Проблема выбора жизненного пути примеры из литературы. Нравственный выбор — аргументы ЕГЭ

Дорогой друг!

Ты уже накопил необходимые знания и умения в том, как можно изменить обстоятельства своей жизни, научился САМОСТОЯТЕЛЬНО И ОТВЕТСТВЕННО ИСПОЛНЯТЬ ДОЛЖНОЕ. Перед тобой стоит очередная задача взросления – подготовиться к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

В любом случае принятие решения связано с выбором альтернативы. Важно, чтобы этот выбор был сделан осознанно и самостоятельно. Осознанное решение отличает:

1) наличие четкой цели (человек принимает решение исходя из своих собственных потребностей);

2) понимание последствий принятого решения (выбор, как правило, сказывается не только на собственной жизни человека, но влияет и на близких ему людей);

3) выполнимость (у человека, принявшего решение, должно быть достаточно знаний, сил, воли и терпения для его исполнения);

4) самостоятельность (человек принимает решение сам, в силу своего интеллекта и опыта).


Принятие и реализация решений – сложный процесс, состоящий из нескольких стадий: стадии признания необходимости решения, стадии поиска информации, которая позволяет принять решение, стадии принятия решения и стадии выполнения решения. Завершая обучение на ступени основного общего образования, ты должен признать необходимость проблемы выбора жизненного пути, сформулировать ее для себя, определить критерии своих возможных решений, разработать, оценить и выбрать альтернативы поведения. Поможет тебе в этом нелегком деле Дневник самопознания.

Не откладывай решение «на потом». Само оно к тебе не придет. Познай себя и окружающий мир, расширь горизонты своих знаний. Для этого постоянно размышляй о себе и своих задатках, способностях, психо-физических возможностях, о получаемых знаниях, посещай занятия курсов по выбору, читай научно-популярную литературу , выполняй проектные и научно-исследовательские работы , беседуй со взрослыми. Подводя итоги своей работы за четверть, ты увидишь продвижение по пути выбора, сможешь сделать свои действия целенаправленными и эффективными. Желаем успеха!

Проблема выбора жизненного и профессионального пути

Делая какой-то конкретный выбор, человеку всегда хочется как можно быстрее и как можно более глубоко понять окружающий его мир. Интерес, который движет им при этом, объясняется не только стремлением понять этот мир, но и уловить его суть, выявить его движущие силы с тем, чтобы приспособиться к его требованиям и закономерностям развития, чтобы активно интегрироваться в такой мир в максимально подготовленной для этого форме.

Мир, конечно же, многогранен, как многогранна и сама жизнь со всеми ее радостями и печалями, удачами и разочарованиями. Жизнь и границы мира не ограничиваются только работой – есть семья и семейная жизнь, удовольствия и наслаждения, любовь и увлечения – но работа занимает в жизни человека весьма существенное место. Многие мечтают о достойной карьере и не только потому, что более высокое положение человека предполагает и его более комфортное или богатое существование. Карьера важна еще и по причине профессионального и жизненного интереса .

Трудно осознать, но это действительно так: восхождение по карьерной лестнице начинается не тогда, когда приступаешь к работе. Равно как и сама жизнь в ее реальной форме начнется не завтра или через 5 лет – она уже началась, началась еще вчера… Все действия, поступки, привычки человека тянутся шлейфом по всей его жизни... И выстраивание твоей карьеры начинается тоже сегодня – от того, как ты подготовишь себя к реальной практической деятельности, так и будет проистекать твоя профессиональная жизнь…

Конечно, есть еще и Госпожа Удача, но ведь и удача обходит стороной тех, кто не готов к встрече с ней. Умением выполнять какую-то конкретную работу человек не наделяется от рождения, такому умению необходимо научиться. Даже для того, чтобы работать простым дворником, надо уметь владеть метлой или лопатой. Но природа даровала каждому человеку возможность развивать и совершенствовать заложенные при рождении способности и таланты. От человека при этом требуется «включение» определенных волевых качеств. Развитие и совершенствование способностей осуществляется только под воздействием знаний, накопленных человечеством на протяжении долгой истории. Когда же у человека нет истинного знания, то он не только не понимает окружающий мир и происходящие события, но и самый ничтожный пустяк превращается для него в проблему. Если ты не обладаешь нужными познаниями, если тебе неизвестны используемые в какой-то деятельности приемы, методы или формы общения, то для тебя становится затруднительным вход в профессиональное сообщество. Самоценность образования, что бы ни говорили, никуда не делась и не денется.


На окружающий нас мир мы можем смотреть с разных точек зрения. С разных же точек зрения можно по-разному объяснить этот единый мир. Наиболее же объективная картина окружающего нас мира вырисовывается при использовании экономического подхода с обязательным использованием философских рассуждений. С этой точки зрения мир представляет собой прежде всего особый механизм, вынуждающий человека (через процедуру самостоятельного принятия им соответствующего решения) найти какую-то конкретную и удовлетворяющую его (по крайней мере в текущий момент) форму сочетания двух объективно присущих ему природных устремлений:

Организовать течение своей жизни в полном соответствии (или как можно ближе к этому) с его индивидуальным, личностным интересом, влечением, тягой к какому-то конкретному занятию, а занятие представляется как заполнение времени какими-то осмысленными действиями,

Иметь постоянный источник дохода, который бы позволил как можно полнее удовлетворять присущие ему – как существу биологическому и как существу социальному – потребности, которые могут на протяжении жизни меняться или пополняться.

Конечно же, идеальной – с этой точки зрения – представляется ситуация, когда занятие, дело, действительно интересное для человека, позволяет расценивать это занятие и как источник искомого дохода в его достаточной форме. И хотя такое совпадение не всегда возможно, люди все же стремятся к такому поиску. Те же, кто не находит такой формы сочетания или кто не может распознать в себе свой жизненный интерес, поступают по-иному. Они фиксируют возможные источники дохода и пытаются ответить на вопрос: «А я могу делать то, что полагается или предполагается делать человеку, претендующему на право пользования таким источником дохода?» И пока он не найдет позитивный ответ на свой вопрос, он не прекращает анализа всех возможных и доступных источников дохода.

Наивысший эффект достигается тогда, когда «человек находится в согласии сам с собой и со своими природными возможностями»: работа, за которую он получает вознаграждение, интересна ему еще и сама по себе, а не только потому, что она приносит ему индивидуальный доход, а величина дохода позволяет организовать свою жизнь на приемлемом уровне… В обратной ситуации, когда человек осознает, что доход обеспечить себе необходимо, а раз так, то работать надо, но выполняемая работа удовольствия ему не доставляет, она ему не интересна, он ею не увлечен, надеяться на «поражающий окружающих эффект» не приходится. Но человек выбирает свой жизненный путь сам …

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является необходимость владения не одной, а несколькими смежными профессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и «намертво» связанное с профессией. В течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию. А для этого необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни.

Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому конечной целью подготовки к профессиональной деятельности для современного человека становится стать не просто СПЕЦИАЛИСТОМ, а стать ПРОФЕССИОНАЛОМ. Специалист – это человек, владеющий определенными знаниями, умениями и навыками в каком-то конкретном деле (токарь, наладчик, конструктор каких-то машин и механизмов, модельер детской одежды, учитель английского языка и т. п.). Профессионал же владеет профессиональной деятельностью в целом, способен найти возможности применения своих профессиональных навыков в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и развитию. Иными словами, он способен к саморазвитию (саморазвитие – это активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира).

Задание. Поразмышляй над этой информацией. Обсуди ее с родителями, друзьями, другими, уважаемыми тобой людьми. Попроси их подтвердить или опровергнуть конкретными примерами из жизни главные мысли. Ответь для себя на вопрос, осознал ли ты необходимость начать подготовку к принятию решения по выбору жизненного пути? Является ли для тебя эта работа личностно значимой целью? Сформулируй эту цель для себя. _____________________________________________________________
А теперь начинай собирать информацию, необходимую для того, чтобы сделать твое решение осознанным и самостоятельным.

Прежде всего, ПОЗНАЙ СЕБЯ.

Познать себя для принятия решения о содержании и способах продолжения обучения после 9 класса означает определиться в своих жизненных и трудовых ценностях, интересах и склонностях, осознать свои потребности и интересы.

Задание. Рассмотри представленные списки жизненных и трудовых ценностей. Дополни их, если они для тебя недостаточны. Выбери из них самые важные для тебя и запиши их в порядке убывания по степени значимости.

Мои жизненные ценности

1.Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

2.Творчество (возможность творческой деятельности).

3.Удовольствия, развлечения, отсутствие обязанностей. Приятное проведение времени.

4.Здоровье (физическое и психическое).

5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

6.Семья, дети, забота о них.

7.Наличие хороших и верных друзей.

8.Власть и карьера.

9.Интересная работа.

10.Активная деятельная жизнь.

11.Жизненная мудрость.

12.Свобода, самостоятельность и независимость суждений и поступков.

13.Равенство как отсутствие унижения и равные возможности для всех.

14.Уверенность в себе, гордость.

15.Познание как возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития.

16.Общественное признание как уважение окружающих.

17.Развитие как постоянное духовное и физическое совершенствование.

18.Общая обстановка в мире, стране, обществе, сохранение благополучия каждого.

19.Острота ощущений, риск.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Мои ценности труда

1.НАДЕЖНОСТЬ – иметь постоянную работу, которая позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

2.ПРЕСТИЖ – иметь работу, которая дает мне высокий статус и положение в обществе.

3.ВЫСОКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – иметь работу, которая обеспечивает высокий материальный уровень жизни.

4.НЕЗАВИСИМОСТЬ – работа, которая позволяет мне быть самому себе хозяином. Следовать своим собственным суждениям и работать так, как хочется мне без какого-либо контроля.

5.РАЗНООБРАЗИЕ – работа, дающая возможность выполнять много разных дел.

6.ТВОРЧЕСТВО – работа, в которой необходимо использовать мое воображение или быть первооткрывателем, «генератором идей».

7.ЛИДЕРСТВО – стремиться управлять людьми и отвечать за них, принимать решения, влияющие на их жизнь и работу.

8.РАБОТА С ЛЮДЬМИ – в тесном контакте с людьми, направленная на создание психологического комфорта и помощи другим.

9.ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ – работа, способная приносить успех.

10.МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – работа под контролем других людей, которые говорят мне, что делать.

11.РАБОТА РУКАМИ – работа, где требуется ловкость рук, практический интеллект для работы с машинами и инструментами или изготовления и ремонта вещей.

_____________________

Выбирая свои ценности, помни, что нет ценностей правильных и неправильных. Каждый человек сам выбирает для себя важное, следует ему, оценивает результаты и нередко пересматривает свой выбор. Поэтому мы рекомендуем тебе поразмышлять над этой проблемой, на примерах из художественной литературы , рассказов бывалых взрослых, описаний жизни знаменитых людей проанализировать человеческие судьбы, то, как они складывались и к каким последствиям приводили в соответствии с выбранными жизненными ценностями.

Зафиксируй результаты своей аналитической работы в следующей таблице.

Мои жизненные и профессиональные ценности

Ценности

1 четверть 9 класса

4 четверть 9 класса

Жизненные ценности

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

Ценности труда

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

1 ________________

__________________

2 ________________

__________________

3 ________________

__________________

МОИ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ

Есть люди, которым повезло: они с детства знают, кем хотят быть. Но таких людей мало. Есть такие, кто рано начал заниматься каким-то делом в кружке, секции и, как говорится, «нашел себя». Но большинству людей не так-то просто определиться со своими интересами. Кому-то все кажется одинаково интересным. А кому-то ничто не кажется интересным. Как определиться, чему отдать предпочтение?

Школьнику легче всего начать эту работу с самоанализа включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках.

Задание. Понаблюдай за собой на уроках, проанализируй свое состояние и заполни следующую таблицу.

Пред-

Как я учусь?

Как я себя чувствую?

Насколько мне интересно?

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда хорошо

Иногда хорошо, иногда плохо

Всегда плохо

Всегда интересно

Иногда интересно, иногда нет

Никогда не интересно

Русский язык

Литература

Математика

Информатика

География

Иностранный язык

Биология

Обществозна-

ние (Я и мир, ККД, право)

Физкультура

1.Выпиши предметы, по которым самооценка наиболее высока по всем трем показателям: _____________________________________________________________________________________________________________

2.Проанализируй свой табель успеваемости:

По каким предметам у тебя самый высокий средний балл?

Совпадает ли этот перечень с тем, что ты выписал выше?

Если нет, то на каком месте в успешности обучения находятся те предметы, в которых ты чувствуешь себя наиболее комфортно?

3.Сделай вывод: в каких предметах ты скорее всего можешь найти свой интерес.

4.Углуби свои знания по этим предметам: почитай дополнительную литературу, научно-популярные статьи, журналы, брошюры. Поинтересуйся тем, в каких сферах жизни знания по этим предметам используются, какие профессии в них существуют.

Уверены, что проделав эту работу, большинство из вас сможет определить круг своих интересов. Запиши свои интересы _________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты знаешь, что одного интереса для успешности профессионального выбора человека недостаточно. Важно еще иметь склонность к избираемой профессиональной деятельности. Интерес отвечает на вопрос «Что я хочу знать?», склонность – «Что я хочу делать?». Именно возникновение склонности к определенной деятельности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Возникновение и выявление склонности возможно только в практической деятельности человека. Поэтому для определения своих склонностей ты должен попробовать свои силы в разных делах, связанных с твоими интересами . Это могут быть доклады, рефераты, исследовательские проекты, акции, организация и участие в конкурсах, классных и общешкольных мероприятиях, волонтерство, работа в летний период и многое другое.

Проверив свои склонности, запиши, в каких интересах ты бы хотел совершенствовать свои умения и навыки: ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Если тебе не удалось своими силами определить интересы и склонности или ты не уверен в правильности своего выбора, то определенную помощь тебе могут оказать школьный психолог или психологи – консультаты районного Центра образования или Центра занятости. Однако помни, что тесты дают ответ на основе твоего мнения о себе. Поэтому учись думать о себе, старайся понять себя сам.

В этом тебе может помочь методика «Карта интересов».

Инструкция. «Карта интересов» состоит из 78 утверждений. Дайте ответ на вопрос «Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?» по каждому утверждению следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставьте в бланке ответов рядом с порядковым номером утверждения знак «+», если не нравится – «-»; если сомневаетесь – поставьте «0».

Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?

3.Выяснять устройство электроприборов.

5.Узнавать о жизни людей в разных странах.

6.Знакомиться с жизнью растений и животных.

8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.

10.Знакомиться с работой врача.

11.Создавать уют в доме, классе, школе.

12.Посещать театры, музеи, выставки.

15.Выполнять домашние задания по химии.

16.Исправлять бытовые электроприборы.

17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.

18.Ходить в походы, изучать родной край.

19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.

21.Участвовать в школьных делах.

22.Объяснять товарищам домашнее задание.

26.Принимать активное участие в жизни школы.

27.Проводить опыты по физике.

30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)

47.Выступать с докладами на исторические темы.

48.Организовывать общешкольные мероприятия.

49.Ухаживать за детьми.

50.Делать разные покупки.

51.Беседовать с другими людьми об искусстве.

52.Заниматься в спортивных секциях.

53.Участвовать в физико-математических олимпиадах.

54.Решать задачи по химии.

55.Выполнять работы с измерительными приборами.

56.Выполнять работы по механике.

57.Разбираться в географических, геологических картах.

58.Проводить опыты по биологии.

59.Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы.

60.Изучать политику и экономику других стран.

61.Обсуждать вопросы воспитания и обучения.

62.Знакомиться со строением человеческого организма.

63.Убеждать людей в чем-либо.

64.Знакомиться с историей искусств.

65.Быть организатором в походах и играх.

66.Производить математические действия.

67.Отмечать химические явления в природе.

68.Разбираться в радиосхемах.

69.Выполнять чертежи.

70.Производить топографическую съемку местности.

71.Ухаживать за животными.

72.Выступать с докладами по вопросам литературы.

73.Знакомиться с историей культуры.

74.Давать объяснения младшим школьникам.

75.Изучать причины возникновения различных болезней.

76.Знакомиться, общаться с разными людьми.

77.Участвовать в спектаклях, концертах.

78.Соблюдать режим дня.

Бланк для ответов

Обработка результатов. Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика

2 – химия

3 – радиотехника и электроника

4 – механика и конструирование

5 – география-геология

6 – биология

7 – филология

8 – история и политика

9 – педагогика и воспитание

10 – медицина

11 – домоводство

12 – искусство

По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Предпочитаемое направление профессиональной деятельности определяется по наибольшему положительному значению суммы плюсов и минусов.

Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у школьника желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области.

Задание. Сформулируй результат своей работы по выявлению интересов и склонностей, какой тип профессии для тебя предпочтителен ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Тебе известно, что каждый тип профессии предъявляет к человеку определенные требования. Составь программу совершенствования и развития отдельных своих качеств:

ПОЗНАЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Профессиональная деятельность человека осуществляется в системе общественного производства страны. Выбирая профессию в соответствии со своими ценностями, интересами и склонностями, человек должен представлять, в каких сферах хозяйственной деятельности он может найти применение своим профессиональным знаниям, навыкам и умениям. Для этого необходимо знать, что из себя представляет народное хозяйство страны.

Все народное хозяйство страны включает две основные сферы деятельности: производственную (сфера материального производства) и непроизводственную. Каждая сфера состоит из ряда отраслей (смотри схему)

Отраслевая структура общественного производства России

Каждая отрасль включает крупные звенья производства – подотрасли. Например, промышленность – важнейшая отрасль производства состоит из двух больших групп отраслей – добывающей и обрабатывающей; подразделяется также на производство средств производства (машиностроительный комплекс, производство конструкционных материалов, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс) и производство предметов потребления.

В каждой отрасли действуют свои условия и оплата труда , существует своя система подготовки и переподготовки кадров.

Задание. Выясни у взрослых, в каких отраслях ты сможешь работать по избранной тобой профессии, каков в них уровень условий и оплаты труда, в каких институтах и колледжах готовят кадры для этих отраслей. Соотнеси их со своими жизненными и трудовыми ценностями. Помни: от этих факторов во многом зависит конкуренция при поступлении в среднее и высшее профессиональное учебное заведение и требования к качеству подготовки абитуриента для получения профессионального образования . Напиши, в изучении каких предметов тебе нужно подтянуться, а какие изучить углубленно _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Еще одним условием успешности выбора профессии является прогнозирование своего профессионализма в конкретных видах деятельности. Ты знаешь, что, с одной стороны, одним и тем же видом деятельности можно заниматься в разных профессиях, а с другой - в одной профессии можно заниматься разными видами деятельности. Поэтому, готовясь к получению профессионального образования, очень важно попробовать себя в разных видах деятельности и постараться понять, что у тебя получается лучше и приносит большее удовлетворение. Итак, постарайся попробовать себя:

в управлении – руководстве чьей-то деятельностью;

в обслуживании – работе по удовлетворению чьих-то потребностей;

в образовании – процессе передачи знаний и навыков, формировании личности,

в оздоровлении – избавлении от болезней и их предупреждении,

в творчестве – создании оригинальных произведений;

в производстве – изготовлении какой-либо продукции;

в конструировании – проектировании деталей и объектов для последующего их производства;

в исследовании – научном изучении чего-либо;

в защите – охране от враждебных действий;

в контроле – проверке.

Задание. Выясни возможности разных видов деятельности в пределах выбранного тобой типа профессии. Уточни перечень учебных заведений, в которых ты можешь получить необходимое профессиональное образование. Напиши, образование какого профиля тебе необходимо получить в 10-11 классах школы, чтобы подготовиться к поступлению в ВУЗ _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Полезная информация .

1. Возможные профили обучения на старшей ступени: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, индустриально-технологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный.

2. Возможное профильное изучение предметов на старшей ступени: русский язык , литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание, экономика, право, география, физика, химия, биология, информатика, искусство, технология, ОБЖ.

3. Для получения профильного образования не менее двух предметов должны изучаться на профильном уровне.

4. Обучение на старшей ступени может быть как профильным, так и универсальным.

5. Образовательная траектория после 9 класса может проходить через подготовку к поступлению в ВУЗ в 10-11 классах школы, получение начального или среднего профессионального образования в колледже, приобретение начальных профессиональных навыков непосредственно на производстве.

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

МОЯ РАБОТА ПО САМОПОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ

СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(познакомь с ней родителей)

Родителям важно знать, что степень их влияния на профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к какам-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий и т. д.

Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия (позвонить, посетить школу или учебное заведение), и в этом помощь родителей может быть незаменима.

Хочется предостеречь Вас от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребенка. Авторы книги «Азбука профориентации» отмечают: к сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий, аспекты и условия выбора профессии ненамного лучше самих подростков (кроме, разумеется, своей профессиональной области).

В профессиональных возможностях своих детей большинство родителей ориентируется слабо. А поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих родителей о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления самих подростков. Таким образом, к ошибкам выбора вашего ребенка Вы можете добавить свои ошибочные взгляды на эту проблему.

Наиболее частые ошибки профессионального выбора:

· Ограничение исключительно престижностью профессии.

· Ориентация исключительно на высокую заработную плату .

· Ориентация исключительно на комфортные условия труда.

· Снижение до минимума трудностей обучения.

· Следование только указаниям родителей.

· Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в выборе образовательного маршрута может заключаться в следующем: мудрый совет, обсуждение различных мнений, приобретение необходимых справочников, организации встреч с людьми, чьи профессиональные знания связаны с интересами ребенка, сбор информации об учебных заведениях.

Совет родителей:

1.Познакомиться с профессиями в сфере ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2.Куда пойти после 9 класса:

Основной вариант _____________________________________________________________________

Запасной вариант _____________________________________________________________________

МОЙ ВЫБОР

(заполняется в перед окончанием 9 класса)

Мой окончательный выбор образовательного маршрута заключается в том, что я

ХОЧУ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ДЛЯ ЭТОГО Я ПЛАНИРУЮ ПРОДОЛЖИТЬ ОБУЧЕНИЕ В:

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Запасной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПО ПРОФИЛЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ):

Основной вариант

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ПОТОМУ, ЧТО…

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Полезная информация

В нашей гимназии в 10-11 классах ты можешь получить как универсальное образование, так и образование по профилям . Обучение ведется по индивидуальным учебным планам . На профильном уровне (по выбору) ты можешь изучать обществознание, историю, экономику, право, географию, иностранный язык, … . Дополнительные элективные курсы позволяют расширить и углубить знания о выбранной сфере профессиональной деятельности. Данная профильная подготовка позволяет продолжить профессиональное обучение по широкому спектру профессий.

Подготовка по этим специальностям ведется практически во всех ВУЗах города.

Перечень специальностей социально-экономического

и социально-гуманитарного профилей по которым ведется подготовка

в екатеринбургских ВУЗах:

    Культурология Религиоведение Философия Политология Социальная работа Социология Регионоведение Менеджмент (государственное и муниципальное управление ; менеджмент организации) Экономика (экономическая теория ; экономика труда; финансы и кредит; бухгалтерский учет , анализ, аудит: мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии) Коммерция (торговое дело; товароведение и экспертиза товаров; маркетинг) Статистика Информационные системы в экономике (математические методы в экономике; организация и технология защиты информации ; комплексная защита объектов информации) Педагогика Социальная педагогика Документоведение и документационное обеспечение управления Связи с общественностью Социальная антропология Социально-культурный сервис и туризм

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский . В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.
  4. Нравственный выбор

    1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
    2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда ». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.
    3. Выбор жизненного пути

      1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
      2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
      3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

Текст. По Е. Гришковцу
(1)Мне хотелось быть студентом. (2)Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
(3)В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. (4)Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
(5)Первым делом я пошел на день открытых дверей биологического факультета. (6)Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснется во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. (7)А если еще мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ ученого-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюльверновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
(8)Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. (9)В назначенное нам время никто не пришел. (10)Мы ждали минут двадцать. (11)Мы - это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных во всех смыслах парней выпускного школьного возраста.
(12)Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. (13)Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. (14)Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. (15)Она провела нас по нескольким лабораториям. (16)Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. (17)Были там еще и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. (18)Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. (19)В одной лаборатории группа студентов препарировала лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
(20)- Вот и все! - сказала она после беглого показа всех возможностей биологического факультета. - (21)В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. (22)Вот вам программа для поступающих. (23)Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. (24)Приходите. (25)Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
(26)Я был весьма озадачен. (27)Я очень хотел поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось? (28)Что мне показалось не тем? (29)Чего я ожидал? (ЗО)Что же не то?
(31)И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть ученый. (32)Там не было никого, похожего на Пага-неля. (ЗЗ)Все было нормально, тихо и деловито. (34)И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
(По Е. Гришковцу)

Сочинение
Каждому молодому человеку приходится сталкиваться с проблемой выбора будущей профессии, выбора жизненного пути. Зачастую мы выбираем этот путь необдуманно, делаем случайный выбор, и затем превращаемся в рабов своей профессии, рутинно выполняя свои обязанности, не испытывая радости от своего труда. Вот такую проблему, проблему выбора профессии ставит в своем тексте известный драматург и писатель Е. Гришковец.
Его герой идет на день открытых дверей в университет, не имея никакой четкой позиции: «Мне хотелось быть студентом. Хотелось веселой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно». Наверное, с таким желанием надо было бы поступать в какое-то другое учебное заведение, а не в университет. Но герой идет на биофак, надеясь, что он встретит людей, похожих на Паганеля, ученого из романов Жюля Верна, что ему предложат в будущем экспедиции, научные эксперименты, и его любовь к биологии вспыхнет с новой силой, и это будет его жизненный выбор. К сожалению, все оказалось совсем не так. Никто не развлекал, не завлекал. Неприветливая дама в белом халате провела абитуриентов по лабораториям, в которых работали студенты, дала программы для поступающих, предложила самостоятельно посетить зоологический музей. Молодой герой Гришковца был озадачен, ведь он не нашел никого, похожего на Паганеля: «все было нормально, тихо и деловито». И юноша приходит к решению не поступать на биофак. Автор, описывая душевное состояние своего героя, уделяет внимание тому, как не понравилось юноше отношение преподавателя к абитуриентам, что встреча была холодной, что не было той романтики, на которую настроил себя молодой человек.
Позиция автора состоит в том, что профессию надо выбирать не по внешним ее признакам, не по книжным героям, а по призванию. И задуматься об этом надо раньше, а не тогда, когда уже пришло время поступать в вуз.
Я согласна с мнением автора, потому что это настолько важное и серьезное для человека событие - выбор жизненного пути, что к нему нельзя относиться так легкомысленно, как отнесся герой рассказа.
Выбор профессии - это зачастую судьба человека, поэтому он так важен. В романе Юрия Германа «Дело, которому ты служишь» герой, Володя Устименко, выбирает профессию врача, выбирает ее осознанно, читает медицинские книги, еще не все понимая в них, пользуется словарем, чтобы добиться смысла. Он целенаправленно идет к своей мечте, поэтому становится прекрасным хирургом, оперирует раненых под обстрелом во время войны, потом становится главврачом больницы, созданной практически с нуля. Вот пример серьезного отношения к выбору профессии, это призвание, жертвенность, ответственность.
Еще один пример воплощенной в жизнь мечты - это судьба Сани Григорьева, героя романа В. Каверина «Два капитана». Еще в детстве он узнает об экспедиции капитана Татаринова, пропавшей во льдах Арктики. И он ставит себе цель - найти ее. Он становится летчиком, работает на севере, и ему удается осуществить свою мечту. Его девизом стали слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Жаль, что для молодых людей нынешнего поколения главным становится не служение людям, обществу, а получение выгоды или поиски веселой, необременительной жизни. Может быть, поэтому герою рассказа и не удалось стать биологом.

13 июля 2017

Каждый человек делает на протяжении своего жизненного пути множество выборов. Однако самые важные из них формируют траекторию его судьбы, с их помощью решаются самые важные вопросы: кем быть, с кем и как проводить жизнь. Что же происходит, если человек делает неправильный выбор? И как минимизировать возможность ошибок в таком нелегком деле?

Сочинение, заставляющее задуматься

Чтобы поступки школьников, которые повлияют на всю их дальнейшую жизнь, были правильными, нередко они получают от учителей интересное задание. От них требуется написать сочинение о выборе жизненного пути. В этом сочинении необходимо как уметь выразить собственное мнение, так и привести аргументы к проблеме выбора жизненного пути. Ведь молодые люди часто полны необоснованного энтузиазма в отношении своей будущей работы и жизни в целом. Они рисуют в своем воображении, как работают по три-четыре часа в сутки, после этого садятся в роскошную машину и возвращаются домой в не менее роскошные апартаменты. Им кажется, что выбранная ими профессия - самая перспективная и уж точно самая высокооплачиваемая. Однако опыт показывает, что взрослая жизнь не всегда оказывается такой радужной, как это может показаться поначалу. Работать приходится много и упорно, а если человек еще и сделал неправильный выбор в отношении профессии, то труд будет, скорее всего, еще и низкооплачиваемым.

Мнение других в вопросах дальнейшего обучения

Почему случается так, что человек выбирает в своей жизни неверный путь? Одной из главных причин нередко бывает следование чужому мнению. Выразив этот тезис, можно подобрать немало аргументов к проблеме выбора жизненного пути. Друзья советуют выбрать одну профессию, родители - другую. Постоянно прислушиваясь к чужому мнению, выпускник теряется в собственных желаниях - он их попросту перестает слышать. Он не задумывается о том, что этот выбор серьезно повлияет на все его будущее, ведь следующие несколько лет ему придется провести в стенах университета, приобретая профессию, которая ему совершенно не нужна. Может выйти даже так, что он не потратит ни дня на работу по этой профессии. Таким образом, необходимо прислушиваться в первую очередь к себе самому, правильно оценивать свои способности и возможности, иначе можно попросту потратить время впустую. Пустая трата времени - это и есть аргумент, объясняющий, почему стоит первоначально прислушиваться к себе и своим желаниям. Проблема жизненного пути и аргументы к тезисам сочинения на эту тему - хороший повод научиться самому школьнику отличать, в чем проявляется его собственный выбор, а в чем - мнение, навязанное извне.

Сомнение - враг выбора

Однако выбор профессии - это не единственная сфера, где можно совершить ошибку или же, наоборот, существенно улучшить свою жизнь. Человек выбирает, строить ли ему семью или нет, оставаться ли жить в своей стране или эмигрировать, открывать свое дело или же работать в чьей-то компании. Каждый из этих выборов существенно влияет на всю последующую жизнь. Ответственность, которая сопровождает выбор, является причиной множества сомнений. Какие аргументы к проблеме выбора жизненного пути может привести тот учащийся, кто считает главным вопросом наличие сомнений и возможность с ними успешно справиться? Школьник может упомянуть, что если человек сомневается слишком долго по поводу своего выбора, он может попросту упустить драгоценное время. Промедление словно «добавляет масла в огонь», и вероятность поступить неправильно существенно возрастает. Если же человек всерьез хочет побороть сомнения, он должен знать: в действительности, абсолютно верных или неверных путей нет. Даже если был сделан неправильный шаг, это в будущем станет источником бесценного опыта.

Нет плохих и хороших путей

Говорят, что судьба не является делом случая; судьба - это выбор каждого человека. Хорошим или плохим этот выбор не бывает никогда. Почему школьник должен подбирать аргументы к проблеме выбора жизненного пути самостоятельно? Сочинение на подобную тему - это задание, которое поможет переосмыслить те шаги, которые учащийся планирует сделать, а работа по подбору аргументов к своим тезисам поможет структурировать мысли, научиться внятно излагать свои доводы. Многие будут склонны считать, что один и тот же выбор с разных ракурсов может быть и плохим, и хорошим. В качестве аргумента можно привести несколько грубый, однако меткий пример - все любят мороженое, однако для удобрения огорода лучше подойдет навоз. Таким образом, необходимо учитывать также и тот контекст, в котором совершается определенный выбор жизненного пути. Аргументы можно подобрать как из жизни, так и из литературы или же кинофильмов. Школьник может включить описание ситуации выбора из любимого кинофильма или литературной новеллы.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

(1)Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечест­ву они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена - этого крохотного властителя нашей жизни?

(З)Говорят, против судьбы не попрешь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (б)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три чет­верти зависит от генов. (б)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень дол­гую жизнь.

(7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предо­пределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит про­гибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов сво­боды, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.

(П)Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганниба­ла. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, нема­лую физическую силу, могучий характер и редкую работо­способность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энерги­ей! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хвати­ло для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трех наследственных четвертей, дава­ла им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на


жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а ли­беральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокаш­ники, которые азартно состязались в стихотворчестве, пона­чалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Собо­левского.

(18)Куда вела наследственность хилого мальчика Са­шеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Алек­сандр Васильевич сполна использовал возможности четвер­той четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величай­шим полководцем России за всю ее историю.

(21)Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда - любопытные. (23)Например, отчетливо вижу, как с течением времени ме­няются писательские жены. (24)Многие из них, живя с та­лантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Далыпе - рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зо­не, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в ла­герный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала по­разительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандель­штам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Наде­жда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безуко­ризненной по стилю?

(ЗЗ)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова по­няла, что, кроме нее, некому сохранить для русской куль­туры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей?


(Зб)Надежда Яковлевна такое место нашла - в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все беско­нечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежеднев­но повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был под­виг. (39)Но еще и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медно­го всадника», «Демона» или «Анну Онегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удер­живала в памяти не десять, не двадцать - сотни стихотво­рений мастера.

(42)С наукой не спорят - раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, зна­чит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключе­но в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биоло­гическим в нас командуют гены - а человеческое? (45)А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четы­ре четверти. (47)На все сто процентов.

(По Л. Жуховицкому)

Сочинение

Предопределение, рок, судьба или сам человек решает все в своей жизни? Такую проблему в тексте ставит извест­ный публицист и писатель Л. Жуховицкий.

Комментируя эту проблему, автор напоминает читателю о том, что, по мнению ученых, наша жизнь на три четверти зависит от генов. Но, по мысли писателя, двадцать пять процентов свободы и дают возможность человеку выбрать свой собственный жизненный путь. В качестве примера он приводит биографии великих людей, в частности А.С. Пушкина. Почему поэт не пошел по пути, которым шли его предки, - не стал военным? Автор считает, что


решающее влияние на великого поэта оказали преподавате­ли Лицея, которые воспитывали в учениках свободомыслие, стремление к творчеству, свободу выбора.

С ним трудно не согласиться, потому что воспитание, жизненный опыт не менее важны, чем гены.

Подтверждение этой мысли можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа, Базаров, го­ворит своему другу: «Каждый сам себя воспитать должен». И во многом он прав. Он сам, сын бедного лекаря, тоже вы­брал своим поприщем медицину, но он хочет двигать вперед науку, занимается исследованиями. Кроме того, он человек с вполне определенными политическими взглядами, со свои­ми идеями переустройства мира. С ним можно соглашаться, можно спорить, но нельзя его не уважать за чувство собст­венного достоинства, верность идеалам, силу духа. Эти ка­чества не перешли к нему с генами, он развил их в себе сам. Он достойно жил и достойно умер.

Еще одним примером удивительной жизненной судьбы является Афанасий Фет. Сложности, связанные с его рож­дением, бедность, служба в армии - казалось, все это сде­лает из него обычного офицера, каких множество. Но он становится великим поэтом, наперекор всем жизненным об­стоятельствам. Силой своего духа Фет сумел преодолеть все невзгоды.

Если у человека есть заветная цель, сила духа и упорст­во, он обязательно добьется своего, несмотря на гены, судь­бу, преграды и сложности, которые встретятся ему на жиз­ненном пути.


Проблема взаимоотношения поколений,

Влияние взрослых на формирование

Личности подростка

(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать ее полные руки, за­ставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...

(4)- Дедушка, скажи что-нибудь грустное.

(5)- Осенние листья.

(6)- А грустнее?

(7)- Осенние звезды.

(8)- Грустнее осенних звезд бывает?

(9)- Осенние птицы.

(10)- Дедушка, есть осенние люди?

(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмет, защемит, - забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живет во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.

(14)- Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.

(16)- Если ты мне скажешь: первая звезда, - я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звездное небо.

(18)- Дед, ну причем здесь звездное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?

(20)- Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму - хо­чешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, - я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?

(23)- Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счаст­ливым.

(24)- Глупый ты еще. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.


(26)- Дед, она не любит меня.

(27)- А ты сам как к себе относишься?

(28)- Плохо, дедушка, совсем плохо.

(29)- А летать ты пробовал?

(30)- Дед, средний я, серый, какие там полеты.

(31)- Объясни, такого не понимаю.

(32)- Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и по­нимать - они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я нена­вижу себя, иногда хочу стать мышью - их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.

(37)- Она тебя замечает?

(38)- Никто я для нее. (39)Моя жизнь - ожидание кос­ти. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.

(41)- К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.

(42)- Шутишь, дед, какие объявления?

(43)- Продается собачья шкура.

(44)- А если придут за шкурой?

(45)- На вырученные деньги купишь скрипку.

(46)- Зачем мне скрипка, дед?

(47)- Станешь играть любимой.

(48)У меня нет родной деревни - мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна - мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.

(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а еще мой дедушка был влюблен в луну. (53)Он знал о ней все.

(54)Как-то сказал:

(55)- Одни ученые утверждают: лунные кратеры - ос­татки потухших вулканов, другие доказывают - следы ме­теоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры - застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Бло­ка, дальше - взор Бунина, а прямо перед тобой - Маяков-


ского; Луна - музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метео­рит, с ума сходить, как вулкан!

(59)- Не получается у меня, дед.

(60)- Что не получается?

(61)- Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие - осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?

(64)- Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть та­кие, на которые ответишь только сам.

(65)- Ой, дед, завидую я тебе.

(66)- Это не так уж и плохо, я интересно жил.

(69)- Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!

(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:

(72)- Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый,

осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!

(По А. Попову)

Сочинение

Проблему влияния взрослых на формирование личности подростка, юноши рассматривает в своем тексте А. Попов. Автор использует воспоминания героя рассказа о своем деде.