Рассказ по картине письмо с фронта лактионов. Александр Иванович Лактионов: картина "Письмо с фронта"

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.

Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"

Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Советский художник Александр Иванович Лактионов известен правдоподобностью своих картин, он не изучал технику старых мастеров, он имел собственный взгляд на живопись и следовал, в первую очередь, призыву Бродского быть ближе к натуре.

Когда гремела Великая Отечественная война, художник не принимал участия в боях. Его творческая натура изнемогала от невозможности изобразить главные сражения, показать настоящих героев. Но он нашел выход: решил написать полотно, на котором был бы показан один из моментов мирной жизни на войне/ Такие минуты очень ценили бойцы. К этому его подвело знакомство с солдатом, который нёс весть от своего сослуживца его семье. Такие минуты становились огромным событием для каждой советской семьи тех годов - ведь так они узнавали, что их близкий любимый человек жив. Люди тыла существовали, надеясь, что это страшное время скоро пройдет и не повторится более.

Полотно создавалось два года: с 1945 по 1947. Художнику позировал его близкий друг, тоже живописец, которому довелось побывать на войне, рядом с ним были его родственники и соседка.

Сюжет полотна довольно прост: боец получил ранение в одном и сражений и попал в госпиталь, после выписки он понес письмо от фронтового товарища его семье. Солдат был встречен радостно, письмо решено было прочитать вслух. Даже соседка пришла в квартиру, чтобы узнать вести. Солдат решил остаться тоже. Они все уселись в проеме двери. Старушка, которая надела очки и собралась читать, вероятно, мать бойца, сидящие рядом девчонка и мальчишка - его дети.

Мать солдата первая узнала весточку и передала его мальчонке, чтобы тот прочитал его всем собравшимся вслух. Он гордится заданием, чувствует себя взрослым и стремится показать всем, что уже научился неплохо читать. Чтоб было комфортно, чтеца расположили на высоком стуле, рядом стоят остальные. Все смотрят в его сторону. В положении сестры виднеется некая зависть к брату. Она бы тоже хотела быть в центре. Соседка с улыбкой, но сочувственно смотрит на девочку. Эта женщина носит красного цвета повязку на предплечье, какую давали дружинникам, следившим за полетами врага. Скорее всего она только вернулась домой, а, быть может, только уходит на дежурство. У бойца перевязана правая рука и проблемы с ногой, он оперся на палку, облокотился на косяк, курит и с интересом слушает мальчугана.

Понятно, что письмо добралось до семьи с задержкой, ведь тот, кто его доставлял, сначала побывал в госпитале, а потом еще ехал к адресатам. Но в позах слушающих чувствуется некое облегчение: раз есть письмо, значит тот, кто его писал жив и здоров. Вокруг создалась очень теплая, дружественная атмосфера.

Общее настроение картины подчеркивается ярким светом солнца, которое наполняет все полотно. Особенно ярко освещает оно лицо сына, заостряя внимания на том, что сейчас он здесь самый главный. Совсем недавно он стал пионером, теперь на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Мальчик очень гордится своим положением и не снимает галстук, придя домой, демонстрируя его всем. У дочки красивые косы, которые смогли не отстричь в страшные голодные годы. Бабушка одета в тёмного цвета юбку и светлую блузу. На ногах у нее домашние тапки, которые она от волнения позабыла поменять на другую обувь. О подвигах солдата говорит множество наград на его груди.

Семья живет в стареньком доме. Война не дает возможности сделать хотя бы небольшой ремонт. Сейчас у жителей другие желания.

На втором плане полотна виднеется небольшой солнечный двор. Дома в нем старенькие, маленькие, с печным отоплением. По двору ходит какой-то солдат. Наверное, он в отпуске. Это напоминание, что время на картине военное.

На заднем плане изображено светлое небо с белыми облаками. Только что пролетел самолет, оставивший след. Пилот выполнял мертвую петлю. Наверняка, неподалеку находится летная часть или училище, которое готовит будущих бойцов неба.

На данном полотне художнику удалось остановить прекрасное мгновение общего семейного счастья. Где-то далеко гремит война, рушатся города, умирают люди, но в данный момент это как будто забылось и люди полны счастья и радости. Смотря на картину, зритель начинает верить, что страшная война больше не повторится, и еще больше ценить своих близких, наслаждаться возможностью быть рядом с ними.

Предварительный просмотр:

История одной картины

А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович - известный советский график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен. С одной из его картин я познакомилась на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее. Картина называется «Письмо с фронта», она посвящена одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – Великой Отечественной войне.

Название "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. Сюжет произведения предполагался несложный: следовало изобразить вернувшегося с войны солдата и встречающую его подругу или мать. Картине художник собирался дать название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, написано множество набросков и эскизов, но все решил случай.

Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды на прогулке встретил солдата с перевязанной рукой, опирающегося на палку. В руке солдата было письмо-треугольник. Оказалось, что товарищ по госпиталю просил выздоровевшего передать письмо родным, от которых уже давно не было вестей. Художник помог солдату найти нужный адрес и увидел, как открылась дверь и как обрадовалась женщина, получившая долгожданную весточку с фронта.

В то время в нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких на фронте, у которой бы не хранились бережно дома «треугольники» - солдатские письма домой, для которых не надо было конвертов. Поэтому художнику показалось важным изобразить радостное событие для каждой семьи того времени - получение заветной весточки с фронта от родного человека. Так окончательно определился сюжет будущей картины «Письмо с фронта».

После того как был придуман сюжет, Александр Лактионов начал рисовать картину. Работа над картиной длилась больше двух лет. Художник работал только летом, только в хорошую погоду и только по утрам, когда сияло ослепительное солнце. Лактионов очень хотел, чтобы картина была наполнена светом, чтобы повсюду были яркие солнечные блики, озаряющие широкий двор, крыльцо, фигуры и лица героев картины. И это должен был быть не просто свет яркого солнечного дня, а свет радости, счастья, надежды на близкую победу.

На картине изображена семья, собравшаяся на крыльце у широко распахнутой двери старого деревянного дома. Мальчик читает только что полученное с фронта письмо. Эту долгожданную весть принес в семью раненый боец, облокотившийся на дверной косяк. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Пожилая женщина держит в руках конверт и очки. Может быть, слезы радости не дают ей самой читать письмо. Молодая девушка с красной повязкой на рукаве, которую носили следящие за вражескими налетами дружинницы, радостно улыбается. Внимательно слушает и девочка, стоящая спиной к зрителю. Лица всех светятся радостью – пришло письмо с фронта, случилось маленькое семейное счастье в трудное военное время.

Художник писал картину на крыльце своего дома с натуры. Ему позировали родственники и знакомые. Родная сестра матери художника, Евдокия Никифоровна, которая с детства воспитывала маленького Сашу, позировала для образа пожилой женщины с конвертом. Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа, а девочкой с косами - дочь Светлана. Позировать для солдата, принесшего письмо, согласился 24-летний друг Лактионова, художник Владимир Нифонтов. Он сам недавно вернулся с фронта и все еще ходил в военной форме. Художник изобразил его на картине инвалидом, с палочкой. На самом деле Владимиру посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. 19-летняя соседка художника Ольга Быстрова стала на картине девушкой в зеленой кофточке с красной повязкой дежурного ПВО .

В 1947 году художник отвез свое произведение на Всесоюзную художественную выставку в Третьяковскую галерею. Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в Москву с кистями и красками. Оказалось, что комиссия не одобрила изображение советской семьи на полотне: покосившийся порог, прогнившие старые доски на крылечке, облупившаяся штукатурка на стенах, старые стоптанные туфли женщины – все это выглядело слишком бедно, хотя и говорило правдиво о разрухе, которую принесла война. Комиссия потребовала от художника закрасить дыры на стенах и перерисовать пол из старых досок .

Однако, переделывать картину не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который с такой любовью и трепетом писал Александр Лактионов: чтобы картина не бросалась в глаза, её повесили в маленьком темном простенке Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж. Однако уже в день открытия выставки протиснуться в узком коридоре стало невозможно: у полотна «Письмо с фронта» зрители Третьяковки собирались толпами. Они подолгу смотрели на картину, некоторые из них даже плакали. Именно в этой семье многие зрители узнавали себя. Ведь страшная война только закончилась, и еще свежи были воспоминания о фронтовых письмах. Практически каждый тогда ждал весточку с фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. На следующий же день “Письмо с фронта” заняло место в центре экспозиции. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Это была самая высокая награда из существующих .

Успех картины «Письмо с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила вся Москва. И вскоре Александр Лактионов , прежде мало кому известный, стал одним из самых популярных в стране художников. Было выпущено множество открыток и репродукций с картины; полотно пользовалось шумным успехом на зарубежных выставках, для которых художник выполнил несколько авторских повторений. Картину включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. В настоящее время копии полотна Лактионова украшают залы музеев Софии, Хельсинки, Нью-Йорка и многих других городов.

Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. Даже сейчас, когда прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на защиту Родины. Ожидание победы, надежда на скорое возвращение родных людей – вот то, о чем повествует нам это произведение. Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства нашей страны.


Третьяковской галереи. У лестницы, которая вела на второй этаж. Вскоре открылась Всесоюзная художественная выставка тысяча девятьсот сорок шестого года, и протиснуться в узком коридоре стало невозможно. К изумлению сотрудников галереи, зрители подолгу задерживались у картины Александра Лактионова.

Создание произведения Лактионова и отношение критиков

Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.

Споров было много, но картина "Письмо с фронта" отбор прошла. Но буквально за несколько часов до начала выставки приехала еще одна группа проверяющих комитетчиков. Именно они смотрели на произведения как с идеологической, так и с политической точки зрения.

Представители комитета сразу увидели, как бросается в глаза произведение. Оно было расположено на центральной стене. И, естественно, стали рассуждать, не представляет ли она опасности. И оказалось, что, на их взгляд, советская семья, представленная на этом полотне, выглядела как-то бедно.

У женщины на ногах слишком растрепанные шлепанцы. А сам дом! Стена, на которой облупилась штукатурка, пол на крылечке с проломленными досками. Разве можно так представлять советскую семью. Ведь на выставке будут присутствовать иностранцы.

Член комитета по делам искусств потребовал, чтобы Александр Иванович заделал дыры и настелил пол из новых досок. В советской действительности такого пола не должно быть.

Однако переделывать пол не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который написал Лактионов. Художник узнал, что его картина, созданная с такой любовью и трепетом, находится в темном коридоре Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж.

Маленький темный простенок, где спрятали картину

Произведение расположили в небольшом проходном зале. Получалось, что когда люди заходили в Третьяковскую галерею, они просто не замечали его. Но, возвращаясь с экскурсии, невозможно было не наткнуться на картину. И тогда начинало твориться нечто невообразимое.

Народ толпами собирался вокруг шедевра. Кто-то просто смотрел, другие не скрывали слез. Потому что тема, затронутая этим произведением, трогала абсолютно всех зрителей. Недавно закончилась страшная война, и не было тех, кто бы ни пострадал за эти годы. А главное, нарисована картина была очень необычно.

Взгляд обычного советского человека на произведение Александра Ивановича

Что же видели простые люди, глядя на произведение Лактионова? Вся картина "Письмо с фронта" была пронизана очень яркими красками. Солнце, зелень, безумно голубое небо. Все было настолько объемно и иллюзорно, что каждый зритель ощущал себя участником событий, представленных на полотне.

Сюжет очень простой. Но насколько эмоционально смог передать его Александр Лактионов! "Письмо с фронта" - картина, которая отображает незатейливую атмосферу жизни простых советских людей в тяжелые годы войны. Маленький российский городок, ясный солнечный день и советская семья, собравшаяся у широко распахнутой двери старенького деревянного домика.

Счастье, наполнявшее сердца зрителей, которые видели шедевр Лактионова

Именно в этой небогатой семье многие зрители узнавали себя. Практически каждый ждал весточку фронта, как и изображенная на с детьми. И наконец, раненый боец приносит письмо отца, которое мальчик читает вслух. Дорогие сердцу листочки бумаги он крепко и бережно держит в своих детских руках. А лица матери и сестры озарены счастливыми улыбками.

И все ликующие и светлые краски композиции наполнены ощущением безграничного счастья. Золотистые лучи солнца играют в светлых прядях девушки, и даже сам воздух как будто светится. Вся картина "Письмо с фронта", каждый ее штрих наполнены ощущением дыхания близкой победы.

Прошло несколько лет, и однажды апрельским утром тысяча сорок девятого года по радио объявили о присуждении создателю полюбившейся зрителю картины Сталинской премии первой степени. И художник, услышав это известие, вспомнил слова отца: "Я-то кузнец, а ты у меня, Сашка, видать, художником будешь". Это была самая высокая награда, которую получил Александр Иванович Лактионов. "Письмо с фронта" - картина, не только полюбившаяся зрителям, но и по заслугам оцененная правительством. А на тот момент такое признание было для советского человека гораздо выше любых материальных благ.

История одного шедевра

"Письмо с фронта" Александра Лактионова

Была осень 1947 го­да. К перрону Ярослав­ского вокзала подошла электричка. Двое муж­чин вынесли из вагона громоздкий, заверну­тый в мешковину пред­мет. Путь им предстоял неблизкий. Дойдя до Кузнецкого моста, где находился Оргкомитет Союза художников, за­шли к его председате­лю А. М. Герасимову, распаковали свою ношу и поставили перед ним. Это была картина «Письмо с фронта».

Герасимов долго рас­сматривал ее, вздыхал и молчал.

Ну что скажете, Александр Михайлович?

Что же тебе, ми­лый мой, сказать? Молодец!..

Дальнейший путь - мимо кремлевских стен, по Каменному мо­сту - в Третьяковскую галерею. Здесь долж­на была открыться Все­союзная выставка...

Автора картины зва­ли Александр Ивано­вич Лактионов. Успех «Письма с фронта» был велик. Через несколько дней о произ­ведении заговорила
вся Москва. И вскоре Лактионов, мало кому прежде известный, стал одним из попу­лярных в стране худож­ников.

Замысел картины возник в 1943 году. По­мог случай.

Однажды, бродя по Загорску, - рассказывал Александр Иванович, - я увидел такую сцену. Идет по пыльной улице, прямо по мостовой, солдат в запыленных сапогах, с перевязанной правой рукой. В другой - ши­нель, под мышкой пал­ка, пилотка набекрень. Он разыскивал номер нужного ему дома. В руке белел треуголь­ник письма. Я подошел к нему и спросил: «Вы кого ищете?» Оказа­лось, он разыскивал дом своего товарища, чтобы передать ве­сточку с фронта...

Я почувствовал, как в душе заговорило то, что я так долго искал и к чему стремился,- именно соль, суть мо­ей темы. Весь смысл моего «Письма с фрон­та» именно в таком че­ловеке, и именно та­кой человек должен принести письмо с фронта.

...В провинциальный город, на обветшалое крыльцо старого дома, пришла радость - ве­сточка от дорогого человека, добивающего на теперь уже далеком фронте фашистов. О том, что война еще не окончена, напоминают и красная повязка на рукаве девушки с над­ писью «Дежурный ПВХО», и куда-то спе­ш ащий красноармеец, и следы «ястребков» в высоком небе. Но все пронизано ощущением близкой победы. Пере­ живания героев карти­ ны словно воплотились в ослепительном сол­ нечном свете. Он зато­ пил небо, широкий двор, ворвался на крыльцо и в коридор, яркими отсветами оза­ рил лица, одежду, ин­ терьер ...

Картину «Письмо с фронта» я писал на серо-зеленоватом тонированном холсте по методу старых масте­ров . Сначала прорабо­тал светотень и выле­пил все светлые места; тени оставил почти нетронутыми... Всё мной написано с натуры...
Работа длилась два летних сезона, два солнечных лета, таких солнечных, какие редко бывают, было даже слишком много неба без облаков, которые
мне были нужны.

Сохранились набро­ски, эскизы, этюды и рисунки Лактионова, свидетельствующие, что удача пришла далеко не сразу.

Я измучился в по­исках лучшего компо­зиционного решения и потерял уже надежду что-либо найти... - го­ворил он.

А сейчас нам кажет­ся, что иной картина и быть не может - на­столько она убедитель­на, так впечатляют об­разы ее героев, хотя и люди, и пейзаж написа­ны прямо «в холст» - это крайне трудно и далеко не каждому художнику под силу.

Смысловой и компо­зиционный центр по­лотна - письмо, мы его замечаем сразу: ведь к нему обраще­ны взоры всех присут­ствующих, объединен­ных общим интересом, а также расположени­ем по кругу. Ритмично повторяются движения фигур, жесты. Мало­значащий, казалось бы, штрих - наклон палки в руках раненого. Од­нако такая «мелочь» композиционно связы­вает левую и правую части картины. Попро­буйте на репродукции палку чем-нибудь за­крыть - и вы в этом убедитесь. В конце концов мы обращаем внимание на смягчен­ный воздушной дым­кой дальний план. Но ненадолго! Идущий на­встречу военный воз­вращает наш взгляд обратно.

Художник сумел ча­стности подчинить глав­ному, крепко спаять между собой все эле­менты картины. Пора­жает эффект освеще­ния - соединение пря­мого солнечного света со сложной гаммой го­рячих рефлексов, бла­годаря которым так прекрасно заиграло пространство первого плана. В работе как бы соединились лаконич­ность языка плаката с подробным повество­ванием жанровой кар­тины. Конкретность пе­редачи красоты фор­мы, весомости, мате­риальности, фактуры предметов, предельная завершенность произ­ведения лишь усилива­ют впечатление реаль­ности происходящего.

«Письмо с фронта»- незабываемый рассказ о силе духа советского народа, его красоте, непобедимости. Карти­на по праву вошла в золотой фонд совет­ского изобразительно­го искусства.

А. АШАРИН