Как сделать меч дао из дерева размеры. Холодное оружие

В старом Китае существовало огромное количество разновидностей холодного, однолезвийного рубяще-режущего оружия под общим наименованием «дао». Известно, что основные виды дао разделялись на три большие группы:

  • а) длиннодревковые дао ― гуаньдао 关刀 (яньюедао 偃月刀), сянбидао 象鼻刀, пудао 朴刀
    и шуаншоудай 双手带;
  • б) двуручные дао ― дадао 大刀 (каньдао 砍刀), чжаньмадао 斩马刀 и чандао 长刀;
  • в) поясные дао 佩刀 ― чжибэйдао 直背刀, яньмаодао 雁毛刀, водао 倭刀, цицзядао 戚家刀, люедао 柳叶刀, пяньдао 片刀, нювэйдао 牛尾刀, дуаньдао 短刀, шуандао 双刀, наньдао 南刀
    (худедао 蝴蝶刀 и худешуандао 蝴蝶双刀).

Исторически, в системе боя богомола мэйхуа (мэйхуа танланмэнь) применялись три разновидности дао из первой и вторых групп: гуаньдао, шуаншоудай и нювэйдао. В данной статье мы подробно разберем только последнюю группу, то есть группу поясных дао.

Согласно многочисленным историческим материалам и археологическим исследованиям, в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). Это был однолезвийный прямой меч с небольшим изгибом ближе к острию и кольцом на ручке. Чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

«Прямоспинный меч” (чжибэйдао), коллекция военного музея, г. Пекин.
Монгольский меч XIII века
Прорисовки однолезвийных мечей времен Чингисхана.

Однако, начиная с Юаньской династии (1271-1368 гг.), под мощным влиянием монгольских военных достижений, технологий изготовления и техник применения меча, в Китае начали превалировать четыре категории однолезвийных мечей под общим названием пэйдао (佩刀, поясной меч с крестовидной или дискообразной гардой). Пэйдао всегда носились на специальном подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с особой скобой, прикрепленной к поясу с левой стороны.


«Меч пэйдао с подвесом и скобой, музей дворца Гугун, г. Шэньян.
Угорские сабли VII-IX веков, могильники южного Урала.

Согласно ранней военной традиции, сначала заимствованной монголами у кочевых, в основном алано-болгарских и тюркских племен, проживавших в районе Алтая, Тувы и Урала, а потом развитой маньчжурами, пэйдао носили лезвием вниз, причем с рукоятью меча, направленной назад. Это делалось с целью не мешать луку, который в налуче был приторочен слева. Для того, чтобы выхватить пэйдао из ножен, воин левой рукой подбивал ножны назад и вверх, таким образом переворачивая меч лезвием вверх и рукояткой вперед, в идеале одновременно извлекая меч и нанося режущий удар по врагу. Это можно было с легкостью сделать как на скаку, так и в пешем строю.

Mаньчжурские офицеры и генералы XVIII и XIX вв, способы выхватывания и ношения меча.

Второй варинат выхватывания пэйдао использовали уже во вне военное время, подбивая ножны назад за спину и выхватывая меч справа из-за спины, но уже лезвием вниз.

Существовал и третий вариант выхватывания лезвием вниз, при котором одновременно с противоположным движением ножен влево назад, меч доставался из ножен, а сами ножны снимались с пояса, позволяя фехтовать как мечом, так и ножнами, потенциально увеличивая техническое превосходство воина.

В Минскую династию (1368-1644 гг.), китайцы практически полностью перешли на использование популярной в те времена круглой гарды японского происхождения в сочетании с традиционными, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Таким образом сформировалась первая категория поясных однолезвиевых мечей под общим названием «мечи гусиное перо» (яньмаодао). Форма клинка была прямой с постепенным изгибом только в последней трети ближе к острию, что позволяло помимо стандартных рубяще-режущих движений, успешно применять этот меч и как колющее оружие. В связи с этим рукоять также использовалась прямая. На оконечность рукояти был надето квадратное или круглое навершие. В связи со многими историческими и социальными причинами уже к концу XIII века этот тип меча практически полностью потерял свою популярность среди военных и мастеров боевых искусств. Исключение составляли отдельные школы, где он продолжал использоваться вплоть до нашего времени.

«Меч гусиное перо» (яньмаодао), коллекция автора.

К концу династии Мин и под влиянием японских мечей тати и одати, появилась вторая категория пэйдао, в которую вошли два новых типа клинка. Первый назывался «мечи семьи Ци» (цицзядао), а второй «мечи ивовый лист» (люедао), в эту категорию включались также и «короткие мечи» (дуаньдао). «Мечи семьи Ци» представляли собой несколько укороченный вариант так называемых “мечей подрезающих коня” (чжаньмадао), которые относились к длиннодревковым однолезвиевым, а также длинноклинковым мечам и впоследствии оказали влияние на развитие одного из уставных видов длиннодревковых мечей цинской амии - шуаншоудай. “Мечи подрезающие коня”, известные с начала Сунской династии, широко использовались в многочисленных битвах и сражениях, в основном с единственной целью - отрубить ноги скачущего на полном скаку коня.


«Меч подрезающий коня» (чжаньмадао), музей маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В дальнейшем великий минский генерал Ци Цзигуан (1528-1588 гг.), вдохновленный эффективностью, практичностью, и конечно же эстетической красотой японских клинков, которые использовали его заклятые враги - японские пираты “вокоу”, взял за
основу японский тати (китайцы пренебрежительно называли их “мечи лилипутов” водао) и скрестил его с чжаньмадао, создав так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао).

Надо заметить, что оба варианта “водао” и “цицзядао” были весьма популярны в прибрежных районах минского Китая.

«Меч семьи Ци» (цицзядао), коллекция автора.

Второй тип второй категории пэйдао под общим названием «меч ивовый лист» (люедао) отличался изогнутыми рукоятями и довольно узким лезвием, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка, что являлось практически идеальной формой для широкого использования рубяще-режущих техник верхом и в пешем строю. Известно, что воинственные маньчжуры отдавали предпочтение именно таким мечам люедао.


«Мечи ивовый лист» (люедао), коллекция автора.

Люедао весьма успешно были использованы восьмизнаменными войсками как против самих китайцев, так и против их соседей. Неудивительно, что эта разновидность поясных мечей стала уставной в императорской армии Цинской династии (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдао называлась «рубящие мечи» (пяньдао) и отличалась гораздо более акцентированным изгибом клинка, с целью еще больше увеличить режущую силу этого меча в ближнем бою. Надо заметить, что эти мечи использовались довольно редко.


«Рубящий меч» (пяньдао), коллекция музея маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В четвёртую категорию входили «мечи коровий хвост» (нювэйдао). Данные пэйдао развились на основе народных широколезвийных мечей и являются модификацией меча «ивовый лист» путем постепенного и равномерного утолщения ширины лезвия к острию, где последняя треть клинка по форме напоминает кисточку коровьего хвоста и ее верхняя часть, называемая елмань, также как и лезвие, остро заточена.

Меч пэйдао, используемый в разделе фехтования системы боя богомола мэйхуа, имеет самоназвание “ланьмэньдао” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название происходит от классической одноименной формы ланьмэньдао, которая является квинтэссенцией фехтовальных техник системы боя богомола мэйхуа. Стандартная длина всего меча составляет “сань чи сань” (три чи и три цуня) или 101 см, клинок 79-80 см . Мечи «ланьмэньдао» ковали из так называемой многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньган”, а ножны отделывали черной акульей кожей.


«Преграждающий врата меч» (ланьмэньдао) и ножны (цяо), покрытые черной акульей кожей, коллекция автора.

Если же анализировать ланьмэньдао с точки зрения вышеприведенной классификации согласно форме клинка поясных мечей пэйдао, то он несомненно относится к категории нювэйдао, хотя и обладает многими признаками люедао, таким образом являясь промежуточным звеном в трансформации официально принятых на вооружение цинской армией мечей люедао в новую категорию мечей нювэйдао, которые стали популярными в середине 1700-х годов, и изначально используемых преимущественно народными мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных мастей.


Составные части пэйдао на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдао):
а) черен/рукоять ― даобин ― 刀柄;
б) головка/навершие ― биншоу ― 柄首;
в) крестовина/гарда ― даопань ― 刀盘;
г) муфта ― даогу ― 刀骨;
д) клинок ― даошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― даожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― даобэй ― 刀背;
з) остриё ― даоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― даомянь ― 刀面;
к) елмань ― даошанжэнь ― 刀上刃.

Илья Профатилов, Москва-Хайян, 2013 ©

Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах - Что мне до них? Не все ли мне равно!

Просто ни итальянцы, ни французы, ни даже немцы со швейцарцами не сходились в битве с настоящими воинами - а то ума у них всех заметно прибавилось бы.)

Преследуя Чжао Юня, Вэнь Пин достиг Чанфаньского моста. Там с копьем стоял
Чжан Фэй. Глаза его пылали гневом, усы ощетинились, как у тигра. К тому же
за рощей, к востоку от моста, Вэнь Пин заметил облако пыли. Боясь попасть в
засаду, он остановился.

Вскоре подоспели Цао Жэнь, Ли Дянь, Сяхоу Дунь, Сяхоу Юань, Ио Цзинь,
Чжан Ляо, Чжан Го и Сюй Чу. Грозный вид Чжан Фэя испугал и их. Опасаясь
какой-либо хитрости со стороны Чжугэ Ляна, они тоже остановились в
нерешительности. Построившись в линию к западу от моста, они отправили гонца
к Цао Цао. Тот лично приехал посмотреть, что здесь происходит.

Чжан Фэй, все еще неподвижно стоявший на мосту, заметил в задних рядах войск
противника темный шелковый зонт, бунчуки и секиры, знамена и флаги и, решив,
что это явился сам Цао Цао, зычным голосом крикнул:

Эй! Кто там хочет насмерть драться со мной? Я - Чжан Фэй из удела Янь!

Я слышал от Гуань Юя, - сказал Цао Цао своим приближенным, - что Чжан
Фэй может на глазах многотысячной армии противника снять голову полководцу
так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана! Надо с ним быть
поосторожнее!

Чжан Фэй из удела Янь здесь! - снова донесся голос Чжан Фэя. - Кто
посмеет сразиться со мной?

Цао Цао совсем пал духом, и у него появилось желание поскорее убраться
восвояси. От зоркого взгляда Чжан Фэя не укрылось движение в задних рядах
противника.

Ну, что вы там возитесь? - крикнул он, потрясая копьем. - Драться не
деретесь, уходить не уходите!

Голос Чжан Фэя был так грозен, что стоявший рядом с Цао Цао Сяхоу Цзе от
страха замертво свалился с коня. Цао Цао бросился без оглядки, а вслед за
ним бежало и все его войско. Поистине, как желторотый птенец, испугавшийся
удара грома, или как беззащитный дровосек, услышавший вблизи рев тигра,
неслись воины Цао Цао неудержимым потоком, топча и сминая друг друга. Многие
из них побросали копья и шлемы.

Потомки воспели Чжан Фэя в стихах:

Опершись на копье, стоит он решимости полон
На Чанфаньском мосту и взор вперед устремил.
Мощный голос его подобен великому грому.
Миллионное войско он в бегство один обратил.

Устрашенный грозной силой Чжан Фэя, Цао Цао мчался на запад. Шапку он
потерял, волосы его растрепались. Чжан Ляо и Сюй Чу едва поспевали за ним.
От великого страха Цао Цао совершенно лишился присутствия духа.


Начало этой статьи - в далеком 1998 году. Правда, тогда я еще и не подозревал, что я, через 13 лет буду ее писать, но, однако ж, вот так. Тогда нас, всвязи с «краевым компонентом» на уроке истории повели в Краеведческий музей им. Гродекова. Мы проходили историю Дальнего Востока в начале ХХ века. И нам устроили экскурсию по залу, рассказывающим о событиях с начала века и до Волочаевской битвы.

На кусочке экспозиции, рассказывающем о участии Российской Империи в подавлении «боксерского восстания» есть вот такой стенд:

Какой-то там (младший или старший) научный сотрудник, проводящий экскурсию, сказал нам про него примерно следующее: «При Советской власти это позиционировалось как оружие восставших, на самом деле китайцы были вооружены современным оружием, а это просто лежало на военных складах и было вывезено в качестве трофеев». Ну сказал и сказал. Пошли мы дальше смотреть на царские деньги со свастикой и самовары с пистолями, которыми наши дальневосточные партизаны всяких американских и японских «цивилизаторов» в расход пускали.
А в прошлом году моя «Доча», начавшая там работать задала мне по этому же стенду (там два предмета атрибутированы как «алебарды», хотя являются мечами Мяодао), а потом начилась сплошная синхронизация по Юнгу.
Это была присказка. Теперь начинается сказка.

Начнем с того, что сотрудник музея был несколько не в теме по ситуации в китайской армии. Возьмем например рассказ прапорщика 4-го Заподно-Сибирского линейного батальона Лютика из «Вооруженных сил Китая и Японии» (СПб., Военно-учетный комитет Главного Штаба, 1883г): «В то время в западном Китае не было редкостьювстретить войска, вооруженные луками и стрелами и занимающиеся упражнениями, походившими на представления клоунов или на пляску малайцев..» («Вооруженных сил Китая и Японии» СПб., Военно-учетный комитет Главного Штаба, 1883г., стр.79), в то же время резидент Главного Штаба в Пекине подполковник Бодиско так описывает применение китайской армией с европейским оружием: «Все передвижения и все маневры этих войск более всего походили на представления в цирке. Солдаты толком не умели обращаться с ружьями. После некоторого отдыха солдаты вернулись с местным оружием (с луками, стрелами, длинными саблями, пиками и гингальсами). Видно было, что теперь они себя чувствовали несравненно лучше: ловко действовали своим первобытным оружием, кувыркались с обнаженными саблями и т.д. Стрельба стрелами производилась успешно, и все предпочитали ее стрельбе из ружей» (там же, стр. 77-78). Таким образом мы видим, что к моменту «боксерского восстания» старое оружие не только хранилось на складах, но и было для солдат привычнее европейских винтовок. Причем, как будет показано далее, использовалось оно более эффективно, чем могло представиться «просвещенному европейцу». По крайней мере одно - сабля дадао.

Дадао состояло на вооружении как армии Гоминьдана, так и Народно-освободительной армии примерно с середины 20-х годов и до окончания Второй мировой войны. Причем, если в НОАК дадао числились дополнительным оружием, изготовлялись в любых кузнях и их форма и размеры варьировались в довольно широких пределах, то в Гоминьдане существовали особые отряды дадао дуй («Отряды Больших клинков»), имевших сабли как основное оружие и ждля которых их заказывали крупными партиями и стандартных образцов. Так, для 29-армии было закуплено 40 тысяч (!) дадао - по две сабли на каждого бойца (одна боевая, другая тренировочная). Для этих бойцов мастер стиля Пигуацюань Ма Фен Ту разработал систему боя «восемь ударов клинком, чтобы сокрушить передовую линию обороны» (скорей всего это была упрощенная техника из самого пигуацюань, поскольку в нем насчитывается как раз восемь методов атаки: укол, рубка, срубание, перешибание, вышибание, приподнимание, вспарывание, надавливание) - страчается другой перевод названия "по фэн ба дао" (меч дао крушащий остриё (мечей) с восьми (сторон)".

Отряды дадао дуй были аналогом штурмовых отрядов ПМВ с местной спецификой. Кроме дадао у каждого бойца было по три гранаты (аналог немецкой М24), пистолет системы Маузер.45 калибра. Основная задача - сблизиться с врагом, забросать окоп гранатами и вступить в рукопашную схватку.
Славу бойцам и их саблям принесла оборона Пика Счастья (Xi Feng Kou) в 1933 году. Не смотря на численное и техническое превосходство японцев, они долгое время не могли овладеть этим ключевым проходом. Более того, 9 марта 1933 года 500 бойцов 29-й армии двумя группами напали на японский лагерь и, благодаря внезапности уничтожили несколько сотен военнослужащих, захватили 10 пулеметов и уничтожили около 10 машин с боеприпасами. Этот самоотверженный рейд стоил жизни практически всему отряду. В живых осталось не более 30 человек. На следующий день японцы, после трехчасового артобстрела, попытались взять реванш, однако подпустив врага поближе, китайцы контратаковали. В рукопашной схватке было зарублено около 700 японцев. Потери 29-армии составили 400 человек.

Победа у Пика Счастья считается одной из пяти важнейших в борьбе с японскими захватчиками. Именно она послужила вдохновением для Май Сина написать «Марш дадао», ставшей своеобразным гимном борьбы против японских оккупантов.
Очередное массовое использование дадао бойцами 29-й армии произошло 9 июня 1937 года на участке Великой Китайской стены Лугоуцяо, когда под покровом густого тумана штурмовые отряды сблизились с частями Квантунской армии и, забросав позиции японцев гранатами атаковали с дадао в руках. Японцы отступили понеся тяжелые потери.
Чем была вызвана такая эффективность дадао в рукопашных сватках кроме мастерства и самоотверженности бойцов? Тем, что винтовка «Арисака» была великовата для среднестатистического японского солдата (рост которого составлял 160 см). Перезарядить ее не отнимая приклад от плеча было практически невозможно, что снижало темп стрельбы и ее точнось. С примкнутым же штыком ее длина составляла 170 см, а вес 4 кг. Так что в тесноте окопного боя давало неоспоримые преимущества бойцам дадао дуй. Техника в такой ситуации была крайне проста - первым взмахом снизу вверх («поднимание») винтовка отбивалась в сторону, после чего следовал рубящий удар в область шеи.
Помимо уже упомянутой системе боя известно по крайней мере еще четыре подобные системы от мастеров стилей синицюань, северный богомол и тунбей. В настоящее время комраду Максиму маныпову выдана директива найти книгу «Практика рубящей сабли» от мастера багуаджан Инь Юйчжаня.

Что из себя представляли дадао времен борьбы с японскими захватчиками? Длина колеблется в пределах 60-70 см, длина рукояти - 20-30 см. Ширина клинка у острия - от 9 до 11 см, у гарды - 4-6 см. толщина клинка у гарды - 5-8 мм, к острию толщина уменьшается до 2,5-3,5 мм. Центр тяжести находится на клинке на расстоянии 11-14 см от гарды. Весят они 1,1-1,3 кг. В исключительных случаях 1,6 кг. Рукоятка сформирована деревянными накладками на хвостовик клинка, обмотанными кожаным ремнем или шнуром. Навершие в виде кольца крепится к хвостовику методом кузнечной сварки.
Для гоминьдановских дадао характерна зонированная закалка, хотя встречаются и ламинированная сталь (либо цзянгэн, либо сансэй). Дадао НОАК обычно отковывались из рельс (благо рельсы были из высококачественной стали, закупленные в Великобритании). Таким маневром китайцы достигали двух целей: вооружали бойцов и нарушали снабжение японцам.

Какие выводы из всего этого можно сделать?


  1. Работники музея могут ошибаться (а в вопросах оружия - это скорее правило, чем исключение);

  2. При наличии умения и готовности пожертвовать своей жизнью во имя идеи даже морально устаревшее оружие способно причинить врагу очень и очень много хлопот

UPD 1: еще несколько фотографий и прорисовок бойцов с дадао и пиками

Два бойца с дадао, 1912 год

Сержант и рядовой боец из дадао дуй, 1924 (прорисовка из Osprey publishing)

Копейщик армии генерала Сун Чуан-Фана, 1927 (прорисовка из Osprey publishing)

Возможно, тот же бонц, что и на фото 2


Задержание "красного агитатора". Скорей всего опять армия генерала Сун Чуан-Фана


прокомунистический партизанский отряд, 30-е годы (возможно "красные пики")


Еще один антияпонский партизанский отряд - пики и винтовки


Фотография из японского издания, посвященная национально-революционной армии
Группа японских солдат с трофеями (первоночальная версия, что это гоминдановцы не подтверждается при рассмотрении детально снаряжения и знаков различия)

Китайский документальный фильм По фэн ба дао

Использованная литература:


  1. Го Жуйся, Ван Хуафэн, Чжоу Цзиньбяо «Ураганный стиль Ушу: пигуацюань./Пер. с китайского С.Л. Березнюк. - Мн.: «Харвест», 1997. - 320 с. - (Серия «Боевые искусства»);

  2. Демченок Н., Горбылев А. «Становление упражнений таолу в китайских боевых искусствах: Исследование ката каратэдо»/ Научно-методический сборник «Хиден», выпуск VII,2011, стр. 3-66;

  3. Самойлов Д. «Сабля дадао - не просто «Большой клинок»/ «РROрез» №6 2009 г., стр 36-45

  4. Philip Jowett "Chinese Warlord Armies 1911-1930" Osprey publishing, 2010

  5. Philip Jowett "Chinese Civil War Armies 1911-1949" Osprey publishing, 2005

  6. Yang G.- Uniforms, Insignia, Badges of R.O.C. Armies 1930s-early 1950s, 2008

Отдельное спасибо Горбылеву А.М., благодаря которму нашел видео

23.11.2014 14:47

Страна происхождения мечей Дао (Dao) - Китай. Буквальное значение слова «дао» по китайски (刀) означает «нож». Только в Китае существовало несколько видов таких мечей. В ХХ веке европейцы сделали термин Дао обобщающим для мечей Китая и соседних стран. В Юго-Восточной Азии существует только один вид меча Дао, принадлежащий народам Нага и Качин, относящихся к одной Тибето-Бирманской этнической Группе. Качин проживают в горах на севере Мьянмы в штате Качин (Kachin), Нага на северо-западе Индии - Ассам (Assam) и Нагалэнд (Nagaland).
Праздничная церемония. В руках мужчин Нага мечи Дао.
До ХХ века среди Нага сохранялся зловещий обычай - охота за человеческими головами. Они считали, что эти мрачные трофеи принесут плодородие на землю их племени. После того, как отрубание голов было запрещено, Нага стали приносить в жертву домашний скот, обычно буйволов, отрубая ему голову. Воин Нага, сумевший отрубить голову буйволу одним ударом, пользовался почетом и уважением в племени. Считается, что этим он обрел магическую силу, которую он может передать полям и скоту. Меч Дао для Нага был основным оружием и они относились к нему с особым трепетом.
Мужчины Качин, вооруженные мечами Дао.
Имея конструкцию, рассчитанную на рубящие удары и кажущейся массивности, Дао совсем не тяжел. Зато лезвия по обеим сторонам клинка заточены, как острая бритва. Наиболее типичная особенность клинка нага - это его форма. Клинок немного сужается от основания к середине, значительнее расширяясь к окончанию. Окончание клинка абсолютно имеет квадратную/П-образную форму. Также клинок Дао имеет не значительно выступающее ребро.
Меч и окончания клинка Дао.
Рукоять Дао деревянная, иногда верхняя часть ее украшается костяной вставкой, а черен обматывается полосками ротанга.
Рукояти Дао Нага/Качин.
Ножны Дао всегда деревянные и имеют одну характерную особенность: с лицевой стороны они открыты, а меч держится в ножнах за счет нескольких ротанговых полос, перехватывающих ножны.
Дао Нага/Качин в ножнах.
Как правило Дао Нага имеют ремень, сплетенный из ротанговых полос, при помощи которого меч надевается на пояс. Носят его в основном спереди под наклоном в сторону рабочей руки.


Иероглифом «дао» обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с односторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф «да» — «большой»). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао — это один из самых старых видов оружия в Китае. В «Исследованиях по древней истории» сказано: «Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао». (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). «Истинные записи о двоице образов» гласят: «Хуан-ди сделал меч-дао». Что же такое меч-дао? В «Изысканной красоте» говорится: «название меча произносится `дао’, когда разрубаешь полностью — это и есть удар этого меча». В «Истинных записях о двоице образов» разновидности меча-дао описаны так: «Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом». Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао — это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия . Алебардой-дадао («большой меч») мог сражаться всадник, яодао («поясной меч») — пехотинец, а алебарду-пудао («простой меч») и шуаншоудай («двуручную ленту») могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Наша сделали стилизацию этого оружия, исходя из требований движения исторической реконструкции и пожеланий заказчика.

Цуба:

сталь 3, диаметром 8 см

Навешие:

сталь 3, усечённый конус 4,5 см