Заоблачные разговоры: английский язык для диспетчеров и пилотов. Как учить авиационный английский - авиационные и компьютерные заметки Справочник аэронавигационной информации

Общение с диспетчерской службой УВД помощью правильных слов — это некоего рода искусство. Эффективная авиационная фразеология объединяет в себе лаконичность и передачу законченной и правильной информации.

Передача длинной подробной информации гарантирует, что диспетчер получит всю необходимую информацию, но эти монологи занимают эфир. Если диспетчер работает еще с пятью воздушными судами (ВС) и должен своевременно выдавать диспетчерские команды, то он не может этого сделать до тех пор, пока вы не выключите микрофон. Такая задержка может сказаться на безопасности других ВС. Передача слишком краткой информации приводит к тому, что диспетчер обычно просит вас дать подробности. Когда это случается, то краткость нарушается.

Так как же научиться правильно сочетать краткость и информативность? Так же, как вы учитесь другим навыкам — изучать и применять на практике.

Справочник аэронавигационной информации

Справочник аэронавигационной информации (AIM) — самый лучший источник для получения опыта и необходимой фразеологии в сфере связи УВД. Поскольку его составляет Федеральное управление гражданской авиации (FAA) , то справочник является так же самым авторитетным источником для выполнения правил полёта по приборам. В отличие от Федеральных авиационных правил, Справочник аэронавигационной информации не носит юридически обязательный характер, но он является самым современным и подробным источником рекомендуемых Федеральным управлением гражданской авиации процедур.

Как выучить авиационный английский язык

Главное и самое важное при изучения правильных слов — не бояться использовать неправильные слова. Независимо от формы, которую вы используете, целью является установление связи. По мере изучения , ваш словарный запас и фразеология будут пополняться, поэтому расслабьтесь, когда вы на связи с диспетчером.

В разделе 2 главы 4 Справочника аэронавигационной информации «Фразеология и технические средства для ведения радиосвязи» даются основы для ведения всей авиационной связи. В этом кратком разделе раскрыто все самое основное: технические средства радиосвязи, порядок ведения радиосвязи, позывные коды воздушных судов, позывные коды наземных радиостанций, и Международной организации гражданской авиации (ИКАО/ICAO). Как и во всех остальных разделах Справочника аэронавигационной информации, в нем даются примеры употребления правильных слов и выражений. Например, авиадиспетчер понимает, что пилоты-курсанты только учатся, и с радостью оказывают необходимую помощь, если курсанты идентифицируют себя. Если вы посмотрите главу 4-2-e Справочника аэронавигационной информации, вы найдете все, что вам необходимо сказать, к примеру: «Dayton Tower, this is Fleetwing one two three four, student pilot. (диспетчерский пункт Дэйтон, это Флитвинг один два три четыре, -курсант-пилот.)»

В Справочнике аэронавигационной информации вы найдете похожие примеры пояснений и сообщений почти для каждой возможной ситуации. Поскольку вам предстоит подумать о том, что вы будете делать на предстоящем уроке, просмотрите соответствующий раздел, перед тем как поднять ВС в воздух. Например, вы и ваш инструктор находитесь в полете и приближаетесь к аэродрому с диспетчерской вышкой в воздушном пространстве класса D. Диспетчер отвечает на ваш радиовызов следующим образом: » Trainer one two three four, standby (Инструктор один два три четыре, ожидайте.)». Поскольку диспетчер использует позывной ВС — это означает, что вы установили радиосвязь и можете входить в воздушное пространство класса D (и предусмотрительные пилоты осторожно продолжают свой полет).

Выучить новый язык почти невозможно, если вы будете пытаться выучить словарь. Помимо того, что вам необходимо читать Справочника аэронавигационной информации, вам нужно погрузиться в настоящий мир радиосвязи УВД.

Поскольку ваше ВС оборудовано самолётным переговорным устройством, соединяемым с магнитным самописцем, то легко можно делать для себя заметки по ведению радиосвязи УВД. Магнитный самописец позволяет воспроизвести переданные сообщения, которые вы не смогли понять с первого раза, и он также дает вам шанс проверить, насколько хорошо вы использовали правильные слова во время полета.Вы также можете прослушать сообщения авиадиспетчера, когда вам это будет удобно при помощи рации или приемника авиационных частот.

Независимо от того, каким образом вы слушаете радиосвязь (осуществляете прием радиосообщений), когда вы слышите новую фразу на частоте, запишите ее, чтобы затем дома посмотреть ее значение. Например, если вы принимаете на радаре информационные сообщения, касающиеся правил визуальных полетов, посылаемые авиадиспетчером (сопровождение полета). Вы слышите, как диспетчер говорит другому пилоту: «Descend and maintain five thousand (снижайтесь и выдерживайте высоту пять тысяч)». Это кажется совсем понятно вам. Диспетчер сообщил пилоту руководствоваться правилами полёта по приборам, чтобы снизиться до высоты 5000 футов и оставаться на этой высоте. Но затем вы слышите, как диспетчер сообщает другому пилоту «descend at pilot’s discretion, maintain five thousand (снижаться на усмотрение пилота и выдерживать высоту пять тысяч)» . Из контекста сообщения вам понятно, что слово «discretion» подразумевает некий выбор, но что это за выбор? Раздел справочник аэронавигационной информации «Pilot/Controller Glossary (P/CG) (Глоссарий пилота/диспетчера)” отвечает на ваши вопросы. «Такое сообщение означает, что авиадиспетчер не требует от пилота начать набор высоты/снижение, когда дано разрешение диспетчера. Пилот может выбрать остаться на предписываемой высоте и по своему усмотрению решать, когда изменить высоту, и на сколько снизиться или набрать высоту.»

Говоря о выборе: как поступить в первый раз, когда диспетчер сообщил вам о том, что вы должны сделать по своему усмотрению? Ваш инструктор должен объяснить вам это, прежде, чем вы отправитесь в самостоятельный полет. Мой мне не объяснил. Впервые я услышал этот термин в одиночном полете, и не зная точно, чего от меня хотел диспетчер, я немного забеспокоился. Диспетчер знал очень хорошо Глоссарий пилота/диспетчера и сказал мне, не испытывая стеснения в словах, что «выбор заключается в том чтобы совершить либо посадку и взлёт конвейером, уход на второй круг, заход на посадку с малой высоты, посадку с полной остановкой с последующим взлетом, или посадку с полной остановкой.» Хорошей целью для каждого курсанта, проходящего летную подготовку, является изучение новой статьи глоссария в день.

Использование языка

Изучение правильных слов для ведения радиосвязи с авиадиспетчером — это только половина того, что вам предстоить освоить. Вам также необходимо научиться использовать их, потому как эти слова и фразы должны стать частью вашего словарного запаса авиационного английского языка. Это особенно важно, если вы планируете получить допуск к полётам по приборам. По сравнению с вашей начальной подготовкой, полёт по приборам намного глубже. Все, что вы можете изучить, прежде чем приступите к обучению полету по приборам, сделает ваше обучение легче.

Во время обучения для получения лицензии частного пилота, у вас появляется много возможностей для работы с авиадиспетчерской службой. Пилоты-любители не могу летать в воздушном пространстве, где необходимо ведение радиосвязи с авиадиспетчерской службой, но это хорошая идея научиться использовать правильные слова. Эти знания могут помочь им в непредвиденных ситуациях, а также подготовиться пилоту-любителю для получения лицензии частного пилота, если он продолжит свое обучение.

Во время вашего обучения, вы научитесь работать с наземными диспетчерами и диспетчерами КДП. А как насчет слежения за вылетом? Запросы службам УВД в рабочем порядке во время ваших трассовых полетов обеспечивают вам дополнительный допустимый уровень безопасности. Вам также будет более комфортно, если вы будете разговаривать с авиадиспетчером, а ведь именно так вы сможете получить готовый источник новых фраз авиационного английского языка .

Если вы работаете с диспетчером при заходе на посадку в воздушном пространстве класса B или C, попросите его переадресовать ваш вызов Центру вместо того, чтобы завершить радиолокационное обслуживание. Если диспетчер не может соединить вас с Центром при заходе на посадку, попросите частоту Центра и свяжитесь с ним сами. Просто сделайте вызов на частоте, которую вам дали, сообщите ваши позывные и должность, затем добавьте: «request flight following./запрашиваю слежение за полетом.»

Если диспетчер Центра может вас обслужить, он предоставит вам код приемоответчика и информацию по другим, опознанным с помощью радиолокационной станции, ВС рядом с вами. Если он слишком занят и отказывается предоставить вам слежение за полетом, не волнуйтесь. Диспетчеры не отказывают просто так, без причины. Они поступают так, потому что они чувствуют, что уровень трафика достиг точки, когда дополнительная загруженность со стороны других ВС, руководствующихся правилами полета по приборам могут повлиять на безопасность тех ВС, с которыми они работают.

Если вы не запрашиваете или не можете получить слежение за полетом, то закон не запрещает вам слушать частоту авиадиспетчера и разговор диспетчера с другими ВС. Кто знает? Если по прошествии 15 минут вы услышите, что воздушное пространство стало свободным, возможно, стоит запросить у диспетчера помощи еще раз.

Большая часть сообщений авиадиспетчера, которые вы услышите, будут связаны с движением ВС по правилам полёта по приборам. Большая часть фразеологии будет поначалу непонятной и сложной. Как и любой новый навык, со временем вам будет легче.

Послушайте, как пилоты отвечают на сообщения авиадиспетчера. Подражая другим — именно так мы можем научиться правильно (и неправильно) употреблять фразы. Поиск новых фраз и слов в Справочнике аэронавигационной информации позволит вам лучше понимать то, что вы слышите и отличать “правильные” сообщения от “неправильных”.

Когда вы находитесь на частоте авиадиспетчера, не беспокойтесь, что вы не слышите все, что говорит диспетчер, из-за его темпа речи. Если диспетчер обратился к вам и начинает говорить быстрее, чем вы можете понимать, в глоссарий пилота/диспетчера есть лекарство - попросите диспетчера «speak slower»/ говорить помедленнее.

Прогнозирование слов

Вы сможете увеличить скорость восприятия информации, если будете знать, что ожидать во время передачи того или иного сообщения. Указания авиадиспетчерской службы в большей степени состоят из чисел, следующих за ключевыми словами, которые говорят о значении этих чисел. Например, за фразой «climb and maintain/наберите до…и выдерживайте….». Всегда следует распределение высот. Диспетчеры часто объединяют три слова в одно -»climbandmaintain «, но значения высоты они называют отчетливо, например: “один-два-тысяча”. Опытный пилот распознает группу слов и знает, что за словами следуют значения высоты.

Каждое указание авиадиспетчера имеет свои ключевые слова и формат. Например, название базы авиадиспетчерской службы и частота всегда следуют за словом «Contact/связаться»-«Contact Hometown Tower on one-two-three-point-four./Свяжитесь с диспетчерским пунктом Хоумтаун на частоте один-два-три-точка-четыре» , а за словами «Fly Heading/следуйте курсом» обычно следует указание компасного курса в виде трех цифр-«Fly heading zero-niner-zero./Следуйте курсом ноль-девять-ноль» . Указания по взлету являются исключениями. Диспетчер КДП может сообщить вам «Maintain runway heading /Следуйте курсом взлётно-посадочной полосы .« В этом случае вы уже знаете, что дана инструкция на взлет.

Независимо от передаваемой информации, ни у пилота, ни у диспетчера не должно возникать вопроса о том, что они оба говорят об одном и том же. Если у вас есть вопрос, «verify/подтвердите» — это слово, которое вы можете использовать для того, чтобы убедиться, что вы получили верную информацию. Например, вы говорите: «Verify Hometown Tower on one-two-three-point-four /Подтвердите диспетчерский пункт Хоумтаун на частоте один-два-три-точка четыре «, если вы считаете, что не расслышали частоту диспетчерского пункта.

Вам необходимо научиться использовать правильные слова по многим причинам, и безопасность — самая первая причина. Другой причиной является тот факт, что «разговаривать по делу» означает то, что вы будете меньше тратить времени на беседу с авиадиспетчером, а остальное время наслаждаться своим полетом.

Глоссарий пилота/диспетчера — это официальный источник “правильно подобранных слов” в Соединенных Штатах. Пилоты могут найти его в Справочнике аэронавигационной информации, а диспетчеры — в руководстве по УВД. Ниже даны некоторые выдержки из глоссария пилота/диспетчера, которые могут сделать ваш следующий разговор с авиадиспетчером более лаконичным, а полет немного безопаснее.

ABEAM -”находиться на траверзе” означает, что точка или объект расположен примерно под углом 90 градусов справа или слева по отношению к линии фактического пути ВС. Траверза указывает на общее положение, а не на конкретную точку.

ACKNOWLEDGE -Подтвердите, что вы получили мое сообщение.

AFFIRMATIVE -Да.

BLOCKED -фраза, используемая для обозначения того, что радиосообщение было искажено или прервано из-за многочисленных одновременных радиосообщений.

CLEARED FOR TAKEOFF -Разрешение авиадиспетчера на взлет ВС.

CLEARED FOR THE OPTION -Разрешение авиадиспетчера на приземление с уходом на второй круг, заход на посадку с малой высоты, уход на второй круг, посадку с остановкой, затем взлет, или посадка с полной остановкой на усмотрение пилота. Обычно оно используется при обучении, таким образом инструктор может оценить курсанта в условиях изменения ситуаций.

CLEARED TO LAND -Разрешение авиадиспетчера на посадку ВС. Это сообщение можно услышать в случае, если известны условия воздушного движения и физические условия аэропорта.

CLOSED TRAFFIC -Последовательные действия, включающие взлетно-посадочные операции [посадку и взлёт конвейером] или заход на посадку с малой высоты, где ВС следует маршруту полёта по кругу над аэродромом.

EXPEDITE -Используется авиадиспетчерской службой, когда требуется быстрое согласие во избежание развития необратимой ситуации.

FLY HEADING (градусов)-информирует пилота о курсе, которым он должен следовать. Пилот может повернуть или продолжать следовать в определенном направлении по компасу, чтобы выполнить указания авиадиспетчера. Пилот должен повернуть и следовать более коротким курсом, если не указано авиадиспетчером иначе.

FUEL REMAINING -фраза, используемая пилотами или диспетчерами в разговоре о фактически оставшемся на борту топливе. При передаче такой информации в ответ на вопрос диспетчера или пилота, инициировавшего предупреждающее информационное сообщение авиадиспетчеру, пилоты должны указать ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО МИНУТ, которое может продолжаться полет на оставшемся количестве топлива. В указываемое время ДОЛЖНО БЫТЬ ВКЛЮЧЕНО все резервное топливо, как и поправка на ошибки системы контроля уровня топлива.

GO AROUND -Указание пилоту не осуществлять заход на посадку. Могут последовать дополнительные указания. Если авиадиспетчер не сообщил иное, то самолет, управляемый с помощью ПВП, или самолет, осуществляющий визуальный заход на посадку, должен пролететь над взлетно-посадочной полосой (ВПП), набирая высоту установленного маршрута движения и начать полёт по кругу над аэродромом через участок полёта «по коробочке» после первого разворота. Пилот, выполняющий полёт по правилам полётов по приборам, выполняя инструментальный заход на посадку, должен выполнить установленную процедуру ухода на второй круг или продолжать следовать указаниям авиадиспетчера; напр.: «Go around» (дополнительные указания при необходимости).

HAVE NUMBERS -Используется пилотами для информирования авиадиспетчера о том, что они получили информацию только по ВПП, ветру, и высотомеру.

HOW DO YOU HEAR ME? -Вопрос, относящийся к качеству переданной информации, а также требующий определить насколько полно была получена информация.

IDENT -Запрос пилоту активировать функцию идентификации приемоответчика ВС. Это поможет диспетчеру подтвердить идентификационный номер ВС или идентифицировать ВС. Не смешивайте с самолётным ответчиком, что означает настроить код приемоответчика или рабочий режим приемоответчика, напр., Режим C, предоставление информации о высоте, которые диспетчер дает вам.

IMMEDIATELY -Используется авиадиспетчером, если требуются немедленные действия для избежания надвигающейся ситуации.

MAINTAIN -Если это касается уровня при алидаде/ эшелон полёта, то термин означает, что необходимо оставаться на указанном уровне при алидаде/эшелоне. Фраза «climb and» или «descend and» обычно предшествует слову «maintain» и значениям высоты; например: «descend to flight level 5,000 and maintain/снижайтесь до эшелона 5000 и сохраняйте его» . Что касается других указаний авиадиспетчера, то термин используется в своем буквальном смысле; напр.: “сохраняйте полет по ПВП”.

MAKE SHORT APPROACH -Используется авиадиспетчером, чтобы сообщить пилоту о необходимости изменить схему движения таким образом, чтобы сделать коротким конечный заход на посадку.

MAYDAY -Международный радиотелефонный сигнал опасности. При повторении три раза он обозначает надвигающуюся смертельную опасность, и что необходима быстрая помощь.

MINIMUM FUEL -Обозначает то, что подача топлива на борту достигла уровня, когда при прибытии к месту назначения, возможна лишь небольшая задержка. Это не чрезвычайная ситуация, но просто предупреждение о чрезвычайной ситуации, которая может случиться в случае задержки.

NEGATIVE -»Нет» или «запрещено» или «это неверно».

NEGATIVE CONTACT -Используется пилотами, чтобы сообщить авиадиспетчеру о том, что ранее выпущенный борт находится вне зоны видимости. После этого может последовать сообщение пилота диспетчеру с просьбой проконтролировать воздушное движение. Используется пилотами, чтобы сообщить авиадиспетчеру, что им не удалось связаться с авиадиспетчером на выделенной частоте.

RADAR CONTACT -Используется авиадиспетчером, чтобы сообщить ВС, что оно идентифицировано на экране радара, и ему будет предоставлено сопровождение полета вплоть до того, как пропадет сигнал радара.

RADAR SERVICE TERMINATED -Используется авиадиспетчером, чтобы сообщить пилоту о том, что обслуживание закончится, как только ВС исчезнет с экрана радара. Радиолокационное обслуживание автоматически прекращается, и пилоту не предоставляется помощь в следующих случаях: 1. ВС отказывается предоставить свой план ППП, кроме воздушного пространства класса B, C, зоны аэродромного радиолокационного обслуживания, или там, где предлагается радиолокационное обслуживание. 2. ВС, осуществляющее заход на посадку по приборам, визуальный заход на посадку или визуальный заход на посадку, приземлилось, или ему даны были указания изменить частоту консультативного обслуживания. 3. Самолет, производящий посадку по ПВП, и получивший радиолокационное обслуживание диспетчерского пункта аэропорта в воздушном пространстве класса B, и C, в зоне аэродромного радиолокационного обслуживания, или там, где предоставляется данный вид обслуживания, приземлился; или во всех других аэропортах, как было указано диспетчерским пунктом или посредством консультативного обслуживания. 4. ВС завершило заход на посадку по радиолокатору.

READ BACK -Повторите мое сообщение.

REPORT -Используется для указания пилотам уточнить авиадиспетчеру указанную информацию; напр.: «Уточните пролет на пунктом всенаправленного радиомаяка УКВ Гамильтон»

SAY AGAIN -Используется при просьбе повторить последнее сообщение. Обычно конкретизирует сообщение или часть переданной информации, которая непонятна получателю; например: «Say again all after ABRAM VOR».

SAY ALTITUDE -Используется авиадиспетчером, чтобы вяснить заданную высоту/эшелон ВС. Когда ВС набирает высоту или снижается, пилот должен сообщить указанную высоту, округленную до 100 футов.

SAY HEADING -Используется авиадиспетчером при запросе курса ВС. Пилот должен сообщить текущий курс ВС.

SPEAK SLOWER -Используется в речевой связи с просьбой снизить темп речи.

SQUAWK (Режим, код, функция)-активирует специальный режимы/ коды/функции радиоответчика ВС, например: «Squawk two-one-zero-five/Установите код ответчика два-один-ноль-пять». Положение указанного режима не означает, что пилот должен нажать на кнопку идентификации ответчика.

STAND BY -Означает, что диспетчер, либо пилот должны сделать паузу на несколько секунд, обычно для того, чтобы обратиться к другим сотрудникам или решить задачу с более высоким приоритетом. Также означает “подождать” , как например в фразе: «stand by for clearance/ждите разрешения» . Инициатор вызова должен восстановить контакт повторно, если задержка длится дольше обычного. «Stand by» не дает разрешения, но это и не отказ.

TAXI INTO POSITION AND HOLD -Используется авиадиспетчером, чтобы сообщить пилоту о необходимости произвести руление к ВПП для отлетающих самолетов в положение на линии старта и подождать. Это еще не разрешение на взлет. Используется, когда взлет не может быть осуществлен из-за того, что ВПП занята другими ВС или по иным причинам.

THAT IS CORRECT -Вы правильно все поняли.

TRAFFIC -Термин, используемый авмадиспетчером для обращения к одному или нескольким ВС.

TRAFFIC IN SIGHT -Используется пилотами, чтобы сообщить авиадиспетчеру о том, что ранее выпущенный борт находится в зоне видимости.

UNABLE -Означает невозможность следовать указанным инструкциям, требование, или разрешение.

VERIFY -Просьба подтвердить информацию; напр.: «подтвердите указанную высоту. «

Первым делом, первым делом самолеты..

А английский всё-таки откладывать на потом не стоит. Ведь у Вас есть
прекрасная возможность подтянуть Ваши знания по английскому, не нарушая привычный ритм жизни. Уроки проходят по скайпу и заниматься Вы
можете, когда Вам удобно и из любой точки планеты.

Если Вы пилот (летчик) или только собираетесь им стать, тогда наш курс «английский для пилотов» по скайпу именно для Вас. Английский давно занимает лидирующее место в мире по количеству людей, на нем говорящих, и является международным языком общения, в том числе и в авиации. Фразеология радиообмена по стандартам ICAO (International Civil Aviation Organization) при выполнении международных полётов должна осуществляться на английском языке. Это набор стандартных слов, выражений и команд, которыми обмениваются пилот с диспетчером и иногда с другими пилотами. Наш курс английского языка для пилотов даёт Вам возможность поднять уровень как общего, так и профессионального английского.

А теперь в подробностях о преимуществах обучения с нами

Форма обучения

Летчики – люди очень занятые. Мы это понимаем и поэтому предлагаем Вам совершенно иной подход к обучению – обучение онлайн с помощью программы скайп (skype). Главные преимущества обучения английскому по скайпу – это экономия времени и денег. Вы можете заниматься, когда угодно и где угодно. Главное, иметь под рукой компьютер (ноутбук, планшет или даже смартфон) и интернет! Вы сами планируете свое расписание (договориваетесь о дне и времени следующего урока с преподавателем или менеджерами) - что очень удобно при непредсказуемом “графике” работы пилота. Любой преподаватель скажет Вам, что главное в изучении языка – это систематичность. По скайпу Вы можете заниматься английским языком, не пропуская занятия, даже в перерывых между рейсами или на отдыхе!

О строении курса

Во время обучения Вы будете отрабатывать такие навыки как произношение, основы грамматики, восприятие англоязычной речи на слух, чтение общей и узкопрофессиональной (авиационной) литературы, а также Вы получите навыки говорения на общие и про фессиональные авиационные темы и научитесь использовать фразеологию радиообмена в штатных и чрезвычайных ситуациях. Всё это поможет Вам достичь так называемого четвертого рабочего уровня по шкале ИКАО (ICAO), который является обязательным для пилотов, совершающих международные рейсы.

Подход к обучению

Вам понравится заниматься с нами! Ведь у Вас будет опытный репетитор английского, который предложит Вам индивидуальную программу подготовки, что позволит добиться максимальной эффективности обучения. Вы будете заниматься тет-а-тет с преподавателем, и ни один Ваш вопрос не останется без внимания.

Материалы для обучения

Уроки проходят с использованием учебных материалов издательств Кембриджского и Оксфордского университетов, а также интернет-ресурсов. Все материалы для курса «английский для пилотов» предоставляются нашим студентам бесплатно.

Наши преподаватели

У нас Вы можете подобрать себе как русскоязычного преподавателя, так и носителя языка. Все наши преподаватели высоко квалифицированы и сертифицированы. Каждый из них проходит строгий отбор при приеме на работу, при котором учитывается их профессиональный уровень и практический опыт преподавания. Большинство из наших преподавателей ведут профессиональные курсы, в том числе английский для пилотов.

Наш курс английского языка для пилотов будет полезен не только уже состоявшимся в своей профессии людям, но и тем, кто только начинает этот путь и поступает в учебные заведения, осуществляющие подготовку летного и обслуживающего состава гражданской авиации.

Отзывы:

Артём И.

Все началось с того, что мне предложили повышение. Я более 5-ти лет проработал пилотом в внутренних рейсах (в пределах Российской Федерации), а тут поступило предложение пилотировать самолёт на международных рейсах. Перспектива меня вдохновила, я подходил по всем параметрам, кроме одного, я недостаточно хорошо знал английский язык, а на международных без английского никак – он нужен для общения с наземными диспетчерскими службами, центрами контроля и т.д. У меня не было времени ходить на курсы и я сразу стал искать школу для занятий английским по скайпу, в которой есть специальный курс для пилотов. Быстро нашел Lingua Airlines, прошел пробный урок в тот же день и принял решение заниматься, и уже через 2 месяца интенсивный занятий (4 раза в неделю по 60 минут) я смог говорить достаточно хорошо, чтобы претендовать на повышение. Спасибо Lingua Airlines за прекрасных преподавателей и отличную организацию учебного процесса!

Илья Ц.

Хочу поблагодарить Lingua Airlines за эффективную, а главное удобную методику обучения. У меня была всего неделя на то, чтобы подготовиться к собеседованию на должность пилота в зарубежную авиакомпанию. Елена (мой преподаватель) идеально справилась с этой задачей. Мы тренировали всю необходимую лексику, репетировали различные вопросы и ответы на них и т.д. Специально хочу отметить что уровень подготовки был такой, что практически все вопросы которые мне были заданы на собеседовании мы заранее проиграли во время уроков. В результате благодаря высокому профессионализму и ответственности Елены, а также четко отличной организации уроков администрацией Lingua Airlines, я успешно прошел интервью!

Прекрасное впечатление о репетиторе. 10 из 10! Я поднялась с базового школьного уровня английского языка до уровня Intermediate. Занимались мы два полных месяца и третий не полный месяц, к сожалению, я не смогла больше заниматься по состоянию здоровья. Я считаю, что это прекрасный показатель! У нас были усложненные индивидуальные курсы, домашнего задания задавалось много, много скороговорок, устного языка. Занимались у преподавателя.

Оценка 5+

Маргарита , м. Речной вокзал, Химки

Услуги заказа: Английский язык. Авиационный английский.

1500

Я занимаюсь с Юлией Владимировной несколько месяцев. Лучший учитель английского языка. Очень основательный подход к обучению. Несколько учебников, аудирование, игры, карточки с словами - все это мы используем в работе. Репетитор гибко подходит к графику занятий. На каждый урок у нее есть подготовленная программа, а само занятие настолько хорошо скомпоновано, что время пролетает незаметно. Мне очень нравится, как она преподает, все грамотно преподносит, темы объясняет ясно и понятно, в общении...

с ней очень легко и просто. Мы уже повысили уровень моих знаний в грамматике английского языка, расширили мой словарный запас, но не будем на этом останавливаться, мне интересно продолжить заниматься.

Оценка 5

Ксения , м. Кунцевская

Услуги заказа: Английский язык. Разговорный английский язык.

1300

Владимир, 50, пилот частного самолета, обратился с целью подготовки к плановой пересдаче экзамена ИКАО 4 уровень. За основу был взят курс бытового английского с акцентом на развитие навыков Говорения. Репетитором были рекомендованы 3 курса авиационного английского, используемых в центрах подготовки по авиационному английскому, один из которых (кембриджского издательства) понравился больше всех.В ходе уроков мы много общались - это тестирование и практика практической грамматики по "Мерфи",...

выполнение грамматических и аудио упражнений по курсам бытового английского начального, среднего и высокого уровней, обсуждение топиков, тренинг по авиационному английскому (в рамках пересказа аудио и видео сюжетов с контролем грамотности моей речи и отчасти терминологии). За краткий период удалось нивелировать ошибки по начальному уровню и подтянуть его до высокого. Я занимался по самоучителю самостоятельно, выполнял объемное домашнее задание и в сочетании с занятиями, проходившими при личной встрече и по скайпу, конструктивно и в дружественной атмосфере, такой подход меня устраивал, т.к. обещал успех. Занятия мне много дали в плане "шлифовки" грамматики - все "разложили по полочкам", подкрепляя правилами и применяя лексику в свободном общении по вопросам интервью и на другие темы. Экзамен сдан, сертификат получен! Рассматриваю возможность продолжить обучение по программе повышения уровня и подготовку к ИКАО 5-му уровню.

Оценка 5+

Бортпроводник - это та профессия, в которой практически невозможно обойтись без знания английского языка, особенно если вы мечтаете летать на престижных международных рейсах. В этой статье мы подготовили базовый разговорник, с которого стоит начать учить английский для бортпроводников. Вы научитесь приветствовать пассажиров и улаживать конфликты, а также выучите базовые слова на английском, которые нужно знать каждому члену экипажа.

Основные понятия

Начнем с экипажа (crew) воздушного корабля. Команда в зависимости от вида судна может состоять из капитана самолета (captain), второго пилота (co-pilot / first officer), бортмеханика (air mechanic / flight engineer), штурмана (flight navigator), старшего бортпроводника (cabin service director / flight director) и бортпроводников (flight attendant / steward). Словами chief purser или purser также называют старшего бортпроводника, обычно на небольших рейсах.

На борту бывают различные пассажиры. Бортпроводники обычно называют их всех словом PAX. Слово PAX - аббревиатура, образованная от слов Passengers Allowed in Expenses, то есть этим словом обозначают количество пассажиров, которые приобрели билеты на рейс. Среди PAX есть категории людей, названия которых нужно знать на английском языке:

  • a VIP(very important person) - очень важная персона;
  • a CIP (commercially important person) - влиятельный пассажир первого или бизнес-класса;
  • a UM (unaccompanied minors) - дети, которые путешествуют без взрослых;
  • a handicapped passenger - пассажир с ограниченными возможностями;
  • a standby - пассажир, который выкупает невыкупленный билет прямо перед рейсом.

Существует несколько классов обслуживания пассажиров. Бортпроводникам обязательно нужно знать такие названия:

  • first class - первый класс, есть не на всех самолетах;
  • business class - бизнес-класс, альтернатива первому классу;
  • economy class (tourist class) - экономкласс (туристический класс), самый доступный вид обслуживания.

Также полезно будет узнать, какие же виды рейсов бывают. На английском языке они называются так:

  • Nonstop (non-stop) flight - беспересадочный рейс. Он самый удобный, так как самолет летит в точку прибытия без приземлений в других аэропортах и пассажирам не нужно делать пересадку.
  • Direct flight - прямой рейс. Самолет совершает остановки, чтобы «подобрать» пассажиров в других аэропортах.
  • Connecting flight - рейс с пересадками. Пассажирам надо будет пересаживаться с одного рейса на другой.
  • Scheduled flight - регулярный рейс.
  • Non-scheduled flight - нерегулярный рейс.

В самолете места пассажиров можно тоже классифицировать. На английском языке это будет называться так:

  • window seats - места у иллюминаторов;
  • aisle /aɪl/ seats - места рядом с проходом;
  • exit rows - ряды кресел, которые находятся возле аварийных выходов. Обычно эти места стараются дать физически крепким и здоровым пассажирам, которые в случае непредвиденной ситуации смогут открыть выход и помочь людям эвакуироваться.
  • bulkhead seats - места рядом с перегородкой (bulkhead) между классами пассажиров. Обычно такие места имеют больше места для ног, поэтому их желательно занимать высоким пассажирам.
  • standard seats - стандартные места.

Мы также составили мини-словарь английского языка для бортпроводника, изучите его перед тем, как учить фразы для общения с пассажирами.

Слово/Словосочетание Перевод
a baggage compartment багажное отделение
a cabin салон
a charter flight чартерный рейс
a chute /ʃuːt/ желоб для спуска в аварийной ситуации
a feeder line вспомогательная авиалиния
a fire extinguisher /ɪkˈstɪŋɡwɪʃə(r)/ огнетушитель
a first aid kit аптечка для оказания первой помощи
a flight рейс
a forced landing аварийная посадка
a galley /ˈɡali/ кухня на борту самолета
a ground service наземная служба
a jumbo jet (jumbo) большой аэробус (например: Боинг 747)
a point of destination пункт назначения
a public-address system (PA System) громкая связь
a reclining seat сиденье с откидной спинкой
a route маршрут
a runway взлетно-посадочная полоса
a timetable расписание
a tray поднос, касалетка (алюминиевый контейнер для блюд)
a tray table / meal tray складной столик в спинке сиденья
a trunk airline главная авиалиния
air traffic control авиадиспетчерская служба
airtightness герметичность
altitude /ˈæltɪˌtjuːd/ высота полета
an air bridge телескопический трап между зданием аэровокзала и самолетом
an air traffic controller диспетчер
an aircraft воздушное судно (самолет, вертолет)
an airplane самолет
an aisle /aɪl/ проход между рядами кресел
an alternate /ˈɔːltə(r)neɪt/ airport запасной аэропорт
an emergency exit аварийный выход
an in-flight service обслуживание во время полета
an overhead compartment / overhead locker верхняя багажная полка в салоне
an oxygen mask кислородная маска
an upright position вертикальное положение (кресел)
cabin pressure давление воздуха в салоне самолета
cockpit / flight deck кабина пилотов
departure time время отбытия самолета
depressurization /ˌdiːˌprɛʃərʌɪˈzeɪʃ(ə)n/ разгерметизация
evacuation эвакуация
freight (иногда cargo /ˈkɑːɡəʊ/) груз, который перевозит самолет
IFE (in-flight entertainment) видео- и аудиоразвлечения на борту
on schedule по графику
port левый борт самолета (если смотреть в направлении носа)
pre-packed courses горячие блюда, которые готовят до полета и разогревают на борту
pre-set trays наборы еды, подготовленные до полета
specialty meals специальные блюда для людей на диете
starboard правый борт самолета (если смотреть в направлении носа)
turbulence турбулентность
vegan блюда для веганов
vegetarian (meal) блюда для вегетарианцев
to delay задерживать
to ditch садиться на воду в случае аварии
to divert отклоняться от курса, менять курс
to take off взлетать

Посадка пассажиров

При посадке бортпроводник приветствует пассажиров и помогает им найти свои места, а также разместить ручную кладь в салоне самолета. Для общения можно использовать такие фразы.

Фраза Перевод
We are glad to see you on board. Мы рады приветствовать Вас на борту нашего самолета.
Can I help you, madam/sir? Могу я Вам помочь, госпожа/господин?
Can I see your boarding pass, please? Могу я взглянуть на Ваш посадочный талон?
I am sorry, but I need to see your boarding pass. Извините, мне нужен Ваш посадочный талон.
Your seat is 77A by the window. Ваше место 77А возле окна.
Your seat is over there - second row on the left. Ваше место вон там - второй ряд слева.
May I place your bag in the overhead compartment? Я могу положить Вашу сумку на багажную полку?
Could I ask you to put your bag beneath the seat? Могу я попросить Вас положить сумку под сиденье?

После этого бортпроводники должны провести подсчет пассажиров (passenger head-count), а также стюардессы могут предлагать им газеты. Это можно сделать при помощи фразы May I offer you a newspaper? (Могу я предложить Вам газету?) Затем следует произнести небольшую приветственную речь и рассказать пассажирам, где расположены аварийно-спасательные средства и как ими пользоваться.

Приветственная речь бортпроводника на английском языке может отличаться на разных авиалиниях, поэтому мы приведем наиболее общие фразы, которыми вы можете пользоваться при инструктаже пассажиров.

Фраза Перевод
Please listen carefully to the following announcement for your own safety. Пожалуйста, выслушайте внимательно следующие правила безопасности.
Please stow your hand luggage in the overhead locker or under the seat in front of you. Пожалуйста, разместите Вашу ручную кладь на полке над собой или под сиденьем перед собой.
Your phone has to be turned off for the whole flight. Ваш телефон должен быть выключен на протяжении всего полета.
Smoking is not allowed on the flight. Во время полета нельзя курить.
Your life vest is under your seat. This is how you should put it on. Ваш спасательный жилет под сиденьем. Вот как его следует надевать (показываем).
There are several emergency exits on this plane. They are being pointed out to you now. На этом самолете несколько аварийных выходов. Сейчас Вам их показывают.
Your seat must be fully upright. Ваше сиденье должно быть приведено в вертикальное положение.
Our plane is taking off now, please fasten /ˈfɑːs(ə)n/ your safety belt. Наш самолет сейчас взлетает, пожалуйста, пристегните ремни безопасности.
When the seatbelt sign is on, you must fasten your seatbelt. Когда знак «Пристегните ремни» включен, Вы должны пристегнуть свои ремни.
Make sure your seat belt is fastened. Убедитесь, что Ваш ремень безопасности пристегнут.
You can find a safety instruction card in the pocket in front of you. Вы можете найти инструкцию по безопасности в кармашке перед Вами.
We wish you all an enjoyable flight. Мы желаем Вам приятного полета.

После взлета бортпроводники обычно предлагают пассажирам напитки, развлечения (фильмы, музыка) и т. д. Предлагаем вам воспользоваться следующими фразами для общения с пассажирами самолета.

Фраза Перевод
The seatbelt sign is off and you can leave your seats if you need. Знак «Пристегните ремни» выключен, и Вы можете покинуть свое место, если Вам нужно.
If you press this button, it will light up at the end of the cabin and one of us will come to your assistance. Если Вы нажмете эту кнопку, в конце салона зажжется индикатор и один из бортпроводников подойдет к Вам.
Would you like headphones? Вам нужны наушники?
We will serve drinks and snacks as soon as possible. Мы подадим напитки и закуски в ближайшее время.
May I offer you a drink, madam/sir? Могу я предложить Вам напиток, госпожа/господин?
The drinks are free-of-charge. Напитки бесплатные.
Would you like a blanket? Не хотели бы Вы одеяло?
Please, press the release button to feel comfortably. Пожалуйста, нажмите кнопку для опускания спинки кресла, чтобы чувствовать себя комфортно.

Жалобы пассажиров

Пожалуй, самое сложное в работе бортпроводника - это не выучить все указанные в нашей статье фразы на английском, а умение улаживать различные конфликтные ситуации и правильно реагировать на жалобы пассажиров.

Когда пассажир вызвал вас, подойдите к нему, поздоровайтесь и задайте один из следующих вопросов.

После того как человек разъяснит вам суть жалобы, надо попытаться помочь человеку, сообщив ему, как вы можете решить проблему. Посмотрите, какие фразы на английском языке может использовать бортпроводник, когда отвечает на жалобу пассажира.

Фраза Перевод
A : It is really hot here. А : Здесь очень жарко.
B : Please, use this button to control the direction and amount of air conditioning. В : Пожалуйста, используйте эту кнопку для контроля над направлением и мощностью вентиляции.
A : It is very dark here. I can’t read. А : Здесь очень темно. Я не могу читать.
B : This button controls your individual reading light. В : Эта кнопка регулирует индивидуальное освещение для чтения.
A : This steak is too cold. А : Этот стейк слишком холодный.
B : I am terribly sorry. It should have been heated. Would you like another? В : Приношу свои извинения. Он должен был быть подогретым. Вы хотели бы другой?
A : My neighbour is awful. Can you help me? А : Мой сосед ужасен. Вы можете мне помочь?
B : What exactly is he doing that bothers you? В : Что из его действий Вас беспокоит?
A : It is cold. Can I have a blanket? А : Холодно. Можно мне одеяло?
B : I"ll bring you one straightaway. В : Я сейчас же принесу Вам его.
A : I need to make a phone call. А : Мне нужно сделать телефонный звонок.
B : I"m sorry, sir, but it"s a matter of safety. It interferes with the aircraft"s electronic systems. В : Извините, сэр, но это вопрос безопасности. Он (телефон) мешает работе электронной системы самолета.

Бывает, что на борту возникает сразу несколько ситуаций, требующих вмешательства бортпроводника. В таком случае вы можете попросить кого-то из пассажиров подождать, главное - сделать это вежливо при помощи следующих фраз.

Фраза Перевод
I am afraid I am busy now. Can you wait a moment? Я боюсь, я сейчас занят. Вы можете подождать минутку?
Can you wait until I have finished the service? I will get back to you. Вы можете подождать, пока я закончу обслуживание? Я вернусь к Вам.
I will ask the purser to come and speak with you, sir. Я попрошу старшего бортпроводника подойти и поговорить с Вами, сэр.

Медицинская помощь пассажирам

Надеемся, на ваших рейсах пассажиры всегда будут чувствовать себя отлично. И все же не мешает перестраховаться и выучить полезные фразы, с помощью которых вы сможете выяснить, что случилось с человеком.

Фраза Перевод
What happened? Что случилось?
How are you feeling? Как Вы себя чувствуете?
What exactly are the symptoms? Каковы точные симптомы?
Do you have any pain? У Вас что-нибудь болит?
Would you like a glass of water or some more air? Вы не хотели бы стакан воды или немного больше воздуха?
Would you like me to get you an aspirin? Может быть, я принесу Вам аспирин?
Do you feel well enough to sit up? Вы себя достаточно хорошо чувствуете, чтобы приподняться и сесть?
Do you need medical attention? Вам нужна медицинская помощь?
Are you ill or injured? Вы больны или повредили что-то?
Do you need a prescribed medication? Вам нужны прописанные Вам лекарства?

Если ситуация серьезная и вы понимаете, что человеку нужна помощь специалиста, попробуйте найти врача среди пассажиров. Можно сделать следующее объявление:

Ladies and gentlemen. Your attention, please! If there is a doctor on the board, please contact a member of the cabin crew. Thank you!

Дамы и господа. Прошу минутку внимания, пожалуйста! Если на борту есть врач, пожалуйста, свяжитесь с членом экипажа. Спасибо!

Непредвиденные ситуации

Надеемся, фразы из этого раздела вам никогда не понадобится употреблять на практике. И все же лучше знать их наизусть, чтобы в случае опасности суметь успокоить пассажиров и подготовить их к жесткой посадке или другой внеплановой ситуации.

Фраза Перевод
We are approaching an area in which air turbulence may be experienced. Мы приближаемся к зоне, где может быть турбулентность.
Stay in your seats and remain calm. Оставайтесь на своих местах и сохраняйте спокойствие.
Pull down the oxygen mask and place them over your nose and mouth. Достаньте кислородные маски и наденьте их.
Parents should adjust their own masks first, then help their children. Родители должны сначала надеть свои маски, а потом помочь своим детям.
We are making a controlled descent to a safer altitude. Мы выполняем контролируемое снижение на более безопасную высоту.
Breathe through the mask until we advise to remove it. Дышите через маску, пока мы не скажем снять ее.

Приземление

Итак, ваш полет прошел успешно, и вы готовитесь к посадке. Следует объявить об этом пассажирам, а также сообщить им, что нужно делать перед посадкой. Воспользуйтесь следующими фразами.

Фраза Перевод
We’ll be landing in 30 minutes. Мы приземлимся через полчаса.
Please, return to your seats and ensure your baggage is safely secured in the overhead compartment. Пожалуйста, вернитесь на свои места и убедитесь, что Ваш багаж надежно закреплен на верхней полке.
Put your seat back upright. Приведите спинку кресла в вертикальное положение.
Please, fold up your meal trays before landing. Пожалуйста, сложите раскладные столики перед посадкой.
Thank you for flying Alfa Airlines! We hope to see you again. Спасибо, что воспользовались услугами авиакомпании Альфа! Надеемся увидеть Вас снова.

Полезные ресурсы для изучения английского языка для бортпроводников

А теперь мы хотим привести вам полезные ресурсы, которые помогут учить английский стюардессам и стюардам. Рекомендуем пользоваться следующим:

  1. Учебники по английскому для бортпроводников:
    • “English for Aviation for Pilots and Air Traffic Controllers” by Sue Ellis and Terence Gerighty.
    • “English for Cabin Crew” by Terence Gerighty and Shon Davis.
    • “Thank you for flying with us” by John G. Beech.
  2. MiMi - англо-английский словарь для бортпроводников. Там вы найдете расшифровку нужных вам терминов и аббревиатур.
  3. Air Odyssey - примеры готовых объявлений для пассажиров на борту самолета. Также на сайте есть различные тесты и интересные статьи на английском об авиации.
  4. LearnEnglishFeelGood.com - на этой страничке есть тесты для самопроверки. Выберите упражнения с названием English for flight attendants и потренируйте свои знания с помощью тестов.

Надеемся, наша статья облегчит вам изучение английского языка для бортпроводников и позволит получить работу вашей мечты на хороших авиалиниях. А если вы хотите освоить профессиональный английский быстрее и более углубленно, приглашаем на . Наши преподаватели помогут вам заговорить свободно и легко понимать речь любого пассажира. Желаем вам приятных полетов!

Мы составили для вас документ, в котором собраны все слова и выражения по данной теме. Вы можете скачать его по ссылке ниже.

Город: Борнмут / Bournemouth

Школа: MLS International College

Продолжительность обучения: 2 или 4 недели

Режим занятий:

  • 32 урока в неделю: 30 уроков общего английского в группе + 2 урока английский для авиации индивидуально или в мини-группе
  • 34 урока в неделю: 30 уроков общего английского в группе + 4 урока английский для авиации индивидуально или в мини-группе

Начало занятий: каждый понедельник кроме праздников

Размер группы: 14 человек максимум

Уровень знания английского языка: от уровня 2 ICAO

Квалификация: от уровня 4 ICAO Language Proficiency Rating Scale и выше

Цены на 2019 год

Стоимость обучения, установленная школой MLS International College в фунтах стерлингов

** Стоимость проживания в резиденции зависит от месяца.

О курсе

Программа авиационного английского языка для летного состава/ English for Aviation разработана в соответствии с требованиями по подготовке кадров по английскому языку в секторе международной гражданской авиации и движения воздушного транспорта. Школа MLS предлагает серию краткосрочных программ с выдачей сертификата до уровня ICAO 4 и выше.

Международная организация гражданской авиации (ICAO) установила определенные требования владения английским языком, предъявляемые к экипажу и диспетчерам службы управления воздушным движением, а также шкалу оценки, характеризующую необходимый уровень профессионализма.

В результате длительного сотрудничества с отраслью международной гражданской авиации в области программ английского языка, MLS International College стала одной из первых языковых школ в Великобритании, в полной мере содержащей новые требования к знаниям английского языка. В программе курса проводится тестирование и оценка кадрового состава гражданской авиации в соответствии с новой рейтинговой шкалой знаний английского языка, утвержденной ICAO.

Курс обучения в MLS был разработан для удовлетворения требований в обучении экипажа и диспетчеров. На всех уровнях слушателям предоставляется возможность расширить свои практические и организационные навыки. Фундаментальным аспектом образовательного процесса является изучение английского языка посредством активного участия в практических занятиях.

Увлекательный и обширный по методике преподавания и содержанию специализированный тренинг по расширению лексики, терминологии и фразеологии в сфере авиации ставит своей целью развитие практических разговорных навыков, необходимых персоналу в сфере авиации для безопасного и эффективного управления международными рейсами.

Перед зачислением на курс, а также по завершении обучения проводится оценка уровня владения английским языком. Также регулярно в течение всего курса обучения проводится контроль успеваемости в неформальной форме. По окончании обучения учащиеся сдают письменную работу, по результатам которой отмечаются личные достижения каждого, и производится оценка владения английским языком в соответствии со шкалой знаний, установленной ICAO (ICAO Language Proficiency Rating Scale).