Техника батик: основные этапы техники, мастер-класс и советы для начинающих. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты Что такое роспись по батику

Роспись по ткани - это древнейшее искусство, позволяющее создавать уникальные произведения. Своими корнями этот вид художественной обработки тканей уходит в страны Юго-Восточной Азии - Японию, Китай, Индонезию. Старинные мастера чаще всего расписывали шелк, на котором оживали диковинные птицы и цветы. Привезенные в Европу ткани с ручной росписью ценились очень высоко, их могли позволить себе только представители аристократии. Техника росписи по ткани стала развиваться в Европе лишь в 20-х годах прошлого столетия. Все виды ручной работы по окрашиванию тканей называются "батик". Это слово пришло из Индонезии, оно означает дословно «капля на ткани». Существуют различные техники создания рисунков на тканях.

Горячий батик

Это самый сложный способ росписи и один из самых древних. Чтобы создать многоцветный рисунок, нужные участки обрабатывают воском и опускают в горячий краситель. Под восковыми каплями ткань не меняет свой цвет, поэтому, окрасив часть рисунка в один тон, снова наносят восковые линии и красят в следующий цвет. И так многократно, пока не получится сложный узор. Такая кропотливая работа над одним полотном может продолжаться неделями. Готовую ткань натягивают для просушивания и окончательно удаляют воск.

Холодный батик

В этой технике специальным составом (резервом) наносится внутри которого ткань раскрашивается в разные цвета. Только после нанесения всех цветов удаляют фиксирующий состав и прорисовывают контур. Чтобы получилась качественная роспись по ткани, ее обычно прокрашивают с обеих сторон.

Узелковый батик

Этот способ доступен для всех. Он очень прост - перед окрашиванием на ткани завязываются узелки. Можно это делать в хаотичном порядке, а можно продумать особенный рисунок. Подготовленную таким образом ткань подвергают кипячению в красящем растворе. Подходит этот способ только для тканей, выдерживающих высокие температуры.

Роспись по ткани аэрографом или акриловыми красками

Это современная техника, для ее выполнения нужны специальные для тканей. Их можно наносить обычной кистью или с помощью аэрографа. При выполнении рисунков таким способом можно использовать различные трафареты или

штампы, можно вместо них прикладывать растения и мелкие предметы. Работа с аэрографом требует определенных навыков. Он позволяет получить очень нежный, полупрозрачный слой краски и его поэтому часто используют профессионалы для создания оригинальных работ. Закончив роспись по красками, наносят закрепитель и как следует высушивают полотно. Эти краски лучше использовать для плотных тканей, а также для кожи и замши.

Роспись по мокрой ткани

Подобные работы очень необычны - краски плавно перетекают из одного тона в другой, получается эффект воздушности картинки. Полотно можно сначала выдержать в солевом растворе, чтобы не допустить некрасивых подтеков.

Современные дизайнеры для создания уникальных моделей одежды обращаются к новым технологиям, позволяющим создать печатным способом роспись по ткани. Фото, перенесенное на шелковое полотно, стало модным приемом у ведущих кутюрье.

Мастер-класс для начинающих по технике "батик" от Elleplatz.

Е сли кто то думает, что в изготовлении батика самое трудное нанести краску на ткань, то он ошибается, - это самое легкое и интересное из всего процесса изготовления работы. А весь процесс - это несколько последовательных этапов. И не все из них являются очень интересными. Судите сами.

Этап первый. Натягиваем ткань.

Рамки. Они могут быть различными по размерам, от маленьких до больших, и даже простые пяльца для вышивания подойдут. Принцип один, на рамку должна закрепляться ткань таким образом, чтобы все пространство для рисования было на весу. То есть рамка должна иметь профиль, проще сказать, бордюрчик по краям, как на фото. И эта сторона с бордюрчиком и будет лицевой стороной работы.

У меня несколько рамок, самая большая из них 135х135 см, ее я использую для росписи одежды, другие, которые поменьше, использую для изготовления шарфов и картинок (50х100), для шарфа натягиваю в два приема и он получается в готовом виде длиннее метра, и есть маленькие для картинок.

Рамки многоразового использования!

На них мы рисуем, но готовую работу реализуем не на них, иначе весьма накладно получится. Но об этом позже, сейчас мы еще только ткань натягиваем.
Если Вы начинающий исполнитель батика, то Вам достаточно одной рамки, или можно попробовать на больших пяльцах.
Кнопки я использую обычные канцелярские. Они прокалывают ткань и оставляют следы. Поэтому, в тех местах, где ткань не будет впоследствии обрезана, нужно использовать зажимы. Это Вам понадобится только в случае изготовления росписи, превышающей размеры Вашей рамки. Вот, например, когда я расписываю длинную юбку-солнце, она даже на мою большую рамку 135 х 135 см не умещается, и я расписываю ее частями в четыре приема, или в два приема, в зависимости от длины изделия. Я использую простые канцелярские зажимы для бумаги. Продаются и специальные в магазинах для художников, они, наверняка, очень хорошие и удобные, только я не пробовала.
Этими простыми кнопками я накалываю ткань по периметру рамки с торца вгоняя кнопки, или с обратной стороны, как душе угодно, но ткань при этом должна быть натянута руками достаточно туго, чтобы не провисала на рамке .

Теперь ткань.

Все рекомендации написаны в защиту шелка натурального. Это правильно. Натуральный шелк - красивая дорогая ткань и т.п. Я ее использую только на одежду и только на заказ!
Я использую любую тонкую ткань! Любую синтетику, хлопок, лен, атлас, все что угодно, и что недорого. Сейчас качество синтетических тканей таково, что полиэстер по своим свойствам может храниться дольше натурального шелка. Для одежды, конечно, он не обладает всеми свойствами натуральных волокон, но для картинок самый раз, да и для шарфиков вполне, и для юбки тоже хорошо.
Все ткани по-разному воспринимают резерв и краску, На одних растекается мгновенно, на других замучаешься размазывать, но любую можно в итоге разукрасить. Для начинающих рекомендую ткань с названием креп. Это оптимальный вариант, на котором и резерв хорошо ложится, и краска хорошо растекается до контуров.

Этап второй. Рисунок.

Вот мы и добрались до резерва. Ткань натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного рисунка карандашом на бумаге.
Поэтому, берем лист бумаги такого размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп, шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок будет. А плотные ткани - это несколько сложнее, для начинающих лучше пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв - это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое отступление для информации: Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается холодный батик от горячего?

В технике Холодный батик роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Узелковый - это когда ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная роспись - это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются замечательные оригинальные неповторимые результаты.

Продолжаем. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным дефицитом, и мешали мы бензин с парафином. А сейчас все просто - пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то разбавляется бензиномочищенным (для зажигалок). Но это мой каприз, потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в баночках и в тюбиках.

Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в конце работы, поверх нанесенной краски.

Контуры рисунка должны быть замкнутыми!

От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше куда сама захочет, и поймать ее будет очень трудно.
Нанесли контур и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда, поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как Вам нравится.

Если сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску капнул - она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет, но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой за контур на те места, где не должно быть краски.
Про краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки, которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой акрил, они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10 баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась. Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками…

Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками. Быстро сохнет. Если Вы не захотели сверху на вашу картинку нанести контур из объемного резерва в тюбиках, или какой другой объемный контур, то через пару часов ваш батик высохнет. Если же нанесли какую обводку, то, соответственно, подольше будет сохнуть.
Когда рисунок высох его снимаем с рамки и проглаживаем утюгом очень хорошо для закрепления краски. Температура подбирается по максимальной температуре для данного вида ткани. Я еще потом через мокрую марлю утюжу, чтобы уж точно пропарилось хорошо. Если использовали объемный контур, то гладится изделие только с изнанки, эти контуры температуры совсем не любят, плавятся и могут прилипнуть к доске, так что удачи при утюжке.

Вот закрепили, а теперь все зависит от того, как вы собирались использовать данное изделие дальше. Это платок на голову? подол юбки? штора на окно? картина на стену? Понятно, что от этого зависит дальнейшая обработка и оформление изделия. Здесь я опишу самый сложный вариант - вариант картины на стену. Почему он для меня самый сложный? Да потому что он начинается так: Уговариваем два дня мужа, чтобы он сделал рамочку! Можно и три дня уговаривать. Вот для юбки или шторки проблем нет, села и сшила, а вот рамочку... Уговорили.

Вот он берет брус подходящего сечения и длины и делает из него рамку для батика. Подходящее сечение - это такое, чтобы как можно меньше, но готовая рамка бы при этом бы не вибрировала, а держалась жестко. Делать это так: Брус напиливаем на четыре части: по сторонам рамки, причем, концы спиливаем под углом 45 градусов, эти стыки и будем теперь склеивать. Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Для склеивания готовим стол такого размера, чтобы рамка легла на него полностью. Намазываем торцы клеем и прижимаем.

Обязательно выравниваем углы, чтобы все углы рамки были прямыми. На фото показан простой и всем доступный инструмент для выравнивания углов - это коробочка из под дисков.

Когда углы немного подсохли, вырезаем уголки из плотного картона и приклеиваем на углы, закрепляя их таким образом.

И теперь сушим рамку. Сохнет рамка на этом столе от пяти до десяти часов, много не мало, чтобы все хорошо приклеилось и закрепилось. А на следующий день, у меня обычно получается именно так, натягиваем на готовую рамку ткань с готовым рисунком. Это делается просто: намазывается клеем одна сторона и прикалывается ткань кнопками, потом противоположная сторона, а потом остальные. Если изделие большое, то первую сторону начинаем прикалывать с угла, а последующие от центра к краям. Теперь опять сушим. И опять сушим не менее пяти часов, а лучше 24 часа. Теперь кнопки можно убрать .

У нас получилась картина в технике батик на рамке, готовая для оформления ее багетом.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии. Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик - это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы. В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след. в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).
Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

Итак, начнем…

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.

Роспись по ткани акриловыми красками позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Творческий процесс рисования на ткани настолько интересный и захватывающий, что может превратиться из обыкновенного увлечения в реальную бизнес-идею для создания дополнительного заработка. Рисовать акриловыми красками легко и интересно. Подробно разобраться во всех тонкостях росписи акриловыми красками поможет наша статья и представленные мастер-классы.

Начинающие часто думают: «Что будет, если я нарисую что-то не так, можно ли это исправить, если я пользуюсь акриловыми красками и использую определенные ткани?». Но волноваться не стоит. Исправить ошибки можно.

Лучшие краски для рисования на ткани и на предметах одежды – это акриловые красители, которые созданы на основе полимеров. Это означает, что красящий пигмент не проникает внутрь волокон, а как бы покрывает их защитной пленкой. Структура становится более плотной и теряет свою эластичность.

Изделия, покрытые красками для рисования по ткани, становятся красочными, яркими и неповторимыми. Кроме того, акриловое покрытие придает росписи водостойкий эффект.

Преимущества акриловых красок

Акриловые краски для одежды – это самый популярный вид красителей среди домашних любителей рисования и профессиональных художников. К достоинствам и преимуществам акриловых красок рисования на тканях можно отнести:

  • широкий ассортимент и доступность в продаже;
  • безопасное и простое использование;
  • возможность добавления воды в качестве разбавителя;
  • водостойкость покрытия рисунков и возможность выдерживать стирку изделий;
  • акриловые краски для разноцветного рисования по ткани легко смешиваются, что дает возможность получать различные новые оттенки.

Для закрепления акриловой росписи применяют сушку при помощи слегка нагретого утюга.

К недостаткам акриловых красок для росписи можно отнести:

  • ухудшение красящих свойств пигментов при длительном хранении;
  • обязательное применение дополнительных контуров из-за повышенной текучести акриловых пигментов.

Красками для рисования на ткани можно не только расписывать предметы гардероба, но и украсить текстильную обувь, разрисовать сумочку или нанести не смывающийся рисунок на зонтик. Расписанную поверхность очень приятно показывать окружающим, а крашенные вручную ткани порой бывают лучше одежды модных домов. Только рисовать на одежде нужно аккуратно.

Выбор подходящей ткани для росписи

Если давать советы по выбору краски для ткани для начинающих, то следует сразу отметить об отсутствии каких-либо ограничений материала по рисования акрилом. Можно расписывать любые материалы: плотный текстиль, популярный деним, нежный шелк, плотный хлопок или лен. При выборе следует не забывать о том, что окрашенные акриловой краской места будут иметь плотную структуру.

Обычно производители акриловых красок по ткани на наклейках тюбиков и баночек указывают рекомендованный тип ткани:

  1. Если на этикетке присутствует надпись «Silk», то это означает пигмент предназначен для покраски мягких и тонких тканей, например шелка, батиста, шифона.
  2. Обозначение «Teхtile» означает, что данный вид акриловой краски по ткани рекомендуется для окрашивания плотных материалов, натуральной кожи, бархата, замши. Покраска ткани будет легкой. Достаточно пользоваться необходимыми средствами.

Плотные ткани хорошо можно расписать акрилом по шаблону или трафарету. Рисунок в этом случае будет иметь четкие границы с ярко выраженным цветным принтом. Научиться делать роспись одежды акриловыми красками можно каждому желающему. Для этого необязательно иметь специальную художественную подготовку.

В магазинах для рукоделья и в художественных салонах можно найти готовые трафареты и шаблоны с цветочными орнаментами, фигурками животных, геометрическим принтами и многими другими изображениями.

Подготовительные работы

Перед тем как рисовать акриловыми красками по ткани, рекомендуется выбранную основу тщательно подготовить: погрузить на час в холодную воду и немного простирать. После полоскания в чистой воде ткань лучше всего просушить и после этого прогладить теплым утюгом.

Если материал тонкий, например батист или шелк, то его лучше растянуть на деревянной раме и оставить для полной просушки. Если принято решение декорировать предмет одежды, то лучше всего изолировать один слой от другого с помощью картонки или плотной бумаги.

На видео: как расписать ткань акриловыми красками.

Виды росписи акрилом

Ручная роспись ткани с помощью резервирующих составов называется батиком. Такое определение росписи можно найти в википедии. Технология батика заключается в нанесении на выбранную основу из ткани соответствующей краски. Чтобы получить четкие границы на стыке красящих составов, применяется специальный закрепитель, называемый резервирующим составом.

Акриловые красители могут применяться в нескольких типах окрашивания:

  • Горячий батик с расплавленным воском или парафином. При нем после окрашивания ткани и снятия воскового покрытия получается белый или разноцветный узор на цветном фоне. Эта техника нанесения давно пользовалась популярностью, но она требует специальных навыков.

  • Холодный батик с применением контуров резервирующих составов. Контуры создают четко очерченные границы и не позволяют акриловому красителю растекаться по ткани. Рисунок получается с ярким графическим видом. При холодном батике возможно использование в качестве контура готовых шаблонов или трафаретов.

  • Узелковый батик окрашивания заключается в формировании канвы узора небольшими узелками. Узелки можно завязывать непосредственно на ткани или же можно использовать для этой цели крепкие нитки, шнур. После покраски ткани узелки распускаются и делаются новые. Так продолжают до конца выполнения узора. Постепенные плавные переходы от светлого к темному цвету создают живописный и интересный узор.

  • Свободная роспись по своему процессу схожа с рисунком картин акварелью. Наносится непосредственно на ткань и позволяет свободно воплощать любую творческую идею, замысел. На заключительном этапе для четкости оттенков применяют резервирующие составы. Такой вид росписи больше подходит лицам, имеющих художественные навыки.

  • Роспись с применением аэрографа. Он позволяет распылять мельчайшие частицы акриловой краски. Аэрограф работает как усовершенствованный пульвелизатор, им удобно распылять краску на расстоянии 20-30 см от поверхности ткани.

Даже самый простой вид росписи акрилом поможет значительно преобразить повседневные привычные предметы одежды или интерьера.

Тонкости техники росписи

При нанесении акриловых красок важно учесть некоторые правила:

  • Разведенная акриловая краска будет хуже окрашивать ткань, и чтобы покрытие не смылось при стирке изделия, рекомендуется применять фирменные настоящие разбавители.
  • Окрашивающую поверхность ткани или предмета одежды разделяют от рабочей поверхности стола или другого предмета непроницаемой прокладной пленкой или вощеной бумагой.
  • Чтобы понять, как покрасить ткань через трафарет или шаблон, можно представить обыкновенную детскую книжку – раскраску. Различие только в том, что при послойном нанесении акрила нужно подождать до полного высыхания предыдущего слоя.
  • Вначале на рисунок наносится светлый тон, а затем плавно переходят к более темным тонам.

Если выполнять роспись по ткани согласно этим несложным правилам, то можно получить акриловое покрытие, не смываемое даже после многократных стирок. Иногда достаточно посмотреть мастер-класс, и всё станет понятно.

Способы нанесения акриловых красок

Рисовать на ткани или одежде можно несколькими способами. Метод рисования красками зависит от применяемого инструмента, от того какими красками будет наноситься рисунок:

  • Нанесение рисунков кистью.
  • Трафаретная или шаблонная печать с использованием специальных валиков или поролоновых различных тампонов.
  • Создание акрилового рельефного контура в сочетании с росписью кистями.

Нарисовать удивительную и неповторимую красоту с помощью росписи акриловыми красками можно научиться без труда. С давних времен и по настоящее время красота этого увлекательного творческого процесса находит все больше и больше своих поклонников. Если попробовать самому сотворить такое рукодельное чудо, то остановиться уже будет невозможно, настолько затягивает и увлекает процесс создания шедевров росписи своими руками.

Мастер-классы по росписи одежды (2 видео)