесбережения, общения, социального взаимодействия, информационной грамотности .

Проанализировав исследования вышеназванных авторов, нами сформулировано следующее понимание социальной компетентности: это комплекс социальных знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления социальной действительности, личностно-социальных характеристик, уровень сформированности которых дает возможность выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации и плодотворно выполняя свою социальную роль.

В исследованиях многих авторов (Г.Э. Белицкая, А.В. Брушлинский А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, А.Б. Куклина, В.Н. Куницина, О.П. Николаев У. Пфингстен, В.Г. Ромек, Н.А. Рототаева, Г.И. Сивкова, Ю.Г. Татур, Р. Хинтч и др.) отмечено, что структура социальной компетентности включает компоненты когнитивного характера (представлять, понимать, анализировать), а также социальные умения и навыки (деятельностная составляющая), социальные и психологические характеристики личности.

В Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), уровень знаний, получаемых школьниками общеобразовательных школ разных стран и степень их подготовленности определяется как активное включение в жизнь общества. При этом параллельно с предметными знаниями, умениями и навыками оценивается уровень сформированности социальных и личностных характеристик. Среди них - креативность, толерантность, уверенность в себе в условиях неопределенности, адаптивность, ответственность, нацеленность на результат. Основной структурной составляющей социальной компетентности человека являются социальные и личностные характеристики. Их включение в структуру социальной компетентности придает личностный характер другим составляющим социальной компетентности - социальным знаниям и умениям.

Таким образом, в современном образовании формирование и развитие социальной компетентности не носит научно обоснованного и целенаправленного характера. Её проявление часто зависит от различных факторов, а именно, от уровня владения школьниками социальными знаниями, умениями, навыками, от личностных оснований социальной компетентности, от социально-личностных характеристик, которые у каждого человека сформированы по-разному. Социальные и личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях системы образования не получают должного развития. Одной из причин такого положения является отсутствие в учреждении образования возможности создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся. Именно в данном контексте следует создавать новое содержание образования, в котором обучение и воспитание, являющиеся основными составляющими образовательного процесса, определяются посредством контекста будущей социальной действительности, с которой столкнутся, а иногда уже и сталкиваются нынешние учащиеся.

В таблице 1 представлены базисные составляющие социальной компетенции.

Таблица 1.

Структурные компоненты социальной компетенции

Социальные знания

Социальные умения

Личностные характеристики

Способности

Знать особенности поведения людей (вербального и невербального), понимать суть высказывания, а также проблемы других людей. Знать способы поиска необходимой информацию и добиваться точных данных, путем конкретных вопросов разрешать спорные ситуации

Уметь адресовать свое общение, предложить свою помощь, привлечь внимание собеседника, проявить заинтересованность к собеседнику, эмпатировать ему, уметь вступать в контакт и поддерживать его, принимать точку зрения собеседника, уметь ориентироваться в социальной ситуации, аргументировать свое мнение, не допускать и решать конфликтные ситуации конструктивно, ответственно относиться к своим поступкам и высказываниям, уметь толерантно относится к людям уметь доказывать и отстаивать свою точку зрения

Организованность, настойчивость,

активность, целеустремленность,

креативность,

любознательность, саморазвитие, принципиальность, наблюдательность, корпоративность, коммуникабельность, толерантность, жизнелюбие,

готовность к сотрудничеству, пластичность, гуманность, справедливость, порядочность, честность, уверенность в себе, саморегуляция, решительность, ответственность, самостоятельность

конструктивное взаимодействие с различными людьми;

поддерживать общение;

принимать и понимать точку зрения партнера (встать на позицию другого);

сопереживание в общении;

определение психологического состояния партнера, ситуацию и условия общения;

построение своего общения с учетом данных условий;

внимательное отношение к собеседнику;

формулирование своих мыслей и высказывание своей точки зрения;

контроль своего поведения;

доведение начатого дела до конца

Все вышеперечисленные социальные знания, умения, способности и личностные характеристики должны формироваться и проявляться в готовности и способности молодого человека действовать в рамках законодательства своего государства, что, в свою очередь, основывается на знаниях права и опыте правового поведения.

Список литературы:

1.Бондаревская О.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов н/Д., 2000. - 236 с.

2.Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3.Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. - С. 15-19.

4.Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с анг. М., 2002. - 198 с.

5.Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138-143.

6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностью ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 60.

1

Рассматриваются различные концепции сущности феномена «социальная компетентность», указываются методики и шкалы определения уровня сформированности социальной компетентности личности. Акцентируется внимание на различии социологического и психологического предмета исследования данного конструкта. Приводится авторская трактовка понятия «социальная компетентность» и ее структуры, где социальная компетентность рассматривается в свете социологического предмета исследования. Автор выявляет социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие. В статье приводится авторская методика определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы, состоящая из анкет, шкал, «экспертной оценки», «оценки «ближнего другого»». Авторский инструментарий апробирован в ходе исследования уровня сформированности социальной компетентности обучающихся на примере вузов Тюменской области.

структура социальной компетентности

социальная компетентность

1. Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: Автореф. дис. канд. пед.наук. – Саратов, 2010. –22с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metod.dvpion.ru/asp/article/download.asp?id=3 (дата обращения 25.12.2014).

3. Масягина Г.П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: Автореф. дис. канд.пед.наук. – Астрахань, 2008. –24с.

4. Новикова А.А. Формирование социальной компетентности студентов в современных условиях: монография. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – 120с.

5. Новикова А.А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 26 с.

6. Пушкарева Т.Г. Методики диагностики уровня сформированности социальной компетентности будущих педагогов сельской школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 13. – С.135-140.

7. Rose-Krasnor L. // Social Development. – 1997. –V.6, №1. –Р.111-129.

8. Selman R.L. The growth in interpersonal understanding. – N.Y.: Askad. Press, 1980.

В свете происходящих в нашем обществе трансформационных процессов во всех сферах жизнедеятельности, в научном дискурсе все чаще активизируется признание актуальности феномена социальной компетентности. Потребность в адекватном социальном развитии личности диктует состояние современного социума, когда возникает необходимость успешного выстраивания взаимоотношений во всех системах интеракции, предполагающее наличие определенных компетенций и личностных характеристик индивида.

Цель: На основании социологического предмета исследования дать трактовку и указать структуру социальной компетентности личности; рассмотреть методики определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы.

Методы исследования : метод анкетирования, принципы системного подхода, основные общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, научное обобщение.

Результаты исследования: авторское определение конструкта «социальная компетентность» и ее структуры. На основании применения авторского инструментария определен «средний» (на границе «нижний») уровень сформированности социальной компетентности обучающихся высшей школы Тюменского региона.

На необходимость формирования социальных компетентностей на западе обратили внимание еще в 1970-80-хх гг., с целью научить обучающихся самовыражаться, думать, искать, анализировать, сотрудничать (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен).

Как показывает анализ понятия «социальная компетентность» единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей, и др..

Среди отечественных авторов, внесших большой вклад в разработку проблем компетентности, необходимо назвать В.И. Байденко, Л.А. Петровскую, А.К. Маркову, И.А. Зимнюю и др. Социальный аспект ключевых компетенций исследуется в работах Л.П. Алексеевой, Э.Ф. Зеером, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, Л.А. Петровской и др.

В большинстве своем социальная компетентность рассматривается под призмой социально-психологического предмета исследования. Анализ источников позволяют сделать вывод, что психологические исследования нацелены на определение связи личностных характеристик с уровнем и адекватностью самооценки личности. Для сформированности высокого уровня социальной компетентности необходимо наличие следующих черт: уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, настойчивость, использование ресурсов, доверие. Социальная компетентность анализируется факторами: планомерность; целеустремленность и стремление к ее достижению; настойчивость (склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности); фиксация ранее запланированной структуры, привязанность к ней; самоорганизация, ориентация на настоящее и будущее. Разработаны различные методики и шкалы определения уровня социальной компетентности: методика личностного дифференциала (Д. А. Марьяненко); опросник самоорга-низации деятельности; методика определения уровня жизнестойкости; определение уровня социального интеллекта (А. Демчук), индекс толерантности; шкала Е. Долла, шкала А. Пригожина и т.д.

Автор данной статьи рассматривает социальную компетентность в свете социологического предмета исследования, выявляя социальную сущность феномена «социальная компетентность» и «поле» ее проявления, определяет современные механизмы ее формирования. Социальное развитие в структуре личности автор соотносит с процессом построения значимых жизненных перспектив, социальной адаптацией в социуме, а также способностью оказывать на него преобразующее воздействие.

На основании анализа источников, автор статьи определяет социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающую в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности .

Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др. автор считает, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме - «ключевые социальные компетентности». Личностные же характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями . Ценностные ориентации (ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности (индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческий и эмоционально-волевые подсистемы (опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.

Автором был разработан инструментарий определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, состоящий из анкеты, шкалы оценки уровня социальной компетентности (см. таб.1,). Уровень сформированности социальной компетентности оценивался согласно результатам положительного выбора из предложенных вариантов ответа: «всегда», «иногда», «никогда».

Таблица 1

Оценка и определение уровня социальной компетентности (шкала)

варианты

количество

избраний-баллы:

оценка и уровень сформированности

социальной компетентности:

26-35 (включая 4

вопрос № ответа-1)

Социальная компетентность сформирована

достаточно хорошо - «высокий» уровень

Социальная компетентность сформирована средне - «средний»

Социальная компетентность сформирована недостаточно - «низкий» уровень

Анкета определения уровня сформированных социальных компетентностей студентов

состоит из следующих вопросов:

Варианты:

1. Предлагаю собственные идеи в решении проблем

2. Проявляю интерес к точке зрения членов команды

3. Помогаю группе достичь результата

4. Стремлюсь достичь консенсуса

5. В случае возникновения конфликта стремлюсь его разрешать

4. Поставьте галочку или обведите кружком тот вариант ответа, который соответствует вашему типу поведения в следующих ситуациях:

Варианты ответов:

В стрессовых ситуациях помогаю другим сохранять спокойствие, веру в успех. Мобилизую товарищей, организую к выполнению необходимой работы

Реагирую спокойно на сложные ситуации. Эффективно работаю под давлением, сохраняя качество работы, спокойствие и объективизм

Не контролирую эмоции, срываюсь, разговариваю на повышенных тонах, теряю объективность, самообладание в стрессовых ситуациях

Избегаю людей или ситуации, которые провоцируют негативные эмоции,

замыкаюсь в себе. Не могу выполнять какую -либо работу в напряжѐнной ситуации, требуется время, чтобы успокоиться

6. В оценивании креативности укажите, пожалуйста:

7. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

8. В оценке социальной активности, укажите следующие свои действия:

9. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Варианты ответов:

1.Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: читаю спец.лит-ру, обсуждаю тематику с экспертами и т.д.

2.Читаю интересующую меня литературу, стараюсь повысить свой культурный уровень, уровень энциклопедических знаний и т.д.

3.Проявляю интерес к не профессиональным видам деятельности (спорт, вокал, шахматы и т.д.)

10. В оценке информационной грамотности, укажите, пожалуйста:

11. В оценке взаимодействия с представителями других культур, укажите:

качество

выражено достаточно высоко

качество

выражено средне

качество

выражено недостаточно

1.Мотивация на успех

2.Духовность, культура, гуманность

3.Приверженность здорового обр.жизни

4.Творческое воображение, креативность

5.Самообладание,устойчивость,толерантность

6.Образованность

7.Работоспособность,трудолюбие,ответственность

8.Доброжелательность

К определению социально-коммуникативной компетентности относятся вопросы анкеты №№ 1,4,7. Социально-коммуникативную компетентность определяют компетенции, способствующие успешному взаимодействию в команде. Уровень самоконтроля, стрессоустойчивости, самообладания определяется вопросом № 4; уровень коммуникативности - вопросом № 7; индивидуально-личностную компетентность определяют вопросы №№ 2, 3, 5, 6, 9, 12 авторской анкеты; компетенцию: «Уверенность в себе, своих силах, своих действиях» можно оценить посредством ответов на вопрос № 3; Вопрос № 5 позволяет оценить компетенцию: «Умение принимать решения»; Вопрос № 6 - компетенцию: «Креативность, творческое воображение»; компетенцию: «Потребность личностного роста, самообразования, саморазвития» определяет вопрос № 9. Ответы на вопрос № 12 позволяют оценить личностные качества. Политическую и социально-экономическую компетентность определяет вопрос № 8 - «Социальная активность»; Поликультурную компетентность определяет вопрос № 11 - «Взаимодействие с представителями других культур». Информационно-инструментальную компетентность определяет вопрос № 10. Автором разработаны «вспомогательные шкалы» оценки уровня сформированности всех выше обозначенных компетенций .

С целью определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в высшей школе, автор данной статьи провел исследования среди студентов вузов Тюменского региона в возрасте 18-24 лет, применив разработанный инструментарий. В рамках авторского исследования применялись методы самооценки, оценки «другого» (представители «малой группы» и вторичных социальных групп - «работодатели»). В вопросах анкеты, разработанной с целью оценки социального развития «молодого профессионала», только что закончившего высшую школу автор, среди прочего, включил следующие вопросы, например: «Устаивают ли Вас социальные, личностные качества молодых специалистов, закончивших вузы нашего региона»? (умение работать в команде, адекватно реагировать на критику, умение принимать решение, ответственность, творческий подход и т.д.); «Оцените уровень сформированных социальных компетентностей работающих выпускников вузов региона» (название компетенций и уровни оценки); «Назовите профессиональные, социальные и личные качества специалиста, которые Выхотели бы видеть в своих сотрудниках и т.д.

Авторское исследование выявило «средний», ближе к оценке «ниже среднего» уровень сформированных социальных компетентностей студентов. Показало недостаточную удовлетворенность экспертов (работодателей) уровнем профессиональной подготовки, социальными и личностными качествами молодых специалистов, закончивших вузы Тюменской области. Подавляющее большинство экспертов считают, что социально-политическая, экономическая и социально-коммуникативная компетентности сформированы у работающих выпускников в недостаточной степени. Поликультурная и инструментально-информационная компетентности сформированы в достаточной степени. Индивидуально- личностная компетентность сформирована «средне». Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимости развития социальных, личностных качеств обучающихся - будущих выпускников вузов, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление и т.д.

В заключение автор статьи акцентирует внимание на необходимости активизации плодотворных совместных психологических и социологических исследований, направленных как на дальнейшее изучение социального развития личности, так и на разработку адекватных методик, позволяющих определять не только уровень, но и проводить корреляцию с определяющими социальную компетентность факторами, условиями ее формирования.

Рецензенты:

Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор, профессор кафедры социологии, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор, профессор кафедры Бизнес-информатики и математики, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Новикова А.А. СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17693 (дата обращения: 19.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социальная компетентность личности существует как явление, которое может быть изучено. Понятие социальной компетентности не сводимо к понятиям коммуникативной, социально-психологической компетентности, социального интеллекта. Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

Выбор возраста детей в нашем исследовании обусловлен реальным расширением детских возможностей, характеризующихся существенными изменениями в мотивационном, когнитивном, эмоциональном, поведенческом аспектах, в общении с окружающими, в развитии нравственной, умственной и физической сфер. В этом возрасте нельзя еще говорить о сложившейся иерархии мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения. Это дает реальную возможность влиять на процесс формирования социальной компетентности наиболее эффективно. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является сензитивным в формировании социальной компетентности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Социальная компетентность - это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.

Заметим, что до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Так, Н.А. Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур, и другие ученые определяют профессиональную компетентность (в общем виде) как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. Данная характеристика включает профессионально важные знания, умения и навыки, способности, мотивацию и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. В этом случае «компетенция» понимается как круг вопросов, в котором специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, в которой он реализует свою профессиональную компетентность.

А.В. Хуторской, напротив, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним, определяет как профессиональную компетенцию, а степень присвоения компетенции, то есть, владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности, называет компетентностью. Мы придерживаемся аналогичного мнения и считаем, что термином «компетенция» следует характеризовать то многообразие знаний, умений, личностных качеств, свойств и т.д., которым должен обладать человек в соответствии со своим местом в социальной и профессиональной действительности, то есть компетенции могут быть описаны в терминах знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т.д. Термин «компетентность» указывает на соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций, то есть это, прежде всего, качественный показатель. При этом компетентность может характеризовать овладение личностью не одной, а несколькими компетенциями, в частности, профессиональная компетентность может определяться как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями.

Таким образом, вполне допустимо раскрывать содержание компетентности двумя способами:

  • - через соответствующие компетенции, содержание которых, в этом случае, должно быть структурно - содержательно представлено в виде совокупности знаний, умений, навыков, опыта и т.д. (таким образом мы представим профессиональную компетентность);
  • - напрямую - через описание соответствующих знаний, умений, способностей и т.д., не используя термин «компетенция», как это сделано нами при описании социальной компетентности.

Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской).

Ключевые компетентности:

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

А.В. Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

И.А. Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):

  • - компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
  • - компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
  • - компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).

  • 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
    • - компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
    • - компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
    • - компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
    • - компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
    • - компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
  • 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
    • - компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
    • - компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
  • 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
    • - компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации -- их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
    • - компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
    • - компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, эмоционального реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, прогнозировать межличностные события.

Социальная компетентность

система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. В зарубеж. работах, посвященных социальному интеллекту и С. к., эти явления часто объединяются. М. Аргайл в книге «Психология межличностного поведения» (в разделе «Социальная компетентность») упоминает и социальный интеллект, но осн. внимание уделяет понятию «общая С. к.», объединяя им профессиональную и коммуникативную компетентность. М. Аргайл называет след. компоненты С. к.: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) осн. навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, к-рые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. В 1980-е гг. ряд авторов подчеркивает мотивационную и операциональную стороны С. к., ее поведенческие проявления. Критерием С. к. служит результативность взаимодействия, достижение значимых социальных целей в опр. социальных контекстах с использованием соответствующих средств и получением положительного результата. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель С. к. понятие социальных сценариев (т. е. опр. шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). С. к. можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, способы поведения и поведенческие сценарии, облегчающие социальное взаимодействие, осн. функции к-рых - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. С. к. позволяет быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. С. к. - операциональное понятие, к-рое имеет временные, истор. рамки. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию. Осн. функции С. к. - социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989; Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989; Ядов В. А. Социальная идентичность личности. М., 1994. В. Н. Куницына

Компетентность социальная

сложное образование, под к-рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие как результат активности, подтверждение со стороны других адекватности социального поведения, способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно использовать и понимать др. людей. К. с. отражает степень конструктивности человека как субъекта социального взаимодействия и занимает особое место в ряду разл. видов психол. компетентности исследуемых в совр. психологии. Начало исследования К. с. связано с работами В. Э. Уайта и относится к 1950-м гг. С т. зр. В. Э. Уайта социальная компетентность рассматривается как опр. способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Ю. Хабермас (Habermas) конкретизируя данное понятие, подчеркивает, что социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения многообразных проблемных ситуаций, с к-рыми сталкивается человек в социуме. В совр. зап. социальной психологии К. с. определяется, как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими, поддерживая с ними хорошие отношения в любой ситуации (К. Х. Рубин и Л. РоузКрэснор). Т. Кавел (Т. Cavell) предлагает трехкомпонентную модель К. с., включающую социальные способности; представления и достижения. В кач. критерия социальной компетентности выделяется результативность межличностного взаимодействия, социального достижения. У. Пфингстен и Р. Хинтч определяют К. с. как систему когнитивных, эмоциональных и моторных способов поведения, к-рые приводят к долгосрочным позитивным следствиям в конкретной социальной ситуации. К. с. включает в себя наличие развитой способности находить компромисс между собственными целями самореализации и целями др. людей, к-рая лежит в основе социальной адаптации (D. Zimmer). К. с. предполагает как наличие достаточно высокого уровня интеллекта, так и наличие способности к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением. Структура К. с. в совр. исследованиях представлена в след. виде: оперативная социальная компетентность, вербальная и коммуникативная компетентность, социально-психол. и эго-компетентность. В отеч. психологии разные авторы по-разному интерпретируют данное понятие и выделяют его разл. функции. Так, А. В. Брушлинский, развивая идею связи К. с. с наличием субъектной позиции индивида, подчеркивает связь К. с. с высоким уровнем осознания существа социальных проблем, эффективных способов взаимодействия с разл. агентами обществ. системы. Здесь сама субъектная позиция партнеров взаимодействия является результатом проблематизации социального мышления человека. К. с. в широком смысле: отражает соотношение субъектности и социальности личности как имманентно присущих ему характеристик в кач. субъекта взаимодействия с разл. агентами социума. В узком смысле этот термин используется для определения способности к надындивидуальному способу соотношения внеш. и внутр. Противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с обществом на основе личностного конструкта «Я - субъект - общество - субъект». К. с. в интерпретации Т. Ю. Базарова включает умение эффективного социального взаимодействия, социальную зрелость, базовые установки личности, адекватные профессии. В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша показывают, что на высоких уровнях развития К. с. и социальный интеллект проявляются в адекватности, автономности и аутентичности личности. В кач. осн. функций К. с. выделяется: адаптация, социальная ориентация, интеграция личностного и общесоциального опыта. Е. В. Коблянской К. с. обозначается как адаптационное явление, в основе к-рого лежит коммуникативная компетентность и социально-психол. подготовленность. Социальная компетентность - это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение (Е. В. Коблянская). В. Н. Куницына определяет К. с. как систему знаний о социальной действительности и себе, социальных умений и навыков взаимодействия, поведения в стандартных социальных ситуациях, что способствует адаптации, целесообразному принятию решений и максимальному использованию обстоятельств. Осн. компоненты социальной компетентности - это прежде всего мотивационный: желание быть компетентным субъектом социальных интеракций, а также способности и умения реализовать модели компетентного социального поведения; возможность принять и ассимилировать требования совр. социальной реальности, более того, способность конструировать прогностически эффективные модели поведения. Лит.: Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5; Реан А. А., Коломинский Я. А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999; Рубин К. Х., Роуз-Крэснор Л. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей // Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Щербакова Т. Н. Психологическая компетентность учителя: содержание, механизмы и условия развития. Ростов-н/Д, 2005. В. Н. Куницына, Т. Н. Щербакова

· социальная сенситивность (точность восприятия и понимания другого человека);

· основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для профессионалов);

· навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций;

· равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности (Argeyle, 1974 – цит. по 10, с.478)

В.Н Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша выделяют в структуре социальной компетентности следующие составляющие:

· оперативная СК – знание о социальных институтах и структурах, представление о функционировании социальных групп, современной коньюнктуры, широты и требований современного репертуара ролевого поведения, общая социальная ориентация и осведомленность;

· вербальная компетентность – уместность высказываний, учет контекста и подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи;

· коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, воспитанность;

· социально-психологическая компетентность – межличностная ориентация, представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, выработанные сценарии поведения в сложных конфликтных ситуациях;

· эго-компетентность – важная составляющая СК: осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и п ресурсов, понимание причин своих промахов, знание о механизмах саморегуляции и умение ими пользоваться. (10, с.480-481).

Существуют и другие подходы к структуре социальной компетентности.

Структура социальной компетентности человека с точки зрения предлагаемой нами модели, это не простой набор знаний и умений, а сложно организованная, иерархическая структура, системное качество личности, которое реализуется при взаимодействии личности с социумом. Феномен социальной компетентности многогранен. Ее можно рассматривать как сложную комплексную систему компетентностей, интегративное качество, обеспечивающее человеку успех в социальных ситуациях. Как уже было сказано, в нее (СК) входят: эго-компетентность, психологическая, социально-психологическая, конфликтная, коммуникативная, морально-правовая, экономическая, политическая, профессионально-трудовая. На рисунке 1 эти виды компетентностей условно представлены в виде девяти сегментов. Каждая конкретная компетентность представляет собой вышеуказанную многоуровневую структуру, наполненную разным содержанием зависимости от вида компетентности. Рассмотрим более подробно модель СК с помощью таблицы 1.



Таблица 1.

Структура социальной компетентности

Виды компетентности «Ядро»- эмоционально-ценностная подструктура (система ценностей, установок, позиций, отношений) Когнитивная подструктура Операциональная подструктура
Эго-компетентность Самопринятие, положительная самооценка, самоуважение Адекватное знание о себе, своих достоинствах и недостатках Саморефлексия, самопрезентация, саморегуляция
Психологическая компетентность Гуманистические ценности, доброжелательное и терпимое отношение к другим, толерантность Знание об индивидуальных психологических особенностях людей и их проявлениях в поведении Умения и навыки взаимодействия с разными людьми с учетом их индивидуальных особенностей, умение «пристраиваться» к разным людям
Коммуникативная компетентность Экстравертированность, коммуникабельность, контактность. Достаточный уровень осведомленности, эрудированность в отдельных или разнообразных сферах, знания о коммуникации, вербальных и невербальных средствах общения Интеллект и социальный интеллект, эмпатия, вербальные и невербальные способности, коммуникативные навыки и умения, умение переводить мысли в слова
Социально-психологичес- кая Готовность к сотрудничеству и взаимодействию, Знания о закономерностях поведения человека в группах, о влиянии группы на личность и личности на группу, о видах и свойствах групп Социально-перцептивная и интерактивная способности, навыки и умения; кооперативная способность, организаторские способности, социальный интеллект, эмпатия
Конфликтная(конфликтологическая) компетентность Гуманистическая система ценностей и установок, рациональное отношение к конфликту Знание о конфликте, особенностях поведения людей в конфликте, факторах, влияющих на поведение, о способах управления и разрешения конфликтов Навыки конструктивного поведения в конфликте, навыки ассертивного (уверенного) поведения, саморегуляции, влияния на других с помощью методов психологического воздействия
Морально-правовая компетентность Принятие моральных и юридических норм общества, Хотя бы элементарные моральные и правовые знания и представления о «должном» и «недолжном» Умение реализовывать моральные и правовые знания в реальных жизненных ситуациях
Экономическая компетентность Готовность включиться в товарно-денежные отношения, рыночная ориентация Хотя бы элементарные знания о товарно-денежных отношениях, о рынке Умение реализовывать экономические знания в реальных ситуациях, связанных с оплатой труда, товаров и услуг
Политическая компетентность Просоциальная система ценностей, гуманистические установки Хотя бы элементарные представления о различных политических течениях Умение отстаивать свои взгляды, умение видеть сущность различных политических течений
Профессио- нально-трудовая компетент- ность Положительная установка к труду, ценность труда, потребность в труде наличие профессиональной мотивации Знание о мире профессий, о требованиях к специалисту, о своих профессиональных предпочтениях и склонностях Трудовые и профессиональные умения и навыки, способности к соответствующей деятельности

1.5. Оценка социально-психологических умений менеджера как одного из показателей его социальной компетентности

Из всех составляющих социальной компетентности менеджера, остановимся на социально-психологической, как имеющей важнейшее значение для эффективного выполнения его работы. Она, как уже было сказано, включает в себя ряд таких задач, как решение проблем и принятие решений, определение потребностей и ожиданий индивидов, высокую эмпатию, правильное размещение персонала, обсуждение целей работы и средств их достижения, навыки работы в команде, чувство справедливости, умение вести за собой других. B. M.Alban и P.Wright (26) описывают социальные навыки менеджеров через умение проводить разные виды интервью (интервью «Рекомендации», интервью «Выбор», интервью «Оценка»), а также через навыки ведения переговоров, межличностные навыки лидера, навыки оценки. Для реализации этих навыков необходима определенная степень социально-психологической компетентности. Остановимся на оценке операциональной подструктуры этой компетентности. В качестве основы для оценки может выступать рабочая схема для оценки социальных навыков, предложенная John and Mary Collins, John Wiley and Sons Chichester (26, с.30-33):

Таблица 2

Схема оценки социальных навыков

Межличностные умения Индикаторы оценки
Позитивные Негативные
Н а ч а л ь н ы й уровень 1.Наблюдение: а)Может правильно и полно описать физические характеристики личности б)Описать деятельность личности в определенное время, делая акцент на поведении, вербальной и невербальной коммуникации с)Подробно описать два момента взаимодействия: тет-а-тет, в малых группах и способность описать свое поведение в аналогичных ситуациях а) Систематическое и исчерпывающее описание б)Детальное описание специфики вербальной/ невербальной коммуникации с) Системный подход к наблюдению и отчету по наблюдениям, принимая в расчет поведение каждого, включая пассивных участников а)Использование смутных, общих описаний, акцент на одной характеристике б) Придание значения только вербальной коммуникации или наоборот, преждевременное выводы, маленький объем объяснений и отзывов, выражение только общего впечатления с) Неспособность различать процесс и контекст, неспособность описать свое поведение, причины поведения
2.Слушание Доказательством умения слушать служит то, может менеджер повторить о чем говорил человек Четкое повторение сообщения Сообщение искажено собственными мыслями и чувствами; попытки вспомнить слишком много ненужно и неважного
3. Умение задавать вопросы а) Использовать открытые и закрытые вопросы избирательно, в порядке поступления информации б) Использовать открытые и закрытые вопросы и побуждающие техники для возможности выражения клиентом своих мыслей и чувств Демонстрация умения различать закрытые и открытые вопросы и использовать подходящие, действовать избирательно Неумение различать и использовать закрытые и открытые вопросы
4.Сообщение информации Предоставить требуемую информацию четко и умело Информация соответствует ситуации Слишком много/мало деталей, присвоение собеседнику знаний, которых у него нет
5. Групповое участие Активно способствует развитию группы, достижение задач, описание двух используемых умений Ответы соответствуют идеям, чувствам других, возможность отличать правильно/неправильное поведение Игнорирование, пренебрежение задачами, чувствами группы, доминируют собственные потребности, идеи, легко отвлекаются и отвлекают других
В т о р о й уровень 1.Демонстрация умения слушать означает, что менеджер точно наладит обратную связь и получит ключ к разгадке Могут наладить обратную связь и получить ключ к разгадке Не могут наладить обратную связь и получить ключ к разгадке
2)Выражение уважения и сердечности Выражение интереса, заботы, употребление любезных откликов Использование стереотипных откликов, внимание поглощено задачами или самим собой. Предопределение желания с точки зрения клиента
3).Умение понимать других Собеседник доволен, что его чувства поняты и работа движется вперед Собеседник повторяет попытки выразить чувства или «отключается».
4) Использование специальных вербальных/невербальных техник для общения с клиентом Уделить внимание отбору и использованию слов, тону, темпу голоса, совмещение сообщений с окружающей обстановкой Не обращать внимания на желания собеседника и обстановку
5).Способность соотносить употребляемые термины и темы Способность суммировать главный смысл интервью Наугад выбирает части интервью, внимание поглощено темпом и приоритетами
6) Структура интервью должна быть рассчитана на темп собеседника Рассчитывает темп и выбирает структуру Действует случайно, на удачу, не учитывая темпа и желаний собеседника
7) Замечать поведение собеседников и групп во время взаимодействия с другими: обществом, семьей Правильное описание замеченного поведения Неумение различать процессии контекст, неумение описать свое поведение, неумение увидеть причины и результаты поведения, вследствие поглощенности видимым поведением
8).Проявлять инициативу и вести групповую работу, давая возможность достигать поставленные задачи и умение описать 2 ведущих умения, используемых в процессе Приготовить себя и других для работы в группе, возможность участия всех, создание эмоционального климата, возможность группового развития, соответствие заданий целям группы Мотивация не установлена, доминирует группа и значит личность становится пассивной
9)Поддержание открытой коммуникации с собеседником, который испытывает стресс, потерю, тревогу, измену Выражение сочувствия, отклик в критической ситуации Неумение найти подходящих слов для утешения
10).Давать возможность для развития уверенности в себе и самоуважения Признание усилий собеседника и прогресса Отношение к собеседнику снисходительное, использование фальшивых успокоений или критики
11).Выражение поддержки, когда перед собеседником поставлена трудная задача Ободрять независимость где это возможно, хранение тайны собеседника, учет его интересов Торопить собеседника с выполнением задач, обсуждать его с коллегами
12).Давать четкие и соответствующие советы Подчеркивать возможность выбора, предвидеть возможные последствия Отступать, когда нужен совет, навязывать совет, быть не в состоянии предвидеть последствия

Предложенная схема может быть использована для оценки социально-психологической компетентности менеджера с разных точек зрения:

а) для самооценки менеджером с акмеологической целью определения перспектив и задач своего профессионального и личностного самосовершенствования;

б) для оценки экспертами социально-психологической компетентности кандидатов в ситуации конкурсного отбора;

в) для оценки эффективности различных обучающих и развивающих программ, тренингов, курсов повышения квалификации.