Время 20 21 век. История XX — начала XXI века

в Конце 1991 г. на международной политический арене возникло новое государство - Российская Федерация (РФ), в составе которой 89 регионов, в том числе 21 автономная республика. Государственная власть состояла из двухступенчатой системы представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатной Верховной Рады. Главой исполнительной власти всенародным голосованием был избран президент.М. Ельцин.

в Конце октября 1991г. план экономических реформ был обнародован на Съезде народных депутатов президентом Бы.М. Ельциным. Хотя программа экономических реформ была провозглашена президентом, ее принятие и проведение стало увязываться с Есть.Т. Гайдаром, который занял место вице-премьера по вопросам экономики, а затем и премьера России. Радикальная экономическая реформа включала введение свободных цен с января 1992 г., которое должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит. Либерализация торговли должна была ускорить товарообмен, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции. Наконец, широкая и быстрая приватизация жилья, госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников, создать у них трудовой, накопительный и другие экономические стимулы деятельности. Как и раньше, народу обещалось, что либеральные реформы не ухудшат, а улучшат его благосостояние. Хуже будет, твердили реформаторы, только полгода, а на конец 1992 г. стабилизируется экономика, постепенно возрастет благосостояние.

Однако цены сразу выросли в 10-12 раз, а зарплаты и пенсии увеличились лишь на 70 %, что привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты денежных сбережений граждан.

Радикальные реформы, так называемая "шоковая терапия", вызвали не только недовольство широких масс, но и довольно широкую оппозицию в Верховной Раде, которая приняла резолюцию об осуждении реформ, а президенту рекомендовал изменить состав правительства. Выход из этого кризиса был найден на двусторонних уступках.

Очередной кризис между радикальными реформаторами и консерваторами возникла в результате кредитования промышленности. Верховная Рада с целью приостановления экономического краха целых отраслей промышленности и возможного, в случае массовой безработицы, социального взрыва настаивала на финансовой помощи предприятиям. Центральный банк России такие кредиты предоставил. Это был удар по реформам. Во второй половине 1992 г. среднемесячные темпы роста денежной массы увеличились с 11,4 до 28 %. Резко упал курс рубля. Высокая инфляция сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию и сведение к минимуму бюджетного дефицита.

Сопротивление реформам получил достаточно широкую поддержку в обществе, прежде всего в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетных сферах, где было занято большинство населения. Поэтому в реформаторский курс были внесены коррективы. Одной из основных в правительственной идеологии стала концепция быстрого создания широкой поддержки реформ путем формирования среднего класса собствен-ников-акционеров приватизированных предприятий. Было приватизировано 24 тыс. предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако широкой социальной поддержки реформы не получили, потому что не очень вырос средний класс.

Для снижения социального напряжения летом 1992 г. была проведена реформа заработной платы в бюджетной сфере. Ввели тарифную сетку из 18 разделов, которая учитывала сложность труда, квалификацию, образовательный уровень работников. Ареной острой борьбы реформаторов и консерваторов стал VII Съезд народных депутатов, состоявшийся в декабре 1992 г. Президент ориентировал съезд на установление политического передышки хотя бы на год - полтора. Однако съезд остался глухим к этим призывам. Кульминация и финал съезда были полны драматизма. Съезд поставил целью свергнуть правительство. Президент назвал съезд "оплотом консервативных сил и реакции" и обратился к гражданам России с предложением срочно провести всенародный референдум с вопросом: кому вы поручаете вывести страну из кризиса: съезду и Верховному Совету или президенту?

лобовое столкновение президента и съезда тоже завершилось компромиссом. Съезд признал право президента иметь свою кандидатуру на пост председателя правительства, а президент согласился предложить съезду для голосования не одну, а три кандидатуры. Сформировать новое правительство было поручено B. C. Черномырдину.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались один год. Результаты их были противоречивы. Идеологи реформ доказывали, что в результате их проведения было сдвинуто с мертвой точки механизм рыночного формирования спроса и предложения, начала формироваться банковско-посредническая, сбытовая и другая инфраструктура рыночной экономики, увеличение цен и либерализация торговли наполнили прилавки товарами, недоступными для большинства граждан. Возник широкий слой бизнесменов, банкиров, торговцев, а предпринимательский менталитет стал частью общественного сознания.

Критики реформ видели их результаты совсем в другом свете. Они делали акцент на непомерно высокой социальной цене реформ. Реальные доходы населения сократились на 44 %. Доля расходов на питание в бюджете семьи в среднем составляла 60 %, а в семьях пенсионеров - 80-90 % денежных поступлений. Резко сократилось финансирование науки, культуры, образования, медицины.

1992 г. принес серьезные изменения в расстановку политических сил России, которые кратко можно обобщить так: лагерь демократов все более раскалывается, а консерваторы теснее смыкают свои ряды. На конец 1992 г. в России практически не осталось ни одной политической партии, которая безоговорочно поддерживала бы прежний реформаторский курс.

Новое правительство уже в первом своем документе констатировал катастрофическое состояние российской экономики. Однако приоритеты правительственной политики на 1993 г. в основном повторяли гайдарівські подходы. Основными среди них объявлялись укрепление рубля, финансовая стабилизация и борьба с инфляцией. Российский президент взял под свою опеку новое правительство, а предложил законодателям сделать выбор: или заключить соглашение с исполнительной властью на основе признания ее права проводить предварительный курс, или провести всенародный референдум, который должен решить, кому - президенту или законодателям - должны быть вручены властные полномочия.

Однако законодатели не собирались идти на уступки правительства в вопросе о разделении властных полномочий. Шаткий компромисс, который был достигнут недавно, и антагонизм влад быстро достиг еще большей остроты. Одной из главных причин конфликта между исполнительной и законодательной властью, который завершился кровавой схваткой в октябре 1993 г., были расхождения в вопросе о социально-экономический и политический курс. Среди законодателей большинство были сторонниками регулируемой экономики. Защитники радикальных рыночных отношений оказались в меньшинстве. Так же важной причиной антагонизма был недостаток опыта взаимодействия в рамках систем распределения властей, что Россия практически не знала. Законодатели пытались отодвинуть власть на государственные задворки. Российский президент в свою очередь проявил склонность к игнорированию воли строптивых законодателей. Они согласились на референдум, но вопрос сформулировали сами. Три первые среди четырех были непосредственно направлены против президента: доверяете ли вы президенту, одобряете современную социально-экономическую политику, считаете необходимым досрочные выборы президента, считаете необходимым досрочные выборы народных депутатов. Референдум принес успех Ельцину, упрочив его легитимность. За доверие президенту высказалось 58,7 %, социально-экономическую политику президента и правительства 53 % избирателей. Однако это не сняло напряженности между двумя властями. Более того, парламентское и президентское группировки начали открытую психологическую войну. Острая борьба между законодательной и исполнительной властями продолжалась все лето.

Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)

Направление,

его временные рамки

Содержание

(определение, его «опознавательные знаки»)

Представители

1.Постмодернизм

(начало 1970х – начало 21 века)

1.Это философско-культурологическое течение, особое умонастроение. Возник во Франции в 1960-ые годы атмосфере сопротивления интеллектуалов тотальному наступлению массовой культуры на сознание человека. В России, когда рухнул марксизм как идеология, обеспечивающая разумный подход к жизни, ушло рациональное объяснение и наступило осознание иррациональности. Постмодернизм сосредоточил внимание на феномене раздробленности, расколотости сознания индивида. Постмодернизм не дает советов, а описывает состояние сознания. Искусство постмодернизма иронично, саркастично, гротескно (по И.П. Ильину)

2. По словам критика Парамонова Б.М., «постмодернизм – это ирония искушенного человека, который не отрицает высокого, но понял необходимость низкого»

Его «опознавательные знаки»:1. Отказ от какой-либо иерархии . Стерты границы между высоким и низким, важным и второстепенным, реальным и вымышленным, авторским и неавторским. Сняты все стилевые и жанровые различия, все табу, в том числе и на ненормативную лексику. Отсутствует почтение к каким бы то ни было авторитетам, святыням. Отсутствует стремление к какому-либо положительному идеалу. Важнейшие приемы: гротеск; ирония, доходящая до цинизма; оксюморон.

2.Интертекстуальность (цитатность). Поскольку границы между действительностью и литературой упразднены, весь мир воспринимается как текст. Постмодернист уверен, что одна из его задач-интерпретация наследия классиков. При этом сюжет произведения чаще всего не имеет самостоятельного значения, а главным для автора становится игра с читателем, которому предполагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции (заимствования из классических произведений, рассчитанные на читательскую память) в тексте.

3. Расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров: детективы, мелодрамы, фантастика.

Произведениями, положившими начало современной русской постмодернистской

прозе, традиционно считаются «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. (хотя роман и повесть были написаны в конце 1960-ых годов, фактами литературной жизни они стали лишь в конце 1980-ых годов, после публикации.

2.Неореализм

(ньюреализм, новый реализм)

(1980ые-1990ые годы)

Границы очень подвижны

Это творческий метод, который опирается на традиции и в то же время может использовать достижения других творческих методов, сочетая в себе реальность и фантасмагорию.

«Жизнеподобие» перестает быть главной характеристикой реалистического письма; легенды, миф, откровение, утопия органично соединяются с принципами реалистического познания действительности.

Документальная «правда жизни» вытесняется в тематически ограниченные сферы литературы, воссоздающей жизнь того или иного «локального социума», будь то «армейские хроники» О.Ермакова, О. Хандуся, А. Терехова или новые «деревенские» истории А.Варламова («Домик в деревне»). Однако наиболее отчетливо тяготение к буквально понятой реалистической традиции проявляется в массовом криминальном чтиве – в детективах и «милицейских» романах А.Марининой, Ф. Незнанского, Ч. Абдуллаева и других.

Владимир Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»;

Людмила Улицкая «Медея и ее дети»;

Алексей Слаповский «Я-не я»

(первые шаги сделаны в конце 1970ых в «прозе сорокалетних», к которой относится творчество В.Маканина, А.Кима, Р.Киреева, А.Курчаткина и некоторых других писателей.

3Неонатурализм

Истоки его – в «натуральной школе» русского реализма 19 века, с ее установкой на воссоздание любых сторон жизни и отсутствием тематических ограничений.

Основные объекты изображения: а) маргинальные сферы реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц, «будни» мусорной свалки); б) маргинальные герои, «выпавшие» из привычной социальной иерархии (бомжи, воры, проститутки, убийцы). Наблюдается «физиологический» спектр литературной тематики: алкоголизм, сексуальное вожделение, насилие, болезнь и смерть). Показательно, что жизнь «дна» интерпретируется не как «другая» жизнь, а как обнаженная в своей абсурдности и жестокости обыденность: зона, армия или городская помойка – это социум в «миниатюре», в ней действуют те же законы, что и в «нормальном» мире. Впрочем, граница между мирами условна и проницаема, и «нормальная» повседневность часто выглядит внешне «облагороженной» версией «свалки»

Сергей Каледин «Смиренное кладбище» (1987), «Стройбат» (1989);

Олег Павлов «Казенная сказка» (1994) и «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней» (2001);

Роман Сенчин «Минус» (2001) и «Афинские ночи»

4.Неосентиментализм

(новый сентиментализм)

Это литературное течение, которое возвращает, актуализирует память культурных архетипов.

Главный предмет изображения – частная жизнь (и часто жизнь интимная), осознанная как основная ценность. «Чувствительность» новейшего времени противопоставлена апатии и скепсису постмодернизма, она миновала фазу иронии и сомнения. В сплошь фиктивном мире на подлинность могут претендовать лишь чувства и телесные ощущения.

Так называемая женская проза: М.Палей «Кабирия с обводного канала»,

М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана», Л.Улицкая «Казус Кукоцкого», произведения Галины Щербаковой

5.Постреализм

(или метареализм)

С начала 1990ых годов.

Это литературное направление, попытка восстановить целостность, приобщить вещь к смыслу, идею - к реальности; поик истины, подлинных ценностей, обращение к вечным темам или вечным прообразам современных тем, насыщение архетипами: любовь, смерть, слово, свет, земля, ветер, ночь. Материалом служат история, природа, высокая культура. (по М.Эпштейну)

«Рождается новая «парадигма художественности». В ее основе лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему»,- пишут о постреализме М. Липовецкий и Н.Лейдерман.

Проза постреализма внимательно исследует «сложные философские коллизии, разворачивающиеся в ежедневной борьбе «маленького человека» с безличным, отчужденным житейским хаосом.

Частная жизнь осмысляется как уникальная «ячейка» всеобщей истории, созданная индивидуальными усилиями человека, проникнутая персональными смыслами, «прошитая» нитями самых разнообразных связей с биографиями и судьбами других людей.

Писатели – постреалисты:

Л.Петрушевская

В.Маканин

С.Довлатов

А.Иванченко

Ф.Горенштейн

Н.Кононов

О.Славникова

Ю.Буйда

А.Дмитриев

М.Харитонов

В.Шаров

6.Постпостмодернизм

(на рубеже 20 и 21 веков)

Его эстетическая специфика определяется прежде всего формированием новой художественной среды – среды «технообразов». В отличие от традиционных «текстообразов» они требуют интерактивного восприятия объектов культуры: созерцание/ анализ/ интерпретация заменяются проектной деятельностью читателя или зрителя.

Художественный объект «растворяется» в деятельности адресата, непрерывно трансформируясь в киберпространстве и оказываясь в прямой зависимости от конструкторских умений читателя.

Характерными особенностями русского варианта постпостмодернизма являются новая искренность, новый гуманизм, новый утопизм, сочетание интереса к прошлому с открытостью будущему, сослагательность.

Борис Акунин

П Р О З А (активная лекция)

Ведущие темы в современной литературе :

    Автобиографизм в современной литературе

А.П.Чудаков. «Ложится мгла на хладные ступени»

А. Найман «Рассказы об Анне Ахматовой», «Славный конец бесславных поколений», «Сэр»

Л.Зорин «Авансцена»

Н.Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи»

А.Терехов «Бабаев»

Е. Попов «Подлинная история «Зеленых музыкантов»

    Новая реалистическая проза

В. Маканин «Андеграунд, или Герой нашего времени»

Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого»

А. Волос «Хуррамабад», «Недвижимость»

А. Слаповский «Я-не я»

М.Вишневецкая «Вышел месяц из тумана»

Н.Горланова, В.Букур «Роман воспитания»

М.Бутов «Свобода»

Д. Быков «Орфография»

А.Дмитриев «Повесть о потерянном»

М. Палей «Кабирия с обводного канала»

    Военная тема в современной литературе

В. Астафьев «Веселый солдат», «Прокляты и убиты»

О. Блоцкий «Стрекозел»

С. Дышев «До встречи в раю»

Г. Владимов «Генерал и его армия»

О. Ермаков «Крещение»

А.Бабченко «Алхан – Юрт»

А.Азальский «Диверсант»

    Судьбы литературы русской эмиграции: «третья волна»

В.Войнович «Москва 2042», «Монументальная пропаганда»

В.Аксенов «Остров Крым», «Московская сага»

А.Гладилин «Большой беговой день», «Тень всадника»

А.Зиновьев «Русская судьба. Исповедь отщепенца»

С.Довлатов «Заповедник», «Иностранка. Филиал»

Ю.Мамлеев «Вечный дом»

А. Солженицын «Бодался теленок с дубом», «Угодило зернышко промеж двух жерновов», «Простерши глаза»

С.Болмат «Сами по себе»

Ю.Дружников «Ангелы на кончике иглы»

    Русский постмодернизм

А.Битов «Пушкинский дом», В. Ерофеев «Москва-Петушки»

В.Сорокин «Очередь»,В.Пелевин «Жизнь насекомых»

Д.Галковский «Бесконечный тупик»

Ю.Буйда «Прусская невеста»

Э.Гер «Дар слова»

П.Крусанов «Укус ангела»

    Трансформация истории в современной литературе

С.Абрамов «Тихий ангел пролетел»

В.Залотуха «Великий поход за освобождение Индии (Революционная хроника)»

Е.Попов «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину»

В.Пьецух «Заколдованная страна»

В.Щепетнев «Шестая часть тьмы»

    Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе

А.Гладилин «Французская Советская Социалистическая Республика»

В.Маканин «Лаз»

В.Рыбаков «Гравилет «Цесаревич»

О.Дивов «Выбраковка»

Д.Быков «Оправдание»

Ю.Латынина «Ничья»

    Современная эссеистика

И.Бродский «Меньше единицы», «Полторы комнаты»

С.Лурье «Толкование судьбы», «Разговор в пользу мертвых», «Успехи ясновидения»

В.Ерофеев «Поминки по советской литературе», «Русские цветы зла», «В лабиринте проклятых вопросов»

Б.Парамонов «Конец стиля: Постмодернизм», «След»

А. Генис «Раз: Культурология», «Два: Расследования», «Три: Личное»

    Современная поэзия.

Поэзия рубежа 20-начала 21 века испытала на себе влияние постмодернизма. В современной поэзии выделяются два основных поэтических направления:

к о н ц е п т у а л и з м

м е т а р е а л и з м

Появляется в 1970 году. В основе определения лежит представление о концепте (концепт – от латинского «понятие») – понятие, идея, возникающие у человека при восприятии значения слова. Концепт в художественном творчестве - это не просто лексическое значение слова, но и те сложные ассоциации, которые возникают у каждого человека в связи со словом, концепт переводит лексическое значение в сферу понятий и образов, давая богатые возможности для его свободной трактовки, домысливания и воображения. Один и тот же концепт может быть понят разными людьми по-разному, в зависимости от личного восприятия каждого, образованности, культурного уровня и определенного контекста.

Поэтому Вс. Некрасов, стоящий у истока концептуализма, предлагал термин «контекстуализм».

Представители направления: Тимур Кибиров, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и другие.

Это литературное течение, изображающее нарочито усложненную картину окружающего мира с помощью развернутых, взаимопроникающих метафор. Метареализм – это не отрицание традиционного, привычного реализма, а расширение его, усложнение самого понятия реальности. Поэты видят не только конкретный, зримый мир, но и много тайных, не видимых невооруженным глазом вещей, получают дар прозревать саму их сущность. Ведь та реальность, которая нас окружает, не является единственной, считают поэты – метареалисты.

Представители направления: Иван Жданов, Александр Еременко, Ольга Седакова и другие.

    Современная драматургия

Л.Петрушевская «Что делать?», «Мужская зона. Кабаре», «Опять двадцать пять», «Свидание»

А.Галин «Чешское фото»

Н. Садур «Чудная баба», «Панночка»

Н.Коляда «Канотье»

К.Драгунская «Рыжая пьеса»

    Возрождение детектива

Д.Донцова «Привидение в кроссовках», «Гадюка в сиропе»

Б.Акунин «Пелагея и белый бульдог»

В.Лавров «Град Соколов – гений сыска»

Н.Леонов «Защита Гурова»

А.Маринина «Украденный сон», «Смерть ради смерти»

Т.Полякова «Мой любимый киллер»

Использованная литература :

    Т.Г. Кучина. Современный отечественный литературный процесс. 11 класс. Учебное пособие. Элективные курсы. М. «Дрофа», 2006.

    Б.А. Ланина. Современная русская литература. 10-11 класс. М., «Вентана-Граф», 2005.

Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.

Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.

В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная.

В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.

Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. В чем это проявляется?

Во-первых, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио.

Во-вторых, на рубеже XX и XXI веков демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс либерализацией, а еще точнее - вульгаризацией.

На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, балдеж, выкачивать, отмывать, отстегивать, прокрутиться и мн. др.. Общеупотребительными, даже в официальной речи, стали слова тусовка, разборка, беспредел последнее слово в значении «не имеющее пределов беззаконие» приобрело особую популярность.

Для говорящих, публично выступающих изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует. Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные.

Морфологический способ словообразования

Это наиболее продуктивный способ словопроизводства. В самом общем виде морфологический способ образования слов подразделяется на: образование простых слов и образование сложных слов.

Образование простых слов.

Образование простых слов осуществляется при помощи 4-х разновидностей аффиксального способа словообразования (аффиксации): префиксального (префиксация), суффиксального (суффиксация), суффиксально-префиксального(или префиксально-суффиксального), бессуффиксального (нулевой суффиксации).

Образование сложных слов.

Образование слитных слов. Сложные слитные слова образуются путем сложения основ.

Образование составных слов. Составные сложные слова образуются из двух раздельно оформленных слов (не основ) со склонением обоих членов сложения: вагон-р"эсторан(вагон/а-р"эсторан/а), концэрт-загадка (на концэрт"/э-загадк"/э). Сложные слова со склонением только второго слова (к"иловатт-ч"ас, пр"эм"jэр-м"ин"истр) обычно относят к слитным, образованным без соединительных гласных. В качестве слитных рассматривают часто и сложные слова, образованные путем удвоения основ: jэл"э-jэл"э, мало-помалу.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксическим называется такой способ словообразования, при котором новое слово образуется путем перехода одной части речи в другую в определенных синтаксических условиях. И хотя внешних изменений в слове не происходит, у него возникает новое значение и новая синтаксическая функция, в нем появляются новые соотношения между морфемами, и оно приобретает новые грамматические свойства. Здесь обычно различают два процесса.

Лексико-синтаксический способ словообразования.

Лексико-синтаксический способ словообразования заключается в производстве новых слов путем сращения слов словосочетания в одно слово. В этом случае новая лексическая единица создается на базе синтаксической единицы в результате соединения:

Служебного слова со знаменательным: за муж - за/муж, на в"эк - на/в"эк, в н"из - в/н"из.

Место компьютерного сленга в языке

Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:

1) книжные слова

2) стандартные разговорные слова

3) нейтральные слова

Все это лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, мы делим ее на:

1) Профессионализмы

2) Вульгаризмы

3) Жаргонизмы

Причины бурного образования компьютерного сленга.

Процесс развития и обновления языка никогда не прекращается. Хотя кинематические процессы в языке наиболее наглядно обнаруживаются при рассмотрении языка в исторической перспективе, они ею не ограничиваются, поскольку импульсы изменений исходят не только от исторически изменяющейся среды, но и того синхронического культурно-дискурсивного пространства, в котором тот или иной язык функционирует в настоящее время.

Тенденции культурного развития России до 90-х годов 20-го века

Монумент Родина-мать зовет на Мамаевом Кургане

Ряд актуальных на конец 20 начало 21 века тенденций в культуре обязаны своему появлению 60-м годам прошлого столетия. Именно тогда в моду вошла "научная мотивация", "научное обоснование" всем явлениям, как в культуре, так и в мировоззрении. Религия была окончательно переведена в разряд буржуазной пропаганды и в пережиток царского прошлого. В качестве мер по борьбе с "влиянием религии" стали издавать журнал "Наука и религия", открывались Дома научного атеизма. Кроме того, был создан Институт научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Борьба с религиозными взглядами велась и в вузах. Так в большинстве образовательных учреждений вводилась новая дисциплина "Основы научного атеизма". На этом фоне увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Все эти меры, по мнению властей, должны были способствовать воспитанию у советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого, повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". К теме Отечественной войны обращались писатели "фронтового поколения" – Г.Я. Бакланов, В.В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров ("Подвиг разведчика" Б.В. Барнета, "Молодая гвардия" С.А. Герасимова и др.).

В литературе 50-х годов возрос интерес к человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д.А. Гранина ("Искатели", "Иду на грозу") и Ю.П. Германа ("Дело, которому ты служишь", "Дорогой мой человек") и др. Росла популярность молодых поэтов Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В.В. Овечкина "Районные будни" и "Записки агронома" Г.Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В.Д. Дудинпева "Не хлебом единым", где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Имя себе сделал на псевдо фактах о репрессиях и Солженицын, который окончил свое жизнь в США. Не без основания считается, что его произведения о ГУЛАГе содержат намного больше вымысла, чем было модно считать в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Так или иначе, но "патриот" Солженицын окончил свои дни в Америке.

Послевоенная архитектура запомнилась грандиозными проектами времен Сталина, унылыми, типовыми строениями времен Хрущева и развитием метросторотельства. В период с 1949 по 1953 годы в Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышев, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков).

Здание МГУ в 1965 году