Что был в прошлом жизни. Недостаток внимания и любви: как психологические травмы детства влияют на будущее человека

У каждого из нас есть какие-то теплые и добрые воспоминания из детства, ведь именно в детстве для тебя все всерьез и ты чувствуешь, что способен на многое. И как же мило вспоминать об этом уже во взрослой жизни.

Мы отобрали 8 интересных и смешных воспоминаний из детства, отражающие всю суть детской непосредственности!

Когда я была мелкая (лет 7, наверно), жили мы в квартире на 2-м этаже, и я была влюблена в мальчика с 3-го. Их балкон находился прямо над нашим, и я, когда ложилась спать, красиво выкладывала правую руку поверх одеяла. Для того, чтобы если вдруг мой предмет воздыхания спустится (как Тарзан на лиане) ко мне в комнату, то ему было бы легко надеть мне кольцо на палец.

В детстве играла в странную игру: брала две сумки, набивала их подушками, садилась на диван, а потом... сидела. Долго - около часа в среднем. Когда мама спрашивала, что я делаю, деловито ей отвечала: «Мама, пожалуйста, не трогай меня, я вообще-то еду в электричке!»

Самое теплое воспоминание из раннего детства связано с утренними сборами в сад, конкретнее: с какао, которое мама делала по утрам. Новая баночка несквика заканчивалась очень быстро, ибо я его и сухим трескала за милую душу. Сейчас у меня уже двое своих детей, которые по утрам так же просят какао. Банка заканчивается так же быстро, но дети тут ни при чем. Это я все так же подъедаю втихую.

В детстве была очень щедрым ребенком, А еще очень любила мультфильм «Черепашки-ниндзя» и верила, что они правда живут в канализации. Мне их стало жалко, потому что они постоянно ели одну пиццу, и я решила отнести им блинов! Благо мама меня перехватила с тарелкой у калитки, когда я твердой походкой направлялась к водосточному сливу.

Когда мне было 6 лет, пошли с бабушкой за продуктами в магазин. Подошли к прилавку, там была очередь из нескольких человек. Одна из теток говорит моей бабушке: «Какая красивая внучка!» Я, не долго мешкая, снимаю шорты с трусами и говорю: «Я внук!»

Когда я была маленькой, папа побрился налысо. Я его не узнала и испугалась. Когда они уснули, я позвонила бабушке и сказала, что мама спит с каким-то чужим мужиком. Бабушка была у нас дома через 10 минут. Потом мне влетело.


Когда мне было лет 10-11, нас с братом отвели в церковь, где один священник был другом моего крестного. Перед исповедью добрый батюшка спросил меня, знаю ли я, что такое причастие. Я сказала, что я умная и знаю. И рассказала я ему, что такое причастие, деепричастие, чем они отличаются, не забыла и про причастный оборот. Судя по лицу батюшки в тот момент, я все же не очень умная.
Мы с мамой не очень ладили, особенно в детстве - я была гиперчувствительной, а у мамы всегда был очень твёрдый характер. Сейчас мы стали общаться гораздо ближе, и мама стала другом, который всегда даст совет и поможет легче относиться к ситуации. Но недавно она меня удивила. Мы работали на даче, собирали урожай в теплице. И в какой-то момент посреди беседы она повернулась ко мне и спросила: «Знаешь, какая у меня единственная радость в жизни?» Я покачала головой, а мама улыбнулась и просто ответила: «Ты».

Многое из того, что происходит с человеком в детские годы, оказывает свое влияние на его будущее. Нет никакого рецепта успеха и счастья, тем не менее психологи выделили несколько факторов, которые обеспечивают более удачную жизнь. Познакомьтесь с ними, чтобы узнать, какие присутствовали и в вашем детстве.

Если вы не следуете правилам, у вас будет высокий доход

Исследователи обнаружили, что более высокий уровень дохода гарантируют не только высокий интеллект, хорошее социально-экономическое положение родителей и уровень образования, но и стремление ломать правила и нежелание подчиняться родителям. Более мягкие и покладистые дети зарабатывают меньше, потому что не всегда умеют постоять за себя.

Если родители ссорились при вас, вы лучше адаптируетесь

Все хорошо в меру. Дети из семей с постоянными ссорами хуже справляются во взрослой жизни. Зато дети из семей, где конфликты проходили с поддержкой друг друга и поиском компромисса, лучше умеют налаживать отношения с окружающими и хорошо учатся в школе. Если дети наблюдают, как родители разрешают свои конфликты, они счастливее, чем, те, кто вообще не видит ссор. У первой категории детей есть понимание, что родители со многим могут справиться. К тому же ребенок копирует тактику поведения взрослых.

Если ваши родители развелись в вашем детстве, у вас будут плохие отношения с ними

Если ваши родители расстались еще тогда, когда вам было от трех до пяти лет, у вас не будет с ними надежной связи, особенно это касается отцов. Тем не менее на вашу личную жизнь это не повлияет.

Ваше поведение в детском саду определяет, как вы будете учиться и искать работу

Исследователи оценили поведение более семисот детей и обнаружили, что между поведением в детском саду и навыками общения во взрослом возрасте есть связь. Те, кто уже в детстве умеет сотрудничать и понимает чувства окружающих, хорошо заканчивают университет и находят работу к двадцати пяти годам. Те, кто не может найти друга, чаще оказываются в тюрьме, злоупотребляют алкоголем и нуждаются в социальном пособии.

Если вы девочка и ваша мама ходит на работу, вы будете получать больше

Если ваша мама не была домохозяйкой, это может оказать на вас положительный эффект. Дочери работающих матерей дольше учатся, чаще получают управляющие должности и имеют более высокий доход, чем сверстницы с матерями-домохозяйками. Эффект заметен и у мальчиков - во взрослой жизни они больше внимания уделяют домашним делам и заботе о детях.

Если вы мальчик и ваша мама работает, вы будете лучшим отцом

Разделение ролей в доме служит положительным примером для ребенка, и мальчик из такой семьи будет охотнее помогать жене заниматься ребенком и домашними делами.

Если вы копировали родителей, вы более открытый человек

Если вы подражали родителям, даже не понимая в деталях, что именно делаете, во взрослом возрасте вы будете более открыты новым культурам.

Если над вами сексуально надругались, вы будете страдать от лишнего веса

Исследования обнаружили связь между насилием и расстройствами пищевого поведения. Девочки, столкнувшиеся с насилием, на 27% чаще сталкивались с лишним весом, а у мальчиков вероятность возрастает еще больше - на 66%.

Популярность в школе во взрослой жизни может привести к проблемам

В школьные годы вы хотели быть популярным и курили или пили алкоголь? Во взрослой жизни это может привести к серьезным проблемам. Те, кто пытается быть зрелым до наступления истинной зрелости, могут потом оказаться связаны с преступностью.

Если у ваших родителей высокий доход, у вас выше оценки

Согласно исследованиям ученых Стенфордского университета, у детей богатых родителей выше успеваемость. Социально-экономический статус многое определяет в том, как ребенок стремится к знаниям.

Если вы из бедной семьи, у вас могут быть проблемы с памятью

Ученые заметили, что дети из бедных семей во взрослой жизни нередко сталкиваются с проблемами с памятью.

Если вы смотрели много жестоких сериалов, вы будете агрессивным человеком

Дети, которые смотрят много детективных сериалов с жестокими сценами, вырастают более агрессивными и резкими.

Если вы рано начали заниматься математикой, потом вам будет проще

Математические навыки в раннем детстве помогают в школе и делают обучение в дальнейшем куда проще. Что интересно, это даже улучшает навык чтения!

Если у ваших родителей были зависимости, вы будете серьезным человеком

Если вы наблюдали за тем, как родители злоупотребляют наркотиками или алкоголем, скорее всего, вы научились играть роль родителя для них самих. В результате вы потеряли детство и стали взрослым человеком слишком быстро.

Если у ваших родителей были высокие ожидания, вам проще поступить в университет

На основании данных исследования, проанализировавшего судьбы более шести тысяч человек, ученые обнаружили, что многое в успехе ребенка определяется ожиданиями родителей. Если родители с детства уверены, что ребенок получит высшее образование, цель становится ближе.

Если ваши родители не давали вам решать самостоятельно, вы можете столкнуться с созависимостью

Если вам не позволяли самостоятельно выбирать одежду или еду, вы можете оказаться в зависимых отношениях. Вы будете искать партнера, который полностью будет вас контролировать.

Если вы много смотрели в детстве телевизор, у вас могут быть проблемы с коммуникацией

Телевизор мешает общению родителей с детьми, что в результате нарушает навыки коммуникации и во взрослой жизни.

Если над вами издевались, вам трудно контролировать эмоции

Исследователи обнаружили, что люди с тяжелым детством имеют худшую память и не способны контролировать свои эмоции.

Если вы были ребенком с хорошим самоконтролем, вы будете более успешным взрослым

Дети, которые способны себя контролировать с ранних лет, вырастают здоровыми, финансово обеспеченными людьми, в отличие от тех, кто не умеет себя вести.

Если ваша мама брала декретный отпуск, вы будете успешнее

Если мама уделяла вам максимум внимания в ваши первые годы, вам будет проще в жизни. Ученые отмечают положительное воздействие как на уровень интеллекта, так и на доход.

Если ваши родители внимательны к вам, вам проще создать здоровые отношения

Если родители были внимательны и хорошо заботились о ребенке, он, скорее всего, сможет построить здоровые отношения и добьется успеха в сфере образования. Хорошие отношения с родителями с первых дней влияют на всю жизнь человека.

Если с вами плохо обращались в детстве, вы подвержены депрессии

Согласно данным английских исследователей, люди, столкнувшиеся с издевательствами в детстве, чаще сталкиваются с проблемой депрессивного расстройства.

Если вы сталкивались с проблемами, вы потом достигнете большего успеха

Согласно данным исследований, люди, столкнувшиеся с тяготами и проблемами в детские годы, учатся не сдаваться и бороться до последнего. Такому человеку проще доводить начатое до конца.

Если вы делали в детстве дела по дому, вы лучше умеете сотрудничать

Если ребенок не моет за собой посуду, кто-то делает это за него. Важно, чтобы у ребенка была своя ответственность, чтобы он понимал, как важно работать и делать свой вклад в общее дело. Тогда во взрослом возрасте он умеет сотрудничать с коллегами, понимает их чувства и может действовать самостоятельно.

Профессор Стивенсон, долгое время занимавшийся сбором доказательства прошлых жизней пришел к заключению, что многие люди с раннего детства, обладают рядом определенных качеств, не связанных с настоящей жизнью.

Профессор выделяет такие особенности человека как отклонения в психической деятельности, интерес к разному рода занятиям, особенности реагирования на те или иные события среди определенных групп людей.

В более полном пояснении профессор выделил качества в следующие особенности:

— Проявляющийся со младенчества страх к тем или иным явлениям. Склонность к определенным занятиям и играм, манеры поведения младенцев, абсолютно не связанные с окружением. Привычки, пристрастия и темперамент. Слишком ранняя развивающаяся сексуальная реакция.

Характерные различия у однояйцовых близнецов. Врожденные пороки и родимые пятна. Определенные черты характера, индивидуальные качества. Воссоздание обстановки, которую люди видят впервые, но чувствуют словно бы дома, и т. д.

Примеры реинкарнации;

1) Многие страхи и фобии реальной жизни связаны с предыдущими воплощениями. Так, смерть в определенных условиях влияет на то, как человек будет относиться к этим явлениям в настоящей жизни.

Например бирманка Ма Тин Аун Миё в возрасте четырех лет начала вспоминать, что в предыдущем воплощении была солдатом, убитым с самолета союзников. Вследствие открывшегося откровения женщина длительные годы боялась самолетов.

2) С малых лет дети интересуются профессиями, которыми они хотели бы заниматься в будущем. Порой эта склонность явно доминирует, и дети представляют себе в мельчайших деталях свою будущую профессию. Святая Екатерина Сиенская с ранних лет видела монахиней, закаленной суровыми аскетическими практиками, такими как пост и уединение.

Уже в семилетнем возрасте Екатерина знала своё будущее занятие, и посвятила жизнь служению церкви и Иисусу Христу. И хотя родители были далеки от религии, они не мешали наклонностям дочери и всячески поддерживали ее начинания. Позже Екатерину Сиенскую причислили к лику святых.

3) К примеру, Корис Чоткин с детства помнил себя рыбаком, жителем Аляски. С детства его интересовали моторы и различные катера, которыми он мог управлять и ремонтировать. Стоит ли пояснять, что именно это воспоминание повлияло на его жизнь.

4) К удивлению родителей, многие дети, помнящие свои прошлые воплощения, просят спиртные напитки, сигареты или наркотики, такие как гашиш. Нередко дети удивляются и не могут понять, почему такие обыденные вещи находятся под запретом. По их словам, раньше они беспрепятственно могли употреблять их.

5) Часть детей с момента рождения проявляют видимый темперамент и характер. Странный феномен ставит многих ученых и исследователей в тупик, потому как в таком возрасте это просто невозможно. Будучи уже взрослыми, часть из них утверждали, что унаследовали характер из собственных прошлых воплощений.

6) Иногда человек не понимает склонности или симпатии к определенным людям или группам лиц. Возможно, эти наклонности передались в случае реинкарнации души. Можно предположить, что жены и мужья из предыдущих воплощений могут притягиваться и в настоящей реальности. Порой дети рассказывают подобные истории совместного проживания с тем или иным человеком.

7) Интересным фактом является отрицание пола ребенком, когда он начинает играть с лицами противоположного пола или одевается в их одежду. Некоторые девочки считают себя мальчиками и дают понять, что ничуть не уступают тем по физическим и другим параметрам, и просят назвать себя мужскими именами.

— В одной бирманской деревне, проживающие близнецы по имени Маун Аун Чо Тин и Маун Аун Ко Тин, утверждали, что были в прошлой жизни неразрывно связаны. Один из них был женщиной работающей на мельнице, а другой мужчиной, владельцем фермы, который постоянно привозил зерно на мельницу.

Самое удивительное, что в настоящей жизни, они так же относятся к себе. У одного присутствует склонность к властному фермеру, у другого черты тихой и послушной работницы мельницы.

8) Необоснованная враждебность, направленная на определенные группы лиц, вероятно, основана на воспоминаниях о прошлых жизнях – это может служить причиной внезапной смерти от этих людей.

Существуют индивидуумы, у которых при упоминании об англичанах / американцах вспыхивают враждебные чувства и ненависть. Вероятно, подобные и зачастую необоснованные чувства перешли в настоящую жизнь из прошлого.

9) Женщина по имени Маун Минт Тин помнила себя в прошлом воплощении крепкой алкоголичкой. Частенько будучи еще маленьким ребенком, девчушка требовала от родителей спиртное. Мать ребенка утверждала, что на 4-5 месяце беременности, у нее была непреодолимая тяга к алкоголю.

10) Известный исследователь ЛСД Станислав Гроф, в одном из многочисленных путешествий по Израилю, посетил пещеру, где жили христианские великомученики. К удивлению супруги, муж начал вспоминать сцены из прошлой жизни. Он точно описал строение подземного города, и даже привел к вырубленной в скале могиле, где якобы был захоронен.

11) Встречаются дети, которые унаследовали некоторые болезни или врожденные аномалии тела с прошлых жизней. Так родимые пятна или обширная пигментация часто указывает причину смерти в прошлом.

Австралийский мальчик, испытывал серьезные трудности с глотанием, а в области шеи расположилось большое родимое пятно. Однажды, к ребенку пришли воспоминания из прошлой жизни, будто бы он был убит выстрелом в шею. Странно, но вспомнив прошлое, у мальчишки прошли спазмы, и болезнь исчезла сама собой.

Существует мнение ученых, что не все черты характера мы наследуем с генами предков. Часто проявление определенных свойств личности происходит у человека до формирования характера. Скорее всего, здесь играет роль не только случайное совпадение генов человека, а возможно и проявление прошлых воплощений.

Несколько месяцев назад наткнулся на одном из информационных порталов на статью, в которой были собраны некоторые довольно необычные детские высказывания. Интересно так же было почитать реакцию читателей на эти высказывания. Если говорить кратко, то реакцию можно условно разделить на два типа.

  1. Те, кто верит в реинкарнацию и в прошлые жизни. Такие пользователи довольно спокойно отнеслись к данным детским высказываниям, понимая, что всё это связано с прошлыми жизнями.
  2. Те, кто не верит в реинкарнацию. От таких читателей можно было услышать, что то типа: «Хороша фантазия детская».

Немного про это и поговорим. А начну я с отрывка из книги АллатРа, где очень хорошо обо всём этом написано.

«Что представляет собой человеческое существо? Человеческое существо при жизни представляет собой многомерный пространственный объект, который выстроен вокруг Души и имеет свою разумную Личность. Видимая глазу привычная форма и устройство физического тела, вместе с его физико-химическими процессами и системой управления (в том числе материальным мозгом), - это всего лишь часть общей конструкции человека, которая относится к трёхмерному измерению. То есть человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками, Личности и структуры, скажем так, состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность - это кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант. Если в течение жизни человек духовно развивается настолько, что происходит слияние его Личности с Душой , то образуется качественно новое, зрелое Существо, отличное от человеческого, которое уходит в духовный мир. Это и есть по факту то, что называется «освобождение Души из плена материального мира», «уход в Нирвану», «достижение святости» и так далее. Если же в течение жизни человеческой такого слияния не произошло, то после смерти физического тела и разрушения энергетической конструкции эта разумная Личность уходит вместе с Душой на перерождение (реинкарнацию), превращаясь, скажем условно, для понимания сути, в субличность. Когда умирает физическое тело, человеческое существо продолжает своё существование. В переходном состоянии оно имеет шарообразный вид со спиральными структурами. В это образование и заключена Душа вместе с её информационными оболочками - субличностями из предыдущих воплощений, в том числе и Личностью из недавней жизни.

На фотографии Души чётко прослеживается краевая оболочка. Она состоит (по мере углубления к шару) из красного цвета (остаток жизненной энергии - праны), а также жёлтого и бело-жёлтого цветов других энергий. Сама шарообразная форма небесно-голубого цвета с оттенками светло-зелёного; обладает характерной спиралевидной структурой, закрученной к центру, имеющей оттенки радуги и белые вкрапления.

Информационные оболочки, расположенные вокруг Души, - это чувственно-эмоциональные сгустки, точнее разумная информационная структура, которую ассоциативно можно сравнить со своеобразной туманностью. Проще говоря, это бывшие Личности из прошлых воплощений. Таких субличностей возле Души может быть много, в зависимости от того, сколько у человека было реинкарнаций.

Анастасия: Получается субличность - это Личность, как и ты, которая была активна в прошлых воплощениях твоей Души.

Ригден: Да. Другими словами, это бывшая Личность из прошлой жизни со всем багажом чувственно-эмоциональных доминант (положительных или отрицательных), которые она накопила в своё время за жизнь, то есть с результатом её прижизненного выбора.

Личность, как правило, не имеет прямой связи с субличностями, поэтому человек не помнит о прошлых жизнях и, соответственно, опыте, приобретённых знаниях этих субличностей. Но в редких случаях, при наложении определённых обстоятельств, возможно смутное ощущение дежавю, либо кратковременные спонтанные проявления активности последней (предшествующей текущему воплощению) субличности. Особенно это свойственно человеку в раннем детском возрасте.

Есть случаи, зафиксированные в работах по психиатрии, когда дети, у которых не наблюдается каких-либо отклонений, при здоровых родителях, проявляют кратковременное неестественное поведение сродни пограничному расстройству личности. Приведу один из примеров. Девочке четырёх лет начал сниться один и тот же сон: на фоне света мальчик, который зовёт её к себе, но и не пускает в свет. Она стала жаловаться родителям на этот угнетающий её сон, а по вечерам проявлять непредсказуемое, несвойственное ей ранее агрессивное поведение и необычную силу. Четырёхлетняя девочка в гневе переворачивала столы, стулья, тяжёлую тумбу, не узнавала мать, закатывала ей истерику в обвинительной форме, что «ты не моя мать», «ты всё равно умрёшь» и так далее. То есть слова и поведение девочки были неестественны для неё, но очень характерны для субличности, пережившей реинкарнацию и находящейся в состоянии «ада», испытывая мучения и животную боль. А на следующий день ребёнок вновь становился нормальным, вёл себя, как обычно. Это и есть типичный случай кратковременного проявления негативизма предыдущей субличности. Самое лучшее, что можно сделать в этом случае, это активно развивать интеллект ребёнка, расширять его кругозор познания мира и ждать, когда произойдёт первичный всплеск, сформируется новая Личность.

Первичный всплеск происходит, как правило, к 5–7 годам жизни человека. Дело в том, что в раннем детстве до первичного всплеска, может происходить подобная кратковременная активизация предыдущей Личности (субличности). Последняя, пока формируется новая Личность, пытается пробиться к сознанию и захватить власть над человеком.

Но гораздо чаще бывают другие случаи проявления субличности. Это когда дети в возрасте 3–5 лет (в период, когда новая Личность ещё не сформирована) начинают рассуждать с позиции взрослого, опытного человека. В редких случаях это могут быть детальные подробности их предыдущей взрослой жизни, которые, по сути, невозможно знать в таком возрасте. А чаще всего бывает, что ребёнок неожиданно мудро высказывается по какому-то поводу, выражая явно не детские мысли, и это порой мистически пугает взрослых. Родителям не надо бояться подобных проявлений, а следует просто понимать их природу. Когда Личность ребёнка сформируется, они пройдут.

Так вот, каждая субличность сохраняет индивидуальность своего прошлого сознания в виде желаний, стремлений, которые доминировали при её активной жизни. Личность, как я уже говорил, не имеет прямой связи с субличностями, то есть человек осознанно не помнит о своих прошлых жизнях. Однако на подсознательном уровне такая связь Личности с субличностями сохраняется. Косвенно последние могут влиять на Личность и «подталкивать» её к определённым действиям, склоняя к принятию тех или иных решений. Это происходит на неосознанном уровне. Кроме того, субличности, образно говоря, как «туманные светофильтры», из-за которых значительно затруднена непосредственная связь между Душой и новой Личностью, так сказать, между источником Света и тем, кто в нём нуждается.» ( стр. 83-89)

Ну а теперь, я приведу примеры интересных детских высказываний, коих хватает на просторах интернета.








Я не привожу историю полностью, поскольку она большая, а вкратце, у мамы Максима был старший брат, старше её на 14 лет. Он очень любил и заботился о своей сестре, их папа умер рано. Брат был лётчиком гражданской авиации и погиб в автокатастрофе возвращаясь из рейса домой. История заканчивается словами маленького Максима: «А помнишь, я обещал прокатить тебя на самолете? Так вот, когда я вырасту, я обязательно стану летчиком и выполню своё обещание, мама!»






«В общине друзов на границе Сирии и Израиля родился мальчик с длинной красной отметиной на голове.

Когда ребенку исполнилось 3 года, он рассказал своим родителям, что в прошлой жизни был убит. Он вспомнил и то, что смерть его наступила от удара топором по голове.

Когда мальчика привезли в деревню из его воспоминаний, он смог назвать и свое имя в прошлой жизни. Местные жители сказали, что такой человек на самом деле жил здесь, но пропал около 4х лет назад.

Мальчик вспомнил не только свой дом, но и назвал имя своего убийцы .

При встрече с ребенком этот человек казался напуганным, но так и не сознался в преступлении. Тогда мальчик указал место, где произошло убийство.

И на удивление всех на этом самом месте был найден скелет человека и топор, который оказался орудием убийства.

Череп найденного скелета был поврежден, и именно такая же отметина была и на голове у ребенка

«В возрасте трех лет мальчик поразил родителей, заявив, что он не их сын, и что раньше его звали Чэнь Миндао!

Мальчик в подробностях описал место, где он жил раньше, и даже назвал имена своих родителей.

Также он вспомнил, что погиб во время революционных действий от сабельных ударов и выстрелов. Причем на животе ребенка на самом деле были родимые пятна, похожие на следы от сабли .

Оказалось, что прежнее место рождения Тан Цзяншань находится не так далеко. И когда мальчику исполнилось 6 лет, они с родителями отправились в его прежнюю родную деревню.

Несмотря на свой детский возраст, Тан Цзяншань без труда смог найти свой дом. На удивление всех, мальчик свободно говорил на диалекте того места, куда они приехали.

Зайдя в дом, он узнал своего прежнего отца и представился Чэнь Миндао. Саньде – прежний отец мальчика с трудом мог поверить в рассказ ребенка, но те подробности, которые рассказал мальчик о своей прошлой жизни, заставили его признать своего сына.

С того времени у Тан Цзяншань появилась еще одна семья. Его отец из прошлой жизни и сестры приняли его как прежнего Чэнь Миндао.»

(англ. IanPretymanStevenson) (31 октября 1918 - 8 февраля 2007) - канадско-американский биохимик и психиатр. Объектом его изучения было наличие у детей информации о жизни людей, живших до них (что, по мнению Стивенсона, доказывало реинкарнацию, или перевоплощение).

В течение 40 лет Стивенсон исследовал свыше 3000 случаев сообщений о детях, заявлявших о событиях прошлого. Каждый раз исследователь документировал рассказы ребёнка и сравнивал их с фактическими событиями.

Стивенсон пытался найти объяснения феномену не только с точки зрения возможности переселения душ, он старался исключить и преднамеренный обман и случаи, когда дети могли случайно получить информацию обычным способом или если велика вероятность ложных воспоминаний как самого субъекта, так и членов его текущей или предполагаемой прошлой семьи. Несколько случаев Стивенсон отбраковал. Стивенсон не заявлял, что его исследования доказывают существование реинкарнаций, осторожно называя эти факты «предполагаемой реинкарнацией», и считал перевоплощение не единственным, но всё же лучшим объяснением для большинства изученных им случаев.

Проведя многие годы в исследовании реинкарнации Стивенсон писал:

«Ортодоксальная теория в психиатрии и психологии представляет человеческую личность как продукт генетического материала какого-либо лица (унаследованного от предков через родителей), изменяющийся под влиянием окружения в предродовой и послеродовой периоды. Но я обнаружил, что есть случаи, которые мы не можем удовлетворительно объяснить генетикой, влиянием окружающей среды или же их комбинацией» («Family Circle», 14 июня 1978 г.)

У Стивенсона была собственная система изучения, свой набор приемов. В своей работе доктор основывался на следующих принципах:

  • семьям, в которых имелся ребёнок, владевший информацией о жизни уже умерших людей, денежное вознаграждение никогда не выплачивалось,
  • исследования проводились в основном с детьми от двух до четырёх лет,
  • доказанным случаем считался только тот, для которого можно было получить документальные доказательства вспоминаемым событиям.

Ян любил работать с детьми. Они обычно помнят «свою» предыдущую жизнь и начинают говорить о ней с двух-трехлетнего возраста. Наиболее типичным является возраст от двух до четырех лет, реже воспоминания о прошлой жизни появляются у детей более старшего возраста. Часто ребенок начинает что-то рассказывать о своей прежней жизни, как только он научился говорить. Иногда ему приходится использовать жесты, чтобы дополнить то, что он еще не может ясно выразить словами (Stevenson. Reincarnation: Field Studies and Theoretical Issues, p. 637.)

К пяти-шести годам (и почти наверняка - к восьми) эти воспоминания блекнут и исчезают. Это - тот самый возраст, в котором расширяется круг общения ребенка, он начинает ходить в школу и т.д. Предположительно этот новый опыт накладывается в памяти ребенка на те пласты, в которых содержатся воспоминания о прежней жизни, и со временем последние становятся недоступными.

(Stevenson. Explanatory Value of the Idea of Reincarnation. - Journal of Nervous and Mental Disease, May 1977, p. 317.)

Во многих случаях первыми словами, произносимыми детьми, являются названия мест, где они жили или имена людей, которых они знали прежде, что совершенно обескураживает их родителей.

Рассказывая о прошлой жизни, ребенок может вести себя несколько странно. Его поведение может казаться необычным для членов его семьи, но согласовываться с тем, что он говорит о прежней своей жизни (и в большинстве случаев обнаруживается его полное соответствие с описанием, которое дают родственники умершего лица)... Другая особенность: ребенок часто показывает «взрослое» отношение к миру и ведет себя не по годам серьезно, мудро, а иногда и с покровительственным снисхождением по отношению к другим детям. Это характерно для тех случаев, когда субъект убежден, что он все еще взрослый, а не ребенок.

(Stevenson. Reincarnation: Field Studies and Theoretical Issues, pp. 637-38.)

Субъекты часто говорят о странности своих ощущений в физических телах. Они высказывают недовольство по поводу того, что оказались в них маленькими детьми.

(Stevenson. The Possible Nature of Post-Mortem States. - Journal of the American Society for Psychical Research, October 1980, p. 417.)

События, которые дети помнят лучше всего, связаны со смертью их прежней личности и приведшими к ней обстоятельствами. Если человек говорит, что в предыдущей жизни он погиб не своей смертью, то на теле могут остаться следы в виде родинок, родимых пятен, шрамов, рубцов. Около 35% детей, рассказавших о своей прошлой жизни, имели родимые пятна или врожденные дефекты, расположение которых соответствует ранам (обычно смертельным) на теле человека, чью жизнь ребенок помнит.

(Stevenson. Reincarnation: Field Studies and Theoretical Issues, p. 654.)

Информация исследований Стивенсона, которую я кратко привёл в небольших отрывках, на мой взгляд, очень хорошо соотносится с тем, что написано в АллатРа. В каком возрасте начинаются и заканчиваются необычные детские высказывания, каков их характер и поведение ребёнка.

Ну и ещё один момент, который я оставлю без комментариев. В некоторых случаях дети рассказывают о том, что они как бы сами выбирали себе родителей. Приведу несколько примеров таких высказываний. Насколько эти утверждения верны, я судить не могу.

ФОТО Getty Images

Можно ли сегодня общими усилиями создать «всемирный архив человеческой мудрости» и что для этого нужно? Инициаторы движения под названием StoryCorps считают, что самый простой путь - записать интервью со старшими членами семьи и прислать его на сайт storycorps.me. Со временем на сайте должна возникнуть гигантская коллекция таких записей - своего рода хранилище человеческого опыта и мудрости.

Идея этого проекта принадлежит радиожурналисту Дэйву Айсэю (Dave Isay). За свою жизнь он записал сотни интервью с самыми обычными людьми и убедился, как много это значит для человека - когда его кто-то внимательно и доброжелательно выслушивает. Как-то раз Дэйв показал одному жителю ночлежки книгу, где было напечатано интервью с ним. Тот замер, ошеломленный. А потом побежал по коридору, крича что есть сил: «Я существую!»

Этот случай навел Дэйва на мысль создать StoryCorps. Пусть огромное множество людей получит шанс быть услышанными - сначала своими детьми и внуками, которые и запишут этот разговор. А когда-нибудь эту запись смогут услышать их правнуки, праправнуки и еще гораздо более далекие потомки. Это прекрасная, волнующая возможность остаться в памяти своей семьи.

Сейчас уже более 100 000 американцев записали такие интервью со своими близкими. Но Дэйв мечтает, чтобы к проекту подключились люди со всего мира. Вполне возможно, что вскоре в виртуальном хранилище появятся и интервью россиян. Но даже если идея поучаствовать в этом проекте вас не привлекает, все же есть глубокий смысл в том, чтобы однажды сесть и провести такой доверительный разговор со своими старшими, записав его на смартфон или диктофон.
Вот какой алгоритм разговора предлагает Дейв Айсэй.

Войны, лагеря, эмиграция - события, которые лишают человека его близких, места в обществе, навсегда меняют привычную жизнь. Каждый из нас несет в себе память этой неизжитой боли. «Если мы сумеем захоронить прошлое, совершить по нему траур… мы сможем возобновить свою собственную жизнь, а не повторять травмирующие события на протяжении нескольких поколений».

1. Расскажи, каким было твое детство?

Это самый лучший вопрос, чтобы разговорить вашего собеседника. Почти все люди охотно рассказывают о детстве. «Даже столетние старцы первым делом вспоминают о своих родителях, - говорит Айсэй. - Эти отношения - наша первооснова, они сохраняют свое значение на протяжении всей нашей жизни». Кому-то из вас этот вопрос может показаться лишним, если вы уже и так слышали от старших какие-то истории из их детства. Но в том-то и дело, что ответ на прямой вопрос может открыть для вас много неожиданного. «Возможно, вы думаете, что очень хорошо знаете о его прошлом, но тем не менее есть шанс услышать что-то новое. В любом случае, в этих рассказах очень явственно проявляется суть человека». Сам Айсэй очень сожалеет, что не успел задать этот вопрос своим бабушке и дедушке, и поэтому советует не откладывать такой разговор на потом.

2. Какие у вас были семейные традиции? Как они появились?

Когда Айсэй задал этот вопрос своей матери, она стала рассказывать про ту колыбельную, которую пела ему когда-то. «Это было связано с нашей семейной историей, - говорит он. - Я узнал интересные подробности о ее дедушках и бабушках и более далеких предках, и мне стало понятней, кто мы и откуда». Когда ты рассматриваешь семейную традицию в таком контексте, проясняется ее смысл. И после этого уже чувствуешь, что должен продолжать ее. «Пройдет 50 лет, и ее подхватят следующие поколения, ваши внуки будут слушать рассказ, почему в семье поют эту колыбельную или читают молитву, прежде чем приступить к трапезе».

3. Что тебе особенно запомнилось из школьной жизни?

Этот вопрос может пробудить воспоминания о школе, помещавшейся в единственной комнате, или о школе, находившейся в другой стране. Узнавая больше о том, какими были школы в прошлом, молодой человек лишний раз задумается о своем настоящем, да и будущем. «На днях я присутствовал при одном таком разговоре, - говорит Айсэй. - Отец, полицейский, рассказывал дочери о том, как ему приходилось сражаться в школе». И девушке стало понятно, что и травля, и культ успеха существовали и прежде. «Такие рассказы помогают молодым людям выйти за пределы их личного опыта и увидеть мир глазами другого. Это очень важно для тех, кто еще только примеривается ко взрослой жизни».

4. Как вы познакомились с ней (ним)?

Этот вопрос тоже помогает лучше понять, из какой семьи ты происходишь. «Какие истории любви могут открыться! - восклицает Айсэй. - Но пока ты не задашь прямой вопрос, родным может быть неловко самим говорить на эти темы». Айсэй вспоминает, как расспрашивал своего двоюродного деда Сэнди. «Он рассказывал про свое первое свидании с тетей Берди. Обычно такой тихий, он вдруг так загорелся! Сэнди вспоминал, что назначил ей встречу где-то на 14-й улице в Нью-Йорке. Но когда увидел ее издалека, вдруг запаниковал и стал ломиться в какую-то дверь, чтобы спрятаться. На счастье, дверь была заперта. Сэнди сказал: «Если бы она оказалась открытой, я бы разрушил свою жизнь!» Слушая эти истории, лишний раз убеждаешься, сколько алхимии в романтических чувствах, сколько удивительных совпадений, какой тревогой и одновременно радостью окрашены эти отношения - в любые времена.

5. Что бы ты хотел(а) сказать будущим поколениям?

Это, может быть, главный из всех этих вопросов, считает Айсэй. «Мы как бы даем возможность человеку обратиться к будущему, к своим далеким потомкам, и передать им то, что он понял про жизнь». Даже если это обычная мысль типа «Будьте добрыми» или «Будьте честными», тот, кто задал этот вопрос, все равно многое для себя вынесет из этого разговора. «Некоторые делятся сожалениями, что мало проводили времени с дорогими для них людьми, не сказали им того, что хотели, - говорит Дейв Айсэй. - Когда слышишь такое от близкого человека, это глубоко в тебе отзывается. Иногда люди испытывают потрясение, услышав какие-то советы».

Подробнее см. на сайте ideas.ted.com