Поговорка язык мой друг мой. Язык мой враг мой значение пословицы
Классический вариант поговорки, как известно, звучит так: «Язык мой – враг мой». Но почему - враг? Потому что сокровищем этим своим распорядиться с умом не всегда умеем: часто язык наш «прежде ума глаголет». Вот и «молчи – за умного сойдешь», глупость «не сморозишь», греха на душу не возьмешь, не осудишь никого.
Так что не зря народная мудрость гласит: «Слово - серебро, а молчание – золото» или «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь»…
Тут не могу удержаться, чтобы не привести любимую свою поговорку: «Сначала подумай, а уж потом…промолчи!» Да, молчунов у нас, пожалуй, больше уважают! А говорливых как только не «величают» – и краснобай, и пустобрёх, и пустомеля, и болтун, и балаболка, и трепач…
Про таких народ говорит: Он ради красного словца не пожалеет родного отца! У него язык без костей! Полно языком-то чесать! У него язык наперед ума рыщет!
Конечно, превратить язык, этого поговорочного «врага», в друга - задача непростая. Тем более что сейчас язык наш, как и положено ему в переломные эпохи, переживает нелегкие времена.
Когда жизнь народа круто меняется, язык реагирует тут же: появляются новые слова и выражения, даже грамматика претерпевает изменения. Старая добрая культура речи все больше утрачивается, а новую - еще только предстоит созидать и осваивать.
Все мы с вами со школьной статьи еще от Пушкина знаем, что слова «язык» и «народ» практически синонимы: И назовет меня всяк сущий в ней (Руси великой) язык… Далее, как помним, поэт перечисляет их: славянин, финн, тунгус, калмык…
Язык – краеугольный камень культуры. В русском языке, как и во всяком другом, заключен его национальный характер, его система ценностей, весьма, судя по языку, отличная от характера и мировоззрения других народов. Примеры? Пожалуйста.
Русский человек называет злодея, преступника «душегубом», то есть человеком, который через содеянное им зло загубил душу, если не чужую, то свою уж точно. В других языках такого слова нет.
Другой пример. Русский человек, заглянув в пустой дом (сад, комнату…), сообщит вам, что там – «ни души!». А англичанин, американец в подобной ситуации изречет: «Nobody!» = «(там) ни одного тела»! Наш язык сам свидетельствует о том, что человек для русского - это, прежде всего, душа, а не тело, как для англосакса!
Вот и слово «жалость» есть только в русском языке. На Западе – compassion, mitleid – «сострадание». У нас же в языке есть не только сострадание, но и такое сострадание, которое «жалит», «жжет». Отсюда и все эти наши – «жалостный», «жалостливый», «жалобный»… А однокоренное «жаловать»? То есть одаривать, миловать. Русская крестьянка говорила: «Он меня жалеет» вместо «Он меня любит».
Устаревшее существительное «жаль» означало тоску, печаль. «Ох ты, печаль моя безмерная, кому пожалуюсь пойду?», - поется в известной народной песне.
Кстати, вот и слова «печалюсь», «печалуюсь» – подобным образом свидетельствуют о том, что меня словно бы «пекут» в печи. Ведь «печаль» – имеет в корне глагол «печь», буквально означает то, что жжет. Опять – «жжет». О чем это говорит? Разве не о том, что слова эти идут не от сознания, головы, а от сердца?
А теперь еще один пример. Слово «гулять» не переводимо ни на один европейский язык. И все из-за своей многозначности. Это и прогуливаться, и праздновать, и быть свободным, и загулять, быть навеселе. «Гулять» могло появиться только на нашей бескрайней земле, где «даль» рождает «удаль».
Для русской культуры важно различение (отразившееся в языке) между правдой и истиной, тогда как многие западноевропейские языки таких оттенков смысла не различают. Что мы имеем в виду?
Слово «истина», бесспорно, есть и в других языках. Во всем мире философы, ученые всегда искали и продолжают искать истину. Но русскому человеку, может быть, даже важнее знать не истину, а правду. Истина = естина – это то, что есть. Правда – это истина, «нагруженная» правотой. Говоря языком научным, истина - понятие гносеологическое, правда – этическое, а, выражаясь попроще, истина не несет в себе морально-нравственного оттенка.
А самые употребительные наши слова: «спасибо», «здравствуйте», «прощайте» – какие они значимые! Ведь «спасибо» - это пожелание: «Спаси (тебя) Бог!»; «здравствуй» - пожелание здоровья, здравия; «прощай!» = «прости, если чем обидел, не помяни зла».
Но сегодня мы с вами чаще всего на ходу кидаем друг другу: «Привет!» (вместо пожелания здоровья); «Пока!», «Чао!» - вместо просьбы простить, если чем-то обидел. При этом неизбежно теряется заключенное в наших исконных приветствиях тепло приязни, уважения к собеседнику.
Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы, изучением истории своего народа и языка. Общение с человеком, способным грамотно владеть своим языком, всегда приятно.
Язык как явление незаменим и неповторим, ведь с его помощью человечество получает возможность развиваться, а отдельные люди могут получать научные знания, передавать информацию, развивать культуру, выражать собственные чувства и эмоции, даже на расстоянии, используя письменные средства связи.
В мире существует великое множество различных языков, каждый из которых обладает уникальной спецификой, отражает особенности истории и развития, жизни целых народов.
4 класс, 9 класс, 5 класс
Несколько интересных сочинений
- Характеристика общества в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» практически полностью посвящена столкновению представителя нового, прогрессивно мыслящего поколения и их взглядов с взглядами старого
- Анализ рассказа Деньги для Марии Распутина
Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых весомых в творчестве Распутина. Именно эта повесть дала сильный толчок для дальнейшего творчества писателя. Напечатанная в 1967 году в журнале «Ангаре»
- Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов
В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.
С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу
Одною з найголовніших речей в нашому житті є любов. Почуття, яке оспівують у піснях, про яке складають балади, змальовують у картинах та віршах. Без неї ми не уявляємо свого буття.
Урок-беседа на тему «Язык мой - друг мой»
Цель урока:
Расширить общие сведения о языке;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному языку.
В ходе конкурса учащиеся выполняют задания, декламируют стихотворения; все это оценивается баллами. В конце соревнования подводятся итоги и называются победители,
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:
1. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не находят. (Месяцы).
2. Маленький, пузатенький, весь дом бережет. (Замок).
3. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать. (Часы).
4. Склеена, сшита, кто ее открывает, много знает. (Книга),
Учитель : Какое слово получилось из выделенных букв? (Ответы учащихся). Правильно, язык.
Итак, тема нашего занятия - «Язык мой – друг мой». И мы начинаем интересную беседу, которая будет состоять из моих вопросов и ваших ответов.
Учитель : Когда возникли языки? (Отвечают желающие, затем подготовленный ученик).
- Ученые считают, что разные языки, на которых теперь говорит население Земли, возникли в первобытные времена, когда люди, живя общиной, стали заниматься охотой. Чтобы понимать друг друга, требовались знаки, слова. Потом первобытные языки стали соединяться, становились богаче, разнообразнее. Языки разных народов «проникали» один в другой, дополняли друг друга, в наше время они продолжают развиваться, обогащая друг друга.
Учитель : Для чего служит язык? (Ответы учащихся)
С помощью языка можно передавать свои наблюдения, фантазировать, рассуждать, объяснять, то есть общаться друг с другом.
Учитель: Сколько языков сегодня существует на планете? (Ответы учащихся)
У людей нет одного общего языка, они говорят на разных языках, которых на земле насчитывают более 10 тысяч. И этот список еще не окончательный. Но самый распространенный язык – китайский. На нем говорит 1 млрд. человек, 470 млн. говорят по- английски. У каждого человека есть свой родной язык.
Чтение стихотворения учеником / ученицей
Любой язык по – своему велик.
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
(Н. Доризо)
Учитель : Великий Абай говорил: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно…».
Чтение стихотворения
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою- мало,
Если два – вопросов нет –
Все за гениев считают,
Ну, а если все четыре –
Нет людей богаче в мире.
В Казахстане люди говорят более чем на ста языках. Государственным языком в нашей республике является казахский язык, языком межнационального общения законодательно утвержден русский язык.
Учитель : В Казахстане функционируют многие национальные
языки. Во всех школах дети изучают русский язык, знание которого
сближает народы нашей республики, укрепляет их дружбу. Забота
об их развитии возведена в республике в ранг государственной
политики. Поэтому у нас принят Закон не о государственном языке , а «О языках в Республике Казахстан». Известный
киргизский писатель Ч. Айтматов сказал: «Я пишу на киргизском и
русском языках... Киргизский и русский для меня как две руки -
левая и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них!» (Стихотворение Т.Зумакуловой «Два языка» читает ученица
Разных народов сыны
Здесь, как одна мы семья.
Разные мы, но равны -
Будь это ты или я.
Много людей у нас,
Много разных здесь наций.
На родных языках
Здесь мы можем общаться, -
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала: «Мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Но как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Учитель : Язык – это не только слова и выражения, ‘nj история и культура. Много пословиц сложил народ о языке. Я начну пословицу или или поговорку о языке, а вы продолжите:
Язык острее (меча)
Если б не было его, (не сказал бы ничего)
Язык до Киева (доведет)
Не спеши языком, (торопись делом).
А какие пословицы знаете вы о языке? (Примеры учащихся)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы узнали, что язык – это средство общения людей друг с другом. Язык такой же древний, как и сознание человека, он связан с жизнью общества. Язык всегда был общим и единым для рода, племени, нации:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Как дар бессмертный, - наш язык.
(И. Бунин).
Итоги урока.
Выявление самого активного и эрудированного учащегося.
Награждение победителей
- Спасибо всем за активное участиеВнеклассное мероприятие
«Язык мой, друг мой»
Цель: систематизировать знания учащихся о русском языке, его происхождении и значении, создавать условия для применения полученных знаний.
Задачи мероприятия:
- Образовательные:
Познакомить обучающихся с основными сведениями о русском языке, с функциями русского языка, его значением в современном мире
2. Развивающие:
Развивать интерес к русскому языку, навыки выразительного чтения, пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.
3. Воспитывающие:
Способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважению к русскому слову, сплочённости коллектива, развитию общих интересов.
Оборудование мероприятия:
Мультимедийный проектор и экран;
Доска
Оформление мероприятия:
- портреты И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого;
- цитаты о русском языке;
3) выставка словарей, сборники пословиц и поговорок, занимательные материалы о русском языке;
4) парты расставлены для работы по группам.
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
II. Слово преподавателя:
Сегодня в рамках недели гуманитарного цикла мы проводим необычное занятие, посвящённое русскому языку – «Язык мой, друг мой». Вам необходимо разделиться по группам, выбрать оратора, который будет выражать мнение своей команды и оценит работу каждого студента в конце занятия. (Каждая команда получает номер.)
Итак, первое задание для групп: подумайте, как можно объяснить высказывание «Язык мой, друг мой». На обсуждение даётся 2 минуты.
Ответы команд.
Итак, ваши ответы выслушаны, а теперь необходимо сделать вывод и определить цель нашего занятия.
Предложения команд.
Слово преподавателя:
- Цель нашего занятия – вспомнить сведения о русском языке, функции русского языка, его роль в современном мире, цитаты, высказывания, пословицы о языке, учиться слушать однокурсников и выражать мнение команды и своё, научиться с уважением относиться к своему родному языку.
Действительно, о русском языке сказано очень много известными людьми – писателями, поэтами, учёными. Послушайте, с каким восхищением пишет о нашем языке И. Ильин:
Ещё один дар дала нам наша Россия: это дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нём вся она – наша Россия. В нём дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоы, на которую зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину. (И. Ильин.)
Этим словам созвучна фраза И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».
Ещё одно высказывание о русском языке: Л.Н. Толстого «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»
– Действительно, русский язык – один из самых распространённых, развитых и изученных языков мира. Он имеет богатую историю. А теперь задание для команд – Что вы знаете о происхождении русского языка. На обсуждение - 2 минуты.
Высказывания представителей групп. Демонстрация «Древа языков» (плакат на доске.)
Вывод: русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. В данную подгруппу входят также белорусский и украинский языки. Это близкородственные языки.
К славянской группе языков относятся также южнославянская подгруппа (болгарский, сербскохорватский и др.) и западнославянская подгруппа (чешский, словацкий, польский и др.).
Русский язык начал складываться в 14 – 16 веках. До этого времени (11-14 века) существовал древнерусский (восточнославянский) язык, на котором написаны прекрасные произведения, в том числе величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Русский национальный язык окончательно сформировался к 17 веку на базе московского говора.
Основоположником современного русского литературного языка по праву считается А.С. Пушкин. Он утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина – это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нём образец русского литературного языка. И.А. Гончаров писал о том, что он воспитался поэзией Пушкина, а А.М. Горький советовал почаще читать Пушкина и считал его основоположником русской поэзии.
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Кроме того, он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики Международного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения планеты.
Велико международное значение русского языка. Докажите это примерами. На обсуждение - 2 минуты.
Вывод: Среди более чем пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространённых. По данным учёных, в конце 20 века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек.
В современном обществе русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков ООН, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют учёные разных стран.
Русский язык является средством межнационального общения в Российской Федерации и средством международного общения в мире. Изучая русский язык, люди разных стран знакомятся с произведениями великой литературы, с достижениями современной науки и техники, приобщаются к сокровищам русской культуры.
Слово преподавателя:
Русский язык заслуживает нашего пристального внимания, это язык великой русской литературы, на нём говорили и писали великие личности. В библиотеке вы можете воспользоваться словарями и справочниками, учебниками по русскому языку, а также найти и занимательный материал – всё это сейчас вы видите на выставке.
Наш язык довольно хорошо изучен лингвистами. Очень много сделано в этой области знаменитыми лексикографами: В.И. Далем, Д.Н. Ушаковым, С.И. Ожеговым и др. Сегодня мы познакомимся с деятельностью С.И. Ожегова. Сообщение об этом выдающемся учёном подготовила Москаленко Т. (Сообщение студентки и презентация.)
III. Слово преподавателя: Вы знакомы с деятельностью В.И. Даля, с его сборниками пословиц и поговорок. Практическая часть занятия посвящена «цвету народного ума» – пословицам. Вам необходимо вспомнить пословицы, блеснуть своими знаниями, показать эрудицию. Вопросы и задания будут заданы последовательно для каждой группы; за правильный ответ – один балл.
Задание 1. Я начинаю пословицу, а вы её заканчивайте:
- Повторенье (мать ученья);
- К большому терпенью (придёт и уменье);
- Сделал дело (гуляй смело);
- Большому кораблю (большое плаванье);
- Не спеши языком (торопись делом)
- Делу время (потехе час);
- кто много говорит (тот мало делает);
- Дурная голова (ногам покоя не даёт);
- Рано пташечка запела (кабы кошечка не съела)
- Хороша верёвка длинная (а речь короткая);
- За твоим языком (не поспеешь босиком);
- Хочешь есть калачи (не сиди на печи);
- Слова мы слышали (а дел не видели);
- Языком гладок (а душою гадок);
- Кто сам плут (тот другим не верит);
- Не было бы счастья (да несчастье помогло);
- Чего себе не желаешь (того другим не желай);
- Двум смертям не бывать (а одной не миновать);
- Кто хочет много знать, тому надо (меньше спать);
- Тот никогда не ошибается (кто ничего не делает).
- Ученье – свет (а неученье -тьма);
- Грамоте учиться (всегда пригодится);
- За одного учёного двух (неучёных дают, да и то не берут);
- Кто грамоте горазд (тому не пропасть);
Задание 2. А теперь немного поиграем. Я буду задавать вашим командам по очереди весёлые тесты – пословицы, вы должны их правильно закончить.
1. Гусь свинье…
- друг, товарищ, брат;
- не спонсор;
- не товарищ;
- крыльев не привяжет.
2. После драки…
- все к мамкам бегут;
- кулаками не машут;
- прокурору не пишут;
- никому уже не страшно.
3. Один в поле…
- не воет;
- сам себе режиссёр;
- клад не найдёт;
- не воин.
4. Тише едешь…
- и улитка цела;
- коня потеряешь;
- дальше будешь;
- старее машина.
5. Семь раз отмерь…
- коли делать нечего;
- один отрежь;
- один раз выкинь;
- и с температурой на занятия не пойдёшь.
6. Слово – не воробей…
- вылетит – не поймаешь;
- сверху не капнет;
- никто не заметит;
- не разгонит голубей.
7. Не зная броду, не суйся…
- к комоду;
- к директору;
- в воду;
- к доске.
8. Баба с возу…
- и волки сыты;
- кобыле легче;
- да и в «Мерседес»;
- кобыла на воз
9. Дарёному коню…
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят;
- сытый не товарищ.
10. Любишь кататься, люби и …
- лыжи покупать;
- полицейских;
- саночки возить;
- таксисту платить.
Задание 3. Я зачитываю расшифровку смысла пословицы, а вы должны её назвать. Если одна группа не отвечает, то задание переходит к следующей.
1. Не то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. (не всё золото, что блестит.)
2. Говорят, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег. (НЕ в деньгах счастье.)
3. Всякое большое дело начинается с малого, постепенно приобретая размах. (Москва не сразу строилась.)
4. Небольшой по величине, но ценный по своим качествам. (Мал золотник, да дорог.)
5. Говорится, когда в результате какой-либо неприятности, беды происходит и какое-то приятное событие. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.)
6. Говорится в оправдание неудачного начала нового дела. (Первый блин комом.)
7. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. (Век живи, век учись.)
8. Говорится, когда в ответ на какое- либо действие или отношение поступают так же. (Долг платежом красен.)
9. Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально. (И смех, и грех.)
10. Говорится с уверенностью или надеждой, что в знакомой обстановке, дома легче справиться с любым делом. (Дома и стены помогают.)
Задание 4. Перевёртыши. Задание заключается в следующем: исходным текстом является пословица, поговорка, в которой заменены слова (все или некоторые) контекстуальными антонимами. Ваша задача – восстановить правильный вариант.
Пример: Безделье неумеху радует. (Дело мастера боится.)
1. Полежишь – звери поплачут. (Поспешишь – людей насмешишь.)
2. Мужик на коня – телеге тяжелее. (Баба с возу – телеге легче.)
3. Начал отдых – сиди трусливо. (Кончил дело – гуляй смело.)
4. Деревня быстро ломалась. (Москва не сразу строилась.)
5. Ненавидишь везти, не люби и коня бросать. (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Задание 5. Я называю ключевое слово для каждой группы. Вы должны назвать как можно больше пословиц или поговорок, в которых отражён смысл этого слова или слов.
1. Активность, инициатива.
2. Счастье, радость.
3. Болтливость.
4. Гостеприимство.
5. Бережливость.
Куй железо, пока горячо. Язык до Киева доведёт.
Не в деньгах счастье. Нет худа без добра.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Чем богаты, тем и рады. Что есть в печи, на стол мечи.
Бережёного Бог бережёт. Копейка рубль бережёт.
Задание 6. Подберите как можно больше пословиц о слове, речи, языке.
Расскажите, с какой целью используются пословицы в речи. Для обсуждения – 3 минуты.
На великое дело – великое слово.
Беседа дорогу коротает.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
За словом в карман не полезет.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Лишнее говорить - себе вредить
Слово – серебро, молчание – золото.
Твои бы речи да Богу в уши.
Типун тебе на язык.
Язык без костей, а кости ломает.
IV. Слово преподавателя:
Основой пословицы, поговорки является жизненная ситуация, отражение событий, выражение впечатлений, иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплотили в себе всю историю развития народа. Они – блистательное проявление мудрости, творчества народа. В них отражена культура, самобытность, история. Они придают нашей речи образность и выразительность.
V. Подведение итогов, оценки . Вот и подошло к концу наше занятие, вы вспомнили сведения о русском языке, его значении, блеснули своими знаниями, показали эрудицию, состязались в умении владеть русским языком, точно выражать мысль. Нам осталось выслушать ораторов групп, как они оценивают работу каждого члена команды. А также узнаем, сколько баллов набрано группами.
VI. Слово преподавателя:
В заключение занятия расскажу одну мудрую историю.
…Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиные языки, поджарил их и подал гостям.
И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешёвым угощением.
Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие порядок, - всё существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языки и приготовил их к обеду.
Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.
Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он – то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сеёчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
Желаю вам владеть тем языком, который делает мир прекраснее и добрее. И тогда вы обязательно достигнете успеха.
Литература:
- Открытый урок: методики, сценарии и примеры. № 9, сентябрь 2011г.