Какое настроение вызывает картина в голубом просторе. Сочинения по картине А.А

РЫЛОВ Аркадий Александрович (1870-1939)

В историю русской живописи А.А. Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и "В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.

Русский советский живописец А.А. Рылов родился 17 (29) января 1870 года в селе Истобенское Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области). Аркадий родился в пути, когда родители его ехали в Вятку. Отец Рылова страдал сильным нервным расстройством, поэтому мальчик воспитывался в семье отчима.

Его детство и юность прошли на севере. Семья жила в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием. Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой. Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь. Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за пушистой белкой.

В 1893 году А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а еще через год его пригласил к себе в мастерскую А.И. Куинджи, обучение у которого давно было заветной мечтой молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи.

К началу 1900-х годов мастерство Рылова достигло зрелости. Будучи родом из Вятской губернии, он первые свои пейзажи, написанных после окончания Академии, посвятил родной северной природе: "С берегов Вятки" (1901), "Рябь" (1901), "Смельчаки. Кама" (1903). Близки по характеру и картины, сделанные после поездки на этюды в Финляндию: "Весна в Финляндии" (1905), "Тихое озеро" (1908).


Весна в Финляндии


Рябь

Эти северные пейзажи принесли ему первую известность. Можно сказать, что в то время определились излюбленные темы художника: водная стихия и движимые ветром деревья. Выбор этот, по словам А.И. Куинджи, свидетельствовал о "врождённой любви к природе".

В 1904 году появился "Зеленый шум". Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. В этой картине, как и в некоторых других у Рылова, в природных мотивах проступает историческая символика - славянский челн, виднеющийся за деревьями.


Зеленый шум

В своих "Воспоминаниях" Рылов писал: "...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами... Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез..." Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова "Зеленый шум". Лучшего названия для картины нельзя было и придумать. Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей расцвет его дарования. Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой - Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге. В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны.


Полет лебедей над Камой

Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы совершали весенний перелет. Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника. И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе". Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз - в мажорном ключе.


В голубом просторе

В новой картине А.А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и символического звучания образа. Сине-зеленые волны набегают на красноватые скалы далекого острова. На вершинах скал поблескивает искристый снег. Легкий парусник покачивается на волнах. А над горизонтом в нежной лазури медленно проплывают легкие облака. Величавая и суровая северная природа встречает утро нового дня. Белые лебеди, словно купаясь в хрустальном воздухе, парят над водой, то снижаясь, то поднимаясь к сиреневым курчавым тучкам. В картине столько воздуха, что зритель, кажется, и сам ощущает свежее дыхание ветра. Плавный ритм движения и мажорный колорит, которые сумел передать художник, сложили поэтическую песнь.

Белые лебеди над северным морем и сегодня вызывают чувство радости, ощущение необъятного простора и света. Вполне закономерно, что этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Реалистичность в изображении натуры сочеталась у Рылова с романтизацией образа, поэтому его работа получила символическую трактовку: мотив бескрайнего простора, сурового моря и сильного ветра ассоциировался с "ветрами революции". Полотно А.А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-"советская" картина, полная "революционной романтики". Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее.

Создавая преимущественно пейзажи-картины, Рылов стремился дать обобщённый, национально-романтический по настроению образ родной страны. В советский период творчества художник в ряде случаев показывал в пейзаже преобразовательную деятельность людей ("Трактор на лесных работах", 1934, Третьяковская галерея), обращался непосредственно к историко-революционной тематике ("Ленин в Разливе", 1934, Русский музей).


Но были у него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный, тревожный лес.


Глушь

Правда, жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: "Закат" (1917), "Чайки. Тихий вечер" (1918), "Лебеди" (1920), "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все 1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах" (1938) и др.


Чайки. Тихий вечер


Полевая рябинка


Закат

Рылов был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись. Здесь же было два муравейника. Это трогательное доверие "братьев наших меньших" художник запечатлел в картине "Лесные обитатели" (1910) и в "Автопортрете с белкой" (1931, Третьяковская галерея).


Автопортрет с белкой

Художник не только поддержал Октябрьскую революцию, но и стал активным деятелем советского искусства. Позднее, в 1920-1930-е годы произведения Рылова стали подчеркнуто декоративными. В 1935 году был удостоен звания заслуженный деятель искусств РСФСР.

Мастер живописных пейзажей, академик живописи А.А. Рылов умер в Ленинграде 22 июня 1939 года.

А самые знаменитые его картины "В голубом просторе" и "Зелёный шум", благодаря своей декоративности, подбору красок и их сочетаний, отсутствию тональных переходов, интересным ракурсам и символике, стали не только хрестоматийными, но и почитаемыми всеми, кто хоть немного знаком с русской живописью.

Только Рылов, пожалуй, умел как-то особенно поэтично смотреть на самые обыкновенные картины природы, мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые одуванчики на зеленом лугу; синие реки, где купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка, скачущая по пушистым еловым веткам; весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы солнечный зайчик... Впечатления от увиденного переполняли художника. Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле. Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только воспеть красоту и своеобразие родной природы, родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание.




Предвечерняя тишина



Скалы в Кекенеизе.

Пусть что угодно говорят о начале советской живописи, об эпичности и символичности, «В голубом просторе» (картина Рылова) явно демонстрирует романтику, переполнявшую автора полотна, написанного в суровом, холодном и голодном 1918 году в Петрограде.

Аркадий Рылов: краткая справка

Будущий художник родился в холодных северных местах в 1870 году. Учился в Императорской Академии художеств. Одним из его учителей был А. И. Куинджи, пейзажист-экспериментатор, много работавший на пленэре. Не подражая своим учителям, Рылов ищет свой путь и находит его в увлечении животными. С 1902 года он ведет занятия в «классе рисования животных». Это отражается в его лиричном автопортрете с белкой.

А также в работах, которые предшествовали появлению произведения «В голубом просторе». Картина Рылова - пейзаж, отражающий романтически восторженное отношение к жизни.

Чайки

Первой пробой кисти стали «Чайки», написанные в 1910 году. Это камерная работа, в которой имеются и морской пейзаж, и суровые голые скалы, и мирно греющиеся под нежарким северным солнцем сидящие птицы.

Здесь нет зовущего за собой пространства, простора, но интересен сине-зеленый колорит воды, отблески которой сверкают голубыми тенями на белом оперении птиц. Нерезко выражен и треугольник камня (он скруглен), на котором расположилась стайка. Иначе решено полотно «В голубом просторе». Картина Рылова будет иметь другую округлую форму овала, которая войдет в ее композицию.

Предварительный этюд?

«Лебеди над Камой» написаны в 1912 году. Пустынен скалистый пейзаж, две трети полотна занимает бурлящая Кама, выполненная в коричневато-зеленоватых тонах, которые оживляют белые барашки волн. Не хватает простора, небо «давит» на пару летящих лебедей, помещенных в центр картины.

Живописец не показал, где будет их пристанище. Вокруг низко летящих белых птиц только вода без конца и без края. Считается, что «Лебеди над Камой» предваряют появление полотна «В голубом просторе». Картина Рылова, написанная шесть лет спустя, выглядит совершенно другим, мажорным образом.

Романтическая душа

Художник неслучайно дал название своей картине. Взгляд просто приковывает голубой простор огромного неба с кучевыми белоснежными облаками, и вспоминаются работы Якоба ван Рёйсдала, у которого небо - важнейшая часть композиции. Перед вами репродукция картины Рылова «В голубом просторе».

На огромной высоте, касаясь облаков, летят белоснежные птицы, изумительно выписанные белым по белому. Лебеди летят клином, вожака не видно, он где-то впереди. И на облаках, и на лебедях играют зеленовато-голубоватые тени. Между ними ярко сверкает насыщенная просинь небес, которая высветляется, спускаясь к горизонту, приобретая зеленоватые оттенки. Взор останавливается на паруснике, белеющем вдали. Он стоит на якоре на спокойном холодном море, которое слабо волнуется под легким ветерком. У его борта закипает волна крутого посола. Вымпелы гордо расправлены. Цвет его парусов неоднороден. Он переливается голубоватыми и зеленоватыми отблесками моря. Только у романтика в век паровозов и пароходов зашумят над головой паруса под неверным северным ветром. Только над романтиком на ветру запоет тугое полотно. Холодны скалы, покрытые снегом.

Зрителю дается описание картины Рылова «В голубом просторе». Ведь настоящее произведение искусства чем привлекательно? Тем, что каждый может наполнить его личным содержанием. На холодные скалы, занесенные снегом, можно мысленно поставить тонкую фигурку Ассоль, которая ждет, что под закатными лучами солнца паруса станут алыми и наконец сбудется ее мечта. Настоящий художник всегда ждет непредвзятого взгляда зрителя и того, что он дополнит его картину своими мыслями, мечтами и фантазиями. Именно тогда она и оживает, а не когда подвергается холодному разбору по заданному плану. Именно сердце подсказывает, как дать описание картины Рылова «В голубом просторе». Искусствоведение интересно как наука и многому учит, но иногда надо отвлекаться от академических знаний и просто удивляться и говорить: «Ах! Как это хорошо, не знаю - почему!»

Для неискушенных людей писал Аркадий Рылов. «В голубом просторе» - картина, в которой можно затеряться, остановившись перед ней, а потом иначе смотреть на жизнь природы, восхищаясь тем, что художник дал новое направление чувствам.

…Проносятся над морем лебеди. Они почти касаются облаков. Раскачивается на волнах кораблик. Еще секунда, и останется позади суровый скалистый берег. Море, сливающееся с небом, и лебеди, белые как облака, и яркий свет - весь этот ослепительный голубой простор вселяет оптимистическое, радостное настроение.

Факты биографии. Художник Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) так и назвал свою картину - «В голубом просторе» . Она написана в 1918 году. Рылову тогда было почти пятьдесят лет. За его плечами - большой творческий путь, десятки, сотни картин, почти каждая из которых посвящена природе.

Он научился понимать ее в небольшом селе под Вяткой, где родился, и там же он написал свой первый пейзаж. Уже после обучения в Петербурге он снова писал деревья у реки Вятки, а потом баржи на Волге, и озимые поля, и рыбаков у костра, и крымские скалы, и чаек над морем.

В его мастерской свила гнездо зорянка, с места на место прыгали две белки, за печкой жил заяц. У него зимовали птицы, а весной он выпускал их на волю. На одном из автопортретов Рылов изобразил себя с белочкой, доверчиво прильнувшей к нему. Этой трогательной привязанностью, кажется, сама природа отвечала художнику на его любовь.

Рылов писал о себе: «Я люблю море во всех его видах, при всяком освещении. Люблю слушать его шум, неистовый рев, спокойный шепот. Люблю сидеть на берегу, подставив спину солнышку, смотреть вдаль… Море… Я люблю ловить кистью бегущие волны, рассыпающиеся в белую пену о камни и скалы».

Описание. Картины Рылова передают не только уголки приглянувшейся ему природы. Его пейзажи наполнены глубокими раздумьями о жизни. Очень часто обращался художник к мотиву летящих, парящих в воздухе, рассыпавшихся по скалам птиц - чаек и лебедей. Птицы для него - часть природы, самая радостная, кипучая и неугомонная. И как в народных песнях и сказках лебедь - обязательно «белый лебедь», так и в картинах Рылова птицы ослепительно, сияюще белы, а море рядом с ними- иссиня «синее море», а обнажило все цвета, довело их до предельного звучания «солнце красное».

Удивительно сочетает художник в своих картинах реально увиденное, конкретное со своею мечтой. И воплощением этой мечты были для художника птицы. Они-то и стали героями лучшей его картины - «В голубом просторе» .

Вспомним «Буревестника» Максима Горького. Он был предвестником революции. Лебеди Рылова (вспомним, что картина была создана в 1918 году) в своем свободном безудержном полете символизируют радость преодоленных препятствий.

По материалам старого журнала…

Метки: Рылов “В голубом просторе” сочинение, описание.

Я хорошо помню с детства две картины. Наверное, это самые ранние воспоминания о живописи, по крайней мере − самые яркие. Обе репродукции были напечатаны на страницах перекидного календаря, который висел над письменным столом. Одна репродукция изображала рабочего, поднимающего красное знамя, другая − летящих над морем уток, или гусей. Много лет спустя я узнал, что первая картина принадлежала кисти Гелия Коржева, вторую написал Аркадий Рылов, художник, которого современные зрители совсем мало знают. Полотно «В голубом просторе» Рылов написал в 1918 году, и несмотря на то, что сюжетно перед нами самый что ни на есть жюльверновский романтизм, эта картина, наряду с образами Дейнеки, Мухиной, Петрова-Водкина, стала одним из ярких символов революционной эпохи. Известный искусствовед Алексей Александрович Федоров-Давыдов отмечал картину «В голубом просторе» в ряду «тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи».

Краткая справка: Аркадий Александрович Рылов (1970-1939) − русский и советский художник-пейзажист, график и педагог. Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891), затем у пейзажиста Константина Яковлевича Крыжицкого. В 1894-1897 годах Аркадий Рылов обучался в Академии художеств у Архипа Ивановича Куинджи, участвовал в создании объединений «Мир искусства» и Союз русских художников.

Произведения Рылова экспонировались на выставках «Мира искусства» и Венского Сецессиона. За пейзаж «Зеленый шум» (1904 г.) он был избран в почетные члены парижского Осеннего салона.

В 1915 году стал академиком живописи. Кроме того, Аркадий Александрович много работал как художник-иллюстратор, преподавал, писал эссе о природе. После революции продолжал активно заниматься творческой и педагогической деятельностью, стал профессором Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств.

С 16 августа по 13 ноября этого года в Михайловском замке Санкт-Петербурга пройдет ретроспективная выставка работ Аркадия Рылова, на которой будет показано более ста его пейзажей и сюжетных полотен из коллекции Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных собраний. Это первая с 1970 года персональная выставка художника. Не пропустите. Это стоит посмотреть.

Аркадий Рылов - это имя связывают с эпохой становления нового искусства в живописи советского периода. По мнению исследователей, именно его произведения являются первыми значительными творениями живописи того времени. Высоко оценивают критики картину А. Рылова «В голубом просторе».

Она написана в 1918 году. Картина завораживает зрителя огромным простором, жизнеутверждающей силой. Все пространство произведения занимает море и небо. Сливаясь в одно целое на горизонте, они создают впечатление бесконечности, бескрайности окружающего пространства. И в этом бескрайнем голубом просторе летит по небу стая лебедей, а по морю плывет парусник под белоснежными парусами.

Лебеди движутся навстречу солнцу. Его лучи ярко освещает белых гордых красавцев, свободно и непринужденно парящих над синей гладью моря. Лебеди то парят в свободном полете, то рвутся вперед одним взмахом мощных крыльев. А над ними и под ними плывут в том же направлении легкие пушистые облака.

В синем морском просторе движению птиц вторит парусник, летящий над волнами, почти не касаясь их. Такое впечатление, что он тоже парит, только в другом пространстве. Раздутые белоснежные паруса также ярко освещены солнцем, как и белые лебеди в небе, и облака. Вместе с кораблем, птицами, облаками движутся волны, покрытые белыми бурунами.

На картине А.Рылова все движется. Кажется, что и снежный берег плывет куда-то вслед за всеми, туда, где яркое солнце, неизвестные дали. Художник удивительным образом создал бесконечное движение, полное жизни и света.

Сочинение по картине «В голубом просторе» 3 класс

На картине Рылова «В голубом просторе» изображен необычайно красивый морской пейзаж. Этой картиной можно полюбоваться в Третьяковской галерее.

Солнечный, летний денек и ясное сияющее солнышко высоко светит в небе. Огромное безграничное лазурное небо над висло над темно-синим морем. Вода в нем играет яркими лучиками солнца и дует легкий ветерок. Волны бушуют на синем просторе укрывая море белой пеной. По нежно лазурному небу летит стая ослепительно белых лебедей. Они летят к солнышку, в жаркие края. Птицы летят свободно и легко нависая над темно-синим морем. Рядом с ними плывут белоснежно белые облака- легкие и пушистые. Вдали виднеется кораблик его легко качают волны.

На заднем фланге видно горы. Они легко окутаны снежком, а облака едва касаются их. От картины пахнет легким бризом. Основными цветами этой картины являются нежно лазурный и белоснежно белый цвет. Главные переходы этих цветов отлично играют на этой картине. Автор хотел передать всю красоту и легкость этой картины. Необычайные пейзажи и переходы цветов придают этой картине изящности и утонченности. Вся картина находится в движении и мастерство автора нам это показывает. Увидев эту картину начинаешь сразу ощущать себя на море, где веет легкий ветерок и нежно сияют пушистые облака.

Сочинение по картине «В голубом просторе» А. Рылова

План:
  1. Художник А. А. Рылов и его картина «В голубом просторе».
  2. Небо.
  3. Поверхность воды.
  4. Лебеди.
  5. Тонкость перехода тонов и освещения.
  6. Экзотика в картине.
  7. Стоя у полотна.

Аркадий Рылов относится к художникам новой эпохи. Его произведения являются первопроходцами творений живописи того времени. Изменилась жизнь, и вместе с ней изменились требования к искусству.

Особенно высоко оценивают критики картину «В голубом просторе». Она написана в самом начале двадцатого века. В ней удивительным образом сочетаются огромные просторы моря и неба, сливаясь в одно целое на горизонте. При этом создается впечатление бесконечности, бескрайности пространства. И в этом огромной безграничной глубине голубого неба летит стая лебедей, а по глади бирюзового моря скользит парусник под белоснежными парусами.

Лебеди движутся навстречу яркому солнцу, которое пронзительно освещает белых гордых птиц. Они непринужденно парят над синей гладью моря. Их полет напоминает свободное скольжение по небесному простору. Они рвутся вперед, одним взмахом мощных крыльев раздвигая легкие пушистые облака.

Движение птиц в небе повторяет парусник, свободно летящий над волнами бескрайнего моря, почти не касаясь их. Создается впечатление, что лебеди и парусник находятся в разных измерениях. И объединяет их только яркое солнце, освещающее раздутые белоснежные паруса в море и гордых белых птиц в небе. Вместе с яхтой, птицами и облаками движутся волны, покрытые белыми «барашками». Движется все, и через какое-то время появляется ощущение, что начинают свое движение далекие скалы.

В картине преобладают голубые и белые краски. Общая голубая с бирюзой гамма строится по классическому принципу постепенного ослабления цвета вдаль и в глубину. Небо становится нежно-голубым, ниже и глубже появляется и зеленый, и коричневый цвет скал, а дальше уже совсем бирюзовый оттенок. Фиолетовые тени придают картине декоративный экзотический вид. Но надо заметить, что при всем при этом картина не выглядит декоративным панно, а смотрится как классическое произведение.

Стоя у картины А. А. Рылова «В голубом просторе», невольно хочется оказаться там, на берегу удивительного моря, где пушистые облака и голубое небо, парусник и гордые птицы, летящие на юг, зовут с собой и навевают легкую грусть.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе