Логопедическое занятие «Автоматизация звука в словах. Логопедические занятия по устранению и предупреждению нарушений устной и письменной речи Конспект логопедического занятия

Представляю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи.

Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Для реализации поставленной цели была проведена сравнительная характеристика дифференцируемых звуков.

Тема: «Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи».

Цель : учить различать звуки [к] — [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • уточнить артикуляцию звуков [к] – [г];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [к] — [г];
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • учить дифференцировать буквы К — Г в письменной речи;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Здоровьеразвивающий компонент :

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра «Доскажи словечко»).

Оборудование : карточки с буквами К и Г (на каждого ребёнка), рабочие тетради, ручки, простые карандаши, набор звуковых схем, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. (Книга)

Составьте звуковую схему слова книга, назовите согласные, твёрдые звуки в слове книга. ([к] — [г]).

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [к] — [г])

Тема нашего занятия: «Дифференциация согласных К — Г в устной и письменной речи».

III. Основная часть.

1. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [к].

Давайте дадим характеристику звуку [к]. (Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [г].

В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [г]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.)

2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [к] — [г]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [к] – глухой, а звук [г] – звонкий.)

Какой буквой на письме обозначается звук [к]? (Буквой К).

Какой буквой на письме обозначается звук [г]? (Буквой Г).

3. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [к], поднимите карточку с буквой К, а когда услышите звук [г], поднимите карточку с буквой Г.

Звуки: д, к, м, г, з, к, т, г, б,г, с,к, х,м, к, з.

4. Развитие слухового внимания.

Повторите за мной слоги.

Ка – га – га, го – ко – ко, ку – гу – ку, гы – гы — кы, гэ – кэ – гэ, га – гу – ку, ка – ко – го, гу – гу – ка.

5. Различение звуков [к] — [г] в словах.

Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [к], напишите букву К, а когда услышите слово со звуком [г], напишите букву Г.

Слова: белка, горох, река, огурец, кора, гора, музыка, магазин.

Проверка.

6. Физкультминутка.

Игра «Доскажи словечко».

Я буду произносить начало слова, а вы должны догадаться, какого слога не хватает: КА или ГА.

Слова: дос(ка), ре(ка), но(га), ро(га), вил(ка), доро(га), бел(ка), кни(га), раду(га), бан(ка), бере(га), сум(ка).

7. Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Запишите слова, заменяя геометрические фигуры соответствующими буквами.

Слова: голуби, капуста, грузовик, крокодил, груша, клубника, виноград, яблоко, гвоздика.

Проверка.

8. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).

Соедините слово из первого столбика с подходящим по смыслу словом из второго столбика, чтобы получилось словосочетание. Подчеркните букву К одной чертой, а Г – двумя чертами.

Словосочетания: дорогой подарок, маленькая букашка, громкий гудок, горячее молоко, гречневая каша.

9. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы К – Г.

Предложения:

  1. Собака грызёт большую кость.
  2. Коля забил в ворота гол.
  3. Галя купила интересную книгу.

Запишите предложения. Подчеркните букву К – одной чертой, а букву Г – двумя чертами.

Проверка.

IV. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии? (Звуки [ к ] — [ г ], буквы К – Г.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»,
г. Москва

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района

Структурное подразделение «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи у учащихся 2-ого класса учителя-логопеда Груздевой Юлии Вячеславовны

«Играем со сказочными героями»

с использованием технологий: развивающих, ИКТ, здоровье – сберегающих: смена двигательной активности, динамическая пауза, рефлексия; социально – адаптирующих и личностно - развивающих, обеспечивающих формирование и укрепление психологической адаптации личности.

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: «Звукобуквенный анализ и синтез».

Лексическая тема: «Мебель».

Грамматическая тема: «Развитие функции словообразования».

Коррекционные задачи:


  1. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.

  2. Развитие навыка согласования имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.

  3. Развитие навыка словообразования относительных имен прилагательных.

  4. Развитие навыка составления предложения по схеме.

  5. Развитие общей и мелкой моторики и межполушарных связей.

  6. Развитие слухового и зрительного внимания.

  7. Развитие тактильного и оптического гнозиса.

  8. Развитие связной речи.

  9. Обогащение словаря.
Воспитательные:

1.Воспитание навыка самоконтроля.

2.Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер и оборудование для демонстрации презентаций, раздаточный материал к игре «Нарисуй двумя руками», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Расшифруй слово», «Сюрприз для Малыша», рабочие тетради, буквы в мешочке, маркеры, счетные палочки, звуковые линейки и наборы для звукового анализа по числу детей.

Презентация с речевыми играми:

«Расшифруй слово», «Разгадай ребус», « Прочитай загадку»,«Расшифруй предложения», « Допиши буквы и отгадай загадку», «Разгадай кроссворд», «Четвертый лишний», «Помоги Малышу и Карлсону», «Прочитай слова», «Скажи наоборот», «Сюрприз для Малыша».

План занятия:

I. Организационный момент.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус».

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа. Составить схему слова «стол».

6.Развитие логического мышления. «Определи, часть какой мебели можно соотнести по форме с данными геометрическими фигурами. Как эта часть мебели называется? » /Столешница/.

7.Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками», «Выложи мебель из счетных палочек».

8.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

9.Развитие тактильного гнозиса. Игра «Волшебный мешочек».

10. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа.

Д/и «Подбери слова».

11. Развитие слухового внимания. Д/и «Доскажи словечко».

12. Развитие навыка звукобуквенного анализа. Схема слова «Диван», д/и «Соотнеси предметы со схемами», «Разгадай кроссворд», д/и «Помоги Малышу и Карлсону».

13. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

14.Развитие функции словообразования. Образование относительных

прилагательных. Д/и «Из чего сделаны?».

15.Развитие оптического гнозиса. Д/и «Прочитай слова».

16. Развитие навыка составления предложения по схеме. Упражнение «Скажи наоборот».

17. Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

18. Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

III. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Развитие зрительного внимания. «Расшифруй слово».

Для того, чтобы узнать героя книги нужно расставить правильно буквы.

Отгадайте кто такой-

Этот сказочный герой.

Буквы ставьте по порядку,

Расшифруйте слово тут

И узнаете вы быстро,

Как героя все зовут.

О Л С Н К Р А
6 4 5 7 1 3 2

/Карлсон/


Слайд 1.

II. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Малыш и Карлсон, фрекен Бок

Пришли сегодня на урок.

Нам предлагают поиграть,

Вот этот ребус разгадать.

1.Развитие логического мышления. «Разгадай ребус». МЕБ+ ЕЛЬ (картинка «ель»). Запишите в тетрадь.

2. Актуализация словаря по теме «Мебель».

Слово «мебель»- французское и произошло от латинского слова «мобиле», что означает «движущийся». Частица «мобиле» есть в слове автомобиль, что означает «самодвижущийся». Что общего между мебелью и автомобилем?

И то и другое передвигается.


Слайд 2.

3.Развитие зрительного внимания. «Расшифруй предложения», « Прочитай загадку».

УКДАГАЗ ЕТЙАДАГТО

(РЕБЯТА!
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКУ!)


Слайд 3.

4. Развитие логического мышления. Отгадай загадки, но для этого вам необходимо их сначала дописать.

Чтоб загадку отгадать,

Нужно буквы дописать,

А потом и отгадать.

Глядят в меня,

А видят себя.

(Зеркало). Запишите в тетрадь.


Слайд 4.

Под крышей –четыре ножки

А на крыше – чашки да ложки

(Стол). Запишите в тетрадь.

5.Развитие навыка звукобуквенного анализа.

Определите сколько звуков в слове « СТОЛ», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.

6.Развитие логического мышления.

Из каких частей состоит стол? (Четыре ножки, столешница).


Слайд 5.

7.Столешница может быть разной формы. Какой она бывает? (Подсказка Карлсона).

Развитие мелкой моторики и межполушарных связей. Игра «Нарисуй двумя руками». Нарисуйте двумя руками столешницу любой формы, какую хотите.

Левая рука Правая рука

Какой формы ты нарисовал столешницы?

8. Развитие мелкой моторики, слухового внимания.

Выложите из четырех палочек стол, переложите две палочки «ножки» и сделайте кровать, а теперь сделайте из этих же палочек стул, переложите спинку стула по сиденье и получится табуретка.


Слайд 6.

9.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных. Д/и «Для чего нужен стол?»

Друзья наши за столом,

Чем заняться им вдвоем?

Пообедать, поиграть,

Или письма написать.

А может быть, они не прочь

На кухне фрекен Бок помочь.

Каким делом их займешь,

Так ты стол и назовешь.

Если друзья обедают (то за каким столом?) - обеденным столом, играют - за игровым столом, листают журналы – за журнальным, пишут письма -за письменным столом. Если стол для компьютера, то он- компьютерный, на кухне- кухонный.

10.Развитие тактильного гнозиса. Игра «волшебный мешочек».

Посмотрите, что это под столом. Мешочек. В него Карлсон с Малышом положили буквы.

Не заглядывая в мешок, рукой нащупай букву, назови, а теперь покажи.

11. Развитие навыка позиционного звукобуквенного анализа. Д/и «Подбери слова».

Вспомни название мебели, в котором есть буква, вынутая из мешочка, и запиши в тетрадь.


Слайд 7.

12.Карлсон предлагает игру «Доскажи словечко».

Карлсон в комнату вошел

И поставил сок …. /на стол/.

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки … / в буфете/.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть-чуть …. /на стуле/.

То развалится он …. /в кресле/.

По ночам на них ребятки

Засыпают очень сладко,

Утром всем пора вставать,

Застилать свою …. /кровать/.

Он с ножками, но не бежит.

Со спинкою, но не лежит.

А у него сиденье есть,

Куда мы можем лечь и сесть.

И он для отдыха нам дан.

Что это? Знаете? ... /диван/.

13. Запишите в тетрадь слово « ДИВАН». Проверьте.

Определите сколько звуков в слове « ДИВАН», сколько гласных, сколько согласных. Составьте схему слова. Проверьте. Дайте характеристику каждому звуку.


Слайд 8.

14. Соотнеси предметы со схемами.

Карлсон приготовил воздушные шары и из них составил схемы. Какие названия мебели подойдут к первой схеме, ко второй?


Слайд 9.

15.Физминутка.

Карлсон встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Он варенье не нашел.

Чтоб варенье нам достать,

Нужно на носочки встать.


16. Развитие навыка звукобуквенного анализа. «Разгадай кроссворд».

Отдохнули. Карлсон предлагает разгадать кроссворд.

Возьмите маркеры и запишите слова. Проверьте.


Слайд 10.

17.Д/и «Помоги Малышу и Карлсону».Делимся на команды. Возьмите звуковые линейки и выложите схемы слов: 1-я команда слова «МАЛЫШ», 2-ая – слова «КАРЛСОН».

Определите 5-й звук в словах «КАРЛСОН», «МАЛЫШ».

Какой 5-й звук в слове МАЛЫШ? – [Ш],

в слове Карлсон? - [ С].

Распределите мебель для комнаты Малыша со звуком [Ш], для Карлсона - со звуком- [С]. Назовите мебель для Малыша, для Карлсона. Проверьте.


Слайд 11.

18. Развитие логического мышления. Д/и «Четвертый лишний».

Прочитайте. Какое слово лишнее?

Табуретка, кресло, стул, шкаф . (Шкаф не предназначен для сидения).

Книжный шкаф, гардероб, кровать , сервант. (Кровать не предназначена для хранения вещей)

Диван, полка , софа, кушетка.(Полка не является мягкой мебелью.)

Кровать, диван, стол , раскладушка. (На стуле нельзя спать).


Слайд 12.

19.Развитие функции словообразования. Образование относительных прилагательных.

Шкаф сделан из дерева (он какой?) - деревянный.

Диван обтянут кожей – кожаный.

Зеркало из стекла - стеклянное.

Вешалка из металла - металлическая.

Стул из пластмассы - пластмассовый.


20.Развитие оптического гнозиса. «Прочитай слова».

К У Ш Е Т К А

К Р О В А Т Ь

С Е Р В А Н Т

Какие слова написал Карлсон?


Слайд 13.

21.Упражнение «Скажи наоборот».

Шкаф высокий, а тумбочка (какая?) … (низкая).

Кресло мягкое, а табуретка (какая?) … (жесткая).

Диван широкий, а кровать (какая?) … (узкая).


Слайд 14.

22.Обогащение словаря. Ребята, а кто делает мебель? Столяр.

Наш проказник Карлсон

Столяром вдруг стать решил.

Новый способ делать мебель

Он недавно вдруг открыл.

Подлокотники убрать,

Можешь сам ты мебель делать.


Слайд 15.

23. Развитие зрительного внимания. Д/и «Расшифруй слово».

За то, что герои сказки хорошо с нами играли фрекен Бок что – то приготовила для Карлсона? Прочитайте. Стрелочки помогут вам. Проверьте. Запишите в тетрадь /пирог/.


Слайд 16.

24.Развитие навыка звукобуквенного синтеза. Д/ и «Сюрприз для Малыша».

А Малыша тоже ждет сюрприз,

по первым буквам предметов угадай, какой сюрприз ждет Малыша. Что он получит в подарок? /Собака/. Проверьте.

Я думаю, Карлсон поделится пирогом с друзьями, а с сюрпризом Малыша будут играть все.

Вот и закончилась наша игра со сказочными героями.

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Какое задание вам понравилось? Почему?

Я МОЛОДЕЦ МОГУ ЛУЧШЕ! МАЛО СТАРАЛСЯ!


Слайд 17.

№ слайда

1.






2.

Конспект занятия в

кружке «Раз словечко, два словечко…»

Устное и письменное общение

Подготовила

Воспитатель

Гладышева Н.В.

Цель: Показать детям значимость устного общения. Познакомить с дыхательными упражнениями, новой чистоговоркой. Воспитывать умение общаться в команде.

Организационный момент:

Ребята, хотите отправиться в путешествие?

  1. На чем можно ехать? (на автобусе, поезде, велосипеде и т. д.)
  2. Предлагаю поехать на поезде.

Включается музыка: «Мы едем, едем…» Дети «въезжают в группу на поезде».

Приехали. Выходите из вагонов и вставайте в полукруг.

Мы с вами оказались в стране общения.

Ребята, а что такое общение? (люди разговаривают, рассказывают и т.д.)

А как люди еще общаются? (через Интернет, телефон, письма)

Сегодня Риторик поможет нам во всем разобраться.

Дети садятся за столы. На доске изображены схемы-символы алгоритма работы.

Посмотрите на доску и скажите, что обозначают эти символы? (проговаривание символов: подумать, говорить, смотреть и идти дальше)

Работа в тетради.

Рассмотрите рисунок. Кто здесь говорит? (мужчина и женщина)

А как вы догадались, что они говорят? (рот открыт, показывают пальцем).

А кто на картинке слушает? (мальчик)

Как вы поняли, что мальчик слушает? (рот закрыт, глаза открыты)

Ребята, а как вы думаете, о чем они говорят? (объясняют мальчику, как пройти в страну вежливых слов)

Чтобы люди понимали друг друга, как нужно говорить? (четко, громко, понятно)

А вы умеете четко говорить? Мы сейчас проверим.

Послушайте чистоговорку:

Ра-ра-ра отправляться нам пора

Ны-ны-ны нам преграды не страшны. (Дети повторяют)

Воспитатель предлагает проговорить 2-3 детям

Дима расскажет нам, как надо говорить, чтобы вас все поняли.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

Ребята, для того чтобы наша речь была ясной и понятной, нужно не только четко произносить звуки, но и правильно дышать. Давайте поучимся правильно дышать. (Встали)

Набираем воздух через нос (дети выполняют вместе с педагогом) и выдох (педагог считает до 5).

Повторяют упражнение еще раз.

Игра «Возьми предмет»

А теперь давайте поиграем. Разделимся на 2 команды.

Каждая команда подходит к своему столу.

Первая команда выбирает предметы, которые относятся к письменному общению.

Вторая команда - к устному общению.

Посчитаем: «Раз, два, три предметы в руки бери».

Воспитатель подходит к каждой команде и проверяет, правильно ли нашли предметы.

Назовите, какие предметы вы отобрали. (дети называют свои предметы).

Молодцы, все справились с заданием. (дети встают в полукруг)

Итог:

Что мы делали сегодня?

Что вы узнали нового?

Что вам понравилось?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Садятся в вагоны и под музыку уходят)


Сегодняшнее занятие посвящено дифференциации звуков [Ш] – [Ж] в устной и письменной речи.

Что это такое? Недостаточно просто поставить каждый звук отдельно. Сначала его надо автоматизировать в слогах словах и фразах. А затем требуется дифференциация звуков, сходных по звучанию и произношению. Чтобы у ребенка не было путаницы.

Данное занятие прислала учитель-логопед Муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №103»

Как всегда этот конспект Вы можете использовать, занимаясь с ребенком дома.

Коррекционные задачи:

– учить различать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях по артикуляции и акустическим признакам;

– развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать слуховое внимание.

Образовательные задачи:

– учить вписывать пропущенные буквы Ш и Ж в начало, середину, конец слова;

– закрепить понятия «звонкий», «глухой» согласный звук, способы их различения;

– упражнять в чтении слогов, слов, предложений;

– упражнять в звуковом анализе слов.

Воспитательные задачи:

– воспитывать желание говорить красиво и правильно, писать без ошибок;

– воспитывать психологическую готовность и желание работать с компьютером.

Оборудование: настольное зеркало, карандаши, наборное полотно, предметные картинки, компьютер, (Котова, Е.А. Играем и учимся [Электронный ресурс] / Е.А. Котова. – Режим доступа: www.logopedgame.ru), слайдовая презентация для пальчиковой разминки «Кот Яшка и кошка Машка».

Демонстрационный материал: картинки слов со звуками [Ш] и [Ж], схемы произношения звуков [Ш] и [Ж], графический материал (слоги, предложения), модели для звукового анализа, «бархатные буквы» и сундучок, медаль «Знаток букв Ш и Ж».

Ход:

1. Организационный момент и пальчиковая разминка .

Логопед: (дети выполняют пальчиковую разминку в сопровождении слайдовой презентации «Кот Яшка и кошка Машка»).

Отправимся на прогулку. Жили-были кот Яшка и кошка Машка. Однажды они отправились погулять и увидели большое дерево. На дереве в гнезде ждали маму птенчики и тихо пищали «пи-пи-пи». Захотелось Яшке и Машке съесть птенчиков, выпустили они когти и стали карабкаться на дерево. Птенчики в гнезде еще громче запищали. Мама-птичка уже возвращалась домой, когда услышала писк своих детей, замахала быстрее крылышками и подлетела к гнезду. Увидела Яшку, начала его клевать, а потом заметила Машку, и ей попало. С тех пор Яшка и Машка за птенчиками больше не охотятся»

Логопед: В детский сад пришло письмо из лесной школы от Медвежонка, он пишет: «Даша, помоги мне подрушиться с мыжонком и ешонком, они часто дразнят меня и обишают. Мижа.» Почему медвежонок просит о помощи и чем можно ему помочь?

Ребенок: Он не знает, когда надо писать в словах буквы Ш и Ж.

Логопед: Мы на сегодняшнем занятии тоже будем учиться красиво и правильно говорить, писать без ошибок, а потом отправим видеозапись занятия в лесную школу, чтобы медвежонок научился различать звуки и буквы Ш и Ж.

2. Артикуляционная гимнастика.

Повторим наше правило красивой речи:

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Звуки произносим внятно, чтобы было всем понятно!

Придвинь зеркало, сделаем разминку для язычка.

«Лопатка» – Мышцы языка мы расслабляем и лопатку получаем,

Молча до 5 считаем: 1 – 5,

Язык можно убирать.

«Чашечка» – Язык широкий положи, его ты в чашку преврати,

Молча до 5 считай: 1 – 5

Язык можно убирать.

Снова чашку подержи и спокойно в рот внеси.

«Лопатка – чашечка – лопатка» – 3 раза.

3. Сопоставительный анализ артикуляционных укладов

Логопед: сравним звуки [Ш] и [Ж]. Чем они похожи при произношении? (сравнение с опорой на схему)

Ребенок: губы округлены, зубы закрыты, язык принимает форму чашечки, воздушная струя теплая.

Логопед: Чем они ещё похожи по их характеру?

Ребенок: они согласные, всегда твердые, шипящие.

Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Ребенок: [Ш] – глухой, [Ж] – звонкий.

Логопед: Как отличить звонкий звук от глухого?

Ребенок: Нужно приложить руку к горлу, произнести звук и послушать дрожат ли голосовые связки.

4. Сравнение букв Ш и Ж.

Логопед: Какими буквами обозначаются эти звуки?

Ребенок: буквами Ш и Ж.

Логопед: В таинственный сундучок я спрятала несколько букв, среди них есть Ш, Ж. Найди на ощупь букву Ш, чтобы было легче искать, вспомним стишок про неё.

Посмотри на букву Ша, буква очень хороша,

Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

А теперь поищем букву Ж.

Эта буква широка и похожа на жука

И при этом точно жук издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

Ты достал из сундучка буквы печатные, а какие ещё бывают буквы?

Ребенок: Еще бывают письменные буквы.

5. Чтение слогов по карточкам.

Логопед: А теперь поиграем в «эхо». Читай слоги на карточках и повторяй их. (Предлагаются слоговые дорожки типа: шма – жма – шма, жду – ждо – шдо и т.д.)

6. Дидактическая игра «Назови лишнее словечко»

Логопед: ежонок – медвежонок – лягушонок – жеребёнок, кто лишний? Почему?

кошка – мошка – мышка – шишка – чижик ;

жадный – важный – нежный – пушистый – нужный.

Выбери на наборном полотне лишнюю картинку.

Шорты – ширма – желуди – шахматы;

Мешок – петушок – кошка – ежик;

Жёлудь- живот- жираф- шарф почему шкаф лишний?

Ребенок: В слове шарф есть звук [Ш], а в остальных словах [Ж]

7. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Логопед: Прочитаем предложения на карточках и решим, так бывает или нет.

Поезд ждет пассажиров. Лягушка боится мошки. Кошка боится мышки. Этажерка лежит на журналах.

8. Физ. минутка «Веселые лягушки» (упражнение выполняется в максимально быстром темпе)

На полянке вдоль опушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Шли веселые лягушки (ритмичные перекрестные хлопки по коленям).

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера)

Громко песни распевали (раскрывать ладошки, как лягушиные рты)

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши),

Ква-ква-ква (3 хлопка в ладоши партнера),

И спокойно спать мешали (погрозить пальцем лягушкам),

Ква! (топнуть ногой).

9. Работа с логопедической компьютерной программой «Играем и учимся».

Задание 1. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Различаем согласные», раздел «Работа с буквами Ш и Ж», подразделы: в начале, в середине, в конце слова.

Логопед: Компьютер предлагает тебе «вписать» пропущенные буквы Ш и Ж в начало слов.

Логопед: Буквы Ш и Ж пропущены в середине, их надо правильно «вписать».

Логопед: Теперь нужно будет вписать буквы в конец слов. В этом задании надо быть очень внимательными, чтобы не сделать ошибку. Почему можно ошибиться?

Ребенок: Потому что в конце слова звонкие согласные звучат так же как глухие.

Логопед: Как надо проверять написание слов? Есть нож, но нет ножа! Ясно слышится звук [Ж], значит надо написать букву Ж.

Задание 2. Раздел «Звуки и буквы для дошкольников», игра «Найди лишнее слово».

Логопед: проанализируй звуковой состав слов и найди лишнее слово, его звуковая схема отличается от предложенной.

Выполняем 2 варианта заданий «СКСК» урок № 3 и № 4.

10. Итог занятия.

Логопед: Чему сегодня научились на занятии?

Какое задание понравилось выполнять?

Какое задание показалось самым сложным?

Отправляем видеозапись занятия в лесную школу.

Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком , пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.

Вы хотите знать, как грамотно заниматься дома с вашим ребенком? Подпишитесь на обновление сайта, и Вы всегда будете знать, когда появилась новая статья.

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия