Водяной - сказочный персонаж. Морской царь Царь морей мифология

Иллюстрации на Викискладе

Водяной с открытки (рисунок Владимирова В. В.)

Водяно́й (также водник, водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик ; чеш. vodník ; в.-луж. wodby muž, wodnykus ; словен. povodnj, vodni mož ) - в славянской мифологии дух , обитающий в воде, хозяин вод . Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала .

Народные представления [ | ]

Водяные считаются типичными представителями славянской демонологии . Согласно легендам они являются падшими ангелами, сброшенными богом с небес и попавшими в водяные пространства . Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом .

Как правило, его представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом или в восточнославянских мифах - очень длинными ногами. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, свиньёй, коровой, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью . Во многих поверьях он выглядит как заросший шерстью чёрт с рогами или чудовище серого цвета. Водяной может ездить верхом на крупном соме, из-за чего эту рыбу называют чёртовым конём. Он нередко обнаруживает себя громким хохотом, смехом, а в ожидании близкой жертвы может громко хлопать в ладоши. Часто способен подражать звукам, которые издают люди или животные - кричит, воет, ухает, визжит, крякает и блеет. Обычно это всё делается для того, чтобы напугать или завлечь в свои подводные хоромы .

Считается, что водяной любит глубокую воду, живёт в омутах, водоворотах, в полыньях , на заброшенных водяных мельницах , причём особенно любит место возле колеса , под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Мельники предпочитали дружить с водяным, иначе он может сломать мельничные колёса или испортить плотину. Для того, чтобы он не пакостил ему раз в год приносили в дар чёрную свинью или другое животное . За свои отношения с водяным мельники в восточнославянских поверьях имели недобрую славу. В народе верили, что постройка мельница всегда должна быть связана с кровавой жертвой водяному, что мельники продавали душу водяному, а также, что они заманивают на мельницу прохожих странников и сбрасывают их в омут или под мельничное колесо. Иначе, якобы, водяной мог забрать их самих. Нужно сказать, что мельники действительно приносили жертвы водяным, кидая в воду мёртвых животных, крошки хлеба и т. п., а по праздникам выливая в воду водку .

На Украине, чтобы обезопасить себя от проделок водяного в основании плотины закапывали лошадиный череп .

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду.

Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно - ломает лёд и мучает рыбу.

В Белоруссии при заморозках часто опускали под мельничные колёса сало, иначе водяной мог слизать с них смазку. Под дверями мельницы закапывали живьём чёрного петуха, а в самой мельнице держали животных чёрного цвета (петуха и кошку) .

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов , карпов , лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это - на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдёт жёрнов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре) .

Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

У пасечников водяные считались покровителями пчёл . Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву - бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий .

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым , с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

- Максимов С. В. , Нечистая, неведомая и крестная сила

В. Малышев. Водяной, 1910

Спутники [ | ]

  • Водяницы - водяные девы - бывают жёнами водяных.
  • Болотник - родич водяного и лешего
  • Блудички - в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.

В культуре [ | ]

  • Водяной является одним из самых известных персонажей советских мультфильмов. В мультфильме «Летучий корабль » (1979) он показан синим демоном в чёрном канотье и с длинными волосами, как у хиппи . Сидя в болоте, Водяной поёт песню о своём одиночестве и о необходимости поговорить с кем-нибудь. В этом же фильме болото, где он живёт, находится как минимум на 20 км дальше от города, где был царский дворец, и за лесом. У мультипликационного Водяного 13 сестёр (это Бабки-Ёжки), и они живут в избушке на курьих ножках .
  • В третьей части сказки Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька» (1977-1986) Водяной выглядит так: у него «огромная косматая голова», «длиннющие усы и борода, корявые руки и могучие плечи», а голос грубый. Он «в тине, в водорослях, маленькие рыбки запутались в бороде». Когда Водяной идёт, с него льётся вода. Он «терпеть не может козлов, слышать о них не хочет, жизнь ему делается не мила при одном имени козла».

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. , с. 328.
  2. , Водяной, с. 98.
  3. , с. 127.
  4. Виноградова Л. Н. Полесская народная демонология на фоне восточнославянских данных // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. - М. : «Индрик», 2001. - С. 23, 34-39, 42-43.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. Чёрт // Мифы народов мира / Гл. редактор С. А. Токарев. - М. : Советская энциклопедия , 1987. - Т. 1 А–К . - С. 228 .
  7. Померанцева Э. В. Образ чёрта в русской устной прозе // Мифологические персонажи в русском фольклоре / , Академия наук СССР. - М. : Наука , 1975. - С. 118-149, 177-181.
  8. , с. 340–341.
  9. Седакова И. А. Мельница Архивная копия от 3 апреля 2015 на Wayback Machine // Славянская мифология
  10. , Водяной, с. 98-99.
  11. , Мельник, с. 258.
  12. , с. 342.

Водяной живет на границе мира духов и людей, владеет магией и часто ее использует. Редко выходит на контакт с живыми, зато утопленники служат ему вечно. Обычно это вторичный персонаж в сказке и уж точно не самый добрый.

Водяные похожи на людей, имеют голову, лицо, руки и большое пузо, владеют членораздельной речью. У них есть хвосты, ласты или перепонки между пальцами. Обычно это мужчины преклонного возраста с синюшной или зеленой кожей. Они сильно зарастают волосами и бородой из водорослей или лысы, как лягушка.

Образ Водяного в русских сказках

Морской царь имеет внешность близкую к человеческой. Он развлекается, навевая бури, собирает сокровища и заключает сделки со смертными. «Сказка о царевне лебедь» описывает бравого Черномора, а в «сказке о попе и работнике его Балде» говорится о морской нечисти, но в основном это владыка из «Марьи Искусницы». В его дворце много прислуги и дорогих вещей, а огромная семья живет припеваючи в богатстве и роскоши.

Речной хозяин любит омуты и водяные мельницы, ухаживает за рыбой, а на самой крупной объезжает владения. Общий язык с ним находят рыбаки и мельники, особенно те, кто приносит что-то вкусненькое, но обычно приходится хитрить или бороться как в сказке «Хозяин воды». Добрые молодцы вызывают его тем, что мутят воду. Речник заботится об экологии своей территории, поэтому выходит приструнить нарушителя.

Водяной, обитающий в болоте - существо маргинальное. Он похож на животное, на спине и голове растет трава, неплохо себя чувствует на суше, в трясине и грязной воде. Болотника узнают по грязным волосам, пиявкам, мху на теле, запаху разлагающейся рыбы. Это он в грозу крадет красивых детей, а на их месте оставляет своих страшненьких злобных отпрысков, как в сказке «Подменыш». Он затягивает в топь странников и с ним почти нельзя договориться.

О том, кто такой водяной царь, что общего у него с Нептуном, а в чём разница, пойдёт речь в данной статье. Здесь же будут рассмотрены некоторые сказки, в которых присутствует столь интересный персонаж, как водяной.

Сведения из славянской мифологии

Вообще, издревле люди преклонялись перед водной стихией. Она считалась столь же необходимой, сколь и опасной. И это так: водоёмы кормят и поят, но очень часто забирают жизни неосторожных людей. Поэтому и водяным - мифическим существам - придавалось огромное значение в древности. Люди наделяли их двойственными чертами характера, приписывали им поступки, которые также были противоположными.

Чаще хозяина рек и озёр называли просто - водяной. Царь - этот титул присвоили ему уже позже сказочники. Данное утверждение доказывают толковые словари, где рассматривается именно такое наименование, нетитулованное. В народе же водяному присваивались самые разные имена: Водокрут, Водопол, Переплут. Существовали даже специальные праздники в честь него, именины. В такие дни простолюдины задабривали хозяина разных вод подарками, называя его ласково дедушкой.

Водяной и Нептун - это одно и то же?

Кроме славянской мифологии и славянских сказок, водяных нигде не встретишь. Иностранные авторы предпочитали других персонажей, хотя и похожих чем-то на нашего водяного.

Например, Ганс Христиан Андерсен рассказывает в своей знаменитой «Русалочке» о Он также живёт под водой, управляет всеми подводными существами. Но если нашему водяному ещё подвластны и русалки, то персонаж Андерсена является отцом этих мифических существ.

Есть в иностранной литературе произведения, в которых принимают участие или Посейдон. Но и их не стоит отождествлять с нашим водяным - это абсолютно разные персонажи как по внешности, так и по характеру.

«Марья-искусница», фильм для детей

Водяной царь - один из персонажей многих русских сказок. Именно поэтому этот образ часто присутствует в фильмах для детей.

Эта очень интересная сказка про водяного царя была экранизирована в 1960 году режиссёром Сюжет фильма основывается на том, что отставной солдат в лесу встречает царевича Ивана, сына Марьи-искусницы. И от мальчика он узнаёт, что томится его мать у Водокрута Тринадцатого. Водяной царь пленил царицу за то, что она умела уж больно красиво вышивать да шить.

Солдат помог царевичу вызволить мать. Но на пути водяной царь строит спасателям преграды. Помогают солдату разные персонажи: умеющая колдовать Тётушка Непогодушка, выслужившийся из простых лягушек коварный Квак, морские пираты, Сом Карпыч. Удивительное подводное царство показывает зрителю фильм-сказка, где был водяной и царь-сын, солдат и Марья-искусница.

Может быть, ничего и не вышло б у солдата с Иваном, да на помощь пришла им внучка Водокрута Тринадцатого, Алёнушка.

Следует отметить, что водяной царь из сказки «Марья-искусница» - глуповат, нелеп и смешон. Он совсем не похож на властных и сильных мифических персонажей других стран - морских царей и богов водной стихии.

Сказка для детей про водяного

Жили-были в одном селении мать да сын. Тяжело они жили, бедно. Стал сынок подрастать - начал пытаться матери помогать. Каждый день он на реку ходил рыбу ловить.

А однажды вдруг увидел он, что в сетях его запуталась то ли рыбина крупная, то ли зверь невиданный с рыбьим хвостом. Взмолился пленник, стал просить юношу отпустить его в реку. А за то обещает существо странное исполнить любые его желания. Даже не догадался парень, что в сетях его барахтается сам водяной царь. Подумал, что просто несчастное животное случайно запуталось.

Улыбнулся юноша, распутал сети да и отпустил зверя хвостатого в реку. И ничего взамен не попросил. Вернулся домой да рассказал матери историю странную.

Умница ты, сын мой дорогой! Нельзя за добрые дела плату брать, - так сказала его матушка любезная.

Не прошло и двух дней, как явились к беднякам посыльные со стороны заморской. Поклонились они людям бедным да и сказали такое слово:

В далёком царстве-государстве ждёт вас наследство огромное, оставленное родственниками дальними. Сами вы туда поедете или вам богатства великие сюда привезти?

Попросили мать с сыном, чтобы всё, что им причитается, привезли послы заморские сами - не захотели они уезжать от земли родной. А сами поняли: то водяной так за добро им отплатил. А на самом деле это была проверка. Вовсе не попался водяной в сети нечаянно, а специально запутался, чтобы удостовериться, что бедный юноша добр и чист душою.

Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко. По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.

Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира - очевидно, Дыя (или Дива) - со временем разделился на Перуна - повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.

ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду - и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.

Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего - простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит - летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь - стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать - не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.

Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может. Иван кричит из-за кустов:

Красавица, пойдешь за меня замуж, - отдам твои перышки, нет - сожгу!

Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, - и улетела вслед за сестрами.


И.Я.Билибин. Василиса Премудрая и морской царь. 1931

Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! - у Морского царя и руки опустились.

Делать нечего, сыграли свадьбу.

Ничего, - говорит Морской царь своим советникам, - рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.

Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.

Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.

Слышу я людскую молвь и конский топ, - говорит Иван.

Это погоня за нами!

Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом - и полетел в свое царство несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и жили в стольном граде долго и счастливо.

М. ЛОМОНОСОВ. «ПЕТРИАДА»

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

МОРСКАЯ ПУЧИНА - КРУГОМ ГЛАЗА

Морская Пучина - Кругом Глаза - прекрасный, поэтичный образ Океан-моря, наделенный особыми, волшебными свойствами, умом и душою. Она сродни древнегреческому божеству Аргусу - тысячеглазому, всевидящему великану, олицетворяющему ночное небо, что отражается в зеркале морей, извечно пленяя людей красотой.

ОПРОМЕТЧИВЫЙ БОГАТЫРЬ

Жил на свете новгородский богатырь Василий Буслаевич. Не знал он, куда девать свою богатырскую силушку.

Такова же дружина его была.

Плыл как-то Василий Буслаевич «через море к зеленым лужкам». Видит - лежит впереди Морская Пучина - Кругом Глаза.

Начал Василий вокруг Морской Пучины похаживать, сафьян-сапожком ее попины-вать.

Посмотрела на богатыря новгородского Морская Пучина - Кругом Глаза:

Не пинай меня, - говорит, - не то сам тут будешь!

Смешлива была дружина Буслаевича, начали дружинники Пучину перескакивать: все до единого перескочили.

Прыгнул Василий - дважды перескочил, но задел ненароком за Пучину пальцем правой ноги...

Тут ему и последний, смертный час пришел - Пучина его поглотила!

***

Славянская мифология.



























Водяной царь - популярный персонаж славянских сказок, который повелевает всеми морями, морскими обитателями и сокровищами, потопленными на морском дне.

Внешний вид

Водный царь изображается как правитель с золотой короной, пышными нарядами и длинной бородой. В одной из рук водяной царь держит весло, с помощью которого может повелевать волнами. Во второй руке у царя находиться острога.

Царь никогда не изображается как морское животное - он всегда предстает во всех сказках и легендах в образе человека благородного происхождения.

Образ жизни

Живет водяной царь на дне, где у него построен роскошный дворец из самого дорогого хрусталя. У него в женах белорыбица - всем рыбам царица. Трон морского царя охраняют крабы с огромными клешнями.

Украшен хрустальный дворец серебром и золотом, а также самыми драгоценными камнями, которые только были найдены на морском дне. Любит царь поплясать под музыку и тем самым повеселиться. А вот когда царь развлекается об этом узнают все, кто живут вблизи моря, так как во время его танцев море начинает бушевать и над ним поднимается буря. В гнве царь кстраивал страшные штормы.

В большинстве сказок и рассказах водяной царь - положительный персонаж и никогда не портит жизнь человеку. Однако иногда его изображают как мстительного и злостного царя, который ради достижения своих целей может навредить всем, кто встает на его пути. К примеру, в сказке о Василисе Премудрой, царь изображен как злой колдун.

Водяной царь имеет сходства с большим множеством божеств с другими религий и фольклором, в том числе греческим, древнеримских и скандинавским.

  • Водяной царь встречается не только в славянском фольклоре, но и норвежском;
  • Славяне, вполне вероятно, могли заимствовать образ морского царя из финских или норвежских легенд о морском божестве Ахти. Тот также имеет схожее описание и повелевает морями, может вызвать бурю или поднять большие волны;
  • В греческом пантеоне богов существует верховное божество - Посейдон - бог всех морей и океанов, ровно точно также, как и водяной царь;
  • В древнеримской мифологии также присутствует божество морей и рек - Нептун, описание которого также схоже со славянскими представлениями о морском царе;
  • Водяной царь изображен в следующих популярных мультфильмах и кино: «Конок-Горбунок», «Марья-искусница», «Огонь, вода… и медные трубы», а также «Три богатыря и морской царь».