Аргументы к сочинению по проблеме заинтересованного чтения. Проблема падения интереса к чтению Проблема чтения книг: аргументы из жизни

Раскрывая проблему выбора книг для чтения, автор опирается на собственные размышления, свой читательский опыт. Писательница выводит три закона чтения. Первый закон – нет книг, которые читать рано. Второй – есть книги, которые читать поздно. Третий – именно в отрочестве нужно составить список книг для чтения. Суть каждого закона критик поясняет. Для каждого человека существуют разные возрастные границы для прочтения той или иной книги.

Но есть произведения, которые мы должны прочитать только в детстве, например, «Приключения Тома Сойера». М.О.Чудакова убеждена, что не нужно тратить время на чтение «пустых, попавших случайно под руку или просто модных» книг.

С мнением автора невозможно не согласиться. В мире существует много печатной продукции, и чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь компас в этом книжном море. Таким компасом является список книг, необходимых для прочтения. Ведь у нас не так уж и много времени, чтобы тратить его на бесполезные книги.

Обратимся к литературным примерам. Вспомним роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Его героиня Татьяна Ларина читает сентиментальные романы англичанина Ричардсона и француза Руссо, которые заменяли ей всё: в них она находила свой идеал, пищу сердцу и уму, по ним составила своё представление о будущем кумире своей души. Другой герой романа Евгений Онегин читал английского экономиста Адама Смита и отвергал древнегреческих поэтов Гомера и Феокрита, очевидно, следуя моде. Чтобы преодолеть духовный кризис, Онегин обращается к чтению, уставив рядами книг полку, но не смог выбрать ту, которая помогла бы ему найти смысл жизни.

Проблема выбора произведений для чтения раскрывается и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Нигилист Евгений Базаров признаёт только одну книгу – «Материя и сила», написанную вульгарным материалистом Бюхнером. С изумлением будущий лекарь узнаёт о том, что отец его друга Аркадия Николай Петрович Кирсанов читает Пушкина. Базаров убеждён, что старшему Кирсанову пора бросить «эту ерунду», так как время романтиков давно прошло. Отрицание искусства обедняет личность Базарова.

Подведём итоги. Мы убедились, что правильный выбор книг играет важную роль в формировании личности, в развитии мировоззрения, и поэтому нужно серьёзно относиться к выбору произведений для чтения.

Временами создается впечатление, что книги может постигнуть участь старых магнитофонных кассет или компьютерных дискет. Вот уже больше десятилетия прошло, как они утратили свою значимость. Возможно не сейчас, но когда-то в далеком будущем книги утратят свой первобытный смысл, а реальность превратится в бездушный, механизированный и автоматизированный организм. И если ребром стоит и жизни лучше всего осветят этот вопрос.

Как все начиналось

Когда возникает проблема чтения книг, аргументы из литературы не всегда дают исчерпывающий ответ на этот вопрос, зато они затрагивают его со всех сторон.

Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением.

Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским. Не пренебрегали они и трудами Шиллера, самой популярной работой которого на то время было «Коварство и любовь».

И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы - посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

Влияние книги на человека

Максим Горький когда-то сказал: «Книгу стоит любить, она облегчит жизнь». И нередко книги становятся основными факторами, которые формируют личность человека. Если рассматривается в этом контексте проблема чтения книг, аргументы из художественной литературы очень хорошо ее осветят.

К примеру, можно вспомнить Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Она зачитывалась произведениями эпохи романтизма, наделила Онегина качествами, которыми тот никогда не обладал, а когда поняла, что к чему, то даже не разочаровалась. Из-за своего увлечения она постоянно находится в каком-то возвышенном состоянии, отрицает суету и мелочность бренного мира, ее идеалы во многом обозначились благодаря книгам, поэтому она так отличается от своих сверстников.

Влияние книг на становление человеческой личности прослеживается и в работе Достоевского «Преступление и наказание». Стоит вспомнить тот момент, где читает отрывок из Библии. Проникнувшись идеей о безграничном божьем милосердии, Раскольников, находясь в Остроге, читает именно ее.

Книга - последнее пристанище

И как бы положительно ни влияла книга на человека, какими бы ни были аргументы, проблема чтения книг всегда существовала в обществе.

Сейчас это проблема «нечтения», а раньше - отсутствия книг. В тяжелые времена, когда в руках человека появлялась книга, он буквально оживал на глазах. Пробежав глазами по первым строкам, человек словно исчезал в другом мире.

Стоит вспомнить рассказ А. Приставкина «Рогожский рынок». Военная Москва. Каждый пытается выжить, как может. Главный герой истории сумел продать связку дров и теперь хочет купить картошки. Вот только, поддавшись уговорам калеки, приобретает книгу. Понимая, что сделанного не воротить, он начинает неохотно перелистывать страницы «Евгения Онегина» и увлекшись не замечает, как стихает шум рыночной площади, а сам он мысленно переносится в мир, где кружат балы, льется шампанское и есть настоящая свобода. Книга подарила ему чувство восторга и надежду на лучшее.

Интересно, сможет ли повлиять подобным образом на человека картошка?

Пилюля для «веры в чудо»

И если поднимать вопрос: «Проблема чтения книг», аргументы из литературы открывают еще одну ее грань. А именно - веру в чудо. Книга заставляет не только отвлечься от реальности, но и поверить в то, что все будет хорошо. Стоит вспомнить рассказ К. Паустовского «Сказочник». Время, когда происходят события, - начало ХХ века. Главному герою в канун Рождества дарят сборник сказок Андерсена, он так увлекся чтением, что задремал под елкой и увидел во сне известного сказочника. Герой благодарен Андерсену за то, что тот появился в такой нелегкий период и заставил поверить в чудо. Он оживил надежду на то, что все будет хорошо, и показал истинную красоту жизни, ее величие и быстротечность, которым стоит радоваться каждый день.

Проблема чтения книг: аргументы из жизни

Но стоит вернуться к современности. Проблема чтения книг, аргументы которой представлены выше, еще не исчерпана. Сегодня люди действительно стали меньше читать. Несколько десятилетий назад, когда еще существовал Советский Союз, его жители считались самой читающей нацией в мире. В каждом доме имелось собрание книг, а в библиотеках стояли очереди. В частности это было спровоцировано модой и отсутствием иных способов для развлечения, но читали тогда определенно больше. Да и отношение к книгам было другое. Сейчас частенько можно увидеть возле мусорного бака аккуратно связанную стопочку книг. Она, конечно, быстро исчезает оттуда, но факты говорят за себя: выбросить книги, могут ли быть весомее аргументы?

Проблема чтения книг в наше время состоит не в том, что люди не читают совсем, а скорее в том, что они «поглощают» слишком много информации.

Если раньше детям просто читали сказки, то сейчас мамы и бабушки ищут в Сети советы о том, как правильно прочитать сказку, какая сказка будет хорошей, а какая плохой. Все книги теперь можно найти в электронном формате. Но это не влияет на то, что читать стали меньше. Сейчас люди просто потребляют информацию, поверхностно просматривая контент, а старые, добрые книги, которые чаруют своим слогом, остаются в тени - на них нет времени.

Антиутопия

Вот такая она, проблема чтения книг в современном обществе. Аргументы на этот счет можно привести из произведения Рея Бредбери. Он описывает мир, где нет книг. Также в этом мире нет места конфликтам, преступлениям и человечности. Откуда же им взяться, если никто не читает? Следовательно, ничто не провоцирует создание мыслительного процесса. Один из моментов, который врезается в память, - это разговор главного героя со своей женой. Автор пишет, что она сутками сидела в комнате с большими голограммными экранами и общалась с несуществующими родственниками. И на все вопросы мужа говорила только о том, что нужно приобрести еще один экран, так как все «родственники» не помещаются. Утопия это или же проклятие? Пусть каждый решит самостоятельно.

Животворная литература

Очень часто литературные критики называют хорошие произведения «живыми книгами». Современное поколение редко увлекается чтением, а если и читает что-то, то в основном книги-однодневки. Простой сюжет, незамысловатый слог, минимум сложной информации или фактов - отличное трио, чтобы скоротать поездку на работу. Но после такой литературы сложно взять в руки произведения Толстого, Гоголя или Стендаля. Ведь здесь вся информация представлена в сложном формате - отточенный литературный слог, подтекст, сложное хитросплетение предложений, а главное - тема, которая всегда вызывает желание подумать.

Итак, проблема чтения книг… Аргументы можно приводить бесконечно по любому вопросу. Но главная проблема современности - это изящная «мутация». Вирус, при котором читатели превратились в потребителей информации: им не важен изящный слог, выводы или вступление, они желают знать ответ на конкретный вопрос. И книги, что трансформировались в разряд контента. Их могут скачать или просмотреть, но к вдумчивому чтению дело доходит редко.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2)Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (З)Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4)Переспрашиваю, экзаменую - схватила. (5)И вот даю для эксперимента Аксакова.

(6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая.

(7) Скоростной метод чтения. (8)Нет, страница не перелистывается. (9)Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10)Только время от времени слышатся восклицания:

Какая прелесть, какое очарование! (11)Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12)В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13)Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да очерёдность... (14)Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15)Да ещё (уже без школьной рекомендации) - «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16)Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17)Не дошёл черёд до Аксакова. (18)В институтской программе Аксакова тоже не было. (19)Но он существовал, пока ещё не читанный. (20)Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как-то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21)Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22)Там, в сказке, девице- красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23)Дело не в театральном представлении. (24)Не первый же раз пришёл я в театр! (25)Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26)Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27)Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28)Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29)Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение - всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (З0)Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31)Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А. К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32)Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Пояснение.

Проблемы:

1. Проблема выбора метода чтения. (Какой метод чтения следует предпочесть?)

2. Проблема определения круга чтения. (Какие книги составляют круг чтения человека? Какие книги важно прочитать каждому человеку?)

3. Проблема влияния книг Аксакова на формирование личности человека. (Как влияет творчество Аксакова на мировоззрение человека, на формирование его личности?)

4. Проблема влияния русской культуры на человека (Какие чувства пробуждает в человеке знакомство с русской культурой?)

5. Проблема выбора между кино, театром и книгой. (Что важнее: чтение книги или просмотр кинофильма, спектакля?)

1. Выбор метода чтения зависит от выбора книги, которую читает человек. Есть книги, которые можно читать методом скорочтения, чтобы быстро «схватить» необходимую информацию. Но книги, относящиеся к русской классической литературе, например книги Аксакова, надо читать медленно, с наслаждением.

2. Часто выбор книг определён программой школы или института, и это, конечно, очень хорошие книги, однако выбор произведений для чтения может быть и случаен, определён жизненными обстоятельствами. Очень важно, чтобы человек, хотя 6ы и случайно, встретился с лучшими произведениями русской литературы, среди которых, конечно, и книги Аксакова.

3. Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова, сегодня недостаточно известное читателям, самоценно, для каждого человека знакомство с этим писателем необходимо, так как его книги, сказки, например «Аленький цветочек», формируют «душевное здоровье», пробуждают любовь к Отечеству.

4. Русская культура формирует личность человека, его мировосприятие, пробуждает добрые и светлые чувства, любовь к Отечеству.

5. Чтение книг не исключает просмотра кинофильмов, спектакля, нужно только выбирать для чтения лучшие книги, смотреть спектакли, поставленные на основе этих книг, пробуждающих в человеке добрые чувства.

Книга - это уникальный источник знаний, который может дать человеку гораздо больше, чем он себе представляет. Чтение той или иной книги всегда подразумевает под собой выбор способа, скоростного или медленного, вдумвчивого или с целью найти основной смысл. И эту проблему выбора метода чтения в своем тексте поднимает В.А.Солоухин.

Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, ведь в наше время, в век информационных технологий и глобализации, многое зависит от способности человека находить информацию и преобразовывать ее, точно компьютер, в полезные данные. Для этого, как говорится к тексте В.А.Солоухина, существует скоростной метод чтения, позволяющий быстро понять основное содержание прочитанного. Но подойдет ли данный метод для художественной литературы? По мнению автора, великих русских классиков нельзя усвоить чтением "вскользь", по диагонали. Он приводит в пример одну женщину, которая привыкла читать книги на скорость, но в произведениях С.Т.Аксакова "страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова".

А как же описания природы? Их смысл как раз состоит в том, чтобы передать каждую деталь для создания общей картины, образа. А если использовать скоростной метод при прочтении произведения "Мертвые души" Н.В.Гоголя? Автор настолько подробно описывает быт каждого помещика, у которого гостит Чичиков, что без этих деталей и представить героев нелегко. Взять того же Собакевича. Автор не писал о том, что это был расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, но читатель смог сам понять это по тому, как в деревне помещика все было добротно, хоть усадьба напоминала казарму.

В то же время нельзя утверждать о бесполезности скоростного метода чтения. Чтобы не тратить много времени на изучение огромного количества информации, например, научной статьи, можно использовать чтение по диагонали, тогда основной смысл будет понятен, а ненужные детали не запутают вас еще больше.

Также скоростной метод чтения полезен при коспектировании. Используя данный способ, я смогла быстро понять основное содержание критической статьи В.Г.Белинского о произведении "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Хотя статья занимала немало страниц, и на ее подробное изучение ушло бы несколько часов.

Таким образом, при чтении произведения нужно учитывать его жанр и выбирать соответствующие методы. От этого может зависеть не только важность некоторых деталей, но и понимание текста в целом.

Книга в произведении является еще одним не очевидным способом раскрытия характера. По отношению к книге, по самому произведению или его автору можно понять, что за герой стоит перед нами. Поэтому в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто фигурирует проблема, связанная с ролью книги в жизни людей. Ниже представлены аргументы, соответствующие проблемным вопросам.

  1. В известном романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров застает Николая Петровича с томиком Пушкина. Это становится причиной его насмешек. Евгений советует «что-нибудь дельное почитать» и кладет ему брошюру немецкого естествоиспытателя. Эта сцена характеризует нам два полярных мира, один традиционный и соборный, а другой новый и передовой. Также важно отметить, что в романе многие герои читают. Мать Базарова — Дюкре «Дюмениль Алексис, или Хижина в лесу». Тургенев отмечает, что она «не прочла ни одной книги, кроме «Алексиса, или Хижины в лесу»». Отец Базарова — Горация, так как любит античность. Ситников — романы Жорж Санд. Таким образом, роль книги в их жизни очень важна: литература определяет их мировоззрение.
  2. Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И. Гончарова , говорил, что книги — это «…роскошь. То дело, без которого легко и обойтись можно. Вещь, назначенная для развлечения». Это еще один способ раскрыть его характер. Также в школе о нем говорилось, что он не читал книг «больше положенного», а значит, не особо ими интересовался и в детстве. Данный факт, несомненно, отразился на развитии личности героя. Пренебрегая чтением, он так и остался маленьким несамостоятельным Илюшей, который боится взрослой жизни и не может ориентироваться в ней.
  3. У Ф. М. Достоевского в произведении «Бедные люди» главный герой, Макар Девушкин, глубоко сочувствует Гоголевскому Акакию Акакиевичу из «Шинели». «Дело-то оно общее, маточка, и над вами и надо мной может случиться», - пишет он Вареньке. И герой убежден, что о подобном писать нельзя, неприлично. Макар способен сочувствовать не только живым людям, но и вымышленным. Интересно, что раньше, до знакомства с Варей, он читал бульварные и низкопробные книжки, и лишь с ее подачи стал интересоваться серьезной литературой. Эта перемена сказывается на развитии Макара: его стиль письма становится более изящным, у него расширяется лексический запас. Он даже чувствует более тонко, задумываясь о вещах, прежде не ведомых ему.
  4. Библейские мотивы звучат и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Родиона терзают сомнения и душевные боли, которые влекут и физические. Но когда Соня читает главному герою библию, он становится спокоен, именно эта книга помогает ему покаяться и обрести спокойствие. Таким образом, значение данного религиозного трактата сложно переоценить: он направил мечущуюся душу Родиона на единственно верный путь искупления греха.
  5. Герои романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого тоже формировались под влиянием чтения. «Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, взял первую попавшуюся с полки книгу, это были записки Цезаря» — этот молодой человек интересовался литературой всерьез, и неслучайно именно он – один из самых умных, добродетельных и одаренных персонажей. Духовные потребности, которые выражаются в любви к чтению, развивают его. Также «Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу» — этот пример иллюстрирует тот факт, что дворяне не недооценивали роль книги в воспитании детей. Они активно заинтересовывали их в чтении, давая классические книги с ярко выраженной моралью.
  6. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» частично строится на одной книге, вокруг нее начинают разворачиваться все события. Автор показывает нам книгу как труд всей жизни. Настоящее сокровище, и, одновременно, проклятие. Однако именно произведение искусства становится символом вечности. «Рукописи не горят» — пишет автор. Если творение по-настоящему гениально, оно живет в веках, оставаясь в памяти и сердцах людей.
  7. Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» полон известных литературных имен, автор даже успевает рассказать про себя: «Читал охотно Апулеля, а Цицерона не читал». Главный герой, к примеру, не любил поэзию: « Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом…». Это говорит читателю о том, что скептическое отношение к жизни было вычитано Евгением из специфической литературы. Он хотел заниматься хозяйством, поэтому окружил себя «дельными книгами», дабы не отвлекаться на чувства, в которых он давно разочаровался. Ленский же читает немецкого философа Канта. На философских воззрениях данного мыслителя частично основывался романтизм, в русле которого творил сам Владимир. Он воспринимает мир как нечто возвышенное, это его и погубило. Татьяна же читала французские романы про любовь, из которых и черпала представление об этом чувстве и о мужском идеале. Таким образом, характеры героев формируются на базе того книжного опыта, который они приобрели.