Коды бюджетной классификации (КБК) и их особенности. Классификация доходов бюджетов российской федерации Классификация доходов бюджетов по источникам поступления

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования ;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).
Кроме того, предусмотрена классификация:
  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов РФ.
Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация доходов

Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней РФ.

Доходы бюджетов всех уровней классифицированы на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Классификация доходов предусматривает следующие группы: Дальнейшая детализация доходов осуществляется по подгруппам, статьям и подстатьям бюджетной классификации, например:

Такая детализация позволяет учитывать поступления в бюджеты всех предусмотренных законодательством видов доходов. Для каждого из них в бюджетной классификации предусмотрен самостоятельный код.

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)
См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных .

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):
  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды
Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для .

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора . Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)

Опр. Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств – источников финансирования дефицита бюджета. (БК ст. 6)

Предыдущая редакция БК РФ (до 2008 года) определяла доходы:

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и ОМС.

Следует заметить, что большую часть доходов составляют налоги, которые действительно являются индивидуально безвозмездными платежами, однако в бюджет поступают сборы – плата за государственные услуги, и доходы от имущества (аренда), которые не являются безвозмездными.

Существует практика возмещения НДС из бюджета, а также возврата излишне уплаченных налогов. Поэтому и безвозвратными доходы бюджета назвать нельзя.

Правовая основа для формирования доходов бюджета:

Ø Бюджетное законодательство,

Ø Налоговое законодательство (его перечень есть в ст.1 НК РФ),

Ø Законодательство об иных обязательных платежах,

Есть различные платежи, они не систематизированы и не кодифицированы. Например, есть плата за загрязнение окружающей среды – не сбор и не налог.

Ø Прочее законодательство и договоры, т.к. есть доходы, получаемые на договорной основе (аренда и т.п.) и не являющиеся обязательными.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей (см. таблицу ниже ):

1) Кода главного администратора доходов бюджета;

2) Кода вида доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3) Кода подвида доходов;

4) Кода операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода):

Ø Группа налоговые и неналоговые доходы включает:

· Налоговые:

· Неналоговые:

Ø группа безвозмездных поступлений:

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Администраторами доходов бюджетов являются:

1) органы государственной власти (государственные органы),

2) органы местного самоуправления,

3) органы местной администрации,

4) органы управления государственных внебюджетных фондов,

5) Центральный банк Российской Федерации,

6) а также бюджетные учреждения,

Администраторы доходов бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют (функции):

1) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет;

2) начисление

3) учет платежей, пеней и штрафов по ним,

4) взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним.

Примеры кодов главных администраторов доходов бюджета:

020 - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

022 - Министерство энергетики Российской Федерации,

054 - Министерство культуры Российской Федерации,

092 - Министерство финансов Российской Федерации,

182 - Федеральная налоговая служба,

386 - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

401 - Сибирское отделение Российской академии наук

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;

2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;

3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группу 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы" детализируют следующие подгруппы:

1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;

1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;

1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;

1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

Группу 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления" детализируют следующие подгруппы:

2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;

2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

Группу 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" детализируют следующие подгруппы:

3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;

3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Элемент видов доходов указывает на бюджет, в который доходы зачисляются.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - бюджеты Москвы или Санкт-Петербурга;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

В 18 - 20 разрядах кода классификации доходов бюджетов применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления :

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - поступления от международных финансовых организаций;

160 - взносы на социальные нужды;

170 - доходы от операций с активами;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Пример.

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, будет иметь следующий код классификации:


182 1 02 01010 01 0000 110


Состав доходов бюджетов (схема №36):

1. Налоговые:

· налоги и сборы федеральные, региональные, местные;

· налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

· государственная пошлина;

· задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

· пени (по налогам),

· штрафы (только налоговые);

2. НЕналоговые:

· взносы на социальные нужды (бывший ЕСН);

Ранее в Федеральный бюджет зачислялся Единый социальный налог, который с 2010 года заменен страховыми взносами, зачисляемыми непосредственно во Внебюджетные фонды.

· доходы от внешнеэкономической деятельности (в т.ч. все таможенные сборы и пошлины);

Не смотря на «налоговый характер» таможенных сборов и пошлин, они относятся к НЕналоговым доходам, т.к. (БК, ст. 41 «Виды доходов бюджетов»): «к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы».

И только в ст. 51 «Неналоговые доходы федерального бюджета», можно найти: «таможенные пошлины и сборы».

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· платежи при пользовании природными ресурсами;

· доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

· доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

Доходы от продажи имущества за исключением акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, т.к. это входит в ИФДБ)

· административные платежи и сборы;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админи-стративной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, возмещение вреда),

· возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

· прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами (ранее было 50%)

· средства самообложения граждан

довольно новый вид доходов, введен с 2008 года, например, муниципальные органы на сходе граждан могут установить такие взносы;

· иные неналоговые доходы;

3. Безвозмездные перечисления:

· безвозмездные поступления от нерезидентов;

· безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;

Т.е. все межбюджетные трансферты – дотации, субсидии, субвенции;

· безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

· безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

· безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

· прочие безвозмездные поступления.

4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

5. Доходы целевых бюджетных фондов; (Целевые фонды отменены с 2008 года)


Похожая информация.


При заполнении платежного поручения всегда следует указывать код бюджетной классификации. Что подразумевается под этим понятием? Коды бюджетной классификации (КБК) – это специальная кодировка, введенная именно для заполнения платежных поручений по каждому виду налогового платежа. С 1 января 2005 года были введены новые коды бюджетной классификации (КБК) после утверждения их в Приказе Минфина России № 72н от 27.08.2004. Изначально максимальная длина поля 104 расчетного документа включала в себя 7 разрядов. Однако после публикации Указания Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» эта величина была увеличена до 20 символов (разрядов).

Структура кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации

Если вы совершенно не знакомы с бюджетной классификацией, КБК всегда можно уточнить по специальной Таблице кодов бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Бюджетная классификация находится под администрированием Федеральной налоговой службы. Сама же Таблица была приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059. Сама же бюджетная классификация выглядит следующим образом:

Теперь рассмотрим данные таблицы более подробно.

Часть 1 – код администратора

Часть 1 – это код администратора. Оно состоит из трех разрядов. Администратор занимает 1, 2 и 3 ряды КБК, состоит из трех символов. В данную часть вносится номер, присвоенный главному распорядителю согласно перечню уполномоченных лиц со стороны бюджета. В качестве администратора поступлений в бюджет государства могут выступать:

Налоговые органы;
- органы местного самоуправления;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- иные органы государственной власти;
- физические или юридические лица, деятельность которых регламентируется вышеперечисленными органами;
- муниципальные учреждения, созданные указанными органами.

Коды администраторов могут быть представлены в следующем виде:
1. Код Пенсионного фонда Российской Федерации – 392-0-00-00-000...
2. Код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000…
3. Код Федеральной налоговой службы Российской Федерации – 182-0-00-00-000… и т.д.

Часть 2 – Код вида доходов

Вторая часть КБК с 4 по 13 разряд представляет собой коды доходов бюджетной классификации Российской Федерации. Каждая категория этой части состоит из 10 символов. Группа – это четвертый разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Она предусматривает наличие четырех категорий:

000-1-00-00-000-00… - доходы;
000-2-00-00-000-00… - перечисления на безвозмездной основе;
000-3-00-00-000-00… - доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности, которая приносит прибыль.

Все платежи, которые контролируются налоговыми органами, находятся в группе №1 – «Доходы».

Коды доходов бюджетной классификации представлены в 5-6 разрядах подгруппы. Ее заполнение зависит от принадлежности платежа к конкретной группе. В группе «Доходы» находятся следующие подгруппы кодов бюджетной классификации (КБК):

000-1-01-00-000-00 - налоги на доходы и прибыль;
000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы, производимые на социальные нужды;
000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (услуги, работы), которые реализуются на территории Российской Федерации;
000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;
000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход физических или юридических лиц;
000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество физических или юридических лиц;
000-1-07-00-000-00 - налоги за использование природных ресурсов;
000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным сборам, налогам и другим платежам, которые носят обязательный характер;
000-1-10-00-000-00 – доходы лиц от внешнеэкономической деятельности;
000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной или государственной собственности;
000-1-12-00-000-00 - платежи за использование природных ресурсов;
000-1-13-00-000-00 – доходы, полученные после оказания платных услуг;
000-1-14-00-000-00 – доходы, полученные в результате продажи нематериальных и материальных активов;
000-1-15-00-000-00 - административные сборы и платежи;
000-1-16-00-000-00 – санкции, штрафы, и плата за возмещение ущерба;
000-1-17-00-000-00 - прочие доходы неналогового типа;
000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полученные в результате возврата остатков субвенций и субсидий прошлых лет;
000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субвенций и субсидий прошлых лет.

В группу «Безвозмездные поступления» включены следующие коды бюджетной классификации (КБК) по подгруппам:

000-2-01-00-000-00 - поступления от нерезидентов на безвозмездной основе;
000-2-02-00-000-00 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной основе, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов;
000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления со стороны государственных организаций;
000-2-05-00-000-00 - поступления от наднациональных организаций безвозмездного характера;
000-2-07-00-000-00 - другие поступления на безвозмездной основе.

Также существует группа под названием "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности", в состав которой входят следующие подгруппы кодов бюджетной классификации:

000-3-01-00-000-00 – доходы, полученные от собственности по предпринимательской и другой деятельности, приносящей доход;
000-3-02-00-000-00 – доход от рыночных продаж товаров и услуг;
000-3-03-00-000-00 – поступления безвозмездного характера от предпринимательской и другой деятельности, обеспечивающей получение дохода;
00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от муниципальных и государственных лотерей.

7-8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации занимает Статья. Данные разряды обычно указываются в расчетных документах строго и предельно точно. Они соответствуют значениям, которые включают в себя коды бюджетной классификации расходов и доходов бюджетов Российской Федерации.

9-11 разряды КБК отведены Подстатье. Они также указываются предельно точно и проверяются достаточно строго.

12-13 разряды включает в себя Элемент. Обычно в этих категориях указывают код элемента доходов, который закрепляется различными субъектами в зависимости от вида дохода. Скажем, в зависимости от полномочий органов по установлению платежа, налоговые доходы закрепляются за определенным уровнем бюджетной системы РФ:

Органами власти субъектов РФ;
- федеральными органами власти;
- органами власти муниципальных образований, согласно законодательным нормам Российской Федерации касательно налогов и сборов.

Определение Элемента для неналоговых доходов часто определяется, исходя из принадлежности администратора этих неналоговых поступлений в бюджет страны к определенному уровню власти.

Поступления безвозмездного типа предусматривают определение Элемента в соответствии с трансфертом платежа по отношению к получателю.

Коды элементов доходов представлены следующим образом:

01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта РФ;
03 - местный бюджет;
06 - Пенсионный фонд РФ;
07 - Фонд социального страхования РФ;
08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3 – Код программ доходов бюджетов российской Федерации

Код программ доходов бюджетов состоит из 4-х знаков и закрепляет в себе 14-17 разряды. Они используются для раздельного учета сумм пеней, налогов, штрафов и прочих денежных взысканий по конкретному налоговому платежу. Коды бюджетной классификации (КБК) по программе доходов представлены следующим образом:

1000 –коды, предназначенные для перечисления налогов (сборов);
2000 – коды, предназначенные для перечисления пени по указанному виду платежа;
3000 – коды, предназначенные для перечисления штрафов по указанному виду платежа.

В качестве примера, коды бюджетной классификации (КБК) для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет выглядят таким образом: 182-1-01-01-011-01-1000-110.

Часть 4 – Экономическая классификация доходов бюджетов

В этой части, согласно Приложению №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004 г. №249, применяется трехзначный код классификации операций государственного сектора. Экономическая классификация доходов бюджета занимает с 18 по 20 разряды и представлена следующими значениями:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 – доходы, полученные в результате оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 – безвозвратные и безвозмездные поступления от бюджетов;
151 – поступления средств от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления правительств иностранных государств и наднациональных организаций;
153 – перечисления со стороны международных финансовых организаций;
160 – отчисления и взносы на социальные нужды;
170 – доходы, полученные от операций с активами;
171 – доходы, полученные от переоценки активов;
172 – доходы, полученные от реализации активов;
180 - другие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости запасов материального типа.

Часто в процессе заполнения поля 104 «Код бюджетной классификации» допускается одна ошибка. В 14 разряде часто указывают нулевое значение. Но 14-ый разряд является символом, определяемым налогоплательщиком, и в документах он не может принимать нулевое значение. В случае возникновения указанной ошибки платежи по такой документации направляют в категорию «неклассифицированных» поступлений.

Исходя из вышеперечисленных сведений, напрашивается вопрос: почему в обязательном порядке включает в себя, казалось бы, такую запутанную систему кодов? Дело в том, что сложной бюджетная классификация является лишь на первый взгляд. Вообще же, структура всех подразделов составлена так, чтобы доходы и расходы были более конкретизированы и распределены, в результате чего процесс формирования бюджетов становится более простым и оперативным.

Б юджетная классификация, представляет собой определенную группировку по единой системе доходов, расходов и источников покрытия дефици­та, основанную на однородных признаках, которая исполь­зуется для составления и исполнения бюджетов и обеспечи­вает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Основные принципы бюджетной классификации полно­стью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл.4), согласно кото­рому бюджетная классификация включает:

    классификацию доходов бюджетов Российской Фе­дерации;

    функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    ведомственную классификацию расходов федераль­ного бюджета;

    экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внутреннего финансиро­вания дефицитов бюджетов Российской Федерации;

    классификацию источников внешнего финансирова­ния дефицита федерального бюджета;

    классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований;

    классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Структура доходов бюджетов приведена на схеме 3.

Доходы бюджетов - денежные средства, поступаю­щие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответ­ствии с законодательством в распоряжение органов госу­дарственной власти соответствующего уровня.

Схема 3. Структура доходов бюджета

В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Бюджетная классифика­ция подразделяет объекты классификации на группы, под­группы, статьи и подстатьи.

В соответствии с новой бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) Налоговые доходы, которые включают в себя:

    прямые налоги на прибыль, доход, прирост капита­ла (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие налоги на прибыль или доход).

    налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты груда (транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, содержание обще­образовательных учреждений и другие аналогичные цели, прочие налоги и сборы, исчисленные от фонда оплаты труда);

    налоги на товары и услуги (налог на добавленную сто­имость, акцизы, специальный налог для финансовой под­держки важнейших отраслей народного хозяйства, налог па реализацию горюче-смазочных материалов и на транс­портные средства; лицензионный сбор за право производства, хранения, разлив и реализацию алкогольной продук­ции; прочие налоги, платежи и лицензионные сборы);

    налоги на имущество;

    платежи за использование природных ресурсов;

    налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономичес­кие операции;

    прочие налоги, сборы и пошлины.

б) Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетны­ми учреждениями, находящимися в ведении соответствен­но федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной от­ветственности, в том числе штрафы, конфискации, ком­пенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

    иные неналоговые доходы.

Наиболее важными из "иных неналоговых доходов" яв­ляются:

    прибыль Банка России - по нормативам, установ­ленным федеральными законами;

    доходы от внешнеэкономической деятельности.

в) Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного ко­декса РФ) включают следующие поступления:

    от нерезидентов;

    от других уровней власти (дотации, субвенции, сред­ства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления):

    от государственных внебюджетных фондов;

    от государственных предприятий и учреждений;

    от наднациональных организаций.

Бюджетные расходы - это денежные средства, на­правляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные расходы по следующим направ­ лениям:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

К расходам, финансируемым исключительно из феде­ рального бюджета, относятся следующие функциональные их виды:

    обеспечение деятельности Президента РФ, Феде­рального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов испол­нительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    функционирование федеральной судебной системы;

    осуществление международной деятельности в об­щефедеральных интересах;

    национальная оборона и обеспечение безопасности го­сударства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные исследования и содействие науч­но-техническому прогрессу;

    государственная поддержка железнодорожного, воз­душного и морского транспорта;

    государственная поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    исследование и использование космического про­странства;

    формирование федеральной собственности;

    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    пополнение государственных запасов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, государственного матери­ального резерва;

    проведение референдумов и выборов Российской Фе­дерации;

    федеральная инвестиционная программа;

    обеспечение реализации решений федеральных ор­ганов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. 4 - финансовая поддержка субъектов Федерации;

    официальный статистический учет;

    прочие расходы.

К расходам, финансируемым исключительно из бюд­жетов субъектов Российской Федерации, относятся сле­дующие функциональные виды расходов:

    обеспечение функционирования органов законодатель­ной (представительной) и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

    проведение выборов и референдумов субъектов Рос­сийской Федерации;

    обеспечение реализации региональных целевых про­грамм;

    формирование государственной собственности субъек­тов Российской Федерации;

    осуществление международных и внешнеэкономичес­ких связей субъектов Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации субъектов Российской Федерации;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов;

    прочие расходы, связанные с осуществлением пол­номочий субъектов Российской Федерации.

К расходам, финансируемым исключительно из мест­ных бюджетов, относятся следующие функциональные виды расходов:

    формирование муниципальной собственности и уп­равление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений об­разования, здравоохранения, культуры, физической куль­туры и спорта, средств массовой информации, других уч­реждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    организация, содержание и развитие муниципаль­ного жилищно-коммунального хозяйства;

    муниципальное дорожное строительство и содержа­ние дорог местного значения;

    благоустройство и озеленение территорий муници­пальных образований;

    организация утилизации и переработки бытовых от­ходов (за исключением радиоактивных);

    организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

    охрана окружающей природной среды на террито­риях муниципальных образований;

    реализация целевых программ, принимаемых орга­нами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    целевое дотирование населения;

    проведение муниципальных выборов и местных ре­ферендумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представитель­ными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Помимо перечисленных расходов, относящихся к бюд­жетам различных уровней, существуют расходы, в кото­рых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты. В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ совместно за счет средств федерального бюд­ жета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    государственная поддержка отраслей промышленно­сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспор­та, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие на­учно-технический прогресс;

    обеспечение социальной защиты населения;

    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

    обеспечение предупреждения и ликвидации послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий меж­регионального масштаба;

    развитие рыночной инфраструктуры;

    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законо­дательством Российской Федерации;

    обеспечение деятельности средств массовой инфор­мации;

    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных об­разований.

Бюджетная классификация разделяет бюджетные рас­ходы по следующим признакам:

а) функциональная классификация расходов;

б) ведомственная классификация расходов;

в) экономическая классификация расходов.

В соответствии с функциональной (предметной) клас­сификацией расходы распределяются по отраслям деятель­ности и звеньям управления. Бюджетная классификация позволяет выделять направле­ния государственных приоритетов через функциональную структуру бюджета Российской Федерации.

Ведомственная классификация предполагает распреде­ление расходов по министерствам (ведомствам). В бюдже­тах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям и т. д.

Ведомственная классификация позво­ляет осуществлять адресное выделение финансовых ресур­сов, дает возможность формировать и контролировать не только уровень расходов государственных средств по орга­низации управления, увязать эти расходы с выполнением программных и приоритетных задач, но и установить сте­пень ответственности в расходовании средств соответству­ющих ведомств.

Экономическая классификация дифференцирует рас­ходы по хозяйственным признакам или производственным элементам

В бюджетах различных уровней всегда действует прин­ цип сбалансированности, который означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из ис­точников финансирования его дефицита.

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над дохода­ми - дефицитом бюджета.

Для покрытия дефицита государство использует в основном два способа: денежную эмиссию, а также внутренние и внешние заимствования.

Бюджетный кодекс в гл. 13 "Дефицит бюджета и источ­ники его покрытия" дает определение и классификацию заимствований, которых в настоящее время имеется три Вида:

    государственные заимствования Российской Федера­ции;

    государственные заимствования субъектов Российской Федерации;

    муниципальные заимствования.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от фи­зических и юридических лиц, иностранных государств, меж­дународных финансовых организаций, по которым возни­кают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Россий­ ской Федерации - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым воз­никают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) други­ми заемщиками, выраженные в валюте Российской Феде­рации.

Государственные заимствования субъектов Российс­кой Федерации, муниципальные заимствования - это зай­мы и кредиты, привлекаемые от физических и юридичес­ких лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муни­ципального образования как заемщика или гаранта пога­шения займов (кредитов) другими заемщиками, выражен­ные в валюте обязательств.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

    государственные займы, осуществляемые путем вы­пуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федера­ции;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы России;

    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Фе­дерации;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следую­ щих формах:

    муниципальные займы, осуществляемые путем вы­пуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципаль­ного образования;

    кредиты, полученные от кредитных организаций;

    бюджетные ссуды и кредиты, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации;

    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Вопросы По каждому пункту плана приводится перечень контрольных вопросов и дается на каждый ответ

бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса РФ , включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней являются:

  1. органы управления государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления , осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет , взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ).

Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные перечисления;
  4. доходы целевых бюджетных фондов;
  5. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов :

  1. налоги на прибыль ;
  2. налоги на товары и услуги;
  3. лицензионные и регистрационные сборы;
  4. налоги на совокупный доход;
  5. налоги на имущество и т. д.

В группу неналоговых доходов включаются следующие подгруппы:

  1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности ;
  2. доходы от продажи земли и нематериальных активов ;
  3. административные платежи и сборы;
  4. штрафные санкции;
  5. возмещение ущерба и т. п.

Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.

Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.