ГКО — государственная краткосрочная облигация. Доходы от операций с государственными ценными бумагами Первый выпуск гко год

Краткосрочные облигации - долговые ценные бумаги, которые дают право держателю взыскать с выпустившего их эмитента займ и проценты по нему.

Данный вид облигаций — высоколиквидные бумаги, позволяющие привлечь средства для компенсации бюджетного дефицита страны, или в случае нехватки средств при финансирования конкретного проекта. Краткосрочные облигации являются инструментом фондового рынка, поэтому процедура их выпуска и ввода в обращение регулируется сводом законодательных актов и Постановлением Правительства № 170 от 08.02.1993.

Виды краткосрочных облигаций

Основным критерием разделения краткосрочных облигаций на виды выступает категория эмитента, в соответствии с которой долговые бумаги бывают:
  • Государственными. Выпускаются в национальных денежных единицах по решению правительства с целью сокращения отрицательного торгового сальдо страны и балансировки бюджета.
  • Суверенными. Эмитируются в иностранной валюте высшим органом исполнительной власти.
  • Корпоративными. Используются инвестиционными фондами, банками, кредитными организациями, предприятиями и другими юридическими лицами для докапитализации структуры и повышения ее ликвидности.
  • Инфраструктурными. Выпускаются и обеспечиваются крупными корпорациями с целью получения средств для возведения объектов капитального строительства.
  • Муниципальными. Выводятся на рынок органами местной власти для привлечения денежных ресурсов на реализацию муниципальных проектов.
  • Евробондами. Выпускаются в любой мировой валюте, отличной от национальных денежных единиц эмитента и держателя бумаг.
По целям выпуска краткосрочные облигации делят на купонные, бескупонные, казначейские векселя и долговые обязательства внутреннего валютного займа.

Принцип размещения и обращения краткосрочных облигаций

Выпущенные ценные бумаги передаются Центробанку РФ, который для их реализации организовывает аукционы. Дата, время и условия допуска к торгам оглашаются за неделю до проведения. Для участия в аукционе потенциальные покупатели передают дилеру биржи заявки одного из двух видов:
  • конкурентные. Содержат информацию о количестве приобретаемых бумаг с указанием стоимости, которую инвестор намерен заплатить за актив.;
  • неконкурентные. Отображают количество приобретаемых бумаг по средневзвешенной рыночной цене. По данным заявкам ЦБ РФ имеет право вводить допустимую ставку за пользование активом в пределах 50%.
Краткосрочные облигации переходят от эмитента к покупателю через договор купли-продажи, соискатели заблаговременно переводят средства на счет биржи, где они блокируются до окончания аукциона и завершения сделки. После передачи бумаг держателю деньги передают эмитенту за вычетом комиссии дилера.

Частные лица имеют право приобретать краткосрочные облигации. Для этого соискателю необходимо обратиться непосредственно в отделение ВТБ или Сбербанка или оставить онлайн заявку в личном кабинете на онлайн-площадке финансовых учреждений. Облигации являются неотчуждаемым имуществом и не могут быть подарены или перепроданы.

Краткосрочные облигации — эффективный инструмент привлечения долговых средств на срок до одного года. Для эмитентов подобные займы привлекательны длительным периодом использования, а для держателей высокой доходностью и гарантированным обеспечением.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

ГКО выпускаются с 1993 года, сроки обращения - до 1 года, номинал - от 10 рублей (устанавливается эмитентом при выпуске). Форма существования бездокументарная, владельцами являются российские юридические и физические лица, а так же нерезиденты.

В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести, прежде всего, Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями». В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

Третий нормативный акт «Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО» устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт «депо» их нового владельца.

Размещение облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБР по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются Банком России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии государственных облигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость, рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,

Со времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков - учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

В декабре 1993 года произошло размещение первого выпуска ГКО сроком обращения в шесть месяцев. Успех в проведении аукциона свидетельствует об укрепившемся доверии и возрастающему интересов дилеров и других инвесторов к этому инструменту государственного долга. 26 октября 1994 года на ММВБ состоялся аукцион по размещению первого выпуска двенадцатимесячных государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, которые имели следующие основные параметры:

  • v номинал - 1 миллион рублей;
  • v период обращения - с 26 октября 1994 г. по 25 октября 1995 г.;
  • v объявленный объём эмиссии - 200 млрд. руб.

В ходе аукциона было размещено 60,5 млрд. руб. по номиналу, что составляет 30,25% объёма эмиссии; спрос на аукционе составил по номинальной стоимости 274,26 млрд. рублей, превышение его над предложением - 37%; доходность первого выпуска годовых ГКО составила 450%, максимальная доходность - 529,55%.

В аукционе приняло участие 53 банка-дилера, но лишь 34 из них приобрели облигации нового выпуска, т.к. в основном заявки подавались ими на доходность более 600% годовых. Согласно извещениям о проведении аукциона доля неконкурентных заявок могла достигать 50% от общего объёма заявок дилеров. По неконкурентным заявкам было приобретено облигаций на 3,5 млрд. рублей по номиналу (около 5,8% всех реализованных заявок). Соотношение средств клиентов и дилеров составили соответственно 55,7% и 44,3%. Всё это говорит о явном нежелании банков приобретать одногодичные облигации.

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Это говорит о том, что в случае затруднения Минфина возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при этом не страдают инвесторы этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно высока, и тот несколько ажиотажный интерес к этой бумаге, который проявляется сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с ГКО практически не было. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе 1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё один случай - в конце июня 1995 г., когда на рынке была довольно низкая ликвидность, и соответственно бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет Центральный Банк России, который вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать. А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент. Россияне хорошо познакомились с этой истиной летом 1994 г., во время краха финансовых компаний. Хотя доходность ГКО - не самая высокая, но когда были сомнения в надёжности, то и доходность этих бумаг была почти такой же, как и у “мавродиков” - за 300 %, что было связано с кризисом в Чечне. Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому эта «бумага» на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже и это довольно сложно для населения.

Хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - это уже профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика. К сожалению, наши банки не оказались на высоте положения и не были готовы работать с населением на справедливых началах (как принято в мировой практике). Даже Сбербанк России работает с населением не самым справедливым образом. Это, естественно, вызывает у населения интерес к государственным ценным бумагам, минуя недобросовестных посредников. К тому же удовлетворительного законодательства по сберегательным банкам в России пока нет.

Население России может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный результат.

Центробанк разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции Центробанка, ни специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком доходности.

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики России. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь, накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.

В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО-ОФЗ, которая позже была заменена новацией по государственных ценным бумагам Вавилов Ю.Я. Указ. соч. С.55..

В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. В установленные сроки эти выпуски были погашены. В феврале этого же года были проведены аукционы по размещению двух выпусков ГКО с объявленным объемом 2,5 млрд. руб. каждый. Результаты аукциона полностью удовлетворили эмитента. Таким образом, рынок ГКО был полностью восстановлен, инвесторы проявили большой интерес к краткосрочным бумагам государства, доходность которых сложилась на уровне, удовлетворяющем эмитента.

Один из вариантов получения прибыли – выступить в роли кредитора. А если в роли должника выступает государство, то такой вариант инвестирования определенно стоит рассмотреть. Доходы ОФЗ будут превышать банковские проценты, при этом надежность инвестиций выше банковских вкладов.

Какая доходность инвестиций по ОФЗ

Аббревиатура расшифровывается как облигации федерального займа , их выпускает государство, а любой человек, купивший их выступает в роли кредитора. Доходность по ОФЗ зависит от ряда факторов, в том числе и от срока истечения, подробнее об этом чуть ниже.

Из преимуществ такого метода инвестирования отметим:

  • высокую надежность – только дефолт государства помешает выполнению долговых обязательств. Вероятность этого невысока, а вот банки закрываются ежегодно и нет никакой гарантии, что ваш банк вдруг не окажется банкротом, вернуть деньги будет сложно;
  • доходность выше чем банковские проценты;
  • дополнительно к купонным выплатам инвестор может получить доход при продаже облигаций во время истечения их срока. Если они будут торговать по цене выше, чем на момент покупки, то разница и составит вашу дополнительную прибыль. Доход за счет инвестирования в облигации государственного займа может превышать 20% годовых при удачном стечении обстоятельств;
  • низкий порог вхождения – номинальная стоимость облигации равна 1000 рублей, эту сумму сможет выделить каждый.

Риски есть, но они незначительны и связаны только с вероятным дефолтом государства. Иных причин для невыполнения долговых обязательств просто нет, и свой доход по ОФЗ вы гарантированно будете получать 2 раза в год (чаще всего выплаты по купонам происходит 1 раз в полгода).

Пример расчета эффективности инвестирования в облигации:

  • предположим, вы решили купить облигации со сроком истечения в 2023 году – ОФЗ 46022. По ним обещают платить в год 8,13%. На данный момент они продаются дешевле номинала (89,497% от номинальной стоимости). Сумма инвестиций – 100000 рублей;

  • в год инвестор получал бы доход от облигаций займа на уровне 8,13 х 100000/100 = 8130 рублей если бы сделка была совершена по стоимости облигации в 1000 рублей. Скорректируем величину прибыли с учетом меньшей стоимости облигаций на момент покупки 8130/89497 х 100% = 9,08%;
  • еще один нюанс – погашение правительством этих облигаций произошло бы по цене 1000 рублей за штуку, что дало бы дополнительный доход в размере (1000-894,97)/1000 х 100% = 10,5%. Если пересчитать дополнительный процент в год, то получим 10,5/6 = 1,75%;
  • итого реальный доход в год составил бы не 8,13%, а 9,08 + 1,75 = 10,83%.

Показан далеко не самый выгодный вариант инвестирования. При желании доходы по ОФЗ можно повысить примерно в 2 раза.

Как добиться максимальной доходности при инвестировании в облигации

Любое физическое лицо в РФ может воспользоваться законом об инвестиционных счетах, который был принят в 2015 году. Инвестор, вложивший сумму до 400 000 рублей на срок от 3 лет имеет право воспользоваться налоговым вычетом, т.е. государство вернет вам 13% от инвестиций, в итоге доход по федеральным займам вырастет существенно.

Если использовать предыдущий пример, то в дополнение к 10,83% в год инвестор будет получать + 13% от суммы вложений в виде налогового вычета, т. е. 52000 рублей в год. Итого в год доходности по ОФЗ составят 10,83 + 13 = 23,83% , банк такого не предложит никогда.

Что касается классификации , то разделить облигации можно по типу выплат:

  • с фиксированными выплатами – дивиденды платятся раз в 6 месяцев до погашения облигаций;
  • с переменной выплатой – идет привязка величины выплаты к плавающей процентной ставке;
  • с фиксированной купонной выплатой – объем дохода по ОФЗ меняется, но пределы изменений указаны заранее.

Есть различия и по способу погашения номинала:

  • ОФЗ-АД – погашение номинала производится частями через определенные промежутки времени (амортизация номинала);
  • ОФЗ-ИН – индексация номинала, этот тип выгоднее за счет того, что доход по ОФЗ этого типа выше чем инфляция примерно на 2,5%.

Особенно остро стоит вопрос выбора бумаг для инвестирования – бумаг выпускается много, проценты по ним отличаются сильно, да и срок истечения может варьироваться от пары месяцев, до 10-15 лет. Даже сейчас можно купить бумаги со сроком истечения в районе 2034 года. Мы рекомендуем брать в работу варианты с доходом по ОФЗ на уровне 8-10% и обязательно пользоваться возможностью получить налоговый вычет.

Представим небольшой список из самых привлекательных для инвестирования вариантов на 2017 и последующие годы. В качестве критерия выберем доход по ОФЗ, и терпимые сроки выплат, т.е. внимание на бумаги, у которых срок погашения после 2030 года обращать не будем.

29011-ПК – с переменным купоном, дефолтов не было, последний выпуск будет в декабре 2017 года, проценты выплат видны на скриншоте. Срок погашения – 2020 год;

29012-ПК – также переменные купонные выплаты, срок погашения установлен на 2022 год. Последнее размещение состоится в декабре 2018 года;

24019-ПК – переменные выплаты по купонам, последнее размещение состоится в декабре 2018 года, а погашение произойдет в 2019 году. В год инвесторы получают порядка 10% от инвестированной суммы как доход по ОФЗ;

46014-АД – вариант с амортизацией долга, рассматривать можно как краткосрочную инвестицию, погашение произойдет в 2018 году, в последние годы доходность упала до 7%.

ОФЗ 26204-ПД, буквы ПД указывают на постоянный доход по купону. Это вложение также принесет прибыль на уровне 7,5% в год. Срок истечения – 2019 год.

Выпуск ОФЗ 26204-ПД срок погашения в марте 2018
Номер Экспирация купона Срок купона Процент в год Ставка рубл на обл
1 22.09.2011 183 7.5% 37.60
2 22.03.2012 182 37.40
3 20.09.2012
4 21.03.2013
5 19.09.2013
6 20.03.2014
7 18.09.2014
8 19.03.2015
9 17.09.2015
10 17.03.2016
11 15.09.2016
12 16.03.2017
13 14.09.2017
14 15.03.2018

С более подробным списком можно ознакомиться на профильных сайтах, например, на rusbonds.ru, rbc.ru. От себя добавим только, что обращать внимание нужно не только на доход по гос займам, но и на такие параметры как надежность эмитента, срок погашения.

Получил такой инструмент, как ГКО. Что это такое? Что скрывает эта аббревиатура - ГКО? Расшифровка этого слова означает «государственные краткосрочные облигации». Зачем они нужны?

Кстати, есть еще один вариант трактовки этой аббревиатуры - «ГКО СССР», расшифровка которой не имеет ничего общего с миром финансов и означает «Государственный Комитет Обороны Союза Советских Социалистических Республик». Речь будет идти не об этом, а именно об облигациях.

Первоначальный выпуск

Что такое ГКО? Расшифровка этого термина подразумевает, что эти бумаги являлись прообразом векселей, которые существуют в Соединенных Штатах Америки. Государственные краткосрочные облигации выпустились на территории Российской Федерации в мае 1993 года. Их роль заключалась в покрытии Так как эти бумаги в финансовой системе классифицируются как краткосрочные, то логично, что они не могут использоваться для долгосрочных инвестиций. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) составлял в номинале десять тысяч рублей, однако довольно быстро подняли до одного миллиона рублей.

Доход от облигаций

Что такое ГКО и какой от них доход? Инвестор получает прибыль за счет продажи государственных краткосрочных облигаций на разных аукционах по цене, которая находится ниже номинальной (с дисконтом). Эти ценные бумаги могут быть погашены по номиналу с помощью перевода денег на счет владельца в безналичной форме. Доход в данном случае - это разница между ценой на приобретение ГКО и их номинальной стоимостью на аукционе на или же при их первичном размещении.

Кто может купить краткосрочные государственные облигации?

Физические и юридические лица могут быть владельцами ГКО. Однако участие физических лиц на рынке оборота этих облигаций затруднено некоторыми чисто техническими причинами. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций ГКО уполномочил проводить все операции с ними только через дилеров, которыми выступают крупные финансовые компании и банки. Они в большинстве случаев не заинтересованы в сотрудничестве с капиталами частных лиц. Многие банки и финансовые предприятия устанавливают определенные ограничения на объемы средств, которые необходимы инвесторам для проведения операций с облигациями через дилера. На начало девяносто седьмого года эта сумма находилась в диапазоне от трех сотен до пяти сотен миллионов русских рублей.

История выпусков

Что означает термин ГКО? Расшифровка названия этого финансового инструмента, как мы уже упоминали, - «государственные краткосрочные облигации». Поэтому их и выпускали на краткие сроки в двенадцать, шесть и три месяца. В 1997 году эмитент (Министерство финансов Российской Федерации) изменил структуру выпусков такого инструмента, как краткосрочные облигации, оставив в ходу только шестимесячные и двенадцатимесячные. Так как ГКО, расшифровка которых делает акцент на коротких сроках действия, выпускаются чередующимися сериями, у эмитента есть возможность проводить систематическое погашение ранее выпущенных серий с помощью выпуска новых. Данные облигации бескупонные, поэтому инвестор может приобретать их по цене ниже номинальной. При размещении серии объемы выпусков по номиналу должны быть выше на дисконтную величину, которая установлена во время аукционной реализации данных ценных бумаг.

Действия в отношении краткосрочных облигаций

Минфин Российской Федерации проводит частые и регулярные ГКО. Расшифровка этой аббревиатуры включает в себя слово «государственные», так как именно в бюджет идут поступления от продажи этих активов. Благодаря политике частых эмиссий краткосрочные облигации превращаются такими простыми методами в долгосрочные, так как государство всегда имеет определенную сумму заимствований. К примеру, уже в девяносто пятом году от реализации ГКО чистые поступления в бюджет составили почти тридцать триллионов рублей. Это позволило покрыть более пятидесяти процентов дефицита федерального государственного бюджета. В девяносто шестом году выручка от циклов эмиссий краткосрочных облигаций составила более пятидесяти триллионов рублей.

Кто является участниками рынка оборота краткосрочных облигаций?

Аббревиатура ГКО, расшифровка которой нами рассматривалась выше, имеет широкий спектр участников рынка. Основными субъектами являются:

  • (Российской Федерации), которое является эмитентом и определяет цену первичного размещения облигаций на аукционах, формирует средневзвешенную цену, а также влияет на объемы выпуска.
  • Центральный банк РФ (Российской Федерации), который является уполномоченным агентом Минфина по вопросам размещения ГКО. Также, ЦБ РФ проводит и организует аукционы по первичному размещению облигаций, участвует в аукционах вторичных, оперирует с бумагами на открытых рынках.
  • Дилер, то есть заключивший договор с ЦБ РФ профессиональный участник торгов, который обслуживает операции с ГКО. Дилер может как заключать сделки за свой счет, так и быть брокером, выполняя сделки по поручению своих клиентов.
  • Инвестор, то есть такое физическое и/или юридическое лицо, которое не является дилером и приобретает государственные краткосрочные облигации на основании договора, заключенного с определенным дилером.
  • Депозитарии. ГКО, расшифровка которых предполагает безналичную форму выпуска, обладают двухуровневой системой, которая состоит из субдепозитария (собственно, им является дилер) и головного депозитария (организации, которая заключила договор с Центральным банком Российской Федерации на ведение необходимых депозитарных действий по учету краткосрочных облигаций).

К августу 1998 года доходность по ГКО достигла 140% при росте цен на товары и услуг за первые полгода в 5-6%.

В 1993 году Министерство финансов России начало выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО) со сроками обращения в 3, 6 и 12 месяцев. Номинал ГКО был равен 1 млн рублей (1700-1800 долларов США на тот момент). Продажей ГКО занимался Банк России (цены была ниже номинала). Когда подходил к концу срок обращения облигации ее выкупало Министерство финансов по номиналу. То есть, доход владельца облигации был равен разнице между ее номиналом и ценой покупки ГКО.

Цена продажи ГКО не была фиксированной и изменялась государством в зависимости от спроса. Если спрос уменьшался то цена, естественно, снижалась и наоборот. Доход по ГКО за период с 1993 по 1998 колебался от 30 до 250% годовых.

Хорошее начало

В начале 90-х главной головной болью правительства России была инфляция (840% в 1993 г.) и, поэтому, финансирование бюджета за счет эмиссии денег нужно было прекращать. Сделано это было с помощью ГКО.

Сперва выпуск ГКО действительно помог профинансировать дефицит бюджета и снизить уровень инфляции до 21% в 1996 году и 11% в 1997. Кроме того, на фоне высокой инфляции в 1993-1995 гг. реальная доходность ГКО была практически отрицательной, что позволяло Минфину легко расплачиваться по ним.

Но, найдя источник «легких» денег, Минфин уже не мог остановиться и продолжать наращивать выпуск ГКО. Инфляция тем временем снижалась и, следовательно, реальная доходность ГКО увеличивалась.

Печальный итог

Уже 1995 году доходы от размещения новых выпусков ГКО не смогли покрыть платежи по предыдущим выпускам. Для привлечения денег пришлось увеличить доходность облигаций и пустить на рынок иностранных игроков. Ведь на носу были выборы в Госдуму и выборы президента.

Перед выборами президента доходность ГКО подскочила до 250% годовых (инфляция в 1996 г. составила 22%).

По сути, система ГКО к 1996 году представляла собой финансовую пирамиду, построенную государством (средства для выплат поступали за счет новых покупателей), которая неизбежно должна была рухнуть. В спекуляции с ГКО втянулись все, кто имел свободные денежные средства. Ведь за всего год из можно было удвоить и даже утроить. Капитал из реального сектора экономики перетекал в финансовый, что усугубило тяжелую ситуацию в промышленности.

В 1997 году выручка государства от продажи ГКО составила 32 трлн руб. (бюджет России в 1997 г. составлял 529 трлн. рублей, а дефицит бюджет — 95,4 трлн. рублей). На 1 января 1998 года номинальная стоимость находящихся в обороте ГКО составляла 272 трлн рублей.

К августу 1998 года доходность по ГКО достигла 140% (рост цен на товары и услуг за первые полгода был всего 5-6%). Государство не могло больше обеспечить выплаты по облигациям и 17 августа был объявлен технический дефолт. Этот же день считается началом экономического кризиса 1998 г.