Философия Сократа: кратко и понятно. Сократ: основные идеи философии

Наиболее интересным и влиятельным мыслителем 5 века до н.э. был Сократ. Этот мыслитель проживал в древней Греции. Жизнь и (кратко описать очень сложно, но мы постараемся выделить ключевые моменты) неразрывно связаны, как вы убедитесь, прочитав данную статью. Так как он искал подлинное знание, а не стремился просто к победе над соперником, Сократ использовал в стремлении достижения истины те же логические приемы, что и софисты. Он ставил все вещи под сомнение и принимал их за истину только после тщательного рассмотрения, благодаря чему этот мыслитель считается первым представителем критической философии. Философия Сократа кратко и понятно изложена ниже и представляется вашему вниманию.

Источники изучения

Сократ как мыслитель был хорошо известен в свое время благодаря ораторскому мастерству и общественной деятельности. Сам он ничего не написал, так что при его изучении мы полагаемся лишь на записи, оставленные его учениками (в частности, Ксенофонтом и Платоном). Биография и философия Сократа кратко изложена в их трудах. Сложность в том, что Платон тоже был философом и часто вставлял собственные теории в диалоги, которые он представлял как дискуссии между Сократом и другими известными его современниками.

"Евтифрон": что такое благочестие

В "Евтифроне", например, описывается резко критическая беседа Сократа с самоуверенным молодым человеком. Находя, что Евтифрон полностью уверен в своей этической правоте, даже в морально неоднозначном случае судебного разбирательства с собственным отцом, Сократ спрашивает его, что же такое "благочестие" по его мнению. Речь здесь идет не просто о некотором списке поступков, которые можно назвать благочестивыми. Евтифрон должен дать общее определение, охватывающее самую суть понятия "благочестие". Но каждый ответ, который предлагает юноша, подвергается тщательной критике Сократа до тех пор, пока Евтифрон больше не может ничего предложить.

Одобрение богов

В частности, Сократ систематически опровергает предположение Евтифрона о том, что критерий правильности того или иного поступка - одобрение богов. Во-первых, вопрос о том, что считать "правильным", всегда вызывает нескончаемые споры, и боги зачастую противоречат в этом сами себе, так же как люди, называя тот или иной поступок одновременно и хорошим, и плохим. Сократ позволяет Евтифрону отыграться (только в целях продолжения дискуссии) и принимает оговорку о том, что боги сначала должны стать полностью единодушны в этом вопросе (обратите внимание, что эта проблема возникает только в политеистической культуре).

Во-вторых, что еще более важно, Сократ делает формальную дилемму из простого, казалось бы, вопроса: "Любят ли боги благочестие как таковое или же благочестие становится благочестием только потому, что его любят боги?".

Ни одна из этих двух альтернатив не подходит к определению благочестия, предложенного Евтифроном. Если правильные поступки являются благочестивыми только потому, что их одобряют боги, тогда моральная правота является произвольной, полностью зависящей от капризов богов. Если боги любят благочестие как таковое, из этого следует, что должен быть какой-то небожественный источник ценностей, известный нам.

Трудная дилемма

В самом деле, эта дилемма предлагает значительные трудности при попытке сопоставить мораль с внешней властью. Рассмотрим, например, вопросы с аналогичной структурой: "Мои родители одобряют этот поступок потому, что он правильный; или мой поступок правильный потому, что родители его одобряют?", "Государство запрещает такое поведение из-за того, что оно неблагочестиво; или же оно неблагочестиво потому, что государство запрещает его?". Во второй альтернативе в каждом из этих случаев действия становятся правильными (неправильными) только потому, что некая власть одобряет (не одобряет) их. Выбор, таким образом, не имеет рационального обоснования, так как невозможно приписать неоспоримую мудрость этой внешней власти. Но в первом варианте власть одобряет (или не одобряет) какое-то поведение, потому что оно само по себе правильно (или неправильно), не зависимо от нее. То есть, следуя этой логике, мы способны самостоятельно отличать добро ото зла.

Таким образом, философия Сократа и Платона, кратко изложенная выше, предполагает ставить под сомнение (если не отрицать) прогресс в решении любой философской проблемы. Этот метод помогает устранить ошибки при решении серьезных вопросов и призывает к интеллектуальной независимости. Философия Сократа кратко и понятно открывается нам на примерах.

Характер Евтифрона, однако, не изменяется, в конце диалога он уходит со сцены таким же самоуверенным, каким и был. Использование приводит к победе разума, однако может не убедить тех, к кому он апеллирует.

"Апология"

Из-за того, что Сократ не являлся сторонником действующего режима, представители афинской демократии обвинили его в подрыве государственной религии и совращении малолетних. Речь, которую он выдвинул в свою защиту, приводится в "Апологии" Платона и дает нам более глубокое понимание особенностей подхода Сократа к философии, его отношения к практической жизни.

Ироническая скромность

Объясняя свою миссию философа, Сократ цитирует сообщение оракула о том, что он самый умный из греков. Затем следует серия иронических описаний усилий мыслителя опровергнуть оракула в беседах с известными афинянами, которые должны быть, безусловно, мудрее, чем он. После каждой такой беседы, однако, Сократ приходит к выводу, что обладает таким видом мудрости, которого не хватает этим людям, а именно признанием собственного невежества.

Философия софистов и Сократа кратко

Цель такого сомнения была в том, чтобы помочь людям достичь подлинного самопознания, даже если оно приводит к неприятным открытиям. Философия Сократа, кратко и понятно изложенная, всегда сводится к этому сомнению. Сократ выворачивает наизнанку методы софистов, используя логические несоответствия, чтобы показать (а не создать) иллюзию реальности.

Преданность истине

Даже после того как он был признан судом виновным, Сократ отказывается отречься от своих убеждений и своего метода. Он также отказывается принять изгнание из Афин и требование замолчать, настаивая на том, что публичное обсуждение важнейших проблем жизни и добродетели - неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Философ предпочитает умереть, чем отказаться от своей философии.

Даже после того, как его приговорили к смертной казни, Сократ (философия кратко представлена выше) спокойно произносит последнее слово - размышление о том, что готовит нам всем будущее. Сказав о том, что судьба человека после смерти неизвестна, он тем не менее выразил непоколебимую веру в силу разума, которую проповедовал на протяжении своей жизни и которой не имели его судьи. Так что с этой позиции остается не ясным, кто на самом деле выиграл судебное дело.

Драматическое изображение Платоном человека, предпочитающего смотреть в лицо смерти, но не отречься от своих убеждений, послужило прообразом будущих философов древности, бравших пример с этого выдающегося мыслителя. Философия Сократа, Платона, Аристотеля кратко и в общих чертах несколько схожа.

"Критон": человек и государство

Описание Платоном последних дней Сократа было продолжено в "Критоне". Находясь в тюрьме в ожидании казни, философ продолжает спокойно размышлять о серьезных вопросах, волновавших его еще на свободе. Основные идеи философии Сократа кратко были озвучены им и здесь. Даже несправедливость приговора судей не вызывает в мыслителе горечи или гнева. Друзья прибывают в тюрьму с безупречным планом побега из Афин и жизни в добровольном изгнании, но Сократ спокойно вовлекает их в разумную дискуссию о нравственной ценности такого поступка, ставя ее под сомнение.

Конечно, Критон и другие ученики хорошо знали своего учителя, они пришли уже подготовленными к подобному спору и запаслись аргументами в пользу своего плана. Спасение позволит Сократу выполнить личные обязательства в жизни. Более того, если он откажется бежать, многие будут считать, что его друзья недостаточно о нем заботились и поэтому не организовали побег. Таким образом, для того чтобы выполнить свои обязательства и сохранить репутацию друзей, Сократ должен был сбежать из тюрьмы.

Истина дороже

Но философ отвергает эти соображения как не имеющие отношения к истине. То, что скажут другие, не имеет никакого значения. Как он утверждал в "Апологии", верным будет не мнение большинства, а мнение одного человека, который действительно знает. Только истина может быть критерием принятия решений и только аргументы, апеллирующие к истине, он готов принять от своих друзей.

Сократ исходит здесь из общего морального принципа:

Не следует делать зла (даже в ответ на зло, совершенное другими).

Следует подчиняться государству.

Избегая смертного приговора, вынесенного он проявил бы неподчинение государству, Сократ решил, что ему не следует бежать из тюрьмы. Как всегда, его поступки соответствовали ходу его рассуждений. Философ выбрал приверженность истине и морали, хотя это и стоило ему жизни.

Вообще, обязанность действовать по справедливости имеет основополагающее значение с точки зрения нравственности, и побег Сократа считался бы неповиновением. Однако утверждение о том, что всегда следует подчиняться государству, нельзя считать столь уж бесспорным. С точки зрения Сократа, государство должно обращаться со своими подданными как родитель с ребенком, а поскольку родителей стоит слушаться всегда, точно так же всегда следует подчиняться государству. Однако вопрос о допустимости подобного сравнения остается спорным. Слушаться родителей - временное обязательство, которое мы берем на себя, пока не вырастем, а подчиняться государству мы должны до тех пор, пока не умрем.

Вашему вниманию был представлен древнегреческий философ Сократ. Философия кратко и, надеемся, понятно была изложена в данной статье.

Учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл . Был женат на женщине по имени Ксантиппа .

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе .

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , воспитанника его друга Перикла , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, по мнению обвинителей, при этом публично развратив юношей, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты , однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Пир , Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля . Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака », Лягушки , Птицы , где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика» , XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм) .

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы :

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

Сократический метод

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum ), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива .

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи . Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим . В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны , Афины опустошила эпидемия ; как считал Фаворин , философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

См. также

Примечания

Литература

Книги

  • Ксенофонт . Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. - М.: Мир книги: Литература, 2007. - 367 с. - (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. - Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с. - (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - 4. изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 345 с. - (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. - М.: Изд. группа «ИНФРА-М»: Норма, 1996. - 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание - М.: Наука, 1984 )
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986. - 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158, с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели: Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; - М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение: Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 236, с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.156 - 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. - 1960. - № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001. - С. 265-270.
    • Косых М. П. Тот человек - Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. - 1972. - Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146 - 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание: Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. - М.: Индрик, 2003. - 468 с. - C. 7-18. ISBN 5-85759-239-9
  • Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. - № 8. - С.123-131.
  • Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. - М. 1998. - № 1 (22). - С. 60-64.
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. - М., 2008. - С.5-30.
  • Steinkraus Warren E. Socrates, Confucius, and the rectification of names. Philosophy East and West 30 (2). 1980. - P. 261-264.
  • Yu, Jiyuan The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.

Ссылки

История философии античной эпохи делится на досократовскую и послесократовскую. Учение именно этого знаменитого древнегреческого философа задало новый вектор последующим поколениям: если ранее объектом рассмотрения являлась природа и мир, то теперь философы обратились к рассмотрению человека в этом мире, к этико-политической тематике, вопросу воспитания человека, который бы был достойным гражданином и добродетельной личностью.

О биографии человека, с чьим именем связан переломный момент в античной философии, известно крайне мало. Во многом его образ является мифологизированным, поскольку главным источником сведений о нем являются сочинения других авторов. Известно, что Сократ был уроженцем Афин, где в семье каменотесов Софрониска и Фенареты-повитухи родился примерно в 469 г. до н. э. Его женой была некая Ксантиппа. Сократ не считал необходимым участие философов в управлении государством, но от общественной жизни не самоустранялся. Он был участником Пелопоннесской войны, трех сражений - под Потидеей, а также при Делии и Амфиполе. Сократ являлся наставником воспитанника своего друга Перикла - полководца и политика Алкивиада.

После поражения в этой войне Афин власть в городе принадлежала т.н. Тирании тридцати. В этот период философ никоим образом не сотрудничал с проспартанскими ставленниками, более того - он саботировал мероприятия диктатуры, осуждал тиранов. Тем не менее после ее свержения, через четыре года, Сократ был привлечен согражданами к суду. Афиняне были обозлены на философа за то, что тот спас в свое время жизнь Алкивиаду и тем самым не предотвратил нанесения вреда Афинам. Формально ему было предъявлено обвинение в расшатывании государственных устоев. С их точки зрения, Сократ не почитал чтимых городом божеств, а вводил новые, а также развращал юношество (известно, что он называл свинством процветавшую в то время мужскую любовь). Произошло это в 399 г. до н. э. Его бросили в темницу, но пребывание в неволе Сократ перенес, сохраняя присутствие духа, и даже отказался от побега, который намеревались ему устроить друзья.

Поскольку он был свободным афинским гражданином, его не мог казнить палач, смерть должна была наступить после принятия яда. Известно, что перед кончиной Сократ обратился с просьбой принести в жертву петуха божеству Асклепию. Как правило, это делалось в качестве благодарности за выздоровление, поэтому философ продемонстрировал восприятие собственной смерти как выздоровления души, освобождения от оков тела. В мае он спокойно выпил кубок с ядом и умер, находясь в полном сознании.

Сократ не оставил после себя ни одного письменного сочинения. Его излюбленным времяпрепровождением были беседы с представителями самых различных социальных слоев. В этих беседах, удачно ставя вопросы, ведя живой диалог, он приводил собеседника к тем или иным выводам. О чем именно были эти разговоры - об этом человечество узнало благодаря ученикам Сократа - Платону и Ксенофонту, их многочисленным сочинениям. В меньшей степени сведения о Сократе можно встретить в сочинениях Аристотеля , Диогена , Плутарха и других авторов.

С точки зрения Сократа, главным критерием философии являлась нравственность, которую он приравнивал к знанию, истине, мудрости. Целью его учения было самопознание, являющееся путем к достижению блага. Огромное значение Сократ придавал изучению людей как созданий нравственных. Бог для него являлся источником справедливости, добродетели, государство – порядком как частью божественного плана. Сократ призывал людей не позволять страстям брать над собой верх, но не выступал за полный отказ от наслаждений. Сам же он всегда оставался разумен, умел бороться со страстями, поэтому приобрел репутацию идеального мудреца, особенно в глазах представителей последующих исторических периодов. Именно Сократа считают первым философом в истинном смысле этого слова.

Сын афинского каменщика и повивальной бабки, родившийся, по-видимому, в 469 году до стал известен всему миру. Биография Сократа - «отца» идеалистической философии - доступна нам по нескольким источникам. Прежде всего это труды его последователя Платона, написавшего «Апологию» своего учителя, а также работы Ксенофонта. Сам же герой нашей статьи не писал никаких произведений, а удовлетворялся беседами со своими слушателями. Он полагал, образом развивает в них Кроме того, биография Сократа (вернее, кое-какие данные о ней) частично может быть восстановлена из комедии Аристофана «Облака». Однако в этом произведении прочитывается скорее карикатура на известного мыслителя, которого греческий автор перепутал с его соперниками - представителями школы софистов.

Знаменитый афинский философ, которого именовали «оводом» афинян, жил в эпоху В пику своим современникам-софистам он не называл себя мудрецом. Он изобрел слово «фило-софия». То есть Сократ полагал себя любителем мудрости, говоря, что не знает ничего наверняка, и только это ему точно известно. Он критиковал родного греческого полиса, многим был неугоден, вызвал гнев именитых граждан и обвинения в богохульстве и в конце концов был осужден на смерть. Вот в нескольких словах его краткая биография. Сократ, несмотря на такие скупые сведения о нем, породил целую школу философского мышления, которую в советских учебниках называли «объективным идеализмом».

Главным отличием афинского «овода» от софистов было то, что он считал важным не только субъективный фактор в познании («человек является мерой всех вещей»), но и объективный. Последним он полагал Разум. Именно он, «Нус» - это субстанция божественного происхождения в человеческом мозгу, и он является судьей всего субъективного. Благодаря Разуму нам доступна истина. Иначе каждый останется при своем мнении, и никакой общей цели быть не может. Гарантом же приближения к истине является Даймонион (внутренний голос, совесть). Творчеством философа была его собственная жизнь. Биография Сократа демонстрирует нам, что он очень серьезно относился к своим взглядам. Философия, с его точки зрения - это и есть искусство правильно жить. Поэтому главным предметом размышлений должна быть не онтология (что и откуда произошло), а этика.

Однако биография Сократа говорит и о том, что вопрос о познании тоже был для него одним из приоритетных. Мы должны искать сущность, обнаруживать общее из множества. Но эта индукция хороша только для этики, ибо так можно познать только самих себя и развить свои добродетели - сдержанность, справедливость, мужество… Только так можно достичь общей цели человечества - абсолютного блага. Многие биографы Сократа считали, что он являлся «этическим рационалистом». Ведь философ считал, что если ты знаешь о добродетели, то можешь ее и практиковать. Для этого есть и метод, который Сократ «подсмотрел» у своей матери - майевтика. Это своеобразная диалектика, с помощью которой можно подталкивать собеседника к тому, чтобы он сам нашел нужный ответ.

Среди многих учеников Сократа был политик Алкивиад. Поговаривают, что он был плотски влюблен в философа, однако последний отверг его предложение. Он считал, что всякие телесные отношения препятствуют такой добродетели, как сдержанность. Сократ спас этого политика и полководца во время сражения со спартанцами, будучи вооружен всего лишь дубиной - никто из воинов не хотел убивать безоружного философа.

Но дружба с Алкивиадом плохо отразилась на судьбе мыслителя. Политическая ситуация в Афинах изменилась, политик а Сократ был обвинен в том, что не чтит богов и развращает молодежь. Философ держался очень гордо во время судебного процесса и заявлял, что достоин не наказания, а высших почестей. Однако его приговорили к смерти. Как свободный человек, он сам выпил яд (кстати, не цикуту, как утверждает легенда, а, очевидно, и поблагодарил Асклепия за выздоровление. Так мыслитель выразил свое стремление попасть в лучший мир, чем тот, в котором он жил прежде. Это произошло в 399 году до нашей эры. Философ Сократ, биография которого была кратко охарактеризована в этой статье, сделал образцовой и поучительной не только свою жизнь, но и смерть.

Кратко о Сократе

Сократ (/ sɒkrətiːz /; греческий: Σωκράτης , Sokrates; 470/469 - 399 до н.э.) - классический греческий (афинский) философ, признанный одним из основателей Западной философии. Это загадочная фигура, известная главным образом благодаря рассказам классиков, особенно сочинений его учеников Платона и Ксенофонта и пьес его современника Аристофана. Диалоги Платона являются одними из самых полных рассказов Сократа, начиная с древних времен, хотя неясно, в какой степени Сократ находится в тени своего «лучшего ученика» Платона.

Благодаря описаниям в диалогах Платона, Сократ стал известен своим вкладом в область этики, и именно этот платоновский Сократ приписывает свое имя к понятиям сократической иронии, методу Сократа или софизму. Последний, по-прежнему является широко используемым инструментом в широком диапазоне дискуссий, а также является одним из видов педагогики, в котором ряд вопросов задается не только для того, чтобы дать индивидуальные ответы, но и для фундаментального понимания проблемы. Платоновский Сократ также внес большой вклад в область эпистемологии, а его идеологии и подход оказались прочной основой для большой западной философии.

Кто такой Сократ?

Ничего из написанного Сократом не сохранилось. Информация о нем и его философии стала известна из вторичных источников. Кроме того, тщательное сравнение содержаний этих источников выявляет противоречия, тем самым создавая опасения относительно возможности глубокого познания реального Сократа. Этот вопрос известен, как проблема Сократа или вопрос Сократа.

Чтобы понять Сократа и его мысли, нужно, в первую очередь, обратиться к произведениям Платона, диалоги которого являются наиболее информативным источником жизни и философии Сократа, а также Ксенофонта. Этими трудами являются сократические диалоги, которые состоят из свединий о беседах, по-видимому, связанных с Сократом.

Трудность заключается в том, что древние источники представляют собой философские или драматические тексты, кроме Ксенофонта, поэтому достаточно сложно узнать о реальной жизни Сократа. Нет никаких прямых историй современников Сократа, которые бы относились к нему по времени или территориально. Поэтому утверждать об исторической точности этих источников, упоминающих о Сократе, невозможно. Например те, кто преследовали и обвиняли Сократа, не оставили никаких доказательств. Таким образом, историки сталкиваются с проблемой сравнения различных данных из существующих текстов, чтобы попытаться точно и последовательно описать жизнь и работу Сократа. Результат таких усилий не всегда правильный, даже если он последователен.

На фоне всех разногласий, вызванных противоречиями внутри источников, относящихся к Сократу, возникают два фактора. Казалось, он был скверным, и в тоже время обладал блестящим интеллектом.

Личность Сократа

Характер Сократа, представленный в «Апологии», «Критоне», «Федоне» и «Симпозиуме», сопоставим с другими источниками в такой же степени, в которой представляется возможным полагаться на платоновского Сократа, как показано в диалогах Сократа в истории. В то же время, многие ученые считают, что в некоторых работах Платон, будучи литературным художником, продвигал свою откровенно идеализированную версию «Сократа» далеко за пределы того, что мог бы сделать или сказать исторический Сократ. Речь идет о многочисленных дискуссиях о том, что Платон описывал или может даже выдумывал о некоторых деталях жизни Сократа. Ксенофонт, будучи историком, является более надежным свидетелем исторического Сократа. Как выразился британский философ Мартин Коэн, «Платон, идеалист, ведущая фигура в философии, святой, пророк « Бога Солнца» и учитель, осужденный за свои учения как еретик».

Из других писаний и исторических артефактов также ясно, что Сократ был не просто персонажем или открытием Платона. Свидетельство Ксенофонта и Аристотеля, наряду с некоторыми работами Аристофана (особенно «Облака»), полезны в том отношении, что излагают в деталях понимание Сократа за пределами трудов Платона.

Философ Сократ

Проблема философских взглядов проницательного Сократа происходит от противоречивых заявлений, сделанных Сократом в различных диалогах Платона. Эти противоречия вызывают сомнения относительно реальных философских учений Сократа как в его среде так и в свидетельствах других лиц. Аристотель в книге "Магна Моралиа", обращается к Сократу со словами утверждения, что добродетель доктрины - это знание, которого придерживался Сократ. В метафизике он утверждает, что Сократ был занят поиском нравственных достоинств, будучи «первым, кто ищет для них универсальные определения».

Проблема понимания Сократа как философа проявляется в следующем: у Ксенофонта Сократ сообщает, что он посвящает себя только философии, так как считает ее самым важным искусством и занятием. Однако в «Облаках» Аристофан изображает Сократа, принимающим плату за обучение и управление софистикой школой. Хотя, в «Апологии и "Пире" Платона», а также в отчетах Ксенофонта, Сократ явно отрицает принятие оплаты за обучение. Более конкретно, в "Апологии", Сократ подчёркивает свою нищету, как доказательство того, что он не учитель.

Два фрагмента, относящихся к Сократу, сохранились в трудах Тимона Флиунта, хотя известно, что он писал для насмешек и оспаривания философии.

Биография Сократа

Подробности жизни Сократа можно получить из трех современных источников: диалоги Платона и Ксенофонта (оба сторонники Сократа), а также пьесы Аристофана. Он был изображен некоторыми учеными, включая Эрика Хэвелокома и Уолтера Онома, как защитник вербальных способов общения, выступая против бессистемной диффузии письма.

В пьесе Аристофана «Облака» Сократ превращается в склонного к софистике шута, который учит своих учеников, как выкарабкаться из долгов. Однако, поскольку большинство работ Аристофана функционируют как пародии, предполагается, что его характеристика в этой пьесе также не была буквальной.

Ранние годы Сократа

Сократ родился в Алопеке и принадлежал к племени Антиохии. Отец Сократа – Софрониск, по роду своей деятельности был квалифицированным каменотесом, обрабатывающий мрамор для скульптурных работ. Его мать была акушеркой по имени Фаэнарет. Сократ женился на Ксантиппе, известной своим скверным характером. Она родила ему трех сыновей, Лампрокса, Софроникуса и Менексена.

Сократ поначалу работал каменщиком, что в древности являлось традицией. Есть сведения, не подтверждённые современной наукой, что Сократ был создателем статуи Три грации, которые находились около Акрополя до 2-го века н. эры.

Как сообщает Ксенофонт, поскольку юношам не разрешалось входить в Агору, они собирались в ближайших мастерских. Сократ посещал эти мастерские, чтобы общаться с купцами. Наиболее заметным среди них был сапожник Саймон

Военная служба Сократа

Какое-то время Сократ выполнял роль гоплита(тяжёловооружённый пеший воин), участвуя в войне в Пелопоннесе - конфликт, который прерывался в течение периода, охватывающего 431 404 г. до н.э. Некоторые из диалогов Платона относятся к военной службе Сократа.

В монологе Апологии Сократ утверждает, что он участвовал в битвах за Амфиполис, Делиум и при Потидее. В симпозиуме, Алкивиад описывает доблесть Сократа в сражениях при Потидее и Делиуме, рассказывая, как Сократ спас его жизнь в сражении. Особенности службы Сократа в Делиуме, также упоминаются генералом Лахете, в честь которого и был назван диалог. В Апологии, Сократ произносит речь в свою защиту против выдвинутых ему обвинений, упоминая тему военной службы, говоря что, если кто-либо из присяжных думает, что он должен уйти из философии, должен сравнить его с солдатами, которые должны отступить когда кажется вероятным, что они будут убиты в бою.

Сократ и закон

В течение 406-го года он участвовал в качестве члена Буле. Его род Антиохии поддержали Притяни в тот день, когда обсуждалось, какая судьба должна произойти с генералами битвы при Аргинусе, которые покинули корабли убитых и оставшихся в живых раненых, с целью уничтожения побежденного спартанского флота.

Согласно Ксенофонту, Сократ был эпистатом обсуждений, но Делебек и Хацфельд считают, что это приукрашивание, потому что Ксенофонт оставил сведения уже после смерти Сократа.

Генералы, по мнению некоторых, были не в состоянии соблюдать основные обязанности, и народ принял решение о смертной казни. Однако, когда притани отказались голосовать по этому вопросу, люди агрессивно отнеслись, угрожая смертью. Они смягчились, в тот момент когда Сократ, как эпистат заблокировал голосование, которое было предложено Калликейном. Причина, которую он привел, состояла в том, что «ни в коем случае он не будет действовать против закона».

Результатом судебного разбирательства, в конечном итоге, стало признание судебной ошибки, но на самом деле, решение Сократа не соответствовало нормам статусного права, а зависело от поддержки менее строгого и менее формального закона нравственности.

Поступок Сократа

Апология Платона, описывает, как Сократ и четыре других человека, были вызваны в Толос представителями олигархии Тридцати (олигархия начала править в 404 году до н.э.), с целью отправить их в Саламин, а оттуда вернуться к ним с Леоном. Последний должен был быть доставлен для выполнения смертной казни. Однако Сократ, как и ожидалось, вернулся домой и не пошел в Саламин.

Сократ жил во время перехода от высоты афинской гегемонии к ее упадку с поражением Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, у афинская общественности, возможно, возникли сомнения в демократии, как эффективной форме правления. Сократ, по-видимому, был критиком демократии и некоторые ученые интерпретировали его недовольство, как форму выражения политической борьбы.

Требуя справедливого отношения к своему городу, Сократ оказался в конфликте с текущим курсом афинских политиков и общества. Он восхвалял Спарту, главного соперника Афин, прямо и косвенно в различных диалогах. Подчёркивание преступлений против своего города стало его позицией социального и морального критика. Кроме стремления отстаивать статус своего региона, Сократ поставил под сомнение коллективное понятие «мощь поступает правильно», которое, по его мнению, было распространено в Греции в этот период. Платон сравнивает Сократа с «оводом» государства, поскольку овод заставляет лошадь трогаться, а Сократ жалил соображениями о справедливости и стремлением к доброте афинян. Возможно, его попытки пробудить чувство справедливости народа, стали причиной его казни.

Согласно Апологии Платона, жизнь Сократа в качестве «овода» началась в Афинах, когда его друг Чейрфон спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил, что нет никого мудрее. Сократ не считал ответ Оракул верным, потому что он не обладал никакой мудростью. Для того, чтобы опровергнуть заявление Оракула, он приступил к проверке загадки, сблизившись с "мудрыми" афинянами, такими как государственные деятелями, поэтами и ремесленниками.

Однако, общаясь с ними, Сократ пришел к выводу, что все считали его мудрым, а сами они знали очень мало. Сократ понял, что Оракул был прав. В то время, как, так называемые, мудрецы считали себя мудрыми, а все же не знали ничего, он сам знал, что он не был мудрым, что, как ни парадоксально, сделало его мудрее, поскольку он был единственным человеком, осознавшим свое невежество. Парадоксальная мудрость Сократа заставила видных афинян, мудрость которых он публично поставил под сомнение, выступить против него с обвинениями в правонарушениях.

Сократ сохранял роль «овода» до конца своей жизни. Когда на суде Сократу был задан вопрос, какое наказание он предпочёл бы, тот предложил зарплату от государства и бесплатные ужины пожизненно в знак почета и особых заслуг перед государством. Предложение Сократа шокировало суд и было воспринято как дерзость.Тем не менее он был признан виновным в развращении умов афинской молодежи и нечестивости («не веря в богов государства»), и впоследствии был приговорен к смертной казни, выпив настой, содержащий ядовитый болиголов.

Ксенофонт и Платон соглашаются, что у Сократа была возможность убежать,так как его последователи могли подкупить тюремную охрану. Было несколько причин, почему он решил остаться:

Он считал, что такой побег указывает на страх смерти, который по его мнению, истинный филосов не может себе позволить.

Если бы он бежал из Афин, его учение не получило бы убежище в другой стране, поскольку он продолжал раздражать всех на своем пути и, несомненно, вызывал бы повсеместно недовольство.

Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях со стороны своих граждан и быть признаным виновным. В противном случае, это привело бы к нарушению им «социального договора» с государством, и таким образом причинению вреда государству.

Если бы он сбежал по подстрекательству своих друзей, то его друзья стали бы ответственными перед законом.

Полные аргументы в пользу его отказа от бегства являются основной темой диолога "Критон".

Смерть Сократа описана в конце платонавского Фаэдо. Сократ отклонил просьбы Критона о попытке бежать из тюрьмы. После того, как яд был выпит, ему было поручено ходить вокруг, до тех пор пока не онемели ноги. После того, как он лег, человек, который вводил яд ущипнула его за ногу, Сократ уже не мог чувствовать ноги. Онемение медленно ползло вверх по его телу, пока не достигло его сердца. Незадолго до своей смерти, Сократ произнес последние свои слова: «Крито, мы обязаны певцу Асклепию. Пожалуйста, не забудьте заплатить долг».

Асклепий был греческим богом лечения болезней и, вероятно, последние слова Сократа означали, что смерть - это исцеление и свобода души от тела. В дополнении «Почему Сократ умер», «Расселение мифов» , Робин Уотерфилд добавил еще одну интерпретацию последних слов Сократа. Он предполагал, что Сократ был добровольным "козлом отпущения", его смерть была очищающим средством от несчастий в Афинах. С этой точки зрения знак признания Асклепия представляет собой лекарство от афинских болезней.

Философия Сократа

Метод Сократа

Возможно, наиболее существенным вкладом в западную философию, является его диалектический метод исследования, известный как сократический метод или метод "эленхос", который он в основном, применял для изучения ключевых моральных концепций, таких как «доброе и справедливое». Впервые он был описан Платоном в Сократических Диалогах. Для того, чтобы решить проблему, которая разбита на ряд вопросов, человек будет постепенно искать ответы. Влияние этого подхода наиболее сильно ощущается сегодня в использовании научного метода, в котором гипотеза является первым этапом. Развитие и практика этого метода являются одним из наиболее значительных вкладов Сократа, и является ключевым фактором в признании Сократа отцом политической философии, этики в западной философии. Метод Сократа часто рассматривается в качестве определяющего элемента американского юридического образования.

Для иллюстрации использования сократического метода, предлагается ряд вопросов, которые помогут человеку или группе людей определить их основные убеждения и степень своих знаний. Метод Сократа является методом устранения гипотез, поскольку лучшие гипотезы обнаруживаются путем постоянного выявления и устранения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан с целью заставить человека исследовать и обосновывать свои собственные убеждения.

Альтернативная интерпретация диалектики заключается в том, что это метод прямого восприятия Формы Добра. Философ Карл Поппер описывает диалектику как «искусство интеллектуальной интуиции, визуализации божественных реалий, форм или идей, раскрывая Великую Тайну за повседневным миром представлений обычного человека." В том же духе, французский философ Пьер Адо предполагает, что диалоги представляют собой тип духовных упражнений. Хадот пишет, что "с точки зрения Платона, каждое диалектическое упражнение совершенно верно потому, что оно представляет собой упражнение чистой мысли, подчиняющееся требованиям Логоса, отвлекает душу от разумного мира и позволяет ей перевоплощаться в добро».

Философские убеждения Сократа

Трудно отличить идеи Сократа от идей Платона. Существует небольшое количество доказательств, что бы их определить. Представленные идеи в большинстве диалогов, могли быть идеями самого Сократа, которые впоследствии могли быть изменены Платоном, а некоторые ученые считают, что Платон сумел так адаптировать стиль и литературный характер Сократа, что не представляется возможным отличить его от самого философа. Другие утверждают, что у него были свои собственные теории и убеждения. Существует определенная степень противоречий, связанных с определением причин затруднений в разграничении идей Сократа от платоновских, и трудностей интерпретации драматических произведений, касающихся Сократа. Следовательно, отличить философские убеждения Сократа от Платона и Ксенофонта нелегко, поэтому следует помнить, что приписываемое Сократу может относится в действительности к этим двум мыслителям.

Дело осложняется тем, что исторический Сократ, похоже, был печально известен тем, что задавал вопросы, но не отвечал, утверждая, что ему не хватает мудрости относительно предметов, о которых он допрашивал других.

Если что-либо вообще можно сказать о философских воззрениях Сократа, это то, что он морально, интеллектуально и политически расходился во взглядах со многими своими коллегами афинянами. Когда он обвинялся судом за ересь и развращение умов молодежи Афин, он использовал свой метод "эленхос", чтобы продемонстрировать присяжным, что их моральные ценности являются заблуждением. Он говорил им, что они обеспокоены своими семьями, карьерой и политической ответственностью, когда они должны быть обеспокоены "благосостоянием своих душ". Утверждение Сократа, что боги выделили его как божественного посланца, оказалось, спровоцировало раздражение, если не прямо насмешки. Сократ также поставил под сомнение софистическую доктрину. Ему нравилось наблюдать, что успешные отцы (например, выдающийся военный генерал Перикл) не продвигали своих сыновей. Сократ утверждал, что моральное превосходство являлось скорее божественным посланием,а не родительским воспитанием. Эта вера, возможно, развилась из-за отсутствия беспокойства о будущем своих собственных сыновей.

Кроме того, по словам А. Лонга, " Никаких сомнений в том, что, несмотря на его утверждение знать только то, что он ничего не знал, Сократ имел сильные убеждения о божественности", ссылаясь на меморандумы Ксенофонта.

По словам Ксенофонта, он был телеологом, полагавшим, что бог устраивает все к лучшему.

Сократ часто говорил, что его идеи не принадлежали ему самому. Он упоминал влияние на него нескольких своих учителей: ритора Продикуса и философа Анаксагоса. Может показаться удивительным утверждение Сократа о том, что на него, кроме своей матери, оказали глубокое влияние две женщины; это Диотима (из диалога Платона "Пир"), ведьма и жрица из Мантинеи, научила его всему, что он знает об эросе и любви и Аспазия, хозяйка Перикла, научила его искусству риторики. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был Анаксагореан Архелаус, Эрик А. Хэвелок, напротив, считал связь Сократа с Анаксагореаном свидетельством философского отчуждения Платона от Сократа.

Цитаты Сократа

Многие из верований, традиционно приписываемых к историческому Сократу, были охарактеризованы как "парадоксальные", потому что они противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократических парадоксов относятся:

"Никто не желает зла по своей воле."

"Никто не делает ошибок сознательно."

"Величайшее достоинство - это знание."

"Доблести достаточно для того, чтобы быть счастливым."

Термин "Сократический парадокс" может также относиться к парадоксу, соотносящемуся с самим собой, исходя из высказываний Сократа, "то, что я не знаю, я не думаю, что я знаю", или «Я знаю, что я ничего не знаю."

Знание в философии Сократа

Утверждение "Я знаю, что я ничего не знаю", часто приписывается Сократу, основываясь на утверждения в Апологии Платона. Его традиционная интерпретация заключается в том, что мудрость Сократа была ограничена осознанием своего собственного невежества. Сократ считал,что добродетель - это «мысли, смысл, суждения, практическая мудрость и осмотрительность». Поэтому он верил, что скверные поступки и поведение, не являясь добродетельными, становятся результатом невежества, и что те, кто так поступают, просто не знают ничего лучшего.

Единственное знанием, которым обладал Сократ, по собственному утверждению, было знание об «искусстве любви» (ta erôtikê). Это утверждение, как представляется, связано со словом erôtan, что означает задавать вопросы. Таким образом, Сократ утверждает, что знает об искусстве любви, поскольку он знает, как задавать вопросы.

Лишь один раз Сократ назвал себя мудрым в "Апологии", где он говорит, что он мудр "в ограниченном смысле наличия человеческой мудрости". Сомнительно, верил ли Сократ в то, что люди (в отличие от богов, как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он определил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, "Пир" Платона (Речь Диотима), и "Государство"("Миф о пещере") описывают метод восхождения к мудрости.

В "Теэтете" Платона, Сократ сравнивает свое отношение к молодым людям, которые приходят к нему за философскими советами, с отношением акушерки к своим пациентам или с ролью супружеских свах. Он говорит, что он сам по-своему сват (προμνηστικός promnestikós) в том, что сближает молодого человека с лучшим философом с исключительным умом. Тем не менее, он отличает себя от сводника(προᾰγωγός proagogo) или поставщика. Это различие находит отражение в "Пире" Ксенофонта, когда Сократ шутит о своей уверенности в возможности нажить целое состояние, если решит заняться сводничеством. Со своей стороны, в качестве философского собеседника, он приводит своего респондента к более ясной концепции мудрости, хотя утверждает, что сам он не учитель ("Апология"). Более правильно, сопоставлять его роль с ролью акушера (μαῖα maia).

В "Теэтете", Сократ объясняет, что сам он бесплоден в создании теорий, но знает, как довести теории других до стадии рождения и определить, стоящие ли они или просто «ветряные яйца» (ἀνεμιαῖον anemiaion). Он отмечает, что бесплодная женщина по возрасту или, никогда не рожавшая женщина, не может стать акушеркой из-за отсутствия опыта и знаний о рождении. Она не сможет отделить достойных младенцев от тех, которые должны быть брошены на склоне горы на произвол судьбе. Чтобы принять решение, акушерка должна обладать опытом и знаниями о предмете.

Размышления Сократа о достоинстве

Сократ считал, что благом для людей является стремлении к достоинству, а не преследования материального достатка. Он всегда призывал других сосредоточиться на дружбе и чувстве истинного сообщества, ибо Сократ полагал, что это лучший способ для развития. Его поступки соответствовали этому принципу, в конце концов, Сократ принял смертный приговор, когда большинство думали, что он просто покинет Афины. Однако Сократ не мог убежать или пойти против воли своей общины. Как уже упоминалось выше, его репутация за доблесть на поле боя не поддавалась сомнению.

Идеи о существовании определенных достоинств сформировали общую нить в учении Сократа. Философские и интеллектуальные достоинства представляют самые важные человеческие качества. Сократ подчёркивал, что "неисследованнуюжизнь - не стоит жить,а этическое достоинство - это единственное, что имеет значение."

Сократ и политика

Сократ утверждал, что «идеалы принадлежат миру, который способен понять только разумный человек», что делает философа единственным типом человека, подходящим для управления другими. В диалоге Платона "Государство" , Сократ открыто возражал против демократии, которая правила в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия, которая не соответствовала его представлению о совершенном режиме во главе с философами. Сократ не видел идеала в любом правительстве, далеком от его философии. В последние годы жизни Сократа в Афинах росли непрерывные потоки политических потрясений. Наконец, демократия была свергнута общественно-политической организацией, известной под названием "Тридцать Тиранов", возглавляемой родственником Платона Критисом, который когда-то был учеником и другом Сократа. Тираны правили примерно год, до восстановления афинской демократии, после чего она объявила амнистию для всех последних событий.

Оппозиционная политика Сократа против демократии часто опровергается, и этот вопрос является одним из самых спорных философских дискуссий, когда пытаются определить во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто не верит в идею "царей" философа, является то, что эта точка зрения была выражена не раньше появления диалога Платона "Государство", который считается "средним диалогом" и не выражает исторических взглядов Сократа. Кроме того, согласно "Апологии" Платона, Сократ в "раннем" диалоге отказывался проводить обычную политику и заявлял, что он не может рассматривать чужие дела или указывать людям, как им жить, так как еще не понял, как нужно жить ему самому. Он считал, что он, как философ, должен заниматься постижением Истины, утверждая, что не знает её полностью. Принятие Сократом смертного приговора после своего осуждения, также подвергает сомнению эту точку зрения. Часто утверждали, что большая часть антидемократических настроений были свойственны Платону, который был не в состоянии преодолеть чувство отвращения к тому, что было сделано его учителю. Во всяком случае, ясно, что Сократ считал принципы союза "Тридцати Тиранов" также спорными, и когда его вызвали помочь арестовать афинского товарища, тот отказался и чудом смог избежать смерти до того, как " Тираны" были свергнуты. Выполняя обязанности Пристана, во время суда над группой генералов, возглавлявших провальную морскую кампанию, он, несмотря на сильное давление, придерживался бескомпромиссного отношения, и стал одним из тех, кто отказался действовать не в соответствии с законами. Судя по его поступкам, он считал власть "Тридцати тиранов" менее законной, чем власть Демократического Сената, который приговорил его к смерти.

Очевидное уважение Сократа к демократии является одной из тем, подчеркнутых в пьесе Эндрю Дэвида Ирвина «Сократ» в 2008 году. Ирвин утверждает, что именно из-за своей лояльности по отношению к афинской демократии, Сократ был готов принять приговор своих сограждан во время войны, и великих социальных и интеллектуальных потрясений, Сократ считал своим долгом открыто выражать свои взгляды, независимо от последствий. В результате, он известен сегодня не только за свой острый ум и высокие этические стандарты, но и за лояльность к мнению о том, что в условиях демократии лучший способ для человека служить самому себе, своим друзьям и своему городу, публично говорить правду, даже во время войны.

Мистика и непостижимое в философии Сократа

В диалогах Платона обсуждения реинкарнации и тайн религии, как правило, приписываются Платону, хотя и Сократ иногда поддерживал мистическую сторону этого вопроса. Этот взгляд Сократа нельзя проигнорировать, поскольку мы точно не знаем насколько различными были их взгляды, кроме того в работах Ксенофонта, похоже есть некоторые сведения. В кульминации философского пути, как описывается в "Пире" Платона, человек приходит к "морю красоты" или к прекрасному виду "самого себя", только так можно стать мудрым. В "Пире", Сократ цитирует свою речь на философском пути к своему учителю, Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн.

Дальнейшие неурядицы вытекают из характера этих источников, поскольку Платонические диалоги, возможно, являются работой художника-философа, значение которого не предлагает себя пассивному читателю, а ученому на протяжении всей жизни. По словам Олимпиодора Младшего, сам Платон "получил наставления от писателей"до вступления в исследование философии. Его диалоги; Выбор Платона, среда Софокла, Еврипида и фикций театра, может отражать постоянно интерпретируемую природу его сочинений, так как он был назван "драматург разума". Более того, первое слово почти во всех работах Платона является важным термином и используются в многочисленных его коннотациях. Федр из Симпозиума каждый раз намекает на лукавые поставки Сократа философских истин в разговорах. Сократ Федра заходит так далеко, чтобы требует скрытности и тайны во всем письме. Скрытность также мы часто находим у Платона, появляясь здесь и там, в каком-то загадочном использовании символа или иронии, что может противоречить мистицизму, который Сократ разъясняет в некоторых других диалогах. Эти косвенные методы могут не удовлетворить некоторых читателей.

Пожалуй, наиболее интересным аспектом этого является уверенность Сократа в том, что греки называли «демоническим знаком», представляющим собой предостерегающий (ἀποτρεπτικός apotreptikos) внутренний голос, который Сократ слышал только тогда, когда собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федоре, нам указывают, что Сократ считал это формой "божественного безумия", своего рода подарком богов, который дает нам поэзию, мистику, любовь и даже философию. С другой стороны, этот знак часто воспринимается как то, что мы назвали бы "интуицией", однако в интерпретации Сократа, можно предположить, что его происхождение является божественным, таинственным и независимым от его собственных мыслей. Сегодня, такой голос был бы классифицирован в соответствии с диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам как галлюцинации.

Сократ практиковал и пропагандировал гадание. Ксенофонта считали опытным специалистом в предсказаниях и приписывали многое из его знаний Сократу в работе "Конница Командора".

Высмеивание Сократа

Сократ был заметно высмеен в комедии Аристофана «Облака», появившейся когда Сократу было около сорока лет. Сократ сказал на своем суде (по словам Платона), что на смех театра - труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Серен Кьеркегор считал, что эта пьеса была более точным представлением о Сократе, чем у его учеников. В пьесах Каллий, Евполид и Телеклейдс Сократа высмеивали за его неряшливость, что было связано с его причудой всё лаконизировать. Есть и другие сатирические поэты, которые высмеивали Сократа. Во всех таких случаях Сократ и софисты подвергались критике за «моральные опасности, свойственные современной мысли и литературе».

Книги о Сократе

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа, однако Ксенофонт и Платон могли идеализировать его, так как были его учениками. Тем не менее, только они оставили единственные непрерывные описания Сократа, которые дошли до нас в полной форме. Аристотель часто, но попутно упоминает Сократа в своих произведениях. Почти все работы Платона сосредоточены на Сократе. Однако более поздние работы Платона, по-видимому, являются его собственной философией, исходящей из уст его наставника.

Диалоги с Сократом

Сократические Диалоги представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофоном в форме дискуссий между Сократом и другими лицами его времени, или дискуссий между последователями Сократа над его концепций. Диалог Платона "Федон" является последним примером этой категории, и его монолог обычно объединяют с другими диалогами.

Апология является записью фактической речи защиты на суде. В афинской системе присяжных, "Апология" состоит из трех частей: речи, последующей встречной оценки и заключительных слов. "Апология" является транслитерацией, а не переводом с греческого, что означает "защита". В этом смысле, он не несет значение "оправдываться" в соответствии с нашим современным использованием этого термина.

Платон вообще не ставит свои собственные идеи в уста конкретного говорящего, он позволяет идеям возникать по средству Сократического метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов нынешний Сократ применяет этот метод в некоторой степени, но нигде так полно, как у Евтифрона. В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят несколько итераций, чтобы уточнить ответ на вопрос Сократа: «... Кто такие благочестивы, а кто нечестивые?»

В диалогах Платона, обучение представляется, как процесс запоминания. Душа, до ее воплощения в теле, находилась в царстве идей (очень похоже на Платоновские "Формы"). Там, она видела вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледные тени или копии, которые мы наблюдаем на земле.В процессе дознания можно вспомнить идеи в чистом виде и достигнуть мудрости.

Из сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле, принадлежали Сократу, а какие, возможно, были новыми поправками или дополнениями Платона, что известно как сократические проблемы. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, в то время, как более поздние работы, в том числе «Федон» и «Государство» считаются продуктом трудов Платона.

Основное наследие Сократа

Влияние философии Сократа

Ученики Сократа немедленно приступили к формированию своих представлений о его учении в политике, а также к развитию многих новых философских школ. Некоторые противоречивые и антидемократические деспоты Афин были студентами Сократа при его жизни или уже после его смерти, такие как Алкивиад и Критиас. Его кузен Критий основал "Академию" в 385 г. до н.э., которая получила большую известность. Впоследствии, термин « Академия » стал стандартным для учебных заведений в более поздних европейских языках, таких как английский, французский и итальянский. Аристотель продолжил обучение Александра Македонского, и также создал свою собственную школу «Лицей » в 335г. до н.э.,что также теперь означает учебное заведение.

В то время как "Сократ занимался вопросах морали и не обращал внимания на всю природу в целом", в своих «Диалогах» Платон подчеркивал метафизический подтекст в математике, отражающий Пифагора, доминирующего над западной мыслью в эпоху Возрождения. Аристотель тоже был философом и учёным, внесший обширной вкладв в область биологии и физики.

Сократический мысль, которая оспаривала договор, стремясь к упрощению образа жизни, отдалилась от более отстраненных и философских убеждений Платона. Эта идея была унаследована одним из старших учеников, Антисфеном, который стал основателем философии «Цинизма», после Сократа.

Идея аскетизма, связанная с этической жизнью или с благочестием, проигнорированная Платоном и Аристотелем, в некоторой степени стала предметом рассмотрения циников. Но в 281 г. до н.э. после обнаружения произведений Сократа Зеноном Китионом она легла в основу другой философии - «Стоицизма ».

Система Сократа

Не смотря на потерянный во времени вклад Сократа в эллинистическую и римскую культуру и философию, его учения начали возрождаться как в средневековой Европе, так и на Ближнем Востоке, наряду с Аристотелем и стоицизмом. Сократ упоминается в диалоге "Кузари" с еврейским философом и раввином Иегудой Халеви, в котором еврей рассказывает королю Хазару об иудаизме. Аль-Кинди, известный арабский философ, представил и попытался примирить философию Сократа и эллинизм с исламской аудиторией, ссылаясь на него под названием «Сукрат».

Фигура Сократа вернулась в западную философию в полной мере начиная с эпохи Возрождения в Европе, когда политическая теория начала появляться под началом такими активистов, как Локк и Гоббс. Вольтер зашел так далеко, что написал сатирическую пьесу о "Судебном процессе" Сократа. Существовало несколько картин о его жизни, в том числе Жан-Баптиста Реньо и Давида.

Сегодня метод Сократа используется в дискурсе в аудитории и юридической школе, с целью выявить основные проблемы как для субъекта, так и для докладчика. Он получил признание, начиная от частых упоминаний в поп-культуре (таких как «Невероятное приключение Билла и Теда» и греческой рок-группе «Socrates Drank the Conium») до многочисленных бюстов в академических заведениях в знак признания его вклада в образование.

За последнее столетие, многочисленные пьесы были посвящены жизни и наследию Сократа. Одной из самых последних является «Сократ на суде», пьеса, основанная на «Алогистах Аристофана» и «Апологии Платона», «Крито» и «Федо», адаптированных для современной аудитории.

Критика Сократа

Учения Сократа подвергаются критике как историками, так и философами с момента его смерти до наших дней. Учитывая то, что он не был непосредственно привлечен к ответственности за связь с Критиасом, лидером "Tридцати Tиранов", поддерживаемых спартанцами, проявление значительной смелости в отказе подчиниться им, некоторые все-таки рассматривали его, как фигуру, которая наставляла олигархов на уничтожение афинской демократии. Софистское движение, против которого он протестовал при жизни, быстро застигалось многими философскими школами.

Смерть Сократа считается знаковой и роль мученика философии затмевает самую ярую критику его современников и посмертные осуждения. Однако Ксенофонт упоминает о его "высокомерии", "искусстве сводничества" и "самовосхвалении". Прямая критика Сократа после этого почти исчезает, но есть заметное предпочтение Платону или Аристотелю в предмете социалистической философии даже в средние века.

Некоторые современные учёные полагают, что большая часть его собственных мыслей были скрыты или изменены Платоном, то невозможно получить четкое представление о Сократе среди всей противоречивости доказательств. То, что и цинизм и стоицизм, оказавшиеся под сильным влиянием Сократовской мысли, отличаются и даже противоречат Платонизму, что еще больше иллюстрируют это. Неоднозначность и отсутствие надежности лежат в основе современной критики, поэтому практически невозможно узнать подлинного Сократа. Некоторые противоречия существуют также в отношении Сократа к гомосексуализму и относительно того, верил ли он в богов Олимпа, был монотеистом или придерживался другой религиозной точки зрения. Тем не менее, его до сих пор преподносят как прародителя западной философии, в такой степени, что философы,практиковавшие до него, упоминаются как досократические.

Сократ в мировой литературе

Сократ является главным персонажем в историческом романе Мэри Рено «Последний из вина». Сократ является главным героем, Алексий и Лизис обучаются под его началом в Афинах.

Юмористический версия Сократа появляется в комическом романе Джона Кендрика Банкса «Дом-лодка» и его продолжениях.