Эссе по картине бурлаки на волге. Урок-сочинение по картине И

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Предостерегающий характер картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что одно из самых знаменитых творений Ильи Ефимовича Репина картина «Бурлаки на Волге» относится именно к этой фразе и носит в себе предостерегающий характер.

Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии. Я каждое лето со своей семьей бываю в селе Ширяево с паломнической поездкой и любуюсь пейзажем, где писалась эта картина. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1). Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Летом прошлого года мне посчастливилось увидеть картину во время экскурсии в Русском музее. Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2). Мне стала интересна её история создания, история той эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день.

Цель: изучить историю создания картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и историю эпохи.

Задачи:

1. изучить биографию художника Ильи Ефимовича Репина;

2. выяснить причины, побудившие художника написать картину «Бурлаки на Волге»;

3. провести анализ картины;

4. сделать выводы предостерегающего характера картины в ту эпоху.

Объект исследования: история написания картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Предмет исследования : картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Актуальность: считаю, что информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, сети интернета.

2. Основная часть.

2.1. Биография художника И.Е.Репина.

Илья Ефимович Репин родился в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. (Приложение 3). Рос он в небогатой семье. Никто и не подумал бы тогда, что мальчишка станет великим русским художником. Его мать первая обратила внимание на ловкость росписи яиц при подготовке к Пасхе. Но денег на развитие таланта в семье не было.

Илья посещал местную школа, там учили топографии. Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел. После 4 лет росписи церквей и накопив сто рублей, отправился в Петербург, что бы поступить в Академию Художеств. Но не поступил. Не сдавшись, Репин при Обществе поощрения художников становится слушателем подготовительной школы. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов. Много работ написано выдающихся личностей: химика Д.И Менделеева, М.И. Глинки, Л.Н. Толстого. Отдавал предпочтение написания группового портрета.

2.2. История написания картины «Бурлаки на Волге».

Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». В 1868 году Илья Репин и Константин Савицкий, с которым они вместе учились, отправились писать этюды в село Усть-Ижору, расположенное при впадении реки Ижоры в Неву. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ.

Все это так поразило И. Репина, что впоследствии он бегло, но эмоционально написал этюд увиденной картины. До нашего времени этот сюжет не дошёл, но его видел художник Фёдор Васильев. Репин надолго увлекся темой «Бурлаков».

Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, что бы наблюдать за жизнью народа, познакомился с его трудом и бытом, для того что бы увидеть красоту русского характера. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать. Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок. Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. Некоторые друзья художника были уверены, что образы измученных бурлаков вызовут у зрителя только жалость да сочувствие, что не будет ничего поэтического. Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

2.3. Предостерегающий характер картины.

Картина «Бурлаки на Волге» первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в1873 году (Приложение 4).

Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Первое впечатление - группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа. Но они упорно тянут за канат судно. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер. Кто-то покорился волей тяжкой судьбы, кто-то спокоен, понимая, что при окончании сезона, закончится и тяжёлая работа. Я обратила внимание на третьего бурлака. Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти.

Изображение бурлаков показывает настроение народа в ту эпоху. Но есть и другие знаки на картине, которые носят предостерегающий характер. На корабле, который тянут бурлаки есть флаг, он развивается левым ветром. И на паруснике парус также развивается левым ветром. А вот дым, проходящего мимо парохода, направлен в другую сторону. Это даёт понять, что мнение народа имеет разногласия.

На переднем плане можно увидеть разорванную корзину и камень. Корзина символизирует достаток, а разорванная корзина, это символ бедствия. Камень - символ утопленника. Это можно объяснить так, что достаток находится на краю бедствия. Придёт время и произойдет упадок у тех, у кого достаток.

Канат, за который тянут бурлаки баржу, привязан к верхушке мачты. Получается хороший рычаг и если они с силой потянут канат, то могут опрокинуть корабль или сломать мачту. Это символизирует, великую силу народа. Художник предсказывает переворот государственной власти, если учесть, что корабль, это символ государства. Также к символу переворота можно отнести и перевернутое расположение цветов российского флага на мачте судна.

В картине художник показывает символическую опасность, которая нависла над Российской империей. Он предоставил возможность знати столкнуться с низами общества, задуматься в каких ужасающих условиях работают бурлаки. Хотя Репин выбрал не самый страшный сюжет жизни бедняков. Художник был расстроен, что зритель не воспринял предостерегающего характера картины.

3. Заключение.

Работая над заданной темой, я много узнала о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовиче Репине. История создания картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге И.Е. Репина «Далёкое - близкое». Работая с литературой, рассматривая картину, я погрузилась мыслями в эпоху дореволюционного времени. Потенциал революции чувствовался и поэтами и художниками, в частности Репиным. И он выразил его в картине «Бурлаки на Волге». Но его современники выводов не сделали.

В 2014 году к 170-летию со дня рождения русского художника на набережной г. Самары установлен бронзовый памятник «Бурлаки на Волге», который увековечивает знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина. (Приложение 6). Автором скульптурной композиции является самарский художник Николай Куклев.

Я и мое поколение истинно восхищается творением художника, его смелостью передать через искусство то, что нельзя было высказать.

Список литературы.

1. Репин И. Далекое близкое. М.: издательство Академии художеств СССР, 1960. с. 510.

2. Пророкова С. Репин, М.: Молодая гвардия, 1960. с. 416.

3. Лясковская О. Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1982. с. 480.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.: Искусство, 1952. с. 620.

5. http://samaratoday.ru/news/194933

Приложения.

Приложение 1.

В доме-музее И.Е.Репина с. Ширяево Самарской области.

Памятник И.Е.Репину в историко-музейном комплексе с. Ширяево.

Приложение 2.

Посещение г. Санкт-Петербурга.

Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург.

Приложение 3.

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.

Приложение 4.

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Приложение 5.

Бронзовая скульптура картины на набережной г. Самары.

о «Бурлаках на Волге» являет собой настоящий шедевр в русской культуре и живописи. Она сотворена в реалистической манере.

Когда вы смотрите на картину, то начинает казаться, что вы стоите на берегу реки Волги, и бурлаки медленно продвигаются прямо на вас. Баржам и другим судам спускаться по Волге с грузами по течению без особого труда, а вот наверх, против течения реки, их возвращают бурлаки.

Эти люди впрягаются в лямки и тянут канаты, прикрепленные к баржам. Они идут по берегам, а баржа плывет по реке.
На картине изображено, как группа бурлаков находится за работой.

Берег реки Волги, летняя жара, глинистый мокрый песок под ногами бурлаков. Почти всегда основные пространства картин у художника занимают очертания людей.

Вот также и на этой картине — вы почти не видите воду Волги. Линией горизонта делится картина пополам, вверху — голубоватое небо с облачками, внизу же — темный песок и желтая из-за попадания песка вода. На фоне реки хорошо прорисованы очертания фигур людей.

Это бурлаки, которым нужно тянуть судно вверх по речке.

Тянуть им баржу против течения тяжело, каждый из них делает видимое зрителю неимоверное усилие, плечи людей перетянулись широкими ре и прочными лямками – ведь так удобней тащить.

Неудивительно, но люди одетые в рваную одежду, которая под ремнями быстро изнашивается и ветшает, а от бесконечной ходьбы растаптываются лапти. Длинные руки бурлаков обвисли вдоль туловищ — в такой работе рукам не помочь. Главное здесь — переступать ногами и упираться корпусом об ремни.

Этот тяжелейший труд требует определенных навыков. Кроме этого, он потребует, чтобы каждый бурлак в команде работал в полную силу – так как нельзя схитрить и переложить тяжесть на другие плечи.

Эта работа является коллективной, и как только один бурлак приложит меньшие силы к лямкам ремней, то другие прочувствуют увеличение нагрузки и потянут сильнее баржу, что не по-товарищески.

Эта тяжелейшая подневольная работа не сделала бурлаков рабами, несмотря на варварские условия бурлацкого труда. Персонажи полотна стоят мужественно и не выглядят как жалкие и убогие рабы.

Это люди, для которых по силам то, что для других невозможно. Они живут и трудятся в команде, справляясь со стихиями в душе и в природе.

Лица бурлаков выписывались художником с большим трепетом. Персонажи картины — действительно встреченные художником люди, а выражения их лиц он запомнил очень подробно. Вот поэтому на картине они выглядят живо и реалистично.

Репин хорошо понимал бурлацкую долю, несколько раз ездя по Волге, и проводя много времени с артелями бурлаков. Он наблюдал за людьми, узнавал их характеры и делал прорисовки и наброски. Все равно, герои полотна — конкретные люди, представляющие собирательность образа русского народа.

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

Женщины-бурлаки, 1900-е. (wikimedia.org)

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.


«Бурлаки на Волге» Репина. (wikimedia.org)

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Во время той поездки Репин сделал эскиз картины, сюжет которой строился на контрасте бурлаков и дачников. Композицию раскритиковал друг художника Фёдор Васильев, назвав ее искусственной и рассудочной. Он-то и посоветовал Репину отправиться на Волгу и доработать сюжет, а заодно помог с деньгами — сам живописец был крайне стеснен в средствах.

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».


Репин, автопортрет, 1878. (wikimedia.org)

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.


«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1891. (wikimedia.org)

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Илья Репин не только рисовал с раннего детства, но специально обучался у иконописцев, которые смогли научить его не только видеть окружающий мир, но и вырабатывать свою живописную технику. Молодой художник так преуспел, что очень рано ему стали поступать серьезные и объемные заказы. После своего обучения в школе рисования и даже Академии художеств, Илья Ефимович становится свободным художником, но всеобщего признания, славы и успеха сразу не получает, несмотря даже на то, что его живописные полотна интересны по своему сюжету и замыслу, да и выполнены они были мастерски.

Но все-таки настоящий успех и слава пришла к художнику, когда была создана его чудесная и удивительная картина с глубоким названием. Известно, что Илья Репин над живописным полотном «Бурлаки на Волге» трудился чуть больше трех лет. Сюжет картины настолько высоко был оценен современникам и так хорошо передает общее представление о репинской эпохе, что на сегодняшний день она хранится в Русском музее, который находится в прекрасном городе на Неве.

Главные герои картины Ильи Репина - это бурлаки, труд которых был тяжел и невыносим. Известно, что бурлаки свои лямку с судами тянули по рекам, начиная с шестнадцатого века. Этот тяжелый труд рабочих на реках с быстрым течением использовался по девятнадцатый век. И только когда появились пароходы, то постепенно стал исчезать этот род деятельности простого русского мужика. Обычно бурлаки вступали в артель, в каждой из которых их могло быть до 150 человек. Но проблема была в том, что суда ходили по Волге лишь только в теплое время года. Например, весной, осенью.

Обычно такой труд оплачивался плохо, поэтому бурлаки, проработав ни один сезон, возвращались домой без денег, а порой даже с долгами. Вот однажды, рисуя картины на берегу реки, Илья Репин увидел бурлаков и был поражен их нелегким трудом. Вот тогда-то, внимательно наблюдая за бедняками-бурлаками, в голове художника и впервые родился замысел его картины. Вскоре появился первый эскиз его будущего живописного сюжета. Но только первоначально художник еще хотел изобразить и веселых дачников, которым жилось хорошо. Но потом он все-таки отступил от такого резкого контраста. Работа над этой картиной была окончена художником в 1873 году.

Центральное место в репинской картине занимает артель, которая как бы вырастает постепенно из самой глубины картины и словно движется навстречу зрителю. Автор полотна продумал свою композицию так, чтобы ни одна из фигур наемных бурлаков не заслоняла товарища по работе. Илья Репин постарался передать каждого своего героя так, чтобы образ каждого из них запоминался и был индивидуален. Впереди всех идут три невысоких, но коренастых мужиков, которые как бы прокладывают путь остальным, ведут их за собой.

В центре Канин, который некогда был священником, но потом получил отставку и подался от безысходности в бурлаки. Справа от центральной фигуры священника бурлак с бородой и с огромной силой, которую невозможно не заметить. С другой стороны мужик не только тянет свою лямку, но и его озлобленный взгляд устремлен вперед, словно он пытается доказать всем, что сможет дойти и не умереть до конца пути. Колоритно изобразил художник и остальных героев репинской картины. Например, один из персонажей его живописного полотна - это старик в потрепанной шляпе.

В его рту трубка, которая, скорее всего, немного его успокаивает и придает силы. Среди этих бурлаков собраны люди самых разных возрастов. Внимание хочется обратить на молодого юношу, который тянет впервые эту лямку и, чувствуя, как тяжело ему, кажется, что вот-вот он сам освободиться от этой непосильной ноши. У многих персонажей картины изображено не только страдание, но и терпение, которое обычно свойственно русскому человеку. Художник изобразил в конце всей этой колоны еще трех мужиков. Одного практически не видно, поэтому и описывать его сложно. Но образы других двух очень интересны. Один из них мужчина средних лет. Но по сравнению с мужиками он слишком хорошо одет. У него даже есть сапоги, хотя вся мужики идут или босяком, или в лаптях.

Второй заключающий колоны - настоящий южный человек, у которого черные волосы и смуглое тело. Он все время оглядывается, чтобы взглянуть на того мужика, который немного приотстал. Передвижения ему даются слишком тяжело, и кажется, что скоро он совсем упадет. Всего же на своем полотне художник изобразил одиннадцать человек.

Но контраст художник проводит с тем, что окружает этих бедных людей. Это природа, которая изображена в светлых тонах: нежно-голубое небо, ласкающая и спокойная речная гладь, светло-желтый песок и светлого цвета судно, которое медленно передвигается по реке.

Невероятное печальное и трагическое впечатление производит картина Ильи Репина. Он попытался в своих образах простых мужиков создать обобщенный образ всего русского народа, который страдает и погибает от непосильного и тяжелого труда.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: научить понимать содержание картины, её художественные особенности; уметь воспринимать авторскую позицию через проникновение в мир художественных образов; передавать своё отношение к картине; развивать устную и письменную речь.

Слайд № 3..

Оборудование:

  • Презентация
  • Портрет И. Е. Репина;
  • Выставка репродукций картин И. Е. Репина;
  • Репродукция картины "Бурлаки на Волге" (у каждого ученика);
  • Стихотворения Н. А. Некрасова "На Волге", "Размышления у парадного подъезда";
  • Фонограмма русской народной песни "Дубинушка";

Оформление доски: эпиграф, толковый словарь: пейзаж, композиция, антитеза, деталь; орфографический словарь: бурлак, артель, этюд, восторг, негодование.

Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей урока, знакомство с эпиграфом.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас плачем зовется -
То бурлаки идут бечевой.
Н.А. Некрасов

2. Сведения о художнике и истории создания картины (возможно в виде сообщения уч-ся).

Слайд № 4 - 10.

Приложение № 1 (или слайд 4)

Илья Ефимович Репин провел детство в небольшом украинском городке Чугуеве. В 1864 году едет в Петербург и становится студентом Академии художеств.

Слайд № 11

Мысль написать бурлаков возникла у Репина в 1868 году, когда он во время прогулки по Неве впервые увидел изможденных, оборванных людей, запряженных в лямку. Художника поразил контраст пестрой праздничной толпы богатых господ на берегу и усталых, измученных, едва идущих бурлаков. Это зрелище врезалось в память молодого живописца.

Слайд № 12.

Репину захотелось глубже узнать жизнь, нравы волжских бурлаков, увидеть их собственными глазами, почувствовать сердцем тяжесть их подневольного труда. Летом 1870 года вместе с друзьями Репин решил отправиться на Волгу. Каждый из бурлаков, встреченных Репиным, имел свою историю, свою судьбу, свой характер. На Волге Репин встретил Канина и мальчика Ларьку, моряка Ильку и многих других героев его будущего произведения.

В первых этюдах преобладала тема страдания, что Репина не устроило, и он повторно едет на Волгу. Один из приятелей оставил в дневнике любопытное описание. Репин делает очередной этюд, несколько зрителей, таких же бурлаков, стоят за спиной художника.

Дивлюсь, - говорит один, - и тут человек, и там человек:Диковинно!

Ведь живой, совсем живой стоит на холсте, - вторит другой.

А третий, который когда-то учился рисовать, объясняет товарищам, кивая на Репина:

Думаешь, это легко!..Ведь он и сам-то всей душой там - на холсте!..

Репин попытался создать монументальное полотно, воспевающее духовную силу, достоинство и красоту русского человека.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в 1873 году.

11 человек бурлаков, люди различных социальных групп, разных возрастов и характеров, объединенные одной судьбой, связанные одной бурлацкой бечевой. Фигуры, позы, лица бурлаков предельно конкретны, индивидуальны и вместе с тем типичны, характерны. Все они - плоть от плоти многоликого, многострадального народа. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф. М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Достоевскому вторил критик Стасов В. В.: " Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителями на холсте в такой страшной массе, в таком громадном, пронзительном аккорде. Эти 11 человек, шагающих в ногу, натянувши лямку и натужившись грудью; что это за людская мозаика с разных концов России!"

Однако не у всех представителей русского общества картина И. Е. Репина вызвала восторженное отношение. Ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства". На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: " Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников". Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Слайд № 13

3. Комплексный анализ-беседа.

Кто такие бурлаки? Слайд № 14

Это люди, которые тянули по реке суда с грузом (бывало, месяц или два). В долгом пути бурлаки иногда стаптывали 20 пар лаптей. Уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка".

Приложение № 2 . (или слайд 15)

Давайте послушаем эту песню (ставится аудиозапись). У этой песни есть второе название - "Эй, ухнем!" Изначально это была крестьянская народная песня, потом стала бурлацкой. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

Поговорим о композиции картины (композиция - построение). Как расположены люди на картине?

Слайд № 16.

Репин старался так расставить людей, чтобы каждый был хорошо виден. Видны все детали. Репин - замечательный мастер композиции. Он не случайно развернул шествие бурлаков параллельно плоскости холста. Это дало возможность сосредоточить внимание на внутренней сущности каждого из них, на раскрытии индивидуальных характеристик.

Кто самый юный из бурлаков? Опишите его.

Слайд № 17

Это Ларька.Таких мальчиков можно было нередко встретить в артели. Беднякам нечем было прокормить семью, и они отправляли своих детей бурлачить. Мальчика 11 лет сначала брали кашеваром. А через 2-3 года он делался настоящим бурлаком. На лице Ларьки - решимость и нетерпение. О них рассказывает упрямый поворот головы, взгляд, смело устремленный вперед. Волосы непокорно выбились из-под шапки. Ларька резко выпрямился, вцепился в хомут, точно хочет сбросить его, разорвать. Неужели всю жизнь он ничего не увидит больше, кроме бурлацкой лямки?

Опишите "головного" бурлака.

Слайд№ 18.

Это Канин. Встречая артель, Репин любовался Каниным. Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы, олицетворяет на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую. Канин мало говорил, постоянно размышлял о чем-то своем. Он не посмеивался над другими и не обижался на товарищей за шутки. Репина привлекали печальные и мудрые глаза бурлака, большой умный лоб, его спокойные, сдержанные движения - он шел в лямке, ничем не выдавая, что работа тяжела для него. Репину очень хотелось знать, о чем мечтает этот сильный, задумчивый, красивый человек. Добрые серые глаза, огромный лоб, лицо, будто озаренное светом мечты, густой загар. В Канине слились множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.

Давайте опишем остальных бурлаков.

Слайд № 19

Рядом с Каниным, левее - взлохмаченный, темнобородый "нижегородский боец", так прозвали этого бурлака, должно быть, за удаль в кулачных битвах. Это, и в самом деле, - настоящий богатырь! Тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой. Вот повернулся к товарищам, чтобы ободрить их веселой шуткой.

По другую сторону от Канина - Илька-моряк. Такая сила в его жилистых руках, в решительном движении, с которым он налегает на лямку! Какая грозная сила в его взгляде!

Слайд № 20

Чуть позади - высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком нажимает на ременную петлю, шагает себе, вроде и не думая ни о чем. На нем - шляпа горшком, с узкими полями, такие шляпы называли - бурлацкими.

Слайд № 21.

Утирает пот со лба больной бурлак. Похоже, недолго ему "тянуть лямку".

Слайд № 22

Сосед Ларьки, старик, спокоен. На ходу набивает трубочку табаком - словно ничего ему и не нужно больше. Наверное, и он мечтал прежде о другой жизни, да шли годы - притерпелся. И все-таки в его спокойной уверенности есть тоже своя сила.

Слайд № 23

Между Ларькой и стариком виден калмык. Тень от картуза почти скрывает его лицо с узкими, внимательными глазами.

Слайд № 24

Старательно ступает отставной солдат, единственный из всех обутый в сапоги. Он пока не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем на остальных - не порвалась в лохмотья. Но пройдет солдат сотню-другую верст - истреплет свою одежду, скинет разбитые сапоги, обуется, как все, в лапти.

Слайд № 25

Сердито оглянулся высокий грек. У него красивое и гордое лицо. Он похож на орла.

Слайд № 26

Последний бурлак отстал от остальных. То ли горе его согнуло, то ли идти нет больше сил.

Слайд № 27

Позади, на барке, которую тянут бурлаки, устроились хозяева - те, кого называли "кровопийцами".

Слайд № 28

Давайте опишем пейзаж (пейзаж - изображение природы). Как Репин использует прием антитезы? (антитеза - противопоставление)

Слайд № 29

Темные силуэты людей - яркий фон картины. У Репина пейзаж - Волга, небо, солнечная песчаная отмель, дальний берег.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в ширину холст. И перед нами открылись бесконечные просторы воды и неба. Голубое небо покрыто легкими облаками. Вдали - туманный берег. Позади, до самого горизонта, сияющая гладь реки. Вокруг пустынно; только слева, у края картины, плывет вниз по течению барка под парусом, а справа дымит маленький пароходик.

Артель движется навстречу зрителям. Бурлаки только что одолели песчаную мель-перекат. Они на мгновение сбились с общего дружного шага. Трое передних уже снова налегли на лямки грудью, но те, кто идут следом, пользуясь короткой передышкой, распрямились в кожаных петлях.

Когда мы смотрим на картину, мы видим всех бурлаков вместе и в то же время каждого порознь. А когда вглядываемся отдельно в каждого, видим его вместе со всеми. Так играет оркестр: у всякого инструмента свой голос, но музыка зазвучит, когда голоса сольются воедино.

Теперь поговорим о цветовой гамме картины.

Слайд № 30

Эту картину называли солнечной. И правда, Репин как будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотой парус плывущей мимо барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскаленный песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя. Картина не пестрит красками. Репин очень вдумчиво выбирает цвет - желтый, голубой, розовый, но сколько оттенков у каждого цвета! Желтый - то золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневый.

Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда бурлаков, он ищет другие оттенки - краски становятся густыми, мрачными, тревожными. Эти люди словно отлиты из бронзы - дочерна загорелые, смуглые лица и руки. На Канине рубаха неяркого, спокойного цвета - в лад его неторопливым, серьезным думам. У Ильки-моряка рубаха красновато-лиловая, ее беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как и яростный взгляд Ильки. Пламенем взметнулась в темной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на еще не сожженном загаром лице рассказывают о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

Как вы думаете, почему эта артель столь разна по характеру, возрасту, национальности?

Слайд № 31

Репин пошел бы против правды, напиши он всех бурлаков одинаково бодрыми богатырями. Но Репин пошел бы против правды и напиши он всех низко склоненными, сломленными, послушно тянущими груз.

4. Речевая работа.

Слайд № 32 - 36

Жизнь бурлаков очень точно и ярко отражена в фольклоре, появился даже специальный жанр - бурлацкие песни. Мы уже прослушали одну из них - знаменитую "Дубинушку", поняли, что эти песни отличает особая ритмическая организация. Но есть и другие песни, послушайте некоторые отрывки из них. Какой рисуется в них жизнь бурлака?

Ой, ребята, плохо дело!
Наша барка на мель села!
Ой, ребята, собирайся!
За веревочку хватайся!
Чтоб прибавить барке ходу,
Побросаем девок в воду!
Чтобы барка шла ходче,
Надо лоцмана по шее.

А бурлацкие пожитки,
Что добры, да не велики,
Что добры, да не велики,
Одна лямка да котомка,
Еще третья-то оборка.

На корме сидит хозяин,
Сам хозяин во наряде,
Во коричневом кафтане,
В пирюсеневом камзоле,
В алом шелковом платочке,
В черном бархатном картузе,
На картузе козыречек,
Сам отецкой он сыночек.

Да, эти песни подтверждают горькую правду, изображенную на картине Репина, - жизнь бурлака тяжела и горька, в то время как хозяева живут, купаясь в роскоши. Но в то же время мы слышим в песнях оптимизм, иронию, силу духа. О реалиях бурлаческой судьбы говорят и пословицы:

  • Бурлак что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник.
  • Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.

Кстати, выражение "тянуть лямку", то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.

В качестве эпиграфа к уроку взяты строчки Некрасова из стихотворения "Размышления у парадного подъезда", а теперь в стихотворении "На Волге" подберите отрывок, который наиболее точно смог бы проиллюстрировать картину Репина.

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки:

Да, Н. А. Некрасов тоже, как и И. Е. Репин болел душой за судьбу русского народа, обманутого, униженного, но не сломленного!

Подберите синонимы к словам:

Картина (холст, полотно);

Рисует (пишет, изображает, показывает, передает).

А теперь подберем эпитеты к следующим словам:

День (жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий и т. д.)

Волга (бескрайняя, могучая, великая и т. д.)

Бурлаки (усталые, больные, непокорные, несломленные и т. д.)

5. Работа с краеведческим материалом.

Слайд № 37-38

Мы с вами живем на Волге, где до сих пор живы еще слова и выражения, относящиеся к тяжелому быту бурлаков. Давайте с ними познакомимся (проекция на экран).

Бахилы - кожаная обувь без подошв и задников с высокими голенищами выше колен, часто - принадлежность одежды бурлака.

Водолив - старший бурлак, он же плотник, отвечающий за сохранность судна и хозяйский груз.

Добавочные - Бурлаки, набираемые в артель взамен заболевших или выбывших.

Завоз - способ передвижения грузового судна против течения, когда характер берега не позволяет бурлакам идти бечевой.

Косной - бурлак, идущий последним в лямке, получающий прибавочную плату, обязан очищать бечеву, когда она задевает за кусты и деревья.

Мурейники - прозвище бурлаков, место отдыха которых находилось в мурье (трюм на парусных судах).

Мурцовка - бурлацкая еда. В большую артельную чашку крошили зачерствевший хлеб, лук, сильно солили и заливали водой, ели из общей чашки деревянными ложками.

Перемена - пункт смены бурлаков. Располагались на разном расстоянии друг от друга: на ровных участках(плесах) между ними было около 25 верст, на труднопроходимых расстояние уменьшалось. От Астрахани до Нижнего Новгорода насчитывалось 57 перемен.

Подсада - третий человек в бурлацкой артели (Первый - шишак, второй - подшишечный, а третий - подсада, и, когда дернуло бечеву, не упал. Киселева Е. Г. Гиляровский на Волге. Ярославль. 1962).

Шишак - глава бурлацкой артели, самый сильный бурлак.

Юшка - бурлацкая еда (сваренное жидко пшено, сдобренное льняным маслом).

6. Составление устного рассказа по плану:

Слайд № 39

1) Композиция

2) Бурлаки

4) Цветовая гамма

5) Мое восприятие картины

7. Подведение итогов.

Слайд № 40

Когда была закончена и выставлена картина И. Е. Репина, зрители будто заново увидели свой народ. Многие считали его забитым, жалким, измученным непосильной работой. А с холста смотрели люди могучие, бодрые, несокрушимые. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды - лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. "Какие громадные силы таятся в нашем народе!" - думали зрители перед картиной "Бурлаки на Волге".

8. Письменное сочинение.

9. Домашнее задание. Подготовить устный рассказ о своих впечатлениях от любой картины русского художника.