Сообщение на тему в мастерской. Сообщение о первопечатнике Иване Федорове «В мастерской первопечатника

Экономической основой запад-ноевро-пей-ского средневекового города было ре-месло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий объединялись в цеха. Этому способствовало несколько причин: во-первых, вместе ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов; во-вторых, цеха имели больше возможностей бороться с конкуренцией пришлых ремесленников. В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательным условием. Главная функция цехов — контроль над производством и продажен ремесленных изделий.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в X в., во Франции, Ан-глии и Германии — в XI-XII вв. Сначала цехов было немного. Однако со временем их количество существенно выросло. Цеха были самыми разнообразными. Одни изготовляли продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особенно уважаемыми были цеха по обработке железа и древесины (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха начали дробиться. Например, цех кузнецов раз-делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и др. Из цеха оружей-ников выделились ещё более узкие ремёсла для производства шлемов, лат, мечей, копий и т. п. Существовали даже ещё более мелкие цеха, как, скажем, цех производителей кошельков для подачи милостыни нищим в Париже или же цех вышивальщиков гербов в Кёльне. В конце XIII в. в Париже работало свыше 130 цехов, объединяющих около 5 тысяч ремесленников.

В XIV-XV вв. цеха разделяются на богатые («стар-шие», или «большие») и бедные («младшие», или «малые»). Цеха, недавно образованные, были намного беднее цехов, основанных десятилетием или столетием ранее. Ощутимой была и разница в предмете производ-ства и продажи, т. е. гончар не мог иметь таких прибылей, как ювелир, изделия которого покупали богачи. Поэтому иногда старшие цеха подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. За собственные деньги мастер покупал необходимое оборудование, сырьё и изготовлял изделие полностью. У мастера были помощники: подмастерья и ученики.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным органом управления. Здесь принимали устав, регулировавший функционирование цеха. За соблюдением норм и по-рядка в цехах следили старшины, избираемые из мастеров.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

Согласно уставу, каждому мастеру позволялось иметь строго определенное ко-личество инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать ночью и в праздничные дни. В канун праздников рабочий день сокращался. В уставе указывалось, какое количество сырья закупать и сколько продукции производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный мастер не воспользовался непредвиденными прибылями.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник изготовлял не-качественные изделия, это позорило весь цех, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковригу, не установленного цехом веса, сажали в клетку и возили по городу всем на посмешище. А в Париже некачественные товары выставляли у позорного столба.

XIII в. Из устава парижских производителей оловянной посуды

1. Каждый, кто хочет быть в Париже производителем оловянной посуды, может сво-бодно им быть, чтобы только хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет.

2. Никто из производителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так учинит, обязан заплатить королю 5 су штрафа, поскольку ночное освещение недостаточно для того, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим ремеслом.

3. Производитель оловянной посуды по праву должен создавать всевозможные из-делия своего ремесла лишь из доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и платит королю 5 су штрафа.

5. Никто не может и не должен продавать старые оловянные изделия как новые; а когда кто так учинит, должен королю 5 су штрафа.

Цеха были тесно связаны с жизнедеятельностью городских ремесленников. Каждый цех имел свое помещение, для проведения собраний, заседаний старши-ны, организации пиров и хранения казны, пополнявшейся за счёт взносов и штра-фов. Цеха могли оказать помощь сиротам или вдовам умерших мастеров. Они также сооружали церковь или часовню в честь святого — покровителя ремесла.

После победы коммунального движения все рычаги правления перешли в руки патрициата. Цеха же, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они требовали, чтобы их представители допускались в городской со-вет. Начались гак называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было разви-то слабее, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем раз-вития ремёсел побеждали цеха (Кёльн, Базель, Флорен-ция). Но и в этом случае доступ к власти имели далеко не все ремесленники, а только самые богатые цеха. Материал с сайта

Каждый ремесленник хранил в тайне секрет соб-ственного мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать детей в «науку» к мастеру. Срок учебы, в зависимости от слож-ности ремесла, длился от 2 до 8, а в отдельных цехах - даже до 12 лет. За обучение платили. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, сваливая на его плечи ещё и работу по хозяйству. После завершения обучения, усвоив основы ре-месла, ученик становился подмастерьем. Теперь его положение несколько менялось. За свой тяжелый труд, иногда по 16 часов, он получал мизерную зарплату. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был заплатить вступительный взнос в казну цеха, а также изготовить и подать на рассмотрение мастеров шедевр — изысканное и дорогое изделие своего ремесла. Если экзамен был сдан, подмастерье за собствен-ные средства угощал всех членов цеха и становился его полноправным членом.

XV в. Из устава любецких золотарей

...Кто хочет занять место самостоятельного мастера в цехе, должен (кроме выпол-нения многих других требований) сделать такие вещи: золотой перстень ажурной работы, английский браслет, браслет, что дарится при обручениях, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукоятки кинжала. Эти вещи он должен подать старшинам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не все подмастерья имели средства для изготовления шедевра и организации застолья. Кроме того, пытаясь защитить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в цех. Полноправными членами цеха могли стать разве что сын или зять мастера. Так образовывалась прослойка «вечных под-мастерьев». В XIV-XV вв. происходило постепенное «замыкание цехов». Для за-щиты своих интересов подмастерья создавали особенные союзы — братства .

Цеха на ранней стадии своего существования сыграли чрезвычайно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на нововведения и технические усовершенство-вания со временем привели к торможению процесса производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

В средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё - кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

Цехи-союзы ремесленников

Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы - цехи.

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами - отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Роль цехов в жизни города

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями» .

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ

Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

История Средних веков (конец V века - середина XVII века)

Донской, Агибалова

Ответ оставил Гость

Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын, с детства трудившийся в мастерской. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства. Суконщики изготовляли мягкие разноцветные ткани, оружейники – затейливо украшенные доспехи и мечи. Особенно тонкой художественной работой отличались изделия ювелиров и резчиков по камню и дереву. Все это делали люди, любившие свое мастерство, – оно было для них делом гордости и чести.

Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.

Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Ремесло в средневековом городе было мелким промышленным производством, основанным на ручном труде.

Оцени ответ

Сообщение по теме "В мастерской первопечатника" для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного началось книгопечатание на Руси.

Первым в этом сложном и почетном деле был Иван Федоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя построили Печатный Двор в Москве, на улице Никольской.

В первую типографию для мастерской первопечатника был привезен печатный станок из Польши.

Для печати книг в Печатный двор были изготовлены отлитые металлические буквы, а также доски для гравюр и много другого инструмента.

Сложным был труд в мастерской первопечатника, потому что станки для печатания книг не были еще отлажены полностью, много было ручного труда, но дело они сделали.

Спустя 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу "Апостол".

Эту книгу, первому, принес первопечатник царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, по достоинству оценил заглавные красные буквы расписные, заставицу и богатый кожаный переплет.

После того, как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашел в ней недостатков, он отблагодарил первопечатника Федорова, сказав, что в России теперь книги будут самые лучшие в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно прочитал книгу, то его настроение улучшилось и он произнес несколько предложений, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

"Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству..."

"Что ж, друкарь, честь головою сберегают, гадно книгу напечатал. Угодил царю, - хвалил он Ивана Фёдорова."

"А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли." - порадовался Иван Грозный.

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника и царя мы читаем, что Иван Федоров был горд своей работой, его книга получилась совершенной.

Все в ней было хорошо и орнаменты (заставица), и грамотно текст написан без ошибок, и заглавные буквы расписаны и украшены.

Сама книга выглядела очень ладно в богато кожаном переплете и была удобно к прочтению.

Иван Грозный в начале диалога был очень сердит и грозен, но после того как ознакомился с книгой, также стал горд за Россию и его настроение сменилось на благодушное и восторженное.

Царь одобрительно говорил о творчестве первопечатника и похвалил его.

А когда сравнил иноземные книги и русскую книгу, то даже стал улыбаться от удовольствия, что родная книга намного лучше отпечатана, чем иноземные книги.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с жизнью первопечатника Ивана Фёдорова.
  2. Закрепление знания детей о возникновении письменности.
  3. Знакомство с немецким изобретателем первого печатного станка.
  4. Воспитывать чувство гордости за своих предков, за свой народ, за свою Родину.
  5. Воспитывать бережное отношение и любовь к книгам.

Оборудование:

  • тесты;
  • рассказ «В типографии у Ивана Фёдорова», «Колесо истории»;
  • иллюстрации (печатный станок, памятник И.Фёдорову);
  • высказывание старорусских книжников;
  • запись колокольного звона.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самостоятельная работа (тестовая).

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Ребята, каждый день вы берёте в руки книгу. Читаете её, рассматриваете иллюстрации и, наверное, задумывались:

Откуда взялось печатное творение?

Кто его придумал?

Давно ли?

И какой была первая книга?

Как зовут человека, который первым в России напечатал книгу?

Обо всём этом и пойдёт рассказ на нашем уроке.

Ребята, давайте повернём колесо истории и перенесёмся из XXI века в далёкое прошлое, в век XVI.

IV. Основная часть.

Выступления учеников:

1. Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

2. И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

3. В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ученик 1: Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах как горшки.

Ученик 2: А в соседнем Египетском царстве книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали.

Ученик 3: Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали и получались 4 страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос» , а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.

Ученик 4: Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом – бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.

Ученик 1: Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да ещё и украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли. Было это, правда, очень давно, более пятисот лет назад.

Ученик 2: Первая печатная книга появилась в немецком городе Майнце. Её отпечатали на деревянном станке, похожем на тот, каким издавна пользовались для отжимки масла или винограда.

Ученик 3: Изобретателем печатного станка был один из жителей города – Иоганн Гуттенберг (учитель показывает портрет).

Рисунок 1. Иоганн Гуттенберг – изобретатель первого печатного станка.

Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы или цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер.

Ученик 4: Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящичек. Нужные слова выкладывали на специальной дощечке – верстаке . Покрывали печатную форму краской, сверху клали лист бумаги и крепко прижимали на станке. Лист отпечатан. С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

Ученик 1: Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг – типографии.

Ученик 2: Когда же появилась печатная книга на Руси?

Ученик 3: В XVI веке, во времена Ивана Грозного, открылась типография и в Москве. Царь повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».

Ученик 4: Давайте побываем на первом Печатном дворе вместе с сыном бондаря Якова Казарина, Микиткой.

Дети читают рассказ «В типографии Ивана Фёдорова».

Учитель: Когда же появилась первая печатная книга на Руси?

Учитель: Где её напечатали?

Ученики: В типографии у Ивана Фёдорова.

V. Минутка отдыха.

Учитель: Давайте, ребята, немного отдохнём. Представьте, что вы гуляете по древней Москве.

(Звучит колокольный звон.)

Учитель: Старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. Они говорили: «Книги – это реки, наполняющие вселенную, в них ведь неисчётная глубина».

Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда Иван Грозный решил построить в Москве Печатный двор. Новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову. Никто не удивился этому выбору. В народе говорили про Ивана Фёдорова: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.

Он родился около 1510 года, но где – неизвестно. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквах-литерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

Рисунок 2. Типография Ивана Фёдорова.

Помощниками Ивана Фёдорова были Пётр Мстиславец и Андронник Тимофеев. На создание первой книги, которая называлась «Апостол», ушёл целый год.

Рисунок 3. Страница из «Апостола» – первой печатной книги И.Фёдорова.

Зато вторая – «Часовник» (она содержала молитвы) – была подготовлена за два месяца. По ней долгое время люди учились читать.

Вскоре Ивану Фёдорову пришлось уехать из Москвы. Виной тому было недовольство переписчиков книг, боявшихся из-за Фёдорова остаться без работы. Они распространяли против него всякие небылицы, нашёптывали простым людям, что Печатный двор надо спалить, потому что там будто бы занимаются колдовством.

Узнав о готовящейся расправе, Иван Фёдоров вместе с сыном Иваном и Петром Мстиславцем уехал в Литву, а затем – на Украину. Здесь его называли Иван Друкарь Московский. Друкарь по-украински печатник. Помните, ребята, в рассказе Иван Фёдоров обещал Микитке напечатать Азбуку? Так вот, он своё обещание выполнил. Во Львове была напечатана первая русская «Азбука», по ней долгое время дети учились грамоте.

Часто Ивану Фёдорову приходилось переезжать с одного места на другое, но везде он узнавал что-то новое и набирался мудрости, обретал умения для своего дела.

Он напечатал и Первый русский календарь из скромных листочков, на которых были напечатаны стихи, посвящённые каждому месяцу. Случилось это 5 мая 1581 года . От этого дня и ведут начало наши печатные календари. И когда вечером будем срывать листок с численника-календаря, то вспомним, что его далекого-далёкого предка отпечатал Иван Друкарь.

Самой знаменитой среди других печатных книг Ивана Фёдорова является Острожская «Библия». В неё первопечатник вложил всё своё умение и мастерство.

Иван Фёдоров мечтал завести собственную печатню. Да только бедность была его постоянной спутницей. Умер Иван Фёдоров во Львове 6 декабря 1583 года . Там он и похоронен. Но не умерло его дело. Память о великом человеке навсегда останется с нами.

В самом центре Москвы стоит памятник, воздвигнутый в 1909 году по проекту скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859 – 1921). Бронзовый монумент изображает человека в старинной одежде. Открытое русское лицо, высокий лоб мыслителя, перехваченные ремешком волосы...

Рисунок 4. Памятник Ивану Фёдорову в Москве.

В Санкт-Петербурге есть типография, которая носит его имя. Так и живёт сегодня среди нас Иван Фёдоров. О его жизни вы можете прочитать в книгах: «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетрова, «По следам первопечатника» Е.Л. Немировского, «Суровый век» С.Алексеева.

Учитель: В нашем городе тоже есть типография. До революции 1917 года были две типографии (частных) Маркова и Стрельниковой, а в 1918 году их объединили в одну. Сейчас в типографии печатают различные бланки.

Прошло уже много лет со дня изобретения первого печатного станка (Кто его изобрёл?) Сейчас в современных типографиях почти всё делают машины. Давайте послушаем стихотворение С.Я.Маршака «Как печатали вашу книгу» (читает ученица).

Ребята, а кто ещё, кроме переплётчика, помогает книге появиться на свет?

  • Лесорубы.
  • Шахтёры.
  • Железнодорожники.
  • Энергетики.
  • Сплавщики.
  • Строители.
  • Машиностроители.
  • Химики.
  • Металлурги и многие другие.

В создании книги участвует почти каждый труженик страны. Поэтому книга – очень ценная вещь. Помни, сколько труда затратили люди на её изготовление, обращайся с книгой бережно. Ребята, на нашей книжной выставке есть книги новые и старые, большие и маленькие, красочные и совсем без иллюстраций, но все они сообщают нам, читателям, много нового и интересного.

Так из книги «Книжкин дом» В.Г.Вальковой и А.Н. Спаль я узнала, что самая большая книга издана в 1832 году, в Лондоне. Её высота – 5м 70см, ширина – 3м 70см. размер букв – 15см, называется «Пантеон английских героев». Самая маленькая – «Муравейчики» отпечатана в 1980 году в Японии; её размер – 1см 4мм.

А теперь давайте немного отдохнём и вместе с тем проверим ваши знания (отгадываем кроссворды).

  1. Украшенный драгоценными камнями жезл – символ власти.
  2. Что такое «Аз», «Буки», «Веди»?
  3. Как называлась первая книга Ивана Фёдорова?
  4. Закончите пословицу: «Человек без Родины, что соловей без... (песни).

  1. Один из символов государства.
  2. От какого слова произошло слово копейка.
  3. Закончи пословицу: «При солнышке тепло, при матери... (добро).
  4. Кто изображён на российском гербе?
  5. Какими были первые книги?
  6. Как называли первого русского царя?
  7. Золотой шар с крестом, символ власти.

Учитель: Ребята, в выделенных клетках давайте прочитаем имя и фамилию человека, который напечатал первую книгу на Руси. (Иван Фёдоров).

Ребята, откройте учебник на с. 49. прочитайте статью «Печатный станок Ивана Фёдорова». Когда появилась первая печатная книга?

Учитель: Как она называлась?

Ученики: «Апостол».

Учитель: Кто был первым русским человеком, напечатавшим книгу?

Ученики: Первопечатник Иван Фёдоров.

Учитель: Как вы думаете, любил ли он свою Родину? Почему вы так считаете?

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!

А теперь, ребята, давайте вернёмся в XXI век.

VI. Итог урока.

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Значение каких слов запомнили?

Домашнее задание: учебник с. 49 – 50 (пересказ).

Литература:

  1. Учебник «Введение в историю» Е.В. Саплина, А.И. Саплин.
  2. «Как делают книгу» В.П. Дацкевич.
  3. «Книжкин дом» В.Г. Валькова, А.Н. Спаль.
  4. «Сказ о Друкаре Иване и его книгах» Е.Осетров.
  5. «Суровый век» С.Алексеев.
  6. Журнал «Педсовет».