Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы). Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей (обобщение опыта работы проблемной группы) План совместной работы логопеда с педагогами доу

Годовой план работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год

Учитель-логопед: Проскурнева Е.В.

МБДОУ № 34 «Родничок»

Цель : создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности детей, формирования предпосылок учебной деятельности, исправление недостатков в речевом развитии детей.

Направления деятельности:

Диагностическое - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Виды деятельности

Мероприятия

Итоговый документ

Контроль

Организационая

Планирование работы.

Зачисление детей на логопедические занятия, оформление документации

Составление сетки занятий и графика работы.

Составление индивидуальных образовательных маршрутов.

Ведение документации.

Изучение мнения родителей о работе логопедического кабинета.

Изучение доументации, планирование работы учителя-логопеда на учебный год

Родители

Август-сентябрь 2018г.

Оформление документации

Сетка занятий

График работы

Индивидуальные образовательные маршруты

Диагностическая Первичная диагностика

Первичное обследование детей

Выявление детей с проблемами в речевом развитии. Формирование группы детей, подлежащих зачислению на логопункт на 2019-2020 учебный год

Дети средних, старших групп

До декабря 2017 года

Подготовка списков детей, направленных на обследование на ТОПМПК для уточнения речевого заключения

Входящая диагностика

Углубленное обследование детей, зачисленных на логопункт

Выявление уровня речевого развития детей на начальном этапе обучения

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

Сентябрь 2018 года

Речевое заключение

Перспективный план работы

Текущая диагностика

Мониторинг речевого развития

Отслеживание динамики речевого развития в процессе коррекции

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

ноябрь-апрель

Сравнительный анализ данных

Внесение коррективов в индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий

Итоговая диагностика

Обследование детей

Выявление речевого уровня развития детей на конечный период обучения

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

Сравнительный анализ данных

Аналитический отчет

Коррекционно-развивающая

Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений

Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

Ежедневно

Индивидуальные планы, индивидуальные тетради

Подгрупповая НОД:

а) по формированию подвижности артикуляционного аппарата

б) по автоматизации звуков

в) по развитию связной речи

Развитие эфферентного артикуляционного праксиса на базе имеющихся звуков

Закрепление механизмов образования звука, введение его в речь,

автоматизация. дифференциация

Формирование лексико-грамматической и синтаксической системы родного языка. Совершенствование коммуникативных навыков

Подгруппа детей с наиболее слабо сформированными эфферентными связями

Подгруппы детей со сходным дефектом звукопроизношения

Подгруппа детей с ОНР

Еженедельно

Групповая НОД

Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

Еженедельно

Календарно-тематический план, конспекты

Консультатив-ная деятельность

Индивидуальные консультации для родителей

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям

Родители детей посещающих ДОУ

В течении года по мере необходимости

Тетрадь учета консультаций

Консультации для родителей

Оформление уголка «Логопед советует» Оформление папки передвижки:

Нужны ли ребенку занятия с логопедом

Как развивается речь ребенка от 2 до 7 лет

Развиваем словарь дошкольников

Консультация-практикум:

«Гимнастика для язычка»

«Обучение детей чтению в домашних условиях»

Круглый стол для родителей

«Готовим ребенка к школе»-совместно с другими специалистами

Профилактика речевых нарушений

Оказание помощи родителям

Родители детей посещающих ДОУ

Раз в две- три недели

Информацион-ный лист в родительском уголке

Папка - передвижка

Родительские собрания:

«Мой ребенок зачислен на логопункт»

«Подведение итогов за первое полугодие и пути дальнейшей коррекционной работы».

«Наши успехи»

(подведение итогов обучения за год).

«Речевая готовность ребенка к школе»

Знакомство родителей с организацией и содержанием коррекционной работы на новый учебный год

Оказание помощи родителям

Родители детей, посещающих логопункт

Родители детей подготовительной группы

Сентябрь 2018г.

Декабрь 2018 г

Выступление на родительском собрании, памятки для родителей

Консультации для педагогов

Индивидуальные

Повышение эффективности коррекционной работы

Педагоги ДОУ

По мере необходимости

Тетрадь учета консультаций

Консультация-практикум:

«Игры с песком как средство формирования связной речи дошкольника»

Консультация

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Методическая помощь педагогам

Педагоги ДОУ

Октябрь 2018 г.

Март 2019г.

Методическая работа

Оснащение логопедического кабинета

Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.

Обогащение методической копилки разработками занятий, сценариями родительских собраний, консультаций, мастер-классов.

Распространение педагогического опыта на педагогических сайтах

Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом. Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

В течение года

Оборудование логопедического кабине

Картотеки

Конспекты занятий

Повышение профессионального уровня

Посещение открытых занятий педагогов ДОУ

Участие в педсоветах, круглых столах ДОУ

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов. Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня

Повышение профессионального мастерства,

обобщение и распространение практического опыта по теме.

Педагоги и администрация ДОУ

В течение года

Сертификаты участника

Проектная деятельность

«Использование песочной терапии в коррекции связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи»

Проект «Профессии наших родителей»

«Развитие связной речи через сказку и театрализованную деятельность»

Повышение эффективности коррекционной работы, повышение профессионального мастерства

Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год

Педагоги и администрация ДОУ

Ноябрь 2018

Февраль 2019

Апрель - 2019г

Выступление на педагогическом совете, методические рекомендации

Блок контроля

ТАТЬЯНА КОРЖ
План взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ на 2016–2017 учебный год

План взаимодействия учителя-логопеда Корж Т. В. с педагогами

МДБОУ «ЦРР - детский сад №6» на 2016-2017 учебный год.

№ мероприятия сроки

1. Ознакомление воспитателей с диагнозами вновь прибывших детей Сентябрь

2. Анализ результатов диагностики, обсуждение перспективного плана коррекционной работы для каждого ребенка

сентябрь

3. Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп (согласно годовому плану ДОУ) В течение года

4. Практические консультации для воспитателей коррекционной группы по автоматизации звуков В течение года

5. Ведение тетради взаимодействия с воспитателями во вторую половину дня (коррекционная работа) В течение года

Контроль за выполнением индивидуальных вечерних заданий В течение года

Индивидуальная беседа с инструктором по физическому воспитанию о динамике развития общей моторики у детей В течение года

8. Беседа с педагогом-психологом о психологических особенностях детей логогруппы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

В течение года

9. Совместно с педагогом-психологом разработка и реализация индивидуальной коррекционной программы для ребёнка – инвалида на учебный год. Сентябрь

10. Совместно со старшим воспитателем составление годового плана МДБОУ «ЦРР – детский сад№6» по речевому развитию.

Август

11. Обсуждение динамики развития детей В течение года

12. Заполнение экрана успеваемости «Наши успехи» В течение года

13. Участие в педсоветах ДОУ, метод. объединениях района, ДОУ В течение года

14. Участие в заседаниях ПМПк. Качественная оценка результатов проведённого логопедического воздействия, определение общей и речевой готовности к систематическому обучению в условиях школьного обучения. Согласно годовому плану ПМПк

15. Беседа с воспитателями: «О необходимости контроля за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи», «О необходимости контроля над правильным звукопроизношением детей на занятиях и вовремя режимных моментов» и т. п. В течение года

16. Беседа с медсестрой о профилактике гриппа в логопедической группе и профилактических мероприятиях, необходимых для проведения в группе

В течение года

17. Консультации для муз. руководителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» и т. д.

Беседа с муз. руководителем о контроле за речью детей старшей и подготовительной логопедической группы во время их подготовки к праздникам и развлечениям.

В течение года

Май, июнь

Публикации по теме:

Аналитический отчет учителя-логопеда о проделанной работе за 2015–2016 учебный год Целью логопедической службы является коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений. Задачами логопедической.

Годовой план учителя-логопеда в ДОУ на 2016–2017 год Годовой план учителя-логопеда Кириченко Т. С на 2016-2017 учебный год в подготовительной логопедической группе. Цель: формирование воспитательной.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2016–2017 учебный год Цель: Повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольного воспитания. Сентябрь Совместная подготовка к учебному году. Наглядная.

Перспективный план работы с родителями в логопедической группе на 2016–2017 учебный год Сентябрь 1. Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста» 2. Консультация «Драчуны. Как исправить.

Перспективный план развлечений на 2016-2017 учебный год в старшей группе сентябрьТематические развлеченияДень Знаний – 1 сентября Цель:.

План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016–2017 учебный год для воспитанника 7 группы План индивидуальной коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 учебный год для воспитанника 7 группы А. Максима Добрый день, уважаемые,.

Нередко в дошкольных образовательных учреждениях встаёт проблема взаимодействия специалистов и воспитателей между собой. Группой учителей-логопедов ДОУ города Перми в рамках работы проблемной группы при МБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения" города Перми была предпринята попытка собрать положительный опыт по данному вопросу разных учреждений. Я хочу проанализировать и представить обобщенный опыт работы данной группы.

Цель : выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

  1. Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  2. Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
  3. Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
    в коррекционно-развивающей работе.
  4. Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

  1. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.
  2. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.
  3. Функционал учителя-логопеда и воспитателей.
  4. Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

Логопедический пункт общеобразовательного ДОУ: взаимодействие логопеда и воспитателей

Теоретическая основа и практический материал представлен в пособии Михеевой И. А. и соавторов "Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда". Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Авторы-составители распределили по лексическим темам и включили в пособие: описания пальчиковых игр и упражнений на координацию речи с движением; задания, направленные на развитие общих речевых навыков на основе текстов; большое количество игр для развития слухового, зрительного внимания, фонематических представлений, для обогащения словаря и совершенствования грамматического строя речи; а также стихотворения, загадки и тексты для пересказа. Упражнения и тексты, предложенные в пособии, ориентированы на работу с детьми 5-7 лет.

Нами предпринята попытка разграничить работу воспитателя и логопеда по основным направлениям, определить точки соприкосновения взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.

Диагностическая работа

Воспитатель Учитель-логопед
Проводит диагностику общего развития.

Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.

Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
  • в "Экранах звукопроизношения", которые наглядно указывают на звуки, нарушенные
  • в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними,
  • - "таблицах взаимодействия", где отражен уровень развития структурных компонентов речи;
  • - в "Листах учета результатов обследования детей", в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия), лексико-грамматическими нарушениями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры, испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

Коррекционная работа

Воспитатель Логопед
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.

Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.

Профилактическая работа

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике

1. Индивидуальная работа на один месяц по следующим разделам: работа по автоматизации звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи. Опираясь на данную таблицу - схему индивидуальной работы воспитатель может строить свои занятия с учетом речевых проблем каждого ребенка. На занятии по звуковой культуре речи можно каждому ребенку предложить разобрать слова с теми звуками, которые они исправляют у логопеда.

2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Наблюдение за динамикой позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу. Порой воспитатели упорно просят повторить слово со звуком, которого у ребенка нет, и начинают сердиться, если ребенок что-то делает не так.

4. Логопедические памятки и буклеты, выпускаемые 1 раз в 2 месяца,
в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Выпуск тематических логопедических буклетов "Логопедическая тропинка" и памятки, которые помогли бы воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей. Красочно оформленные буклеты привлекают внимание не только взрослых, но и детей, которые хотят поучаствовать в их обыгрывании.

5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в условиях речевой группы и речевого детского сада

  • Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность логопеда и воспитателя: совмещение программы " Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5-6 лет)" Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ;
  • отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
  • сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
  • отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
  • невозможность взаимопосещения занятий логопедом и воспитателем в разновозрастных группах.

Совмещение программ рассмотрено в пособии: Л.Р.Лизуновой "Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ". В пособии рассматриваются вопросы создания оптимальных психолого-педагогических условий преодоления и предупреждения речевых нарушений у воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Структурно-организационные и программно-методические аспекты воспитания и обучения детей с нарушениями речевого развития являются результатом научно-исследовательской и коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Представленные программно-методические материалы включают в себя описание структурных компонентов системы коррекционно-развивающей и профилактической работы, направления организации единого речевого режима, программное содержание и планирование комплексной воспитательно-образовательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях организации единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития.

Практикующими учителями-логопедами совместная деятельность организуется в соответствии со следующими целями:

  • повышение эффективности коррекционно-образовательной работы
  • исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
  • оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Воспитатель Логопед
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития речи у детей.
Формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Проводит основную словарную работу
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением.

При наблюдении за объектами действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи детей.

На основе полученных знаний в ходе наблюдений проводит коррекционно-развивающие речевые упражнения и совершенствует имеющиеся у детей речевые навыки.
Обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться .

Не останавливает детей, подавляя их желание высказываться, а наоборот, поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, создаёт интерес к теме разговора у других детей.

Работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией, подбирает лексический материал по теме.
Формирует технические и изобразительные навыки На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки, с целью в дальнейшем формировать такие сложные формы речи, как планирующая речь. Благодаря этому речь детей на занятиях становится регулятором их поведения и деятельности.
Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю д ля закрепления.
Оказывает помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок. Ставит и вводит в речи звуки, подготавливает речевой материал для автоматизации звуков воспитателем.
Закрепляет навыки по связной речи с помощью стихотворений и т.п. Проводит занятия по развитию связной речи, готовит материал для закрепления воспитателем.
Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. Углубляет словарную работу, формирует у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе специальных упражнений обеспечивает их сознательное применение в речевом общении.
Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем;
  • пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты;
  • контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними;
  • при планировании занятий по письму и формированию графических навыков руководствуется методическими указаниями логопеда.
На фронтальных занятиях формулирует темы;
  • отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу,
  • обучает элементам грамоты,
  • одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.

Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Функционал логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  • Работа по коррекции звукопроизношения.
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  • Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  • Формирование послогового чтения.
  • Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  • Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  • Предупреждение нарушений письма и чтения.
  • Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.

Функционал воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  • Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  • Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).
  • Закрепление навыков чтения и письма.
  • Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  • Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формы взаимодействия

Интегрированные занятия - как форма совместной деятельности специалистов, воспитателей и родителей. Повышают профессиональную компетентность. Комплексно решают профилактические задачи.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 - 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

Список литературы:

  1. Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
  2. Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В.
  3. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия:
Выступление на РМО учителей-логопедов от 17.11.2016 г.

«Взаимодействие логопеда на логопункте и воспитателей ДОУ в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие».

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с воспитателями на 2016-2017 г.г.

Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образ.области «Речевое развитие» - это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.

Как необходимо выстраивать единую систему сотрудничества учителя-логопеда и воспитателей в условиях образовательной области «Речевое развитие? Отвечая на данный вопрос, мы хотели бы рассказать о взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей в реализации основных направлений «Программы коррекционно-развивающей работы»:

    Организационное направление

За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность учитель - логопед. Воспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда. Составляют совместный план работы.

    Диагностическое направление

Осуществляет диагностику речевого развития детей,

знакомит воспитателя с результатами обследования,

составляет «Экраны звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними

в «Листах учета результатов обследования детей», в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп: с нормальным речевым развитием, дефектами звукопроизношения, лексико-грамматическими нарушенииями, недоразвитием фонематического восприятия, нарушениями слоговой структуры,
испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.

П ланирует образовательную деятельность с детьми, опираясь на диагностичес-кие данные логопеда.

3.Коррекционно-образовательное направление

В условиях логопункта нет специальных логопедических занятий, включенных в сетку занятий, дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а н е ежедневно, занятия кратковременные (15-20 мин.) и краткосрочные (от 6-12 мес.). Дети-логопаты в настоящее время имеют сложные речевые нарушения (дизартрия, полифорфная дислалия и т.д.), где наряду с длительным исправлением звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие мелкой моторики и координации движений;

Формирование фонематического слуха,

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Обогащение словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи;

Формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;

В условиях логопункта полностью реализовать данные задачи невозможно и с овершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, работа которого имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако, выясняется, что организовать её на оптимальном уровне достаточно сложно и это зависит от ряда причин:

    отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний;

    должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития;

    воспитатели работают во всех образовательных областях, им трудно выделить время на коррекционную работу.

Таким образом, возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия.

Автоматизирует поставленные логопедом звуки, осуществляет контроль за речью детей на занятиях, во время режимных моментов. Закрепляет звуки на материале, слов, чистоговорок, скороговорок, в второй половине дня по «Тетрадям взаимосвязи».

Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука

Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.

Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры по «Тетрадям взаимосвязи»

Проводит индивидуальные консультации – практикумы с родителями по процессу коррекции речи ребенка

Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса (следить, чтобы родители вовремя приносили тетради для домашних заданий, посещали родительские собрания и т.д.)

Развивает мелкую моторику

Во второй половине воспитатель организует свободную деятельность детей: штриховка, обведением фигур по контуру, вырезывание и т.д.

Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.

План работы по взаимодействию логопеда и воспитателей на 2016-2017 г.г.

Содержание работы

Форма работы

Сроки исполнения

1.Организационно-диагностическая работа

Результаты логопедического обследования детей старших и подготовительных групп

Педагогический час, родительское собрание

Сентябрь-октябрь

Знакомство воспитателей с коррекционным индивидуально-перспективным планом на ребенка

консультация

Сентябрь

    Коррекционно-образовательная работа

Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Практикум для

воспитателей

Октябрь-ноябрь

Индивидуальный подход в организации

образовательной деятельности воспитателя с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Консультации и беседы с воспитателями

В течение года

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических средств языка (для детей ОНР)

Консультация

ноябрь

Беседа с воспитателями

В течение года

Составление «Экрана автоматизируемых звуков». Контроль за правильным произношением на занятиях, в режимных моментах, в спонтанной речи.

Беседы с воспитателями

В течение года

Оформление папок-передвижек по темам «Артикуляционная гимнастика», «Звуковой анализ и синтез», «Развитие речевого дыхания», «Игры на развитие фонематического слуха»

Наглядная информация для воспитателей

В течение года

Совместная подготовка к детским праздникам

Подбор речевого материала, разучивание стихов

В течение года

3.Заключительный этап

Проведение праздника «Чистой речи»

Досуг

май

Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей на летний период

май

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по данной теме: Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) . Издательство: , 2009 г.)

Муртазина Айсылу Радиковна
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-08-13 Перспективный план работы учителя-логопеда Муртазина Айсылу Радиковна МАДОУ детский сад № 29 Организация учебно-развивающей среды, диагностико-аналитическая деятельность, коррекционно-развивающая работа, научно-методическая работа, взаимосвязь со специалистами и воспитателями, взаимосвязь с родителями.

Просмотреть свитедельство о публикации


Перспективный план работы учителя-логопеда

Цель: выявление и преодоление речевых нарушений, которые задерживают дальнейшее развитие ребёнка, создают трудности в общении; создание условий для формирования личности ребёнка и его успешной социализации.

Задачи:

1. Своевременно выявить речевые нарушения у детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Определить уровень и характер речевых нарушений.

3. Разработать направление и содержание логопедической помощи каждому ребёнку.

4. Разъяснить среди педагогов и родителей детей специальных знаний по логопедии с целью профилактики речевых нарушений.

5. Вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственный

Результат

I . Организация учебно–развивающей среды

1. Подготовка кабинета к новому учебному году

сентябрь

Муртазина А. Р.

Паспорт кабинета

2. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для логопедических занятий

в течение года

Муртазина А. Р.

Наглядный и демонстрационный материал

3. Изготовление и оформление дидактических игр и пособий для логопедического кабинета

в течение года

Муртазина А. Р.

Дидактические игры и пособия

4. Пополнение картотеки пальчиковых и речевых игр, логоритмических упражнений

в течение года

Муртазина А. Р.

Пальчиковые игры, речевые игры, логоритмические упражнения

5. Приобретение необходимой методической литературы

в течение года

Муртазина А. Р.

Методическая литература

II. Диагностико–аналитическая деятельность

1. Диагностическое обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

сентябрь

Муртазина А. Р.

2. Диагностическое обследование речи детей средней группы

январь

Муртазина А. Р.

Журнал обследования речи детей

3. Обследование детей с тяжёлыми нарушениями речи

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

Подготовка документов на ПМПК

4. Зачисление воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи

сентябрь

Муртазина А. Р.

Список детей, зачисленных на логопедические занятия

5. Изучение медицинских карт детей, зачисленных на логопедические занятия и заполнение медицинских карт

сентябрь

Муртазина А. Р.

Медицинские карт

6. Заполнение речевых карт

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

Речевые карты

7. Составление расписания логопедических занятий

сентябрь

Муртазина А. Р.

Расписание логопедических занятий

8. Оформление документации учителя-логопеда

сентябрь-октябрь, май

Муртазина А. Р.

1) журнал учёта посещаемости логопедических занятий
2) журнал обследования речи детей

3) речевые карты на каждого ребёнка
4) список детей, зачисленных на логопедические занятия

5) экран звукопроизношения
6) перспективное планирование на учебный год

7) календарное планирование на учебный год

8) поурочное планирование коррекционной работы с детьми;
9) график и циклограмма работы учителя-логопеда
10) расписание логопедических занятий
11) индивидуальные тетради по коррекции звукопроизношения

12) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей

13) тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

14) план по самообразованию

15) отчёт о проделанной работе за год, статистический и аналитический отчёт

16) паспорт кабинета

9. Анализ коррекционной работы

май

Муртазина А. Р.

Статистический и аналитический отчёт

III. Коррекционно – развивающая работа

1. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени

Муртазина А. Р.

Поурочные планы, индивидуальные тетради

2. Литературный вечер в средних группах «Ох, уж эти сказки!»

март

Муртазина А. Р.

3. Литературный вечер в старших группах «В гостях доктор Айболит»

март

Муртазина А. Р.

Проведение литературного вечера, конспект

4. Литературный вечер в подготовительных группах «В стране Лукоморье»

март

Муртазина А. Р.

Проведение литературного вечера, конспект

IV . Научно-методическая работа

1. Составление плана по самообразованию «Система работы с неговорящими детьми дошкольного возраста»

сентябрь-октябрь

Муртазина А. Р.

План по самообразованию

2. Выпуск буклетов для воспитателей и родителей:

– «Советы логопеда заботливым родителям»

– «Развитие речевого дыхания»
– «Артикуляционная гимнастика»

– «Играем пальчиками – развиваем речь»

– «Сказкотерапия – волшебный мир вокруг нас»

ноябрь

Муртазина А. Р.

Буклеты

3. Участие в городских методических объединениях учителей-логопедов г.Нефтекамска

по плану ГМО

Муртазина А. Р.

Заседание ГМО, посещение занятий коллег

4. Участие в семинарах, конференциях, совещаниях

в течение года

Муртазина А. Р.

5. Проведение открытых занятий для воспитателей

в течение года

Муртазина А. Р.

Самоанализ, анализ коллег

6. Научно-методическая помощь воспитателям по вопросам коррекции речи

в течение года

Муртазина А. Р.

V . Взаимосвязь со специалистами и воспитателями

1. Заседание психолого-медико-педагогического консилиума

в течение года

Члены комиссии

2. Беседа с воспитателями старшей и подготовительной групп по результатам обследования речи детей

сентябрь

Муртазина А. Р.

3. Беседа с воспитателями средней группы по результатам обследования речи детей

январь

Муртазина А. Р.

4. Консультации для воспитателей:

– «Профилактика речевых нарушений»

– «Театрализованная деятельность как средство профилактики речевых нарушений»

– «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения»

– «Логоритмика в системе коррекционной работы с детьми по устранению различных видов речевых нарушений»

– «Методика проведения логоритмических упражнений в детском саду»

– «Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

– «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе»

– «Воспитание правильной и чистой речи у дошкольников»

– «Раннее обучение чтению детей с нарушениями речи: проблемы и трудности»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Муртазина А. Р.

Консультации

5. Консультация для музыкального руководителя: «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»

январь

Муртазина А. Р.

6. Консультация для инструктора ФЗК: «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»

январь

Муртазина А. Р.

7. Мастер-класс «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

март

Муртазина А. Р.

Выступление на педсовете, конспект

8. Ведение тетради взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей

в течение года

Муртазина А. Р.

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей

9. Посещение занятий

Цель: определить уровень автоматизации исправленных звуков в свободном общении.

в течение года

Муртазина А. Р.

Обмен опытом, самообразование, мониторинг

10. Участие в праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду

в течение года

Муртазина А. Р.

VI. Взаимосвязь с родителями

1. Ознакомление с результатами обследования на родительских собраниях и индивидуально

в течение года

Муртазина А. Р.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и родителей

2. Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, чьи дети зачислены в логопункт

в течение года

Муртазина А. Р.

Заявление, анкета

3. Родительские пятиминутки:

– Проблема звукопроизношения

Домашнее задание, работа в тетрадях

Наши достижения и умения

в течение года

Муртазина А. Р.

4. Участие на родительских собраниях:

– «Почему заговорить бывает трудно?» (первая младшая группа)

– «Развитие речи детей дошкольного возраста» (вторая младшая группа)

– «Как пополнять словарный запас у детей?» (средние группы)

– «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи» (старшие группы)

– «Готовность к обучению в школе» (подготовительные группы)

в течение года

Муртазина А. Р.

Конспекты родительских собраний

5. Консультации для родителей:

– «Что такое логопункт?»

– «Правила работы при выполнении домашних заданий»

– «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

– «Фонематический слух – основа правильной речи»

– «Развитие связной речи детей в семье»

– «Предупреждение нарушения слоговой структуры слова»

– «Сказкотерапия в жизни дошкольников»

– «Речевая готовность детей к школе»

– «Обучение чтению»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Муртазина А. Р.

Консультации

6. Индивидуальная работа в домашних тетрадях.

в течение года

, . .