Квартиры с анфиладами. Эволюция изоляции

Анфилада комнат является символом публичного дома, борделя. Если вы оказались в анфиладе комнат, то вы мечтаете о многочисленных и разнообразных сексуальных контактах. встреча с кем-нибудь в анфиладе комнат предвещает скорый разрыв с этим человеком.

Значение и толкование «анфилада комнат» по Фрейду на сайт

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, был одним из самых усердных исследователей мира сна. Его труд «Толкование сновидений» раскрывает многие интереснейшие механизмы сновидческой деятельности, содержит массу примеров и анализов своих снов и снов пациентов. Фрейд писал научную работу, в которой проводил идею, что сновидения – это зашифрованные послания нашего подсознания. Эти послания есть именно послания, то есть нечто важное, что хочет донести до нас мозг. И, используя научные методы, их можно раскодировать. Реакция на книгу тогда, да и сейчас, была неоднозначной. Однако о большом значении работы Зигмунда Фрейда говорит тот простой факт, что, несмотря на многочисленные развенчания метода психоанализа и развитие науки, мы все – и учёные, и простые обыватели – знаем имя австрийского психиатра.

При проектировании жилых, административных и прочих зданий и сооружений обязательно разрабатывается тот порядок, в котором в них будут размещаться различные помещения. Он учитывает последовательность, при которой в строении будут протекать различные повседневные процессы, связанные с передвижением людей. Между помещениями зданий и сооружений должна быть предусмотрена определенная связь, причем организовать ее необходимо таким образом, чтобы все находящиеся в нем лица могли легко и просто ориентироваться, а путям сообщения надлежит быть по возможности самыми короткими.

В современной практике проектирования и строительства зданий и сооружений существует несколько общих принципиальных схем, в соответствии с которыми реализовываются их архитектурно-планировочные решения. К таковым относятся следующие схемы планировки:

  • Коридорная;
  • Анфиладная;
  • Центрическая;
  • Зальная;
  • Секционная;
  • Смешанная.
Коридорная планировочная схема

Главной характерной особенностью коридорной планировочной схемы является то, что при ее реализации все помещения располагаются с двух, с одной, или частично с одной, а частично с двух сторон общего коридора, который связан с одной или несколькими лестничными клетками. Если помещения располагаются с двух сторон коридора, то для обеспечения его естественного освещения в торцевых стенах обустраиваются окна. Что касается длины общих коридоров, то в зданиях, спроектированных в соответствии с коридорной схемой, она составляет 20 метров при освещении с одного торца и 40 метров при освещении с двух торцов.

Коридорная композиционная схема

В тех случаях, когда в общих коридорах помимо естественного освещения с торцов обеспечивается дополнительное освещение с помощью, так называемых световых разрывов (то есть уширения коридоров), то расстояние между этими световыми разрывами не должно быть более двадцати метров. Что касается расстояния между окном и световыми разрывами в торце коридора, то оно не должно превышать тридцати метров.

Анфиладная схема планировки

Главной характеристикой анфиладной схемы планировки является то, что в ней коридоры отсутствуют вообще. В зданиях с такой планировкой все помещения находятся друг за другом, в последовательном порядке, причем они связаны между собой расположенными по одной оси дверными проемами . Чаще всего анфиладная схема планировки применяется во дворцах, музеях, торговых центрах, а также в некоторых других зданиях.


Анфиладная схема

Центрическая композиционная схема

Основной отличительной чертой центрической композиционной схемы является то, что ее «ядром» выступает главное помещение, имеющее достаточно большие размеры. Вокруг него группируют помещения вспомогательные, имеющие значительно меньшую площадь. Центрическая композиционная схема находит применение при проектировании и строительстве кинотеатров, театров, концертных залов.


Центрическая схема

Зальная планировка

Для достаточно широко распространенной зальной схемы планировки характерно то, что все функциональные процессы в зданиях, построенных в соответствии с ней, протекают в едином помещении. Оно имеет очень большую площадь. На основе зальной планировочной схемы проектируются и сооружаются выставочные залы, крытые рынки и другие подобные объекты.


Зальная композиционная схема

Секционная схема планировки

В основе секционной схемы лежит то, что все расположенные в зданиях, построенных на ее основе, помещения, сгруппированы в одинаковые по своей планировке группы, именуемые секциями. Наиболее широкое применение секционная схема нашла при проектировании жилых объектов.


Секционная схема

Смешанные композиционные схемы

В практике проектирования зданий приходится использовать более сложные схемы, которые представляют собой различные комбинации тех, что перечислены и кратко описаны выше. Чаще всего их применение обусловлено особыми требованиями индивидуального или технологического характера. Именно такие композиционные схемы принято именовать смешанными.

Для того чтобы правильно организовать внутреннее пространство того или иного здания важно подобрать наиболее подходящую композиционную схему. От проектировщика при этом требуется выявить, какова из них будет наиболее оптимальной для того, чтобы использовать все внутренние объемы сооружения в соответствии с их функциональным назначением.

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

Глава 3. Планировки

Мы с вами прошлись по улицам старого Петербурга, мимоходом взглянув на фасады доходных домов. Сейчас предлагаю заглянуть во дворы, разобраться с запутанными дворовыми флигелями, подняться на этажи, зайти в квартиры. Где-то путешествие наше будет воображаемым, в котором нам помогут письменные источники, ведь совсем не сохранились деревянные доходные дома. Из каменных доходных домов без капитального ремонта остались лишь самые поздние по постройке и самые фешенебельные - около 23 % домов Петербурга не прошли капитального ремонта. Причем с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вот по этим домам, чудом сохранившим дух старопетербургских квартир, путешествие наше может быть вполне реальным.

Особенно хорошо сохраняется структура старых дворов. За редким исключением обычно даже вновь возводимые вместо разрушенных дворовых флигелей дома повторяют конфигурацию старых фундаментов. Поэтому мы можем соприкоснуться с чудными лабиринтами подлинных петербургских дворов. Проходными дворами можно легко пересекать целые кварталы. Дворы разные по величине и конфигурации: квадратные и прямоугольные, трапециевидные, шести- и восьмигранные, и даже овальные эпохи модерна. Приглашаю вас из лестничных окон заглянуть и в световые дворики, чья площадь иногда чуть больше 4 кв. м (1 кв. сажень).

ГОРОДСКИЕ ДВОРЫ

В последней трети XVIII века и в первой половине XIX века доходный дом возводился вдоль улицы в размере участка. Боковые стены делались глухими, то есть без окон, чтобы соседний дом можно было пристроить вплотную, как того требовала сплошная застройка улиц «единою фасадою». Эти глухие стены, возведенные из огнеупорного кирпича для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое, назывались «брандмауэры» (от нем. brandmauer - пожарная стена). Окна парадных комнат выходили на улицу, а окна личных помещений смотрели во двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками - сараями, конюшнями, дровяниками. Все они имели вход со двора, а к границам участка выходили тыльной стороной.

Во второй половине XIX века, особенно в центральных районах, из-за возрастающей плотности городской застройки стал быстро распространяться иной тип двора, где место хозяйственных построек заняли жилые флигеля. Часть необходимых сараев вытеснялась на середину двора, часть встраивалась в жилые корпуса в качестве подвального этажа (прачечные, ледники, погреба) или первого этажа (каретные сараи).

Если ширина участка была до 20 метров, то возводили только один боковой флигель, дом принимал на плане очертания буквы «Г» (рис. 1А); если позволяла длина участка, к боковому флигелю пристраивали флигель, параллельный уличному, и план дома становился похожим на букву «С» (рис. 1Б). Если ширина участка составляла более 20 метров, то двор заключался в замкнутое каре с двумя боковыми флигелями. Такая застройка называлась «периметральной» (рис. 1В) и являлась наиболее распространенной.

Крупные удлиненные участки позволяли возводить двусторонние поперечные дворовые флигеля, делавшие единое дворовое пространство на анфиладу дворов, соединенных проездными арками (рис. 1Г) (например, Гагаринская ул., 3). Иногда строение имело два уличных фасада, занимая внутриквартальное пространство между двумя параллельными улицами. Так образовывались знаменитые петербургские проходные дворы (например, наб. р. Мойки, 20, - Б. Конюшенная ул., 11; Кирочная ул., 14, - Фурштатская ул., 13).

Когда участок имел достаточно большую ширину, то внутри дворового пространства возводились тоже двусторонние крестовидные дворовые флигеля (рис. 1Д), создававшие несколько параллельных анфилад дворов, соединенных между собой проездными арками.

Значительно реже встречаются примеры планировки внутренних флигелей не по периметру, а в центре участка, образуя в плане два открытых двора: «Т»-образные (рис. 2А) и «Н»-образные (рис. 2Б). Такая планировка дворов позволяла размещать и в дворовых флигелях комнаты в два ряда, хотя из окон открывался вид на близкую глухую стену соседнего домовладения.

Курдонер - открытый в сторону улицы двор. Подобную планировку доходных домов начали интенсивно практиковать на рубеже XIX и XX веков. Домовладельцы, естественно, хотели получать максимальную прибыль, а именно курдонер давал возможность увеличить длину «парадного» фасада в два или в два с половиной раза и, соответственно, умножить количество дорогих квартир.

Плотность застройки в середине XIX века ограничивалась правительством. Так, по Строительному уставу 1857 года двор должен был иметь площадь не менее 30 кв. сажень (135 кв. м) с расстояниями между флигелями не менее 3 саженей (6,4 м), если противоположная стена была без окон; и 6 саженей (12,8 м), если окна выходили во двор с обеих сторон. Но эти нормы касались лишь одного двора домовладения, все другие дворы могли быть еще меньше - от 4 кв. саженей (18 кв. м), поскольку расстояние между многоэтажными каменными флигелями не допускалось менее 2 саженей (4,26 м). Именно такие дворы стали именоваться «дворами-колодцами».

Все дворы по тому же уставу должны сообщаться с улицей или с другими дворами проездами шириной не менее 4,5 аршин (более 3 м).


Световые дворики, в отличие от обычных дворов, не соединялись проездными арками, и попасть в них можно было только через дверь с черной лестницы (иногда - лишь через окно). Использовались они только для освещения - в них выходили окна хозяйственных помещений квартир (кухонь, коридоров, отхожих мест, чуланов). Чаще всего они располагались в углах домовладения, где сходились перпендикулярные флигеля. Площадь световых двориков, или световых колодцев, должна быть не менее 1 кв. сажени (то есть менее 5 кв. м).


ВНУТРИДОМОВАЯ И КВАРТИРНАЯ ПЛАНИРОВКИ

Дома галерейного типа

Сначала доходные дома попробовали строить с галереями, располагавшимися по периметру двора (тип дома, заимствованный из Европы). Например, дома 1 и 3 на Мучном переулке, построенные в конце XVIII века П.С. Садовниковым. С открытых галерей имелся вход в квартиру, а иногда и в каждую комнату (Мучной пер., 9).

Вот как описывает Д.В. Григорович в главе 3 «Петербургских шарманщиков» галерейную планировку: «Маленький двухэтажный деревянный дом, выкрашенный всегдашнею зелено-грязною краскою и возвышающийся в углу темного двора, служит им убежищем. Наружность такого рода строений облеплена обыкновенно галереей, на которую с трудом взбираешься по шаткой лестнице».

Из-за холодного климата галереи в Петербурге не прижились, несмотря на то что их даже пытались застеклять (наб. р. Фонтанки, 84). Преимущество галереи как своеобразного общего коридора не ценилось петербуржцами, привыкшими к анфиладам и не испытывавшими в проходных комнатах ни малейшего неудобства.

Анфиладная планировка

Уличный корпус всегда строился двусторонним, то есть его окна выходили на улицу и во двор. В каждой квартире было по две параллельных анфилады комнат. Вдоль уличного фасада шла парадная анфилада, во двор выходили окна также анфилад но расположенных жилых комнат. Комнаты двух анфилад сообщались и между собой. Такие двусторонние квартиры (рис. 1А) ценились, во-первых, из-за престижности уличного фасада, куда выходила половина окон квартиры, и, во-вторых, из-за возможности сквозного проветривания.

Вдоль внутриквартальных границ участков строились флигеля, имевшие один дворовый фасад. Стена флигеля, выходившая на соседний участок, была без окон. К ней вплотную пристраивался дворовый флигель соседнего домовладения.




Квартиры в дворовых флигелях, как правило, односторонние: все их окна выходили во двор. Комнаты в дворовых квартирах (рис. 2А) также располагались анфиладно: от парадной лестницы шли сначала почти квадратные парадные комнаты в два-три окна, за ними - продолговатые жилые комнаты в одно окно, заканчивалась анфилада кухней с хозяйственными помещениями у черной лестницы. Подобная конфигурация комнат объяснялась тем, что они должны были занимать всю ширину одностороннего дворового корпуса, а он мог быть уже 3 саженей.

Но бывали и двусторонние дворовые флигеля. Тогда в них, как и в уличных корпусах, делались двусторонние квартиры, которые чрезвычайно ценились.

После изучения планов различных типов квартир петербуржцев выяснилось, что во второй половине XIX века происходят принципиальные изменения в планировке квартир - переход от анфиладности к закрытости комнат. Ранее на протяжении столетий не возникало необходимости делить внутреннее помещение на разгороженные комнаты: человек не испытывал потребности в обособлении и уединении. Затем внутреннее помещение дома стали делить на комнаты, однако открытые и неизолированные. Покои старинных дворцов и квартир, как правило, проходные, соединяющиеся в анфилады, и ни в одной из комнат нет полного уединения. Разумеется, причина не в «неумении» архитекторов или строителей планировать помещения по-другому. Причина в другом - в особом самоощущении человека, постоянно остававшегося на виду и не терпевшего от этого никаких моральных неудобств.

Коридорная планировка

Только со второй половины XIX века в Петербурге постепенно начинают появляться обособленные закрывающиеся покои, комнаты. Сначала это супружеские спальни и кабинеты, затем и другие личные комнаты. Индивиды начинают сильнее испытывать потребность в уединении.

С 1860-х годов в квартирах планируются коридоры, причем первоначально анфиладность сохраняется, а коридоры играют вспомогательную роль - ими пользуется прислуга. Так зародились (по современной жилищной терминологии) смежно-изолированные комнаты. В уличных корпусах коридоры располагались между двух анфилад (рис. 1Б), а в дворовых - вдоль глухой стены квартиры (рис. 2Б).

Постепенно коридорами начинали пользоваться все шире, иногда не используя межкомнатные двери. В середине 1880-х годов стали строиться квартиры с изолированными комнатами. Определить долю фактически изолированных комнат можно, поскольку даже заделанные и оклеенные обоями некогда существовавшие межкомнатные двери все равно указываются в сохранившихся поэтажных планах.

От свободной планировки к секционной

Первоначально все комнаты в каменных домах строились в капитальных стенах, и границы между квартирами отсутствовали. В зависимости от желания и потребности арендатора варьировалось количество комнат, предоставлявшихся ему. Одно и то же помещение могло быть нанято как единая квартира, с двумя входами; в нем могли быть выделены две квартиры, вход в одну из них - с парадной, в другую (обычно с меньшим количеством комнат) - с черной лестницы; максимальное количество квартир - четыре, когда отдельно сдавались разделенные уличная и дворовая анфилады комнат. Размер квартиры, то есть количество в ней комнат, определялся потребностями нанимателя. Кухни могли располагаться в любом месте квартиры.

К середине XIX века в квартирах произошло разделение комнат по функциям. С появлением рукомойников и отхожих мест, соединенных трубой с выгребной ямой, возникла необходимость расположения хозяйственных помещений одного над другим. Начинает формироваться новая планировка квартир - секционная, то есть кухни поэтажно должны располагаться одна над другой, а не в любом месте квартиры, как это было раньше. По мере распространения водопроводных и канализационных систем требования секционности становились все более жесткими.

Одним из самых ранних примеров четкой секционной схемы из сохранившихся зданий является нарядный дом А. Мейера (ул. Марата, 66), построенный в 1876 году архитектором В. Шретером. Принцип секционной планировки является единственным до нашего времени, ничего нового в планировке квартир вот уже более 100 лет не изобреталось.

Малометражная планировка

В начале XX века впервые появились специальные дома с дешевыми квартирами для неимущих. Поскольку возводились они не на индивидуальные средства, а на средства страховых акционерных обществ, то для строительства покупались огромные участки, иногда целые кварталы, где дома располагались свободно, вместо обычной сплошной застройки. Из-за происходивших социальных перемен (необходимость женщине работать) делаются шаги к переходу от жилого дома к жилищно-бытовому комплексу, с магазином, амбулаторией, столовой, детской комнатой. Изменилась и планировка квартир. Поскольку появились общедомовое центральное отопление, канализация, то стал возможен отказ от черных лестниц. Квартиры стали ниже в полтора раза: 4 аршина вместо привычных 6 (то есть 2,8 м вместо 4,2 м). Средняя площадь комнаты - около 11 кв. м. Делаются совмещенные санузлы и в однокомнатных квартирах - кухонные ниши вместо кухонь. Для экономии площади квартиры оборудовались встроенной мебелью. Но подобные дома были единичны, массовым жильем они станут только спустя 60 лет - знакомые нам малометражные «хрущевки».

ПЕРЕПЛАНИРОВКА ПОД СДАЧУ ВНАЕМ

Мы рассмотрели здания, специально возводимые для доходных домов. Но во второй половине XIX века довольно интенсивно начали переделывать под сдачу внаем уже существующие дома. К концу XIX века особняки и другие дома индивидуального пользования в Петербурге составляли менее одного процента от общего количества.

Особняки, превращенные в доходные дома

Во второй половине XIX века особняки содержат в Северной столице немногие. Подавляющее большинство владельцев особняков переоборудуют их под отдельные квартиры для сдачи внаем. Естественно, возможность переделок зависела от особенностей планировки каждого особняка. Обычно за собой домовладелец сохранял парадный второй этаж, превратив его в отдельную квартиру. Парадные помещения (кабинет, спальня, запасные гостиные и комнаты для гостей) с окнами во двор после установки перегородок становились личными жилыми комнатами. У черной лестницы, которой пользовались в особняке слуги, приходилось выделять комплекс хозяйственных помещений: кухню, комнаты для прислуги, ватерклозет, чулан и т. п.

Под жилье квартирантов перепланировались хозяйственный первый этаж и третий этаж, где раньше располагались личные комнаты хозяев особняка, а также дворовые флигеля. Но чаще на месте небольших одноэтажных дворовых флигельков, в которых жили управляющий с семьей, слуги, приживалки и располагались хозяйственные помещения (баня, прачечная, каретный и дровяной сараи, погреб и др.), возводились огромные 4-5-этажные дворовые флигеля с квартирами, специально спланированными под жильцов. Также стала привычной надстройка самого особняка на один или, реже, на два этажа.

Переделка в доходные традиционных деревянных домов

К началу XIX века все деревянные городские дома стояли на красной линии улицы. Между домами тянулся сплошной забор с калиткой и воротами.


Планировка деревянных домов в Петербурге сохранилась традиционной. Одноэтажные и двухэтажные дома обычно строились трех типов. Первый тип - трехкамерное жилище, представлявшее собой две избы, соединенные сенями, вход в них был со двора. Передняя изба, имевшая окна на улицу, обычно предназначалась для жильцов, а заднюю занимали хозяева (рис. 1). Передняя изба делилась легкими (тесовыми) перегородками обычно на четыре помещения: «зало» и спальня вдоль окон, выходивших на улицу, кухня и прихожая - с боковыми окнами во двор. Комнаты, оклеенные шпалерами (обоями), отапливались печью голландкой, а кухня - русской печью. Задняя изба, по другую сторону сеней, где жили хозяева, в первой половине XIX века еще могла быть курной, то есть отапливаться «по-черному». Обычно жилое пространство хозяйской избы не делилось вовсе, иногда выделялся перегородкой (не до потолка) «бабий кут» (кухня). В сенях отгораживали чулан, сдаваемый одиноким беднякам. Чулан мог быть даже с окном, но не отапливался.

Второй тип планировки деревянного жилища - пятистенок, где пятая (капитальная) стена делила пространство избы обычно на чистую половину, располагавшуюся вдоль уличного фасада, и на хозяйственную. Вход в оба помещения устраивался из сеней, тянувшихся вдоль дворового фасада и имевших вход с улицы (рис. 2).

Пятистенки встречались значительно реже, и принадлежали они горожанам победнее.

Третий тип планировки шестистенок (или крестовик) имел две капитальные стены, делящие внутреннее пространство. Этот дом представлял собой составленные вместе четыре сруба с общими внутренними бревенчатыми стенами, длина каждой стены, составленной из двух бревен, достигала 12 саженей. Площадь таких домов бывала огромной - более 600 кв. м. Внутри каждого сруба помещения делились легкими перегородками, образуя до 16 комнат. Встречался подобный тип строения редко и только у очень богатых домовладельцев.

Внешне все три типа легко отличимы. Трехкамерник («две избы через сени») и пятистенок, оба выходили на улицу тремя окнами, но пятистенок имел выход с крылечком на улицу. Шестистенок мог иметь вход и с улицы, и со двора, но по фасаду - шесть окон. Пол первого этажа любого деревянного петербургского дома возвышался над землей не менее, чем на 1 аршин (0,7 м). Во всех описаниях входа в дом упоминается крыльцо. Крыши домов, как правило, делались двухскатными, хотя есть упоминания и о четырехскатных. Под крышей - чердак.

К середине XIX века с распространением сдачи жилья внаем индивидуальные деревянные дома превращаются в многоквартирные. Во-первых, за счет увеличения этажности - обычно надстраивался имеющий отдельный вход с улицы второй этаж, он и сдавался жильцам, а первый использовался владельцем для жилья и торгового (лавка, трактир) хозяйского помещения. Во-вторых, пристройкой срубов, связанных между собой лестничными клетками. В-третьих, разгораживанием помещений внутренними перегородками.

Интересно отметить, что, подражая городской традиции, в чистой половине пятистенка или в передней избе трехкамерника пространство делилось на анфиладно расположенные комнаты: двери вели непосредственно из комнаты в комнату, и все они оказывались проходными.

Деревянные дома традиционной планировки и перестроенные под сдачу во множестве сохранялись в окраинных районах и в предместьях до Великой Отечественной войны, когда основная масса их погибла, оказавшись на линии фронта или будучи разобранной на дрова.

Что сохранилось от внутренней планировки доходных домов до наших дней

Планировка квартир обычно сохраняется неплохо. Но очень осторожно надо относиться к деленным квартирам. Если квартира располагалась на втором или третьем этаже, где находились многокомнатные так называемые барские квартиры, то в ней обязательно было два входа: с черной и парадной лестниц. Если же сегодня вход в квартиру устроен с одной лестницы, то совершенно очевидно, что перепланировка произошла в послереволюционный период, о чем также свидетельствует наличие в квартире с парадным входом кухни, переоборудованной из жилой комнаты.

Деление квартир на других этажах часто происходило и до революции, о чем свидетельствуют данные переписей, обследований санитарных врачей и мемуарная литература. Так, квартиры подвальных этажей обычно делились на однокомнатную швейцарскую с выходом на парадную лестницу и многокомнатную квартиру с выходом на черную лестницу, которую артельно арендовали сезонные рабочие, или она использовалась под «угловых» жильцов. Квартиры верхних этажей обычно тоже дробились, на парадную лестницу выходила квартира с большим количеством комнат, а на черную - с меньшим.


Наиболее часто встречающиеся изменения планировки внутри квартир - заложенные двери между анфиладно расположенными комнатами, местоположение их обычно заметно, и деленные перегородками комнаты, о чем красноречиво говорит неполный рисунок потолочного плафона. Эти изменения тоже могли произойти как до, так и после революции.

С учетом вышеперечисленных особенностей вполне достоверно можно судить о планировке и размерах квартир доходных домов.

Итак, в планировке квартир произошли изменения. С повсеместным распространением водопровода проектирование многоэтажных домов стало исключительно секционным, то есть кухни стали располагаться одна над другой, а не в любом месте квартиры, как делалось раньше. Для квартир становится характерна коридорная структура. Анфиладная планировка продолжает сохраняться параллельно с коридорной только в парадных помещениях барских квартир. Если раньше любая комната имела капитальные стены, то к концу XIX века помещения как деревянных домов предместий с традиционной планировкой, так и многоэтажных каменных домов центра все чаще делят перегородками, образуя вместо одной несколько комнат. Вызвано это распространением сдачи жилья внаем. Во второй половине XIX века шло заметное уменьшение площади комнат, причем как личных, так и парадных.

Обычно специально построенный доходный дом возводился из камня, однако 3 % из построенных домов строились из дерева. Естественно, время, революция, война и другие катаклизмы уничтожали прежде всего деревянные доходные дома. Сейчас мне известен только один чудом сохранившийся дом подобной планировки на 5-й линии Васильевского острова, 58, да и то он расселен и законсервирован уже много лет в ожидании капитального ремонта (более вероятно, что его снесут...).

Анфиладой называют ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых находятся на одной оси. С точки зрения дизайна – это один из самых лучших архитектурных приемов.

Немного истории

Располагать комнаты подобным образом начали в эпоху классицизма. Причем анфиладный принцип встречался не только внутри помещений, но и в перспективе проектировки улиц целых городов.

Сегодня лучшие образцы сквозной планировки представлены во дворцах. Так, например, в Зимнем дворце все помещения спроектированы по такому принципу.

По задумкам архитекторов, находясь за пределами здания, нельзя было понять внутренней планировки помещения.

Виды анфилад

Боковая

Ось расположения дверных проемов смещена от центра комнаты ближе к окнам. Бывает, что двери расположены очень близко к торцевой стене. А если комнаты большие, до внешней стены остается еще метра два. Обычно подобный прием использовали для создания необычной игры света в помещении.

Центральная

Проемы располагаются ровно посередине и делят комнаты пополам. Для реализации такой планировки помещения должны размещаться на центральной оси и быть либо одинаковыми по размерам, либо пропорциональными.

Двойная

Все проемы дублируются парными, находящимися на внутренней оси комнат. Используется, когда одни комнаты более длинные, чем другие.

Если одна из комнат оказалась неподходящей глубины для организации анфилады, ее можно привести к нужным пропорциям при помощи алькова или эркера.

Чем удобны анфилады?

Оценить удобство анфилад в истинном масштабе можно только при изучении старых дворцов или усадеб. Хотя на практике организовать ее можно в любом доме, где существует непрерывающаяся линия окон. Привлекательна такая планировка и с эстетической точки зрения, и с практической.

Когда разрабатывается планировка дома или квартиры, стоит обсудить с дизайнером возможность организации анфилад для:

  • Ускорения перемещений внутри дома. В сложных архитектурных формах часто появляются узкие темные коридоры, переходы, вестибюли, холлы. Анфилады позволяют от них отказаться и сократить время перемещения из одной комнаты в другую.
  • Увеличения уровня естественного освещения. Справа или слева в комнате всегда будут находиться окна, жильцы не будут испытывать нехватки солнечного света.
  • Визуального увеличения площади. При анфиладном принципе планировки расширяются возможности использования комнат. С анфиладой можно совместно учитывать объем нескольких помещений одновременно, ведь из любой точки вы видите не 1–2 окна, а сразу 4–6. Если же комнаты полностью изолированы друг от друга, площади воспринимаются тоже обособленно.

Где можно реализовать анфиладную планировку?

В исторических домах проблем с организацией анфилады никогда не возникает, иногда она там уже есть. В современных же домах и квартирах осложняет ситуацию большое количество несущих стен (не говоря уже о кривой линии фасада). Сегодня возможность спланировать помещения по анфиладному принципу становится показателем качественного строительства.

Чтобы скрыть недостатки строительных материалов или архитектурные погрешности, проектировщики линейно усложняют планы зданий. Ведь на практике прямоугольную квартиру построить куда сложнее, чем странное помещение ломаной формы со множеством несущих стен.

В целом же анфиладу можно создать в любой квартире, где есть хотя бы три комнаты. Череда проемов, соединяющих гостиную или салон, спальню и детскую, смотрится достаточно эффектно. Площадь квартиры при этом значения не имеет. Достаточно лишь ориентироваться на ее геометрию для выбора оптимального варианта анфилады:

  • при полностью несущей стене (как, например, в доме П-44) подойдет боковая;
  • при наличии пилона у окна – центральная.

На самом деле реализовать такой принцип можно и в крохотной двушке при условии правильной формы помещений.

Что касается частных домов, то чем проще их геометрия, тем больше возможностей для создания анфилад. Использовать ли такое решение на каждом этаже, каждый решает по ситуации. Например, если все парадные комнаты расположены на первом уровне, то анфилада там может быть сквозная. При этом на втором можно ограничиться короткими анфиладами с делением на жилые блоки: детский, родительский и т. д. Полная зеркальность помещений здесь не является обязательным принципом.

Как сгладить возможные неудобства?

Необязательно проводить анфиладу через все имеющиеся комнаты, если это кажется не вполне удобным. Оптимальным вариантом станет анфилада для личных комнат. В этом случае объединить достаточно помещения в следующем порядке: кабинет, спальня, гардеробная, ванная.

Отсутствия изолированности комнат многие опасаются, но совершенно напрасно. Особенно это касается столовой и гостиной или гостиной и кабинета, разделять которые вообще не нужно. В любом случае анфиладу всегда можно прервать, закрыв одну дверь и организовав вход в помещение через другую.

Если хочется изолировать самую дальнюю комнату, можно закончить анфиладу не дверным проемом, а внутренним окном в это самое последнее помещение. Таким образом, будет соблюден принцип движения на свет.

Кроме того, в квартирах после перепланировки с большой вероятностью останутся небольшие дополнительные переходы, которые можно использовать для дублирования проходов. И если постоянно проходить через анфиладу некомфортно, можно предусмотреть более темные проходные комнаты, отвечающие за сообщение. Это могут быть и гардеробные или просто узкие коридоры.

Строгой потребности в дублирующих коридорах нет. Во дворцах они присутствовали, но настолько узкие, что перемещаться по ним многим людям было неудобно.

На что обратить особое внимание?

  • На принцип соединения помещений. Помните, анфилада должна замыкаться. Однако это не означает, что ее наличие требует полного отсутствия других дверей. В торцевой части допускается проделывать сколько угодно проемов.
  • На оформление дверей. Выбирайте двери в едином стиле с одинаковыми наличниками и дверными полотнами. Хотя в парадной комнате проем может быть больше и шире.

Не бойтесь реализовывать нестандартные решения для создания идеального для жизни интерьера.